Главные вкладки

    Тема доклада: «Ребёнок с ОВЗ в современном образовательном пространстве. Из опыта работы дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ»
    статья (3, 4 класс)

    Тяпкина Вера Степановна

    Инвалидность – это не ограниченные возможности здоровья,

    а  скорее просто особые образовательные потребности.

     

    Актуальность проблемы обучения детей-инвалидов обусловлена спецификой современной образовательной ситуации. Несмотря на то, что в последние годы, благодаря новым установкам государства, были изменены подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, как показывает анализ образовательной практики, «доступное качественное образование» по-прежнему недоступно для большинства детей-инвалидов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Выступление на августовской педагогической конференции «Качество образования: диалог с обществом»

    Тема доклада: «Ребёнок с ОВЗ в современном образовательном пространстве. Из опыта работы дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ»

    Инвалидность – это не ограниченные возможности здоровья,

    а  скорее просто особые образовательные потребности.

    Актуальность проблемы обучения детей-инвалидов обусловлена спецификой современной образовательной ситуации. Несмотря на то, что в последние годы, благодаря новым установкам государства, были изменены подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, как показывает анализ образовательной практики, «доступное качественное образование» по-прежнему недоступно для большинства детей-инвалидов.

    Если ребёнок обучается дома, то для этого ученика существуют ограниченные ресурсы учебного плана индивидуального обучения (не более 8 часов в начальной школе,10 часов в основной школе, 12 часов в 10-11-х классах) обусловливают сокращение учебной программы, что затрудняет реализацию государственного образовательного стандарта и приводит к образовательному неравенству при выборе профессионального образования, отодвигает от высшего образования и профессиональной деятельности часть способных детей.  Обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми.

          Выходом в сложившейся ситуации и является дистанционное обучение – обучение, позволяющее каждому ребенку с ограниченными физическими возможностями найти оптимальный для себя способ получения образования и успешной адаптации в жизни. В настоящее время дистанционное образование нередко называют одной из самых современных форм получения знаний. Данная форма получения образования приобретает все большую популярность.

          «Республиканский Центр  дистанционного обучения» образован на основании ряда нормативных документов. На право оказывать услуги по реализации образовательных программ  . выдана лицензия от 16 марта 2018 года.

           В нашей школе обучается 195 детей из 19 регионов Бурятии. Работает 80 учителей. В 1 классе наполняемость 1 человек, а уже начиная со 2 класса  по 2 человека.

    Включение в систему образования детей с ограниченными возможностями здоровья наша школа позволяет не только усовершенствовать и повысить качество образования, но и дает детям-инвалидам возможность виртуального общения, знакомства и обмена мнениями в компьютерной сети.  

     При организации дистанционного обучения реализуется индивидуальная образовательная траектория каждого ученика. Объем учебных занятий, их содержание и темп прохождения дозируется строго индивидуально. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.   Учитель в зависимости от образовательных потребностей учащегося может применять гибкую, индивидуальную методику обучения. Если ребёнок выезжает на лечение, учитель обязательно составляет для этого ученика маршрутный лист и проводит уроки в  удобное для ученика время.  Каждый ребенок может выбрать свой темп изучения материала, а также свою последовательность прохождения курса, согласованную с учителем.

     В нашу школу поступают учащиеся   на основании документов об инвалидности и заключения РПМПК,  могут быть и дети без инвалидности, но со справкой ВК. Например: Сахарный диабет, аллергия и другие заболевания не связанные с инвалидностью.  

    В республиканском центре обучается следующая категория  детей

    Категория детей с ОВЗ

    Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

    Глухие дети

    1.1, 1.2, 1.3, 1.4

    Слабослышащие дети

    2.1, 2.2, 2.3

    Слепые дети

    3.1, 3.2, 3.3, 3.4

    Слабовидящие дети

    4.1, 4.2, 4.3

    Дети с тяжелыми нарушениями речи

    5.1, 5.2, 5.3

    Дети с нарушениями ОДА

    6.1, 6.2, 6.3, 6.4

    Дети с задержкой психического развития

    7.1, 7.2, 7.3

    Дети с расстройствами аутистического спектра

    8.1, 8.2, 8.3, 8.4

     

    Программы, по которым    обучаются дети. РАС (расстройство аутистического спектра) НОДА  (нарушение опорно-двигательного аппарата)УО (умственно-отсталые) ЗПР  (задержка психического развития) ОО (обще-образовательные программы)

    В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 с 1 сентября 2016 года действует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ).    

     

    Всегда стоит вопрос, а кто конкретно составляет эти  программы? Эти адаптированные программы разрабатывает самостоятельно образовательная организация. Перед тем, как составлять эту программу нужно обязательно ознакомиться на сайте  Министерства Образования науки  Российской Федерации с РЕЕСТРОМ Примерных Основных Общеобразовательных Программ, а также с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. No26   «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ»;

     Согласно заключению РПМПК конкретно на каждого учащегося составляется АООП и утверждается учебный план – подробно можно увидеть на слайде. В соответствии с учебным планом составляется расписание. После изучения тематических блоков также применяется   текущий и итоговый контроль.

    Наша школа выдаёт аттестаты государственного образца.

    Каждому ученику выдаётся оборудование: компьютер, принтер, сканер, видеокамера, фотоаппарат,   на сумму свыше 100 тысяч рублей

    Интернет для наших детей бесплатный.

    Все педагоги образовательной организации, в том числе реализующие программу коррекционной работы   должны иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: а) по направлению "Специальное (дефектологическое) образование" по образовательным программам подготовки олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога.  

    Все специалисты должны пройти профессиональную переподготовку  по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ   подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке   установленного образца.

       В нашей школе обучающиеся и преподаватели имеют открытый дистанционный доступ к большому количеству информационных ресурсов, необходимых для освоения учебной программы.

    Несколько слов хочется сказать о том программно-методическом обеспечении, которое мы используем в работе. Чтобы не складывалось ошибочного впечатления, что вся работа заключается в соединении с ребенком в программе Скайп.

    1. Для обеспечения обратной связи и возможности проверки домашнего задания используется программа paint brush
    2. Посмотреть работу ученика во время урока можем на доске  при помощи программы piratepad .
    3. Рисование, презентации делаем с детьми в программе Перволого.
    4. Используем в работе электронный журнал и дневник – при входе у каждого родителя свой логин и пароль.

    И много другого полезного и интересного.

    Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, всегда стремятся к тому, чтобы их ученики, так же как и все дети, участвовали в олимпиадах, различных выставках, конкурсах   Все это позволяет расширить круг общения ребят, дает возможность применять полученные знания на практике, способствует успешной социальной адаптации учащихся, раскрытию их интеллектуального и творческого потенциала. Наши ученики занимаются на платформе Учи ру, инфоурок, самоучка, умничка, тесты- тренажёры,   букварь-онлайн.

    Дистанционное обучение дает возможность детям с ограниченными возможностями в большей степени реализовать  себя, вести активную жизнь, повысить уверенность в себе.,   позволяет проводить занятия психолога, дефектолога, логопеда для детей, нуждающихся в специальной помощи, что особенно актуально для жителей отдаленных  районов, где наблюдается дефицит квалифицированных специалистов служб сопровождения. Обучение детей с ограниченными возможностями с помощью Интернет-технологий способствует формированию нового образовательного окружения, в котором дети-инвалиды смогут реализовать свои  возможности и получить качественное образование.  

    Приобщение родителей к деятельности детей во время дистанционного обучения дает возможность семьям детей-инвалидов узнать о возможностях сети Интернет, найти единомышленников, почувствовать уверенность в собственных силах и, в конечном счете,  преодолеть «комплекс беды», характерный для многих семей, воспитывающих детей-инвалидов.

    Возможности дистанционного обучения практически безграничны, виртуальная среда действительно помогает преодолевать барьеры, главное – захотеть их преодолеть. Ведь непреодолимы только те барьеры, которые мы перед собой выдвигаем сами.

       Важно помнить, что инвалидность – это не ограниченные возможности здоровья, а  скорее просто особые образовательные потребности

    В.С.Тяпкина


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проблемно-диалогический урок по окружающему миру в рамках дистанционного обучения детей-инвалидов

    Проблемно-диалогический урок по окружающему миру в 1 классе в рамках дистанционного обучения детей - инвалидов Цели: 1) Обобщить и систематизировать знания о  природе, защите воздуха и вод...

    Использование учебных видеофильмов в дистанционном обучении детей-инвалидов

    В данной статье предлагаю коллегам познакомиться  с разработанными мною  требованиями к  созданию и использованию учебных видеофильмов в дистанционном обучении детей-инвалидов. Сч...

    Урок русского языка по теме "Однокоренные слова" по дистанционному обучению детей-инвалидов

    Урок русского язука во 2-м классе по дистанционному обучению детей-инвалидов с использованием заданий i-школы по программе автора-разработчика: д.п.н. Троицкой Т.С....

    Дистанционное обучение детей-инвалидов как средство обеспечения доступного качественного образования

    Одним из ключевых направлений  развития образования является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями...

    Итоговый проект на тему : «Как я реализую обучение ученицы 2 "Б" класса в рамках проекта «Дистанционное обучение детей-инвалидов».

    Здесь представлен проект по материалам моей работы с ученицей 2ого класса. На момент написания проекта она обучалась по индивидуальной программе...

    «Построение продуктивной коррекционной работы дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, на основе проведения мониторинга». Карягина Ю.А.

    Важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания обучения детей -инвалидов и детей с ограничением возможностей здоровья является мониторинг....

    Обучение детей с ОВЗ в едином образовательном пространстве (из опыта работы)

    В данном материале  содержится информация из опыта работы с детьми с ОВЗ,которые обучались вместе с обычными учениками....