Статья «Онлайн-занятие как эффективная форма ознакомления с историческими памятниками и событиями для учащихся с ОВЗ»
статья

Маслянюк Юлия Анатольевна

Онлайн-занятия стали прекрасной возможностью формирования у детей целостной картины мира. Сотрудники ГБУК «ГМП Исаакиевский собор» смогли донести до юных слушателей достаточно объёмный и трудный исторический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_onlain-zanyatiya.docx135.34 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Онлайн-занятие как эффективная форма ознакомления

 с историческими памятниками и событиями

для учащихся с ОВЗ»

Маслянюк Юлия Анатольевна,

учитель-дефектолог,

учитель изобразительного искусства

ГБОУ школы №370

Московского района Санкт-Петербурга;

Светлакова Светлана Геннадьевна,

учитель начальных классов ГБОУ школы 370

Московского района Санкт-Петербурга;

Кузьмина Любовь Борисовна,

учитель начальных классов ГБОУ школы №370

Московского района Санкт-Петербурга.

В 2015 году ГБОУ школа №370 Московского района Санкт-Петербурга начала реализацию сетевого проекта «Сказание о Земле Русской», рассчитанного на 4 года. Цель проекта: духовно-нравственное воспитание учащихся с ОВЗ, изучение исторического наследия нашей страны. Для успешного выполнения задач проекта потребовалось установление новых партнёров… Так наше образовательное учреждение познакомилось с сотрудниками сектора по работе с маломобильными посетителями ГБУК «Государственный музей-памятник Исаакиевский собор».

Совместная работа с сектором по работе с маломобильными посетителями заняла важное место в воспитательной деятельности нашей школы. Сотрудники «ГМП Исаакиевский собор» смогли подготовить и адаптировать разработанные занятия с учётом особенностей детей с задержкой психического развития, заинтересовать и увлечь каждого. Музейная педагогика дала ощутимые результаты. В результате совместной работы сотрудники музея-памятника «Исаакиевский собор» предоставили нашим учащимся уникальную возможность - подготовиться и стать юными экскурсоводами по Исаакиевскому собору сначала для своих родителей, а потом и для учащихся других классов нашей школы.

Период пандемии Covid19 внёс значительные коррективы в работу всех образовательных учреждений. В «культурной блокаде» оказались прежде всего учителя. На них легла огромная ответственность – организация непрерывного учебного процесса и воспитательной работы, вовлечение учащихся в проектную деятельность.

Наши партнёры искали вместе с нами новые способы и пути взаимодействия.

Так Государственный музей Эрмитаж подготовил прекрасные, замечательные 3D экскурсии по залам и экспозициям. Данные экскурсии были востребованы прежде всего педагогическим составом, а учащиеся с ОВЗ отвлекались на 3D эффекты.

Библиотеками Московского района были подготовлены презентации, занятия и лекции на необходимые педагогам темы. Сотрудники библиотеки проводили занятия на улице, соблюдая дистанцию и используя специальное оборудование. Однако, ветер, дождь и снег всегда сводили в минимальному результату взаимную работу.

Вывод был очевиден: нашим учащимся не хватало «живого общения», беседы и диалога.

Сектор по работе с маломобильными посетителями ГБУК «ГМП Исаакиевский собор» первые и единственные наши партнёры, предложившие проведение занятий в онлайн-формате «Музей для всех». Сначала откликнулся и решил попробовать такой формат встреч всего один класс из основной школы. Опыт оказался удачным. Учащимся было интересно. К онлайн-занятиям всегда могли подключиться учащиеся, находящиеся на надомном обучении или больничном. «Музей для всех» стал уникальной площадкой, которая помогала объединять коллектив учащихся, педагога и методиста музея. Появилось обоюдное желание расширения аудитории. Методисты сектора подготовили материал занятий для учащихся с ОВЗ 3 и 4 классов, сделав его доступным, понятным и запоминающимся, а потом и занятия для учащихся 1-го дополнительного класса и 2-х классов по темам «Александр Невский» и «Петр I»

2 «Б» класс ГБОУ школы 370 стал участвовать в проекте «Музей для всех» на занятиях по « Александру Невскому», а потом и по «Петру I». Благодаря умелой адаптации материала сотрудниками «ГМП Исаакиевский собор», учащиеся 2 класса с удовольствием посещали данные занятия.

Одной из трудностей получения информации онлайн, стало - плохое техническое оснащение школ и низкая скорость интернета. Однако данные трудности были незначительными, благодаря стараниям работников музея. Онлайн-занятия позволили создать такое информационное пространство, где информацию получали не только обучающийся, но и педагоги. Материалы онлайн-занятий в дальнейшем учителя использовали на своих предметных уроках и занятиях во внеурочной деятельности.

Учитывая, недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности учащихся 2 «Б» класса, сотрудниками музея за основу брался поиск и использование активных форм и методов, приёмов обучения и необходимых средств, которые способствовали повышению эффективности коррекционно-развивающего процесса. Так одной из значительных трудностей учащихся стала их неспособность контролировать свое эмоциональное состояние, неумение  сосредоточить внимание.

На онлайн-занятиях методисты умело удерживали внимание детей с ОВЗ на главном и значительном, помогали запомнить важные детали и выделить существенное. Также стоит отметить, что онлайн-занятия позволили повысить уровень познавательной активности обучающихся. Используя метод погружения в исторический материал, расширяя и обогащая их представления об изучаемых событиях, учитывая принципы доступности и научности учебного материала, стала возможным работа в ближайшей области развития учащихся 2 класса, где содержание соответствовало психическим и интеллектуальным возможностям детей, их потребностям. Каждое онлайн-занятие стало погружением в прошлое, в целостное восприятие образа Александра Невского и образа Петра Первого, формированием представлений о том, как строился город, о взаимосвязи с современным городом, показом исторических мест на карте Санкт-Петербурга.

Учащимся 2 «Б» класса очень понравилось использование интерактива. Это повысило их активность, включённость в диалог с экскурсоводом, способствовало развитию речи учащихся: пополнению словаря и активного, и пассивного.

Почему мы говорим, что онлайн-занятия - это эффективная форма работы с детьми ОВЗ? Достаточно вспомнить, что основной задачей учителя, который работает с такими детьми - это социализация личности ребёнка в социум. В сложившихся условиях пандемии, социализация ребёнка в общество вызывает определённые трудности. Дети не видят интересный окружающий мир вокруг себя. Кругозор  остаётся  примитивным…

С учащимися 1 «А» класса  сначала было немного страшно вовлекаться в такую работу. Данные ребята не имели представления даже об очных экскурсиях. От учителя потребовались установочные беседы о том, как будут проходить занятия в онлайн - формате. Было важно настроить детей на общение с незнакомым им взрослым методистом музея, чтобы получился диалог: «вопрос-ответ». Благодаря нашим внимательным методистам-экскурсоводам было понятно после первого занятия, что дети такого возраста быстро устают и перестают удерживать внимание. Следующее подготовленное занятие мы разделили на два занятия, что показало дальнейшую эффективность. Хочется отметить доступность наглядного материала для детей младшего школьного возраста. Сотрудники «ГМП Исаакиевский собор» постоянно проводили этапы закрепления изучаемого материала. Детям очень понравился данный ход работы на онлайн - занятиях. Они с интересом слушали всю информацию.

Так как ребята ещё младшего возраста, то после занятий они всё переводили на игру. У них возникали какие-то свои образы  Александра Невского. Ученики даже придумали смастерить из конструктора доспехи воина и увидеть себя в данной роли. Таким образом, проходило постоянное закрепление изучаемого материала. Итогом участия в проекте «Музей для всех» по теме «Александр Невский» учащиеся 1 класса записали небольшое видео выступление, где дети сами по своим рисункам рассказывают о детстве Александра Невского.

Выбранный формат онлайн-занятий, оказался для наших детей единственно значимым в такой нелёгкий период. Учащиеся, не потеряли возможности общения, получения новых знаний, расширение кругозора, обогащение словарного запаса, воспитание патриотических и эстетических чувств.

Данные онлайн-занятия можно использовать, как подготовку к посещению исторических мест, так и как самостоятельную форму работы. Работать с учащимся начальной школы трудно: требуется точность в формировании понятий, уточнение  предлагаемых представлений, учитывая опыт современных детей.

Однако, онлайн-занятия стали прекрасной возможностью формирования у детей целостной картины мира. Сотрудники ГБУК «ГМП Исаакиевский собор» смогли донести до юных слушателей достаточно объёмный и трудный исторический материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. "Мастер-класс - эффективная форма объединения и обучения учителей"

              В статье рассказывается о мастер-классе, как  одной из форм эффективного профессионального обучения как учителя, проявляющего активность в ...

Статья "Эффективные формы взаимодействия семьи и школы для достижения образовательных и воспитательных результатов в условиях реализации ФГОС"

Система современного образования предполагает необходимость тесного взаимодействия родителей с образовательным учреждением.  Работа с родителями является неотъемлемой и важной частью деятельности...

СТАТЬЯ «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ КАК ФОРМА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ»

Работа с родителями остаётся одной из важнейших в деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, знания психологии и педагогики. Такое важное направление как духовно-нравственное развити...

статья "тест как эффективная форма контроля"

статья и презентация по теме "тест как эффективная форма контроля"...

Статья на тему: "Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке".

Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке....

Статья " Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке."

Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу, игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу. Задания и...

Статья "Расширение практики применения групповых форм работы для развития актуальных компетенций учащихся"

Расширение практики применения групповых форм работы позволит повысить  учебную и познавательную мотивацию, снизить уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в реш...