Учебно - методический материал по окружающему миру и русскому языку
учебно-методический материал

Яцуценко Юлия Олеговна

Урок объяснение нового материала.Презентация к уроку может использоваться какнагялдное пособие в работе содержится практическая часть, которая позволяе значительно экономить время урока. На данном уроке закрепляются знания по данно теме и выявляются трудности детей в этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13.03_okr_mir.docx785.51 КБ
Файл okr_mir_09.03.docx25.91 КБ
Файл metody_i_priyomy_izucheniya_pril.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Яцуценко Юлия Олеговна 2.1 кпз

Тема: Тундра

Цель: формирование у учащихся представлений о природной зоне- тундры.

Задачи

Образовательные: уметь определять географическое положение зоны тундры; знать климатические особенности тундры; знать объекты животного и растительного мира;

Развивающие:. развивать умение выстраивать цепи питания. 

Воспитательные:. знать о жизни и особенностях трудовой деятельности человека в тундре;

Планируемые результаты:

Регулятивные –  умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

Познавательные – умение выявлять сущность, особенности объектов;  на основе анализа объекта делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные –. формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;  принимать на себя ответственность за результат своих действий;

Оборудование: презентация, учебник, видео о тундре

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

Методы, приемы, формы, планируемые результаты

1.      Мотивация к деятельности

Я рада этой новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Положительный настрой на работу.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.      Актуализация опорных знаний и пробного учебного действия

Повторим:

Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь, называя географические объекты.

Какой зверь является хозяином Арктики?

Какая взаимосвязь между белым медведем и водорослями?

Самостоятельное выполнение теста с последующей самопроверкой по эталону.

Тест «Арктика»

1.        Природная зона арктических пустынь расположена ...

а) на островах Тихого океана;

б) на островах Индийского океана;

в) на островах Северного Ледовитого океана.

2.        Территория зоны...

а) густо заселена людьми;

б) не имеет коренного населения.

3.        В Арктике для растений и животных сложились ...

а) суровые условия;

б) комфортные условия.

4.        В ледяной зоне растут ...

а) кедры, березы, черемуха;

б) лишайники, мхи, полярные маки;

в) бузина, орешник, айва.

5.        В Арктике обитают животные:

а) бобры, нутрии, хомяки;

б) волки, белые медведи, рыси;

в) моржи, тюлени, белые медведи.

6.        Найдите верную цепь питания:

а) водоросли — рачки — рыбы — гагарки — белый медведь;

б) водоросли — рачки — сайки — тюлени.

7.        Арктический заповедник расположен ...

а) на земле Франца Иосифа;

б) на Северной земле;

в) на острове Врангеля.

8.        Большое скопление птиц на скалах называют ...

а) «птичьи рынки»;

б) «птичьи базары».

9.        Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:

а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути;

б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники;

в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары».

Сегодня мы узнаем о новой для нас природной зоне, а как она называется, попробуйте отгадать:

НТУРАД

Молодцы!

Что вы знаете о тундре?

А где находится тундра? Кто может показать?

Работа с картой

Белый медведь

Это компоненты одной цепи питания

Выполняют тест самостоятельно.

Тундра!

Что там холодно и есть олени

Затрудняются ответить

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

3.      Выявление места и причины затруднения

Почему мы не смогли ответить на вопрос?

Какова будет цель нашего урока?

Мы еще не изучали тундру и мало знаем о ней

Узнать, где расположена тундра

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение,  формулирование цели;

логические –  формулирование проблемы.

4.      Построение проекта выхода из затруднения

Что нам нужно узнать?

На какие вопросы хотите получить ответ?

Для этого составим план урока:

1. Географическое положение (просмотр фильма про Тундру)

2. Особенности климата

3.Растительный мир тундры

4. Животные тундры

5. Человек и тундра

6. Экологические проблемы

Какие в тундре животные, кроме оленей?

Чем занимаются люди в тундре?

Какой там климат?

Есть ли растения?

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические  решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

5.      Реализация построенного проекта

Формирование образного представления с помощью картины и фильма.

Просмотр фильма «Тундра»

— А как же выглядит тундра на самом деле? С помощью современной техники отправимся исследовать тундру.

(Просмотр видеосюжетов из фильма «Тундра» сопровождается рассказом учителя.)

Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом — замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10—50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.

— Что такое снежная часть года — это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения? (Снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.)

По этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия. Тундра: равнина, вечная мерзлота, суровая зима (температура до -50 °C), прохладное короткое лето.

Посмотрите на слайд. Это тундра.

Что вы можете сказать о ней?

Все верно.

Какой первый пункт нашего плана?

Прежде чем работать с картой, давайте разберемся в происхождении слова «тундра».

Где мы можем узнать значение слова?

А происхождение слова?

Что же значит слово «тундра»:

Большая Советская энциклопедия:

Тундра – произошло из финского языка - безлесная, голая возвышенность.

Толковый словарь Ушакова:

Безлесное пространство приполярных областей, в зоне вечной мерзлоты, обычно болотистое, мшистое, каменистое или покрытое мелкой растительностью.

Одинаковое ли описание получилось у нас по фото и когда мы работали со значениями слова «тундра»?

Какой можно сделать вывод?

Молодцы.

Прочитаем в учебнике, где располагается тундра. Найдем тундру на карте природных зон.

Формирование пространственных представлений о тундре с помощью карты.

На слайде:

Где же расположена тундра?

Что вы можете рассказать о ней? Если дети затрудняются, то рассказывают по опоре:

Тундра протянулась с ………(запада) на ………(восток), почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится ………(южнее) зоны ……….(арктических) ……….(пустынь). Тундра расположена на материке …….. (Евразия).

Определение температурных факторов в зависимости от уровня освещенности.

Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону.

Характеристика поверхности.

Что собой представляет поверхность тундры? (Вернуть слайды с фото, карту природных зон).

Все верно.

Постепенно мы с вами перешли к характеристике особенностей климата.

Вы уже верно отметили, что солнечные лучи скользят по поверхности земли и не прогревают её. Что зима должна быть холодная, суровая. Давайте посмотрим, что сказано об этом в учебнике.

При помощи учебника, заполните таблицу с характеристикой погодных условий по сезонам:

Зима        Лето

Долгая, 7-8 мес

Суровая (мороз до -50)

Пурга

Сильные ветры круглый год Короткое, холодное

Поверхность оттаивает на полметра в глубину

Молодцы! В учебнике не сказано про температуру летом. Знаете сколько градусов летом в тундре?

Нет, ребята, всего +10, +12

У нас в Белгородском  крае, когда такая температура?

Откройте карту природных зон

Вы читали про многолетнюю мерзлоту, что это?

Характеристика водоемов. Почвенного покрова.

Куда девается дождевая и талая вода?

Как вы представляете себе такие озера и болота?

Молодцы!

Найдите в учебнике, что же сказано про почву?

Мы заговорили про почву, к какому пункту нашего плана мы можем перейти?

Правильно.

Это разные времена года, т.к. на первом фото нет снега.

Нет деревьев, кустарников, холодно, мало растительности, у жителей тундры особые жилища.

Географическое положение

В толковом словаре

В этимологическом

Безлесная, голая возвышенность, болотистая, каменистая, с мелкой растительностью.

Да, одинаковое.

Что значение, происхождение слова связано с тем, как тундра выглядит.

Чтение учеником с.82 первый абзац.

В учебнике с.74-75

Вдоль берегов СЛО

Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе, значит, там холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, которые скользят по поверхности и не прогревают землю (с.76), а это значит, что зима должна быть суровой, там должно быть много снега.

Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть – на Западно-Сибирской.

Чтение на с.82-83.

Самостоятельно заполняют таблицу с последующей проверкой

Варианты детей.

Поздней осенью, в начале весны.

Это такой ледяной слой почвы, который никогда не оттаивает и не пропускает дождевую и талую воду на глубину.

Остается на поверхности, образуя болота и озера.

Т.к. зона тундры располагается на равнине и многолетняя мерзлота не пропускает воду на глубину, то озера и болота неглубокие.

Почва влажная, почва тундры бедна перегноем.

К характеристике растительного мира.

Просмотр фильма ,презентация

6.      Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Комфортно растениям произрастать на влажной почве?

Почему же в тундре так мало растительности? С чем это связано? Ответ вы найдете на с.84 учебника.

Какие особенности у растений тундры? Как они приспособились к жизни?

Это связано с географическим положением и особенностями климата, почвы? Объясните.

На слайде:

Кто питается ягелем?

А какие еще животные обитают в тундре? Об этом вам расскажут ваши одноклассники (текст сообщений детей после конспекта).

Характеристика животного мира.

Показ фото животных и птиц по ходу рассказа в презентации.

Как животные и птицы приспособились к таким условиям обитания?

Как песец приспособился к жизни в такой суровой зоне?

Правильно. Олень имеет подкожный слой жира.

Что изучим дальше?

Сообщение учащегося (текст сообщения после конспекта).

О чем вы узнали?

А какие же экологические проблемы в тундре?

Коренные жители края веками вырабатывали правила поведения в окружающей природе, меры защиты и сохранения ее богатств.

Однако сейчас взаимоотношения человека и природы резко изменились. В последние десятилетия зона тундр подвергается интенсивному хозяйственному освоению; затронуто уже более 50% ее территории. Здесь развивается разведка и добыча нефти, природного газа и других полезных ископаемых.

Материал на слайде:

В тундре возникли экологические проблемы:

1.        нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения;

2.        местность загрязняется нефтью во время ее добычи;

3.        незаконная охота – браконьерство;

4.        оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места.

Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет.

На слайде:

Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?

Обратить внимание на экологическое равновесие. Что будет, если исчезнет кречет?

А чем питаются грызуны?

Сделайте вывод.

Олени

Открыт учебник на с.83(рисунок обитателей тундры)

У птиц густое оперение, белое, чтобы прятаться от хищников зимой. Куропатка покрывается перьями даже на лапах, чтоб пережить зиму.

У него лапы короткие и широкие.

Олень имеет густой мех, слой жира, копыта особой формы, чтоб раскапывать мох и не проваливаться в снег.

Жизнь человека в тундре.

Тундра занимает большую площадь

Чтобы жить в тундре, нужно быть сильным и выносливым.

Народы тундры занимаются охотой, рыболовством и оленеводством. Их одежда шьется мехом внутрь, чтоб было теплее.

Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.

Растительной пищей, семенами, мхом.

Грызуны (лемминги и полевки) будут усиленно расти в своем количестве.

Если грызунов будет слишком много, то они могут уничтожить корм, которым питаются также куропатки, олени. И этим животным станет не хватать корма, они могут оказаться на грани гибели.

презентация

7.      Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Когда ваши одноклассники выступали с сообщениями о животном мире, они рассказывали также, кто кем питается. Как называется такой вид взаимоотношений, при котором происходит перенос энергии и

вещества?

Если мы знаем, что белая куропатка питается растениями, а белая сова куропатками, что мы можем составить?

Установление связей между компонентами природных сообществ.

Пожалуйста, составьте. Что у вас получилось?

Кто поможет? Почему нельзя писать растение? Исправьте.

Теперь составьте самостоятельно цепи питания из данных компонентов:

Песец, ягель, тундровый волк, морошка, лемминг, олень, тундровый волк.

Проверка.

Что общего у этих цепей питания?

Пищевые связи

Цепь питания

Растение -белая куропатка - белая сова

Нужно написать конкретное растение.

Например, морошка.

Морошка -лемминг -песец - тундровый волк Ягель -олень -тундровый волк

Заканчиваются тундровым волком.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

8. Включение знаний в систему и повторение

Обобщение полученных знаний о природном сообществе.

Опираясь на план урока охарактеризовать изучаемую природную зону.

Опираясь на план урока, повторяют компоненты данной природной зоны.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

9.Рефлексия учебной деятельности

Что вы узнали сегодня на уроке?

Что представляет собой природная зона тундра.

Где она расположена.

Узнали, какой климат, почему он такой, как это влияет на растения и животных.

Узнали о деятельности людей в тундре, об экологических проблемах этой зоны.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.



Предварительный просмотр:

Яцуценко Юлия Олеговна 2.1 кпз

Тема: Органы чувств

Цель: создать условия для уточнения представления об органах чувств.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека; расширить знания о работе органов чувств, о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.

Воспитательные: содействовать развитию творческих способностей личности; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету.

Развивающие: развивать исследовательские умения, речь, логическое мышление, познавательную активность учащихся. закреплять умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются; совершенствовать навыки контроля и самоконтроля;

Планируемые результаты:

Предметные: знать названия органов чувств; уметь сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются; использовать полученные знания в практической деятельности.

Метапредметные:

Коммуникаивные: уметь задавать вопросы; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своих действий.

Регулятивные: умение ставить цель урока, определять тему урока; умение планировать свою работу; умение проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач; осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений; оценивать успехи своего учебного труда и труда одноклассников.

Познавательные: ориентироваться в учебнике, выделять необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

личностные: положительное отношение и интерес к изучению человека ;познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность; способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда; желание вести здоровый образ жизни.

Оборудование:учебник,карточки


Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

1.Мотивация к деятельности

Итак, ребята, урок я хочу начать вот с таких слов:

-Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее – богатство или слава?»

-Как бы вы ответили на этот вопрос?

-Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

-Почему «Здоровый нищий счастливее больного короля»? (здоровье, оно намного важнее, чем деньги; здоровье не купишь, от здоровья зависят все успехи).

А другой предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его у нас уже нет».

- Каким должен быть человек, чтобы приносить себе и обществу пользу? (Умным, трудолюбивым, здоровым).

- Кто такой здоровый человек? (Здоровый человек – сильный, бодрый, энергичный. Здоровый человек умеет жить в ладу со своим организмом.)

-Я рада вас видеть красивыми, здоровыми, готовыми к работе, к получению новых знаний.

 -Как называется раздел учебника, над которым мы начали работать?

-Будем работать под девизом:

Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.

-Чтобы помочь своему здоровью, нужно знать свой организм.

Сейчас мы проверим, что вы уже знаете.

Общаются с учителем

Личностные УУД : самоопределение (внутренняя потребность включения в учебную деятельность.

Коммуникативные УУД: умение слушать, понимать то, что говорят другие, умение выслушивать друг друга

2.Актуализация опорных знаний и пробного учебного действия

Название системы органов

Из каких органов состоит

Какую работу выполняет

Пищеварительная система

Желудок, кишечник

Пищеварение пищи

Кровеносная система

Сердце, кровеносные сосуды

Движение крови в организме – кровообращение.

Выделительная система

Почки, мочевой пузырь, мочеточник

Удаляют избыток воды и вредные вещества из организма

?

?

?

Заполняют таблицу

Познавательные УУД: ориентируются в системе знаний.

Личностные УУД: интерес к учебному предмету

3.Выявление места и причины затруднения

-Почему на последней строчке стоят вопросы? (Значит, нам нужно познакомиться ещё с какой-то системой.)

-Вам интересно узнать, что же это за система такая? Давайте разбираться.

- С помощью какого органа мы узнаем о том, что запел соловей?

- С помощью какого органа мы видим?

- Какой орган помогает нам узнать колючее или мягкое?

- Какой орган помогает почувствовать запах?

- С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой?

Ответы детей.

Ухо

Глаз

Кожа

Нос

Язык

Органы чувств.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Как думаете, какая тема нашего урока? (органы чувств)

Какая цель урока? (познакомиться с органами чувств)

Что нам поможет в достижении этой цели? (учебник, учитель)

Давайте выполним задание на соответствие и соберем план урока:

глаза - орган зрения

уши – орган слуха

нос – орган обоняния

язык – орган вкуса

кожа – орган осязания

Ставят тему, цель урока.

Читают план урока

5.Реализация построенного проекта

1.Прочитайте текст.

2.Составьте рассказ по плану:

А) О каком органе чувств пойдет рассказ?

Б) Какие  функции выполняет?

В) Строение.

Орган зрения

Глаза – это орган зрения.

Функция глаза – это способность видеть, определять цвет, размер, форму предметов.

Строение глаза: роговица, наружная оболочка, зрачок, глазное яблоко, сетчатка. (Таблица)

-Угадайте, о каком органе чувств

Загадка.

Два братца через дорогу живут, друг друга не видят.

- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью всех лучше видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. 

Орган слуха  

Ухо – орган слуха.

Функции: способность слышать звуки и воспринимать звуковые колебания.

Строение уха: ушная раковина (наружное ухо), среднее и внутреннее. Ушные раковины ничего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является просто колебаниями воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с чего начинается идущий внутрь головы ушной проход. Он заканчивается тоненькой пластиночкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в третье ухо – внутреннее ухо, и далее в мозг. Если закрыть глаза, ты все равно будешь чувствовать, где верх, где низ. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия.

Орган обоняния

Нос - орган обоняния.

Обоняние  - это  способность воспринимать и различать запахи. С запахами у человека связаны многие ассоциации. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Орган вкуса

Язык – орган вкуса.

Он позволяет человеку сладкий, кислый, горький, соленый вкусы. Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.

Орган осязания

Орган осязания – это кожа.

Кожа выполняет: защитную, выделительную, чувствительную функции. Кожа, оказывается, может «рассказать человеку» о том, что его окружает. Закрыв глаза, ты можешь почувствовать гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой  прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием. Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Первый слой  - сверху наружная оболочка, которая предотвращает нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит. Второй слой – сама кожа. В ней находятся сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой. Потовые железы расположены по всей поверхности кожи. Пот испаряется с поверхности, и тело человека охлаждается. Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло. Теперь мы можем ответить на вопрос, кто же они, наши верные помощники?  

Теперь дадим им общее название. (Опора на таблицу) Это органы (глаза, уши, нос, язык, рука). А это чувства (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Какое название отсюда следует?    (Органы чувств)

Слушают

рассказывают

речь в устной форме.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Как нужно беречь органы чувств?

Вспомните их правила гигиены.

Отвечают на вопросы учителя

Вспоминают правила гигиены органов чувств

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-А сейчас проверим, как вы поняли материал урока и выполним небольшой тест.

Тест

1.Какой орган не относится к органам чувств?

Орган зрения

Орган слуха

Орган пищеварения

Орган обоняния

2.Какой орган отвечает за осязание?

Ухо

Кожа

Глаз

Нос

3.Какой орган отвечает за обоняние?

Ухо

Кожа

Глаз

Нос

4.Какой орган различает вкус пищи?

Язык

Кожа

Глаз

Нос

5.Какие органы могут различить форму предметов?

Уши

Кожа

Глаза

Нос

Критерии оценивания:

0 ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

Больше 3 ошибок –«2»

Самопроверка.

Ответы на вопросы

Регулятивные УУД:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

8.Включение знаний в систему и повторение

Вернёмся к нашей таблице, которую мы заполняли в самом начале урока.

Теперь мы можем вместо вопросов записать ответы?

Всё это наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире.

      Есть пять помощников на службе у тебя,

                Не замечая, их используешь шутя:

                 Глаза тебе даны, чтоб видеть,

                 А уши служат, чтобы слышать,

                 Язык во рту, чтоб вкус понять,

                 А носик - запах различать,

                 Руки - чтоб ласкать, трудиться,

                 Воды из кружечки напиться.

                 И ни к чему твоя тревога, они всегда тебе помогут.

Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Все органы чувств имеют память. Каждый из вас ел яблоко, и никто его не спутает со вкусом огурца. А те предметы, которые вы не знали, вам трудно будет определить.

 Эксперимент:

 Я предлагаю вам провести эксперимент и проверить, так ли это?

(Двум ученикам завязать глаза.  Первому дать тетрадь, второму – пенал. Попросить детей назвать предметы)  

- Теперь вы убедились, что органы чувств имеют память?

9.Рефлексия учебной деятельности

Давайте подведем итог урока.

- Какие органы чувств вы знаете?

- Какую роль играют в нашей жизни органы чувств?

(Благодаря им мы воспринимаем мир.  Получаем информацию из внешнего мира.)

-И все же ученые говорят: « Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!»

-Как же это понять? (Всеми процессами, которые происходят в нашем организме  руководит головной мозг.

 -Каждый орган имеет свое представительство в головном мозге, это центры, которые отвечают за тот или иной орган.

- А нужно ли беречь наши органы чувств? Почему?)

-А сейчас оцените свою работу на лестнице успеха.

Кто все понял и выполнил самостоятельную работу без ошибок, поставьте свое имя на верхнюю ступень.

Кто все понял, но допустил ошибки в самостоятельной работе – на среднюю, а у кого остались вопросы -  на нижнюю.

Молодцы!

Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения действий.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, формирование внутренней позиции школьника



Предварительный просмотр:

Яцуценко Юлия Олеговна 2.1 кпз

Практическая работа

 УМК: «Школа России»

Тему урока: «Что такое имя прилагательное?»

Цель урока: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока учебной информации об имени прилагательном как части речи, для формирования морфологических умений и понятий, орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи:

- образовательная: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний об имени прилагательном как части речи, его связи с именем существительным и зависимости от него; обучению умению применять эти знания в практических упражнениях.

- развивающая: способствовать развитию умения применять ранее полученные знания, закреплению изученного материала, развитию речи, мышления, памяти, воображения, любознательности, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма при ознакомлении с именами прилагательными, развитию умения определять связь имени прилагательного с именем существительным; расширению кругозора обучающихся.

- воспитательная:  средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, положительную мотивацию к учебной деятельности; интерес к русскому языку, к родному слову, гордость за родной язык, бережное отношение к родному языку, слову; окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, силу воли, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной учебной деятельности.

Тип урока: открытие нового знания

Ход урока

Этапы

урока

Содержание

Методы, приёмы

Этап мотивации

- Улыбнитесь друг другу. Настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: «Хочу много знать!»

Словесныйслово учителя

Этап актуализации

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Кто готов, руку на локоток.

- Обратите внимание на доску, вам дана запись:

МОЯГОДАРЫЗЕОАЛПКЮХВЕТЕРМЦАЕЬБЛОПАТАЛБЖЧАХСКОРО

- Найдите в данной строчке слова  выпишите их в тетрадь.

- Подчеркните непроверяемую безударную гласную. Какие буквы подчеркнули?

- Замечательно! А теперь вам необходимо вставить слоги ЖИ и ШИ так, чтобы получились слова:

Дру..на, пру..на, ти..на, ма..на.

- Кто желает поработать у доски?

- Хорошо. Написание каких буквосочетаний мы повторили? Допишите еще два слова на это правило.

- Молодцы!

Словесный слово учителя, бесед

Практический словарный диктант

Этап постановки учебной задачи

- Посмотрите на слайд. Разделите данные слова на два столбика:

Белая, кресло, робкий, заяц, деревянное, улицы, широкие, краска.

- На какие вопросы отвечают слова первого столбика?

- Что обозначают слова первого столбика?

- Как называется часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? Что?

- Хорошо, верно. А что обозначают слова второго столбика?

- А каким одним словом можно назвать эти слова?

- Эти слова можно назвать одним словом – признаки.

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какая? какой? какое? какие?

- Сегодня мы познакомимся с новой частью речи – имя прилагательное. Это и будет тема нашего урока.

- Попробуйте сформулировать цель  нашего урока.

Словесный беседа

Этап открытия нового знания

- Откройте учебник.

Давайте прочитаем правило, данное в рамочке. Кто прочитает нам?

- Итак, что обозначают слова?

- На какие вопросы отвечают?

- как называются такие слова?

- Хорошо! Теперь внимательно послушайте стихотворение:

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить,

Вот громкий стук,

Вот желтый шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий колокольчик,

А вот и острый кончик.

- О каких словах рассказывает поэт?

- Верно, об именах прилагательных. Найдите в учебнике упр. 149 на стр. 8.

Нам необходимо прочитать высказывание Алексея Николаевича Толстого. Кто прочитает?

- Какой, по мнению автора, русский язык? Прочитайте эти слова.

- С чем сравнивает автор яркость, меткость. Певучесть, задушевность русского языка?

- Итак, записываем в тетради номер упражнения. Ваша задача списать данное высказывание в тетрадь.

- На какой вопрос отвечают выделенные слова?

- Какой частью речи они являются?

- Подчеркните выделенные слова волнистой линией.

Физминутка

Словесный слово учителя, беседа

Этап первичного закрепления

- А теперь отгадайте загадку:

Папа важный, краснолапый,

Мама беленькая вся,

Детки жёлтые у папы, -

Чья ж гуляет тут семья?

(С. Городецкий)

- Верно, это семья гусей.

- Посмотрите на выделенные слова, какими членами предложения они являются?

- С какими именами существительными они связаны по смыслу? Поставьте вопрос от имен существительных к именам прилагательным.

- Замечательно!

-Запишите домашнее задание.

Словесный учебный диалог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал по окружающему миру

,Данный материал представляет собой отдельные моменты для различных тем по окружающему миру. Например, при прохождении темы :"круговорот воды в природе" сочинила сказку "Королева вода", в которой в ск...

Учебно-методический комплект по окружающему миру + раздаточный материал за 4 класс на тему "Страна городов" (Школа России)

Формирование универсальных учебных действий учащихся 4  класса в предметной области окружающий мир по теме «Страна городов» через включение учащихся в технологию проектной деятельности....

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему «Растениеводство» (конспект + презентация + раздаточный материал)

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему «Растениеводство» (конспект + презентация + раздаточный материал)...

Учебно-методический комплект по окружающему миру (технологическая карта урока «Опасные незнакомцы» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Опасные незнакомцы»Цели деятельности учителя: познакомить с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми; учить правильно де...

Учебно - методический материал. Рабочая программа по предмету «Русский язык» УМК «Перспектива» 4 класс

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕПО РУССКОМУ ЯЗЫКУУМК «Перспектива» Рабочая программа по русскому для 4 класса беспечивает реализацию Федерального государственного образовательного станда...

Учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) на тему "Путешествие по карте"

Программа "Школа России", технологическая карта расчитана на 3 учебных часа...