Учебно-методический комплект по окружающему миру + раздаточный материал за 4 класс на тему "Страна городов" (Школа России)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Байгузина Наталья Валерьевна

Формирование универсальных учебных действий учащихся 4  класса в предметной области окружающий мир по теме «Страна городов» через включение учащихся в технологию проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_okr.miru_4_klass.doc114.5 КБ
Microsoft Office document icon dokument_vozniknovenie_gorodov.doc34 КБ
Office presentation icon okr.mir_.ppt867 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

окружающего мира

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                       Выполнила: учитель начальных классов

Байгузина Наталья Валерьевна                

                                                                                                                                                                                                             

             

                                                                                     Челябинск, 2016

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: Страна городов

Цели урока: формирование универсальных учебных действий учащихся 4  класса в предметной области окружающий мир по теме «Страна городов» через включение учащихся в технологию проектной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: выяснить, где и каким образом строились города в древней Руси; дать  первоначальное представление об истории образования Киева и Новгорода; развивать умение работать по карте, обобщать и делать выводы; воспитывать  любовь к истории.

      развивать устную речь, мышление, расширять кругозор; прививать интерес к истории Отечества.

   

     Личностные: формирование интереса  к учебному материалу; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в

     разных социальных ситуациях; формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению; воспитание

     нравственных качеств личности: сопереживание, доброты,  трудолюбия, целеустремлённости, терпения.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: Окружающий мир : 4 кл.: Учебник: 2 ч./А.А.Плешаков ; Окружающий мир: 4 кл.: Рабочая тетрадь: А.А.Плешаков, презентация.

Словарная работа: крещение, летопись, шёлковый путь.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1.Орг.мом. 2.Мотиватиционный          Слов.: восприятие новой информации.

1 мин.

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Наш урок мы начинаем с мотивирующего стихотворения

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Дети встают, проверяют готовность к уроку и садятся.

Л: воспринимать речь учителя.

3.Постановка учебной задачи и ее

решение.

Слов.:слово учителя

Работа с картой  (слайд 3)

7 мин.

15 мин.

-Проверка домашнего задания.                                                                                            - Как называется глава, которую мы изучаем?

- Как называлась страна в ту пору?                                                                                                                                             - Почему расселение древних славян было вокруг рек и морей?                                               - Где возник город Киев?                                                                                                                                   - Кто был главой киевской Руси?                                                                                                                       - Что вы знаете о князе Олеге.                                                                                                                                - Что такое крещение?                                                                                                                                              - Назовите Русского князя, который вошел в историю как креститель Руси.                                 - Сейчас я предлагаю вам разгадать 2 кроссворда                                                                   Кроссворд №1 (Слайд 3)                                                                                             1. Кто совершал набеги на Древнюю Русь ( кочевники)                                                                            2. Имя русского богатыря. (Илья)                                                                                                 3. Река, на которой происходило Крещение Руси (Днепр)?                                                                 4. Как прозвали князя Олега.  (Вещий)                                                                                               - Прочитайте слово по вертикали. (Киев)                                                                   Кроссворд №2 (Слайд 4)                                                                                           1.Какое важное событие произошло в 988  году? (крещение)                                                           2. Этот князь прославился своими военными подвигами.  (Олег)                                                      3. Какие  дороги связывали между собой жителей Древней Руси?  (водные)                       4.Как стали называть добрых молодцев, служивших на заставах?  (богатыри)                                5. Советники князя (бояре).                                                                                                                      6. К воротам, какого города  князь Олег повесил свой щит?  (Царьград)                                                   7. Здания для молитв, которые стали строить после Крещения Руси.(собор)                                  8. При каком князе было принято христианство.  (Владимир)                                                              - Прочитайте слово по вертикали. (Новгород)                                                                             Да действительно мы будем говорить сегодня о городах Древней Руси. Западные соседи называли Древнюю Русь страной городов, отсюда и название темы урока.

 -Что означают эти два слова?

Отвечать на вопросы

Выделять 2 слова по вертикали.

Формулировка темы урока

К:- умение слушать и слышать.

П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

К:- умение слушать и слышать.

П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

4.Первичное закрепление.

Словес.: вопросы учителя; ответы уч-ов.

Словесн.: беседа по теме урока.

Словес.: вопросы учителя; ответы уч-ов.

Словесн.: беседа по теме урока.

Словес.: вопросы учителя; ответы уч-ов.

Словесн.: беседа по теме урока.

Словес.: вопросы учителя; ответы уч-ов.

Словесн.: беседа по теме урока.

Словес.: вопросы учителя; ответы уч-ов.

Словесн.: беседа по теме урока.

Словес.: вопросы учителя; ответы уч-ов.

Словесн.: беседа по теме урока.

2 мин.

10 мин.

4 мин.

– На нашем уроке будут встречаться слова, значение которых нужно объяснить.  

Купец – богатый торговец, успешно торгующий у себя в стране или за границей.

Ремесленник–человек, который владеет профессиональным ремеслом.

Варяги – так называли в Древней Руси наемных дружинников и купцов, пришедших из Скандинавии.

Вече – в Древней Руси: собрание горожан для решения общественных дел.

Князь– военный вождь славянских племен.

Кремль – городская крепость в старинных русских городах.

Ладья – большая лодка.

Мозаика– узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали.

Собор-главная церковь в городе, в монастыре.

Фреска – картина, написанная водяными красками, по свежей, сырой штукатурке.

Ров – широкая и глубокая канава.

Сегодня вы ходе урока мы должны ответить на следующие вопросы                    1.Как появились города на Руси?                                                                             2.История названия города.                                                                                                 3. Расположение и укрепление города.                                                                                     4. Способы управления.                                                                                         5.Архитектура городов.                                                                                                 6.Первое упоминание о городах.                                                                                           7.Что такое берестяные грамоты?

Возникновение городов в  Древней Руси

У славян было много врагов, и для защиты от них они строили крепости. Сначала  выбирают подходящее место для крепости, где сама природа бы помогала защититься от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги их можно увидеть издалека. Кроме того река с трёх сторон надёжно защищала крепость. Со стороны не защищённой рекой, выкапывали ров (широкую и глубокую канаву), заполняли её водой. Получался рукотворный остров. На нём и строили славяне свои дома. Вокруг поселения насыпали глубокий земляной вал, а на валу ставили глубокую, крепкую ограду из плотно прилегающий к друг другу заострённых дубовых брёвен.

Хорошо защищённую крепость врагам было взять трудно, для друзей же через ров перекидывался мост, который в случае опасности можно было легко и быстро поднять.

Такие посёлки- крепости со временем стали называть городами, от слов «городить», «огораживать» Центр древнего русского города был обычно укреплен и назывался кремлём. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати. Возвышалась главная городская церковь. За пределами кремля жили ремесленники, купцы и другой городской люд.

1.Первые города на Руси  были  посёлки – крепости, окружённые крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами.

2.Центр города был обычно укреплён и назывался кремлём.

3. Внутри кремля располагался княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь.

4.За пределами кремля жили  ремесленники, торговцы и другой городской люд.

Древний Киев

Много прекрасных городов стояло на Руси. Но краше всех -  Киев, стольный град Великих князей.

Рассказывают, что в древние времена жило на этой земле племя полян. Любили поляне и за землей следить, и дома строить. И выделялись среди них трое братьев– Кий, Щек и Хорив да сестра их Лыбедь. Облюбовали братья самое красивое место на днепровских холмах и заложили на нем город. По имени старшего брата назвали его Киевом.

Хорошее место для поселения выбрали братья: все торговые пути и речные и сухопутные – через него проходили. Но городу постоянно угрожали печенеги, поэтому город защищали валы, рвы стены, башни. Весь город был окружен крепкими бревенчатыми стенами. Попасть в город можно было только через Софийские ворота. В городе были построены церкви, каменные дворцы. Значительно изменился город в 11 веке.

Киевом управлял князь. А расцвел город при князе Ярославе, прозванном Мудрым. 

Самой первой была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Эта церковь еще известна как Десятинная, потому что князь Владимир повелел всем жителям отдавать на ее строительство и украшение десятую часть от своего дохода. Стены церкви покрыты фресками.

Главный храм города – Софийский собор, построенный при князе Ярославе Мудром. 13 куполов венчают огромное сооружение, построенное греческими мастерами. Внутри храма великолепие фресок и мозаик. Даже под ногами сверкают узоры мозаичного ковра.

В этом соборе не только молились, но и торжественно вступали на престол, начиная править княжеством. Здесь же помещались и одна из первых библиотек на Руси. Следующий памятник архитектуры– Золотые ворота главные ворота Киева. Они окованы листами позолоченной меди и украшены резьбой.

Такое богатство восхищало въезжающих гостей. Археологи установили, что на территории Киева поселения людей существовали еще в Каменном веке. Киев был основан примерно в 6-7 веках как центр восточнославянского племени полян. В русских летописях город Киев упоминается в 860 году. 

Выводы:

  1. Киев – “мать городов русских”. Город  Киев был назван в честь одного и

братьев основавших его.

  1. Располагается Киев на реке Днепре.
  2. Первое упоминание о нём встречается 860 году.
  3. Городом управлял князь.
  4. Расцвёл город Киев при князе Ярославле Мудром.
  5. При нём были воздвигнуты Золотые ворота, Софийский собор,

 деревянные терема, золотые купола храмов, каменные дворцы.

Древний Новгород

Ещё один из крупнейших городов того времени – это Новгород. Почему же он носит такое название. На берегу Ильмень-озера, там, где берет начало река Волхов, в далекие времена возникло первое поселение. Потом жители облюбовали новое место. Так и возник город, который стали называть Новым. 

Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путем.

 Весь город был, как бы разделен речкой Волхов на две стороны: софийская сторона и торговая сторона. На софийской стороне были расположены монастыри: Никольский, Зверин, Духов и Кремль. А на торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь.

Новгородская республика управлялась по-особенному. Здесь тоже был князь, но главную роль играло народное вече. Вече – это собрание богатых новгородских жителей, которое решало все важные вопросы. На вече выбирали посадника и решали, какого пригласить князя, там же могли принять решение об его изгнании из города, если князь не понравился новгородцам. На вече принимались важные законы и обсуждались вопросы войны и мира. Вече возглавлял посадник, который вместе с князем и судил, и собирал налоги, и принимал решения о войне и мире, распоряжался городской казной. 

 Посреди Вечевой площади Новгорода стоял колокол. Купили его в далеком Риме. Когда нужно было собрать народ, били в этот колокол, и люди, услышав звон, спешили на площадь. Звук разносился далеко, и был он такой особенный, что жители легко отличали его от звона церковных колоколов.

  На левом берегу возвышался красавец Кремль. Здесь совершались важные события в жизни Новгорода.

  За стенами Новгородского Кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, в честь святой Софии. Собор построен в середине 11века. Он был главным храмом, символом Новгорода. “Где святая София, там и Новгород”, говорили в те времена новгородцы.

Город Новгород известен в истории с 859 года. Удивительная жизнь Древнего Новгорода открылась благодаря находкам археологов. Например стало известно, что ходили новгородцы по деревянным мостовым. Во время раскопок одной из древних улиц Новгорода было обнаружено 28 «этажей» сосновых мостовых. Их настилали с X – XV век – 500 лет

 Выдающимся открытием  археологов стали берестяные грамоты. Древние новгородцы писали на бересте – берёзовой коре. Буквы выцарапывали специальными заострёнными палочками – писалами.  Берестяными посланиями обменивались родственники, друзья.  На бересте вели  деловые расчёты.  После прочтения ненужные грамоты выбрасывали.  Через сотни лет берестяная почта донесла до нас имена некоторых новгородцев. Один  из них – маленький новгородец Онфим – учился грамоте. Его берестяные школьные тетрадки исписаны буквами, слогами и целыми предложениями. Наверное, он был непоседой и озорником, любил шалить и отвлекался от занятий, делал на бересте смешные рисунки.

Народное название Новгорода – “господин Великий Новгород”.

  1. На берегах реки Волхов у Ильмень  озера располагался город Великий          Новгород.
  2. Город был разделён рекой на две стороны софийская и торговая.
  3. Городом управляли посадники, которых выбирали из знатных бояр на вече.
  4. Древние новгородцы писали на бересте.

Первое упоминание о Новгороде встречается в 859году.

Все молодцы!

Объяснять лексическое значение новых слов.

Работать в группах

Сформулировать выводы

Работать с документом.

Сформулировать вывод.

Работать с документом

Сформулировать вывод.

П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

К:  уметь четко высказывать свои мысли;

К: умение слушать и слышать.

К:- умение слушать и слышать.

П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

К:- умение слушать и слышать.

П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект

К:- умение слушать и слышать.

П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

К:- умение слушать и слышать.

П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект

К:- умение слушать и слышать.

П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

К:- умение слушать и слышать.

П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект

К:- умение слушать и слышать.

П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

5.Итог

Рефлексия

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ.      6. Д\з

2 мин.

- Что вам больше всего запомнилось?                                                                             - Что вам больше всего понравилось?  Вам понравилось наше занятие? Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились! Мне приятно было работать с вами!               - А как вы оцениваете свою работу? Если вы были активны на уроке и все поняли, то поднимите зеленый карандаш. А если вы считаете, что не достаточно активно отвечали, то поднимите желтый. Если вы совсем ничего не поняли,  и вам было неинтересен урок поднимите красный карандаш.                                                      -уч.стр.46-54 читать, печ.тет. стр.18 №3,4

Участвовать в рефлексии

П:строят рассуждения

Р: осуществляют итоговый контроль




Предварительный просмотр:

Возникновение городов в  Древней Руси

У славян было много врагов, и для защиты от них они строили крепости. Сначала  выбирают подходящее место для крепости, где сама природа бы помогала защититься от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги их можно увидеть издалека. Кроме того река с трёх сторон надёжно защищала крепость. Со стороны не защищённой рекой, выкапывали ров (широкую и глубокую канаву), заполняли её водой. Получался рукотворный остров. На нём и строили славяне свои дома. Вокруг поселения насыпали глубокий земляной вал, а на валу ставили глубокую, крепкую ограду из плотно прилегающий к друг другу заострённых дубовых брёвен.

Хорошо защищённую крепость врагам было взять трудно, для друзей же через ров перекидывался мост, который в случае опасности можно было легко и быстро поднять.

Такие посёлки- крепости со временем стали называть городами, от слов «городить», «огораживать» Центр древнего русского города был обычно укреплен и назывался кремлём. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати. Возвышалась главная городская церковь. За пределами кремля жили ремесленники, купцы и другой городской люд.

Древний Киев

Много прекрасных городов стояло на Руси. Но краше всех -  Киев, стольный град Великих князей.

Рассказывают, что в древние времена жило на этой земле племя полян. Любили поляне и за землей следить, и дома строить. И выделялись среди них трое братьев– Кий, Щек и Хорив да сестра их Лыбедь. Облюбовали братья самое красивое место на днепровских холмах и заложили на нем город. По имени старшего брата назвали его Киевом.

Хорошее место для поселения выбрали братья: все торговые пути и речные и сухопутные – через него проходили. Но городу постоянно угрожали печенеги, поэтому город защищали валы, рвы стены, башни. Весь город был окружен крепкими бревенчатыми стенами. Попасть в город можно было только через Софийские ворота. В городе были построены церкви, каменные дворцы. Значительно изменился город в 11 веке.

Киевом управлял князь. А расцвел город при князе Ярославе, прозванном Мудрым. 

Самой первой была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Эта церковь еще известна как Десятинная, потому что князь Владимир повелел всем жителям отдавать на ее строительство и украшение десятую часть от своего дохода. Стены церкви покрыты фресками.

Главный храм города – Софийский собор, построенный при князе Ярославе Мудром. 13 куполов венчают огромное сооружение, построенное греческими мастерами. Внутри храма великолепие фресок и мозаик. Даже под ногами сверкают узоры мозаичного ковра.

В этом соборе не только молились, но и торжественно вступали на престол, начиная править княжеством. Здесь же помещались и одна из первых библиотек на Руси. Следующий памятник архитектуры– Золотые ворота главные ворота Киева. Они окованы листами позолоченной меди и украшены резьбой.

Такое богатство восхищало въезжающих гостей. Археологи установили, что на территории Киева поселения людей существовали еще в Каменном веке. Киев был основан примерно в 6-7 веках как центр восточнославянского племени полян. В русских летописях город Киев упоминается в 860 году.

Древний Новгород

Ещё один из крупнейших городов того времени – это Новгород. Почему же он носит такое название. На берегу Ильмень-озера, там, где берет начало река Волхов, в далекие времена возникло первое поселение. Потом жители облюбовали новое место. Так и возник город, который стали называть Новым. 

Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путем.

 Весь город был, как бы разделен речкой Волхов на две стороны: софийская сторона и торговая сторона. На софийской стороне были расположены монастыри: Никольский, Зверин, Духов и Кремль. А на торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь.

Новгородская республика управлялась по-особенному. Здесь тоже был князь, но главную роль играло народное вече. Вече – это собрание богатых новгородских жителей, которое решало все важные вопросы. На вече выбирали посадника и решали, какого пригласить князя, там же могли принять решение об его изгнании из города, если князь не понравился новгородцам. На вече принимались важные законы и обсуждались вопросы войны и мира. Вече возглавлял посадник, который вместе с князем и судил, и собирал налоги, и принимал решения о войне и мире, распоряжался городской казной. 

 Посреди Вечевой площади Новгорода стоял колокол. Купили его в далеком Риме. Когда нужно было собрать народ, били в этот колокол, и люди, услышав звон, спешили на площадь. Звук разносился далеко, и был он такой особенный, что жители легко отличали его от звона церковных колоколов.

  На левом берегу возвышался красавец Кремль. Здесь совершались важные события в жизни Новгорода.

  За стенами Новгородского Кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, в честь святой Софии. Собор построен в середине 11века. Он был главным храмом, символом Новгорода. “Где святая София, там и Новгород”, говорили в те времена новгородцы.

Город Новгород известен в истории с 859 года. Удивительная жизнь Древнего Новгорода открылась благодаря находкам археологов. Например стало известно, что ходили новгородцы по деревянным мостовым. Во время раскопок одной из древних улиц Новгорода было обнаружено 28 «этажей» сосновых мостовых. Их настилали с X – XV век – 500 лет

 Выдающимся открытием  археологов стали берестяные грамоты. Древние новгородцы писали на бересте – берёзовой коре. Буквы выцарапывали специальными заострёнными палочками – писалами.  Берестяными посланиями обменивались родственники, друзья.  На бересте вели  деловые расчёты.  После прочтения ненужные грамоты выбрасывали.  Через сотни лет берестяная почта донесла до нас имена некоторых новгородцев. Один  из них – маленький новгородец Онфим – учился грамоте. Его берестяные школьные тетрадки исписаны буквами, слогами и целыми предложениями. Наверное, он был непоседой и озорником, любил шалить и отвлекался от занятий, делал на бересте смешные рисунки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Страна городов

Слайд 2

Повторение - Как называется глава, которую мы изучаем? Как называлась страна в ту пору? - Почему расселение древних славян было вокруг рек и морей? - Где возник город Киев? - Кто был главой киевской Руси? - Что вы знаете о князе Олеге. - Что такое крещение? Назовите Русского князя, который вошел в историю как креститель Руси? Год крещения Руси?

Слайд 3

КРОССВОРД 1 2 3 К о ч е в н и К и 4 И л ь я Д н Е п р В е щ и й

Слайд 4

к р е щ е н и е О л е г в о д н ы е б о г а т ы р и б о я р е 6 ц а р ь г р а д с о б о р В л а д и м и р

Слайд 5

Купец – богатый торговец, успешно торгующий у себя в стране или за границей. Ремесленник–человек, который владеет профессиональным ремеслом. Варяги – так называли в Древней Руси наемных дружинников и купцов, пришедших из Скандинавии. Вече – в Древней Руси: собрание горожан для решения общественных дел. Князь– военный вождь славянских племен.

Слайд 6

Кремль – городская крепость в старинных русских городах. Ладья – большая лодка. Мозаика– узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали. Собор-главная церковь в городе, в монастыре. Фреска – картина, написанная водяными красками, по свежей, сырой штукатурке. Ров – широкая и глубокая канава.

Слайд 7

Сегодня вы ходе урока мы должны ответить на следующие вопросы: 1.Как появились города на Руси? 2.История названия города. 3. Расположение и укрепление города. 4. Способы управления. 5.Архитектура городов. 6.Первое упоминание о городах. 7.Что такое берестяные грамоты?

Слайд 8

СПАСИБО ВСЕМ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Что такое хвоинки ?" . " Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Школа России"...

Учебно-методическое пособие "Тесты по окружающему миру" 4 класс

Учебно-методическое пособие "Тесты по окружающему миру" 4 класс...

Учебно-методический комплекс к уроку окружающего мира, 2 класс. Тема: "Чистота - залог здоровья"

Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с новым разделом учебника; дать определение понятиям "чистота" и "гигиена", познакомить с правилами гигиены; дать первоначальные представления о микроба...

Учебно-методический комплекс к уроку окружающего мира, 4 класс. Тема: "Начало Московского государства"

Тип урока: изучение нового материала.Цели:Познакомить детей с историей создания Московского царства, дать характеристику личности Ивана III, Ивана IV.Ввести понятия "судебник", "Земский собор";Развива...