Информационные системы в сфере образования
статья

Петрашкевич Ирина Валерьевна

Статья о возможностях использования информациооных систем для улучшения получения знаний в сфере образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnye_sistemy_v_sfere_obrazovaniya.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

 Информационные системы в образовании

                Необходимо адаптировать, приспособить нашу систему образования к современным условиям, сохранив при этом лучшие традиции отечественного образования»

                                        В.В. Путин

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности человека и формирование новых коммуникаций информационной среды коренным образом преобразовало традиционную систему образования.

Применение всех информационных систем полностью изменила организационную структуру образовательного учреждения и функции всех участников образовательного процесса.  В последнее время проникновение информационных технологий в образование стало особенно заметно. Начиная с 2005 года в России внедряется проект «ИСО» - информатизации системы образования, совершенствуются способы получения и анализа информации о состоянии управляемого объекта. Современная информационная система для образовательного учреждения представляет собой комплекс различных программ для автоматизации основных процессов. Информационные технологии (ИТ) призваны стать не дополнительным средством в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Основные надежды возлагаются на создание и сопровождение информационно-образовательных сред открытого и дистанционного обучения, на развитие новых объектных технологий создания учебных материалов, наряду с развитием традиционных технологий разработки цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).[2]

         Основная цель и задача таких ИС - это обеспечение необходимой интегративности и создание единого образовательного информационного пространства. Решение этой задачи начинается с обеспечения однозначности и полной эквивалентности и интерпретации описания предметной области в информационном пространстве для разных операционных систем и приложений. При этом ИС не должна отклоняться от заданных требований на протяжении всего жизненного цикла системы.

 Одним из важнейших элементов современной среды образования являются электронные образовательные ресурсы. К ним относятся:

• Интернет-хранилища электронных образовательных ресурсов.

• Мультимедиа-ресурсы (электронные учебники, интерактивные издания).

• Собственные электронные образовательные ресурсы, разработанные педагогами образовательного учреждения (презентации, обучающие видео, интерактивные тесты). [1]

Государственная информационная система в Челябинской области (ГИС «Образование») предназначена для:

  • информационного обеспечения управления развитием системы образования Челябинской области
  • предоставления в электронной форме государственных и муниципальных услуг в сфере образования
  • повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных образовательных организаций
  • обеспечения информационной открытости деятельности Министерства образования и науки Челябинской области, а также государственных и муниципальных образовательных организаций.

 В состав ГИС «Образование» входит АИС «Сетевой город. Образование» – модульная комплексная информационная система, предназначенная для предоставления электронных средств поддержки и сопровождения образовательной деятельности образовательных организаций, реализации государственных и муниципальных услуг в электронном виде в сфере образования, а также являющаяся инструментом сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений и интеграции в единую сеть образовательных организаций и органов управления образованием.

АИС «Сетевой город. Образование» содержит комплект модулей, охватывающих управленческую деятельность муниципальных органов управления образованием, а также образовательную деятельность:

  • дошкольных образовательных организаций
  • общеобразовательных организаций
  • организаций дополнительного образования
  • профессиональных образовательных организаций.

«Электронный дневник и журнал» — сервис, позволяющий участникам учебного процесса получать информацию об учебных расписаниях, текущих и итоговых оценках и домашних заданиях в режиме онлайн. Также электронный школьный документооборот должен обеспечить снижение административной нагрузки на общеобразовательные учреждения. Кроме того, различные системы электронных дневников могут поддерживать и другие, дополнительные функции — электронные портфолио учащихся, новостные ленты, социальные сети и так далее.

Данные системы внедряются по всей территории РФ согласно национальному проекту «Образование».[5]

«Е-услуги. Образование»  – автоматизированная информационная система (АИС), позволяющая реализовать на уровне региона (муниципального образования) следующие государственные и муниципальные услуги в электронном виде в сфере образования:

1.        Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады);

2.        Зачисление в образовательную организацию;

АИС «Е-услуги. Образование» интегрирована с системами:

•        Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ)

•        Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

•        Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА)

•        Концентратор услуг

•        АИС «Образование Челябинской области»

•        Федеральная система показателей Электронной очереди (ФСПЭО)

•        ИС «Аттестация педагогических работников»

•        Информационная система «Аттестация педагогических работников» (далее – ИС АПР) является региональным инструментом эффективного управления качеством кадровых условий системы образования Челябинской области.[6]

Полноценное функционирование современного образовательного учреждения уже немыслимо без подобных систем, так как человек не способен справляться с большим количеством разнообразной информации в одиночку, без помощи соответствующих программ.

Образовательные учреждения оснащены компьютерными классами, создана сеть методических центров для оказания методической помощи педагогам по использованию информационных технологий.

Проводятся уроки с использованием средств мультимедиа, созданы сайты образовательных учреждений.

В данные момент основная задача образования состоит не в том, чтобы сообщить как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить эти знания добывать самостоятельно и творчески применять для получения нового знания. Реально это возможно лишь с введением в образовательный процесс средств новых информационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания.

Благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям современный персональный компьютер находит свое применение в обучении самым разнообразным дисциплинам и служит базой для создания большого числа новых информационных технологий обучения.

Технические возможности информационных технологий в обучении позволяют:

- активизировать учебный процесс;

- индивидуализировать обучение;

- повысить наглядность в предъявлении материала;

- сместить акценты от теоретических знаний к практическим;

- повысить интерес обучающихся к обучению. [3]

В настоящее время существует множество обучающих программ, видеофильмов и электронных учебников по самым разным предметам, ориентированных на самые различные категории учащихся.

Многие преподаватели используют для объяснения нового материала мультимедийные презентации. Такой прием позволяет удерживать внимание слушателей более длительное время. Причем мультимедийные презентации используются не только для усвоения программного материала, но и на физкультминутках, при проведении классных часов, внеклассных занятий, что значительно облегчает труд педагога для подготовки наглядности, а детям намного интереснее работать с интерактивными элементами, проходит квест, выполнять тренажеры и «танцевать».

Виртуальные лаборатории – следующий представитель ряда ЦОР (цифровых образовательных ресурсов). На подобных уроках легко проследить связь теории с практикой. Здесь, ранее полученные теоретические знания, можно проверить и применить на практике. У учащихся воспитывается стремление к улучшению результатов своей работы, развивается самостоятельность. Проводя занятия с использованием ряда ЦОР, дети могут совершать те опыты, которые были бы не доступны в обычном классном режиме.

Виртуальные музеи и библиотеки реализуют познавательные цели.

Для контроля знаний применяют различные методы. Применение автоматизированных тестов значительно упрощает работу учителя, экономит время, облегчает мониторинг уровня усвоения знаний. Отпадает необходимость длительной проверки задания, результат виден на экране.

Во время тестирования обучающимся приходится думать и действовать самостоятельно. Анализирование проблемы развивает творческую активность. Критический анализ результатов учебной деятельности организует взаимодействие педагога и учащихся на основе совместного объективного анализа и оценки результата деятельности каждого. Познание превращается в творческий аналитический процесс[4]

          Посещение же виртуальных музеев и библиотек способствует расширению кругозора ребят, прививается тяга к искусству.

Новые технологии и требования общества и времени в последние годы активно развивают музейную сферу. Виртуальные музеи становятся обыденностью, ведь для большинства населения планеты — это единственный способ прикоснуться к творениям великих мастеров и прогуляться среди шедевров. Виртуальный музей многократно расширяет количество посетителей, позволяя собирать и систематизировать воедино разнородную информацию текстового, графического, звукового, видео, анимационного и других форматов по определенной тематике. На сайте министерства культуры РФ представлен обширный список виртуальных российских музеев, куда не нужно покупать билет. По трехмерным залам многих из них уже можно буквально пройтись с ощущением эффекта присутствия при помощи любого гаджета с выбранной посетителем скоростью.

Таким образом, сегодня уже признано аксиомой, что информационные технологии должны стать неотъемлемой частью системы управления образованием. Широкое внедрение информационных технологий позволит обеспечить переход на новый уровень анализа, оценки, контроля за качеством деятельности как воспитанников, так и педагогов и управленцев. Процедура аттестации качества образования станет более экономичной, объективной и снимет субъективность в оценке показателей. [8] Требования государственного образовательного стандарта необходимо перевести на язык информационных технологий, создавая единую электронную программу аттестации, результаты которой по электронной почте будут пополнять информационный банк в министерстве. А создание единого информационно-образовательного пространства и системы информационно-справочного обеспечения позволит представлять информацию об образовательной ситуации в учреждении, районе, городе, области широкой общественности и родителям.

Использованная литература

 

1.  Кабаченко Т.С. Психология управления. – М., 2001.

2. Проектирование систем внутришкольного управления/Под редакцией Моисеева А.М. -М., 2001.

3. Поташник М.М., Ямбург Е.А. и др. Управление качеством образования. -М., 2000.

4. Гукаленко О.В., Ильевич Т.П. Инновационные технологии: проектирование учебных задач в контексте личностно-ориентированного целеполагания: Учебно-методическое пособие. Тирасполь, 2001.

5.https://rcokio.ru/files/publications/barabas.PDF

6. https://uokmr74.ru/

7. https://wikiphile.ru/315-fraz-putina/

8.https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/07b2a433c35195c28c56a221a970dc3ce333fade/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль специалистов сферы образования в инновационном процессе страны?» статья.

Образование - мощный фактор изменений в обществе.Но образовательные результаты в современном обществе все в большей мере  зависят от организации образовательного процесса, повышении квалификации ...

Нормативно-правовые документы, определяющие основы государственной политики Российской Федерации и Московской области в сфере образования.

Изучение вопросов, изложенных в нормативно-правовых документах в сфере образования, определяющих основы государственной политики РФ и МО....

проект "Моя инициатива в сфере образования: "Зеленый уголок в школе как мир уюта и гармонии""

Социально-образовательный проект "Моя инициатива в сфере образования" на конкурс "Педагог года 2017". Для развития и сохранения здоровьесберегающей среды и эмоционально-психологического состояния школ...

Статья на тему: «Какую роль играют специалисты сферы образования в инновационном развитии страны?»

Рассматривается проблема роли учителя как субъекта процесса образования...

Статья: «Применение информационных технологий в сфере здоровьесбережения в условиях ОУ».

В статье представлены информационные технологии для детей с ОВЗ....