Игротека вожатого
учебно-методический материал

Ершова Анна Александровна

Игры на знакомство вид игровой деятельности, который направлен на создание благоприятной обстановки в группе детей, которые ещё не знают друг друга.

Игры на внимательность - развитие назыка концентрации внимания.

Игры с залом - это не только увлекательный способ провести время, но и отличная возможность развить свои интеллектуальные и социальные навыки. Они помогают улучшить не только концентрацию внимания, развить логическое мышление и усовершенствовать навыки командной работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игротека

Младший школьный возраст

(7–10 лет)

Подростковый возраст

(11–14 лет)

Ранний юношеский возраст

(15–17 лет)

На первичное знакомство

1. Летающие имена

2. Звездный дождь

3. Восточный базар

На вторичное знакомство

4. Поменяйтесь местами

5. Калейдоскоп

6. Садко и его дружина

Игры-ледоколы (игры на снятие эмоционального напряжения)

7. Как здороваются олени?

8. Шишки-Желуди-Орехи

9. Великое переселение народов

  1. Летающие имена1 (5–7 минут)

Участник встают в круг. Условно разделим на раунды. 1 раунд. каждый участник у кого в данный момент находится мяч произносит своё имя, затем устанавливает зрительный контакт с другим участником игры и передает (кидает) ему мяч, после чего убирает руки за спину. Затем 2 раунд. Необходимо назвать своё имя и имя того, кому передаешь мяч.
3 раунд. Назвать имя того, кому передаешь мяч.

2. Звездный дождь[1](8–10 минут)

Каждый из ребят получает по бумажной звездочке. На ней они должны написать свое имя. После этого ведущий обходит всех с коробочкой в руках. Каждый бросает в коробку звездочку и громко произносит свое имя. После того как все звездочки собраны, ребята по очереди начинают вытягивать их из коробки. Достав звезду, игрок читает написанное на ней имя и отдает ее владельцу.

3. Восточный базар1 (8-10 минут)

Каждому участнику выдается по 4 (если детей много, можно сделать меньше) небольших листочка. На всех четырех листочках дети пишут свое имя (если имена повторяются, то можно что-нибудь добавить, фамилию). После этого все листочки складываются во что-то (в кепку, в коробку) и перемешиваются. Затем каждый участник снова получает по 4 листочка, с именами других детей. Цель — найти все свои листочки. То, как ребята будут "добывать" свои листочки, они выбирают сами. Это может быть обмен, подарок и т.д.

4. Поменяйтесь местами1 (8-10 минут)

Все играющие сидят в кругу на стульях (свободных стульев нет). Ведущий стоит в центре круга, он произносит некую характеристику, относящие её к себе игроки должны поменяться местами. Если ведущий первым занимает свободный стул, то игрок, оставшийся без стула, становится ведущим. Пример характеристик: кто любит танцевать; кто играет на гитаре; кто любит мороженое; кто умеет плавать и др.

5. Калейдоскоп[2] (10-12 минут)

Ребята образуют круг. Ведущий озвучивает задание, после чего подает сигнал. Игроки должны выстроиться в порядке, который назвал ведущий (в алфавитном порядке имен либо фамилий; по цвету глаз; по месяцам рождения; по любимым школьным предметам; по месту проживания и т.д.)

6. Садко и его дружина[3] (12-15 минут)

Участники встают в круг. Дети – кандидаты в корабельную дружину. Ведущий – вожатый, производит «отбор», проверку наличия необходимых качеств у своих будущих попутчиков. Спрашивая имя, и выражаю просьбу сделать какое-либо действие (прочитать стих, спеть, станцевать и др.). Всем участникам необходимо выделить себя из «массы», а вожатому – найти в каждом талант.

7. Как здороваются олени?[4] (5-7 минут)

Участники стоят попарно в два круга – одни внутренний лицом наружу и второй внешний лицом внутрь круга. После каждой фразы внешний круг передвигается на одни шаг к другому участнику. Вожатые должны показывать действия детям друг на друге – показывая своим примером, что это весело! Все действия повторяет и тот и другой партнёр по игре по очереди или же одновременно.

8. Шишки-Желуди-Орехи4 (8-10 минут)

Игроки образуют круг, в середине которого становится водящий, а остальные, разбившись по тройкам, встают один за другим лицом к центру (первый номер – в трёх-четырёх шагах от водящего). Руководитель даёт всем играющим названия: первые в тройках "шишки", вторые "жёлуди", третьи "орехи". По сигналу водящий громко произносит, например, "Орехи". Все играющие, названные "орехами", должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удаётся, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет "жёлуди", меняются местами стоящие в тройках вторыми, если "шишки" – стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух или даже трёх игроков в тройках, например, "шишки, орехи". Вызванные также должны поменяться местами. Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими. Вызванным запрещается оставаться на месте. Игроки не могут перебегать в какую-либо другую тройку (в противном случае игрок становится водящим).

9. Великое переселение народов4 (8-10 минут)

Игроки образуют круг, в середине которого становится водящий, а остальные, разбившись по тройкам, встают следующим образом: 2 человека образуют домик, взявшись за руки, третий участник – жилец.
По различным командам водящего участники меняются местами: По команде "Ветер" – "Жильцы" меняются местами (должны занять другой домик);
по команде "Ураган – "Домики" меняются местами ("Жильцы" стоят на месте, меняются местами "домики", при этом те, кто образуют "домики" не должны разрывать руки); по команде "Землетрясение" – абсолютно все меняются местами. При этом "Домики" не должны разрывать руки.
Водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удаётся, то игрок, оставшийся без места, становится водящим.


[1]Официальный сайт ГАУК “МОСГОРТУР” – https://mosgortur.ru/campleader/knowledges/game-room.htm

[2]Сайт lektsii.org / Игры на вторичное знакомство - https://lektsii.org/16-83411.html?ysclid=leqzaixhl945787129

[3]Что делать с детьми в загородном лагере / Сергей Афанасьев, Сергей Коморин, Андрей Тимонин

[4] Сайт filling-form.ru / Программа социокультурной деятельности - https://filling-form.ru/turizm/54974/index.html?page=35



Предварительный просмотр:

Игротека

Младший школьный возраст

(7–10 лет)

Подростковый возраст

(11–14 лет)

Ранний юношеский возраст

(15–17 лет)

На внимательность

1. Не собьюсь

2. Себе-соседу

3. Радиоэфир: Первый-второму

На взаимодействие

4. Гомеостат

5. Картина

6. Верни движение

  1. Не собьюсь[1] (5-7 минут)

Дети встают в кргу. В игру играют группой - чем больше человек, тем лучше. Например, нужно посчитать до 50, заменяя хлопком числа, которые заканчиваются на 6. Счёт идёт в быстром темпе, каждый говорит число по порядку. Очень важно слушать друг друга и не ошибаться, кто ошибся - выходит из игры.

  1. Себе-соседу[2] (7–10 минут)

Дети встают в круг. Левую руку держат вытянутой вперед, вверх открытой ладошкой, правую – вниз ладошкой щепоткой (будто что-то в ней держат). На слово "себе" дети правой рукой как будто что-то вкладывают в свою левую руку. На слово "соседу" – правой рукой "вкладывают" что-то в левую руку соседа справа. Все одновременно выполняют движения и произносят: "Себе – соседу". На самом деле по кругу передается небольшой предмет (монетка или камешек.). Вожатый (в центре круга) должен заметить, у кого монетка. Когда это ему удается, он и игрок, у которого найдена монетка, меняются местами.

3. Радиоэфир: Первый-второму2  (10–12 минут)

Играющие сидят в кругу. Перед началом игры они должны рассчитаться по порядку номеров. Затем один из участников объявляет, кому посылает свое сообщение, например, "Первый-Десятому!". Десятый перехватывает инициативу и передает дальше сообщение, например, "Десятый – Седьмому". И так далее. Если кто-то из играющих ошибается, путается или обращается к номеру "соседа", т.е. "Второй", не может обратиться к "Первому" и "Третьему", ему придумывается новый позывной, и он уже с новым позывным играет, и к нему так же обращаются, например, "Первый – Золушке". Если ошибся второй раз, то к позывному добавляют второе слово, например, "Золушка Московская".

4. Гомеостат3 (5–7 минут)

Играющих просят встать в круг, вытянуть вперед руку, сжатую в кулак, и по знаку ведущего выбросить произвольное количество пальцев. Задача: не разговаривая, не перемигиваясь и не используя никаких других способов общения, добиться того, чтобы все играющие выбросили одно и то же количество пальцев.

5. Картина[3] (7–10 минут)

Группа выстраивается в линию. Первый игрок приглашается к столу или к стене, на которой прикреплен большой лист бумаги, рядом фломастеры. Ему предстоит начать рисовать картину. Ведущий сообщает 2 – ому игроку, какой предмет необходимо изобразить 1 – ому игроку (другие задания не слышат). Второй игрок объясняет первому мимикой, жестами, что ему надо изобразить на листе бумаги. Первый рисует и встает в конце линии. Второй подходит к листу, а 3-тий объясняет ему жестами, что дальше рисовать и т.д. пока все не примут участия в рисовании картины. После прохождения данного упражнения ведущий проводит анализ произошедшего в группе.

6. Верни движение3 (10–12 минут)

Каждый по кругу показывает свое движение самое главное, чтобы движения не повторялись, когда ведущий говорит, начали, все показывают одновременно свои движения, когда он говорит, меняем, каждый показывает движения своего соседа слева. Таким образом, каждое движение, пройдя круг, возвращается к хозяину.


[1] Сайт studopedia.su / Игры на внимательность - https://studopedia.su/20.html

[2] Официальный сайт ГАУК “МОСГОРТУР” – https://mosgortur.ru/campleader/knowledges/game-room.htm

[3] Сайт summercamp.ru / Вожатник - https://summercamp.ru/upr9.html



Предварительный просмотр:

Игротека

Младший школьный возраст

(7–10 лет)

Подростковый возраст

(11–14 лет)

Ранний юношеский возраст

(15–17 лет)

Игры-минутки

1. Циклоп

2. Пиф-паф

3. Есть контакт

Игры с залом

4. Летит по небу шар

5. Голова - рамена

6. Охотник

  1. Циклоп[1] (5–7 минут)

        Дети встают в круг, ведущий выходит на середину. Задача играющих — установить контакт с товарищем на противоположной стороне круга только с помощью взгляда. Нельзя произносить звуки и делать движения для привлечения внимания. Как только двое установили зрительный контакт, они одновременно меняются местами, перебежав через середину круга. Ведущий, в свою очередь, внимательно наблюдает за играющими и старается догадаться о перемене мест. Когда кто-то начинает меняться местами, ведущий старается занять одно из пустых мест. Тот из игроков, кто не успел встать в круг, становится новым ведущим.

  1. Пиф-паф[2] (5–7 минут)

        Все игроки встают в круг. Игроков должно быть не менее 6-7 человек. Сначала ведущий называет имя любого игрока. Названный должен присесть. А его соседи справа и слева начинают дуэль. Ее принцип очень прост. Надо вытянуть руку в виде пистолета в сторону противника и сказать: "Пиф-Паф". Проигрывает тот, кто сделает это чуть позже своего противника или вместо "Пиф-Паф" скажет, например, "Птыж" (что случается очень часто). Если человек, имя которого назвали, вовремя не присел, то он выбывает, т.к. он оказывается между двумя стреляющими. Проигравший выходит из круга. Выигравший поединок называет чье-нибудь имя и все повторяется. Нельзя называть имена своих соседей. Победители - двое оставшихся в круге.

  1. Есть контакт2 (7–10 минут)

Один из игроков загадывает слово и говорит на какую букву оно начинается. Все остальные должны разгадать слово. Например, ведущий говорит, что слово начинается с буквы "л". Для того, чтобы ведущий открыл вторую букву, необходимо подобрать слово на букву "л" и дать ему небольшую характеристику. Например, кто-то из игроков говорит: "Это есть ночью на небе". Кто догадался, говорит "контакт" и вместе с игроком, который давал характеристику, считают до 5 и называют слово. Если слова оказались разными, тогда игроки продолжают подбирать слова на букву "л". Если слова совпали, тогда ведущий называет следующую букву, например, буква "а" и тогда образуется слог "ла". Теперь начинают подбирать слова на этот слог, давать характеристику им, считать до 10 и т. д. Ведущий тоже может отгадывать слова, которые участники характеризуют. Если он отгадает, тогда придётся подбирать новые слова. В этой игре ведущему важно, чтобы его слово как можно дольше не смогли разгадать.

  1. Летит по небу шар2 (5–7 минут)

        Разучиваем с детьми текст:

        Летит, летит по небу шар,

        По небу шар летит.

        Но знаем мы: до неба шар

        Никак не долетит.

        Сначала слово "летит" заменяется движением, напоминающим взмах крыльев. Во 2-м исполнении слово "небо" заменяется движением большого пальца вверх. Затем при слове "шар" обеими руками перед собой очерчивается большой круг. В следующем исполнении слово "знаем" заменяется постукиванием пальца по лбу; при слове "мы" – обе руки прижать к груди, при слове "никак" – отрицательно покачать головой. Самым интересным является последнее исполнение песенки, где главной задачей участников является не сбиться и правильно показать движением нужное слово.

        Хором здесь повторяются лишь "по", "но", "до". Можно предложить ускорить темп игры.

        5. Голова – рамена2 (5–7 минут)

        Слова данной игры вожатый заранее разучиваются с детьми.

        Голова – голова;

        Рамена – плечи;

        Колена – колени;

        Пальцы - щёлкает пальцами;

        Очи – глаза;

        Уши – уши;

        Уста – губы;

        Нос – нос.

        Ведущий поет вместе со всеми песню, по очереди показывая на те части тела, которые упоминаются. И постепенно увеличивает темп.

        Все движения идут под песню:

        Голова – рамена – колена – пальцы,

        Колена – пальцы – колена – пальцы,

        Голова – рамена – колена – пальцы,

        Очи, уши, уста, нос.

        Задача играющих успеть за ведущим и не сбиться в последовательности. Ведущий может специально путать игроков, показывая на одно, говоря про другое.

        

        6. Охотник2 (7–9 минут)

        Играющие вслед за вожатым повторяют слова и движения (при этом темп игры можно увеличивать):

        Собрался охотник на охоту. Надел шляпу, сапоги, взял ружье и…

        Пошел по дороге (топают ногами),

        Затем по песочку (потирают ладонь о ладонь),

        По бревнышкам через мост (ударяют кулаками в грудь),

        По болоту с кочки на кочку (хлопают в ладоши)

        По тропинке (хлопают по коленям).

        Устал. "Уфффф!" Сел на пенек, осмотрелся, увидел за кустом медведя, испугался и побежал обратно.

        По тропинке (хлопают по коленям),

        По болоту с кочки на кочку (хлопают в ладоши),

        По бревнышкам через мост (ударяют кулаками в грудь),

        Затем по песочку (потирают ладонь о ладонь),

        Пошел по дороге (топают ногами).

        Прибежал домой, снял сапоги, шляпу, ружье. Устал. "Уфффф!"

        Рассказал жене, как пошел на охоту:

        Пошел по дороге (топают ногами),

        Затем по песочку (потирают ладонь о ладонь),

        По бревнышкам через мост (ударяют кулаками в грудь),

        По болоту с кочки на кочку (хлопают в ладоши),

        По тропинке (хлопают по коленям).


[1]         Океанские игры: В помощь организаторам отдыха детей и подростков / Под ред. Э.В. Марзоевой. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2003. – С. 5.

[2]         Официальный сайт ГАУК “МОСГОРТУР” – https://mosgortur.ru/campleader/knowledges/game-room.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

практика вожатой

Многое не выкладываю, но могу сказать что если с детьми постоянно занимаются то  дети  каждый день будут принимать участие во всех конкурсах и времени на плохие дела у них реально не о...

Методическое пособие для вожатых по работе в лагере

Став вожатым, вы столкнетесь с совершенно новой жизнью, которая идет по своим законам, вы увидите детский летний лагерь не глазами ребенка, а глазами взрослого, организатора, творца, если хотите, и од...

Сценарий конкурса "Вожатый года"

Сценарий написан в стихотворной форме с использованием переделанных песен. Тема: "Путь к звёздам"...

перспективный план работы старшей вожатой 2014 год

перспективный план работы старшей вожатой 2014 год...

Требования охраны труда во время работы в оздоровительном лагере «Алые зори» (Методичка для вожатого)

СОДЕРЖАНИЕ: 1.     Правила пребывания  детей в лагере2.     Требования безопасности при организации и проведении купания детей3....