маршрутный лист педагогического кейса "Семейный бюджет"
методическая разработка

Гартвих Людмила Александровна

Курс "Финансовая грамота в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppa_8_marshrutnyy_list.docx109.18 КБ

Предварительный просмотр:

Маршрутный лист разработки решения педагогического кейса

Группа №

Состав группы:

Легенда педагогического кейса: разработать комплекс образовательных активностей по финансовой грамотности для СОШ, находящейся в малом городе, по тематике «Семейный бюджет» для учащихся 4 класса, в котором учатся 26 детей. Особенностями класса является то, что дети любят работать в группах, активные, имеют опыт участия в КТД (коллективно-творческие дела), дети из семей с разным уровнем доходов родителей и разным социальным статусом (в том числе образовательным и профессиональным).

Анализ условий реализации образовательной деятельности (по 6 позициям)

Характеристики

Возможности

Ограничения и риски

Решения/

рекомендации

1. СОШ, находящаяся в малом городе.

Техническое обеспечение (интернет, классы оборудованы компьютерами, ноутбуками для учителя, интерактивная панель, планшеты ученические).

Педагогические кадры, повышающие квалификацию.

Нестабильный интернет, нет территориального представительства центрального банка, 

высокие угрозы мошенничества.

Скачать презентацию заранее, распечатать материалы, пригласить сотрудника банка, почты России.

Онлайн-экскурсии в финансовые организации.

2. «Семейный бюджет»

Обучающиеся знакомы с карманными деньгами, знают, что такое доходы и расходы отдельного человека; бережное отношение к деньгам находится в стадии формирования (дети только учатся анализировать свои потребности).

Родители не привлекают к участию в обсуждении ежемесячных расходов (коммунальные платежи, ипотечные платежи).

Слабое представление обучающихся о планировании и управлении финансами, т.к. в классе представлены семьи с разным уровнем доходов и социальным статусом.

Маршрутный лист распределения финансов.

3.  Учащиеся 4 класса, в котором учатся 26 детей.

Знакомый классный коллектив, социальные роли распределены.

Дети из разной социальной среды с различными финансовыми навыками. Сложность в организации индивидуальной работы.

Контроль при организации самостоятельной работы.  Продумать состав команд при групповой работе;

тайминг

4. Дети любят работать в группах.

Использовать активные формы обучения: работа в группах, ролевые игры. Возможность использовать разноуровневые задания, метод соревнования в командах. Дети умеют слушать друг друга и могут договариваться

Не все дети будут чувствовать себя комфортно при выполнении индивидуального задания.

Предложить задание, которое начинает каждый сам, а результат будет общим.

5. Активные, имеют опыт участия в КТД (коллективно-творческие дела).

Использовать навык детей работы в КТД. Получить качественные результаты в работе групп путем творческого подхода (создание плаката, лэпбука).

Эмоциональный настрой на работу после активности.

Неустойчивый интерес.

Составить задания со сменой деятельности. Чередовать активную и пассивную деятельность

6. Дети из семей с разным уровнем доходов родителей и разным социальным статусом (в том числе образовательным и профессиональным).

Виртуальное посещение досуговых мест разной направленности

 (музеи, библиотеки, образовательные платформы)

Разный финансовые возможности учащихся (суммы карманных денег). Проблема восприятия и применения на себя социальных ролей.

Обмен социальным опытом в ученической среде.

Планируемые образовательные результаты

Знания

– что такое «семейный бюджет.

Установки

- деньги нужно считать, беречь;

- доходы можно увеличить, зарабатывая деньги;

- расходы семьи соизмеримы с доходом;

-осознавать необходимость ограничивать свои желания.

  • Умения
  • - различать источники доходов;
  • - определять виды расходов;
  • - аргументировать свою точку зрения в обсуждении экономических вопросов.
  • – умение выбрать необходимую вещь для покупки

Образовательные ресурсы (название УМК, № темы, параграф, название ЦОР, мультфильма, анимированной презентации + ссылки на указанные ресурсы)

Раздаточный дидактический материал

(название, № приложения)

Основные: УМК по финансовой грамотности, модуль № 4, тема: «Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал», занятие №13 «Откуда в семье берутся деньги», ссылка:  https://fmc.hse.ru/data/2025/03/29/1962073471/4_кл_Материалы_для_учащихся.pdf.

https://fmc.hse.ru/data/2025/03/29/1962074802/4_кл_Рабочая_тетрадь.pdf 

Вспомогательные:

 анимированная презентация «Что такое семейный бюджет и как его составлять».

https://rcfg35.viro35.ru/?arcade=animirovannye-prezentaczii-k-uchebno-metodicheskim-materialam-po-finansovoj-gramotnosti-dlya-obshheobrazovatelnyh-organizaczij 


Методический инструментарий

(образовательные технологии; методы обучения; педагогические приемы)

1этап: мотивационно- целевой: (5 – 7 минут)

Метод обучения: наглядный, словесный.

Педагогический приём «вопрос -ответ».

2 этап: учебно-операционный этап: (25 мин)

 Методы обучения: Словесный, практический, наглядный

Педагогический приём:  «Своя опора» (КТД)

3 этап: рефлексивно – оценочный этап: (10-15 минут)

Методы обучения: Словесный, практический

Педагогический приём:  «Раньше я думал, теперь знаю», «Чемодан, мясорубка, мусорная корзина»

Место занятия

6.1. Во внеурочной деятельности

а) курс по финансовой грамотности

б) курс по функциональной грамотности

6.2. Мероприятие в программе воспитания

Курс по финансовой грамотности во внеурочной деятельности

Интеграция с другими видами функциональной грамотности (интегративные задания)

Финансовая и читательская грамотность (чтение, понимание и анализ нового материала, текста задачи)

Финансовая грамотность и креативное мышление

Финансовая и математическая грамотность (решение задачи)

Интегративное задание: В семье Ивановых зарплата папы составляет 25 000 руб. В этом году он написал книгу и получил гонорар 70 000 руб. Зарплата мамы составляет 18 000 руб. В конце года она получила премию 7000 руб. Бабушка получает пенсию в размере 12 000 руб., и ещё она выиграла в лотерею 5000 руб. Стипендия сына-студента 2000 руб. Он участвовал в проекте и заработал 15 000 руб. У семьи есть вклад в банке – 100 000 руб. В этом году прибыль по вкладу составила 10 000 руб. Доход от ценных бумаг в этом году составил 100 000 руб. На текущие покупки семья тратит 35 000 руб. в месяц, на коммунальные услуги, транспорт и лечение – ещё 20 000 руб. в месяц. Семья купила телевизор за 10 000 руб. и компьютер за 20 000 руб. Отдых всех членов семьи обошёлся в 120 000 руб.

Необходимо найти сумму доходов и расходов семьи Ивановых.

Что проверяет:

Знания: знакомство с принципами финансового планирования, развивать экономическое мышление и логику, повысить финансовую грамотность учащихся.

Умения: - различать источники доходов, виды расходов;

- умение аргументировать свою точку зрения в обсуждении экономических вопросов;

Установки: - деньги нужно считать, беречь;

- доходы можно увеличить, зарабатывая деньги.

- Расходы семьи соизмеримы с доходом.

Ответ: доходы за месяц 5700руб., за год 891000руб; расходы за месяц 55000руб., в год 810000руб.

Пояснение: Бюджет распределён по месяцам и за год. Ученик узнает общую сумму доходов, анализирует траты и узнает общую сумму расходов в семье.


План проведения образовательных активностей

Форма проведения активности: Внеурочная деятельность

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности в системе смешанного обучения ротация станций по теме "Семейный бюджет" в 4 классе.

Цель занятия: повышение финансовой грамотности обучающихся.

Образовательная цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о том, что такое семейный бюджет.

  1. Развивающая цель: Развитие навыков анализа и критического мышления.
  2. Воспитательная цель: Воспитание ответственного отношения к финансам.

Основные понятия: семейный бюджет, структура семейного бюджета, планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги.

Планируемые результаты:  

  1. Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, участие в принятии решений о семейном бюджете.
  2. Метапредметные:

-  коммуникативные: организовывать, планировать учебное сотрудничество, уметь отражать, излагать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.

-  регулятивные: уметь самостоятельно выделять цель деятельности, оценивать степень достижения цели.

- познавательные: находить и анализировать достоверную информацию для решения целей и задач, строить логически обоснованные рассуждения, представлять информацию в форме текста и схемы.

  1. Предметные: уметь группировать, классифицировать объекты, в соответствии с понятиями «расходы», «доходы»; составлять и «читать» схемы по предложенным понятиям «бюджет», «расход», «доход».

Материалы:

  • Рабочие листы с заданиями для каждого участника группы и для каждой группы.
  • Презентация для объяснения ключевых понятий.
  • Канцелярские принадлежности для выполнения заданий.

Этап 1. Мотивационно- целевой

1.1

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли)

 Анимированная презентация

https://rcfg35.viro35.ru/?arcade=animirovannye-prezentaczii-k-uchebno-metodicheskim-materialam-po-finansovoj-gramotnosti-dlya-obshheobrazovatelnyh-organizaczij 

Дети смотрят презентацию

Формирование положительного отношения, живого интереса к занятию.

1.2.

 Приём: «Вопрос -ответ»

  1. Доходы и расходы в семье должны быть равны?
  2. Можно ли считать пенсию бабушки доходом семьи?
  3. Подаренный маме букет цветов можно считать доходом семьи?
  4. Подарок другу на день рождения – это доходы или расходы семьи?
  5. Вы можете утверждать, что всё знаете о семейном бюджете?

Отвечают на вопросы учителя фронтально.

Навык логического (критического мышления)

1.3.

Учитель спрашивает о цели занятия и постановке задач.

Отвечают на вопросы учителя. Называют цели и задачи урока.

Умение выстраивать логические цепочки. Постановка цели и задач занятия.

Этап 2. Учебно-операционный этап

2.1

Учитель предлагает поработать в рабочих тетрадях и ответить на вопрос: «Что же такое семейный бюджет».(стр. 43) 

Пользуясь электронными учебниками.

https://fmc.hse.ru/data/2025/03/29/1962073471/4_кл_Материалы_для_учащихся.pdf

Изучают новый материал по заданной подтеме.

Отработка метапредметных связей. Умение видеть логические связи между теоретическим материалом и практическими навыками. Систематизация знаний.

2.2.

Творческая мастерская.

Учитель делит класс на группы. Озвучивает задание: «Вам предстоит найти бюджет семьи Ивановых.

 Работают в группе.  Составляют макет согласно полученному заданию от учителя.

Закрепляются полученные знания, визуализируются теоретические знания развивается критическое мышление.

2.3.

Организует обмен полученных новых знаний между группами

Озвучивают полученную информацию группам.

Систематизация знаний теоретического материала.

Динамическая пауза (физминутка)

2.4.

Творческая мастерская.

Работа в группах. Учитель озвучивает задание: «1 и 2 группам необходимо выбрать источники доходов семьи Ивановых. 3 и 4 группам – виды расходов.»

Работают в группе.  

Составляют лэпбук по теме «Семейный бюджет».

Закрепляются полученные знания, визуализируются теоретические знания развивается критическое мышление.

2.5

Учитель предлагает поработать в рабочих тетрадях и ответить на вопрос: «Что же такое семейный бюджет.» (стр. 43)

Пользуясь электронными учебниками.

https://fmc.hse.ru/data/2025/03/29/1962073471/4_кл_Материалы_для_учащихся.pdf

Отвечают на вопросы учителя.

Этап 3. Рефлексивно – оценочный этап

3.1.

 Возвращается к 1 этапу занятия «Вопрос - ответ». Снова задаёт вопросы и просит ответить уже с учетом полученных знаний.

Отвечают на вопросы учителя. Корректируют ответы данные на первом этапе.

Развивают логическое мышление. Умение анализировать материал.

3.2.

 Приём: «Чемодан, мясорубка, мусорная корзина.» Учитель предлагает подготовленные карточки с новыми понятиями и предлагает каждому ребёнку выбор куда он расположит полученные знания.

 

Распределяют предложенные карточки с понятиями и обосновывают свой выбор.

Рефлексия и оценка полученных знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

маршрутный лист по окружающему миру. Тема "Почвы" 4 класс

Этот маршрутный лист можно использовать для самостоятельного изучения темы "Почвы" в 4 классе по учебнику Плешакова....

Маршрутный лист (безопасный маршрут)

Маршрутный лист, его оформление. Маршрут безопасный от школы до дома....

Маршрутный лист

Маршрутный лист...

Маршрутный лист разработки решения педагогического кейса

Вашей проектной группе необходимо разработать комплекс образовательных активностей по финансовой грамотности для СОШ, находящейся в малом городе N  по тематике «Деньги: грамотные покупки&ra...

Маршрутный лист разработки педагогического кейса

В данной работе представлен вариант разбора внеурочного занятия по функциональной (финансовой грамотности). Тема занятия : «Расходы человека и семьи». 4 класс. Рассматриваются понятия &quo...

Маршрутный лист разработки решения педагогического кейса для обучающихся 3 класса по теме «Финансовая и личная безопасность, здоровье»

Анализ педагогических кейсов по финансовой грамотности и планирование их решенияМодель легенды педагогического кейса по финансовой грамотности для начальной школыСтруктура легендыВашей проектной ...