Маршрутный лист разработки решения педагогического кейса для обучающихся 3 класса по теме «Финансовая и личная безопасность, здоровье»
методическая разработка (3 класс)
Анализ педагогических кейсов по финансовой грамотности
и планирование их решения
Модель легенды педагогического кейса по финансовой грамотности для начальной школы
Структура легенды
Вашей проектной группе необходимо разработать комплекс образовательных активностей по финансовой грамотности для общеобразовательная городская школа в крупном городе (Б-тип образовательной организации) по «Финансовая и личная безопасность, здоровье» (9-тема финансовой грамотности) для учащихся 3 (3- категория учащихся) класса, в котором учатся 35 (35-количество обучающихся) детей. Особенностями класса является то, что они любят работать в группах, активные, имеют опыт участия в КТД, дети из семей со средним уровнем доходов, родители имеют в основном высшее образование, постоянную работу, мобильны (5-психолого-педагогические характеристики, 6 – социально-экономический статус).
Комплекс образовательных активностей – это внеурочное занятие по финансовой грамотности с элементами групповой работы, игры, дискуссии, включающее математическую/читательскую грамотность и тематических (естествознание, математика), глобальные компетенции, креативное мышление + план мероприятия по программе воспитания.
Таблица 3.1.1 - Варианты наполнения легенды
№ | Параметры | Варианты | |
1 | Тип общеобразовательной организации | Б | общеобразовательная городская школа в крупном городе |
2 | Тема финансовой грамотности | Ж | Финансовая и личная безопасность, здоровье |
3 | Возрастная группа (класс) | Б | 3 класс |
4 | Количество обучающихся | Г | 35 и более человек |
5
| Психолого-педагогические характеристики группы обучающихся (и их родителей) | Б | Дети любят работать в группах, активные, имеют опыт участия в КТД (коллективно-творческие дела) |
6 | Социально-экономический статус | Б | В основном дети из семей со средними доходами, родители имеют высшее образование, постоянную работу, мобильны |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист разработки решения педагогического кейса
Группа №
Состав группы:
1. Романишко Татьяна Леонидовна
2. Гришаева Мария Станиславовна
N 9 «Финансовая и личная безопасность, здоровье» для учащихся 3 класса
| |||||
Анализ условий реализации образовательной деятельности (по 6 позициям) | Характеристики | Возможности | Ограничения и риски | Решения/ рекомендации | |
1. СОШ в крупном городе | Развитая социально-культурная инфраструктура. Возможность пользоваться многими финансовыми услугами. Возможность использовать современные технологии. | Перебои с Интернетом; угрозы мошенничества высокие; риск разглашения персональных данных родителей через детей; | Приглашение профессиональных экспертов по узким финансовым вопросам (родителей); экскурсии в финансовые организации; использование технических возможностей; | ||
2. «Финансовая и личная безопасность, здоровье» | Возможность практической применимости рассматриваемой темы | Не все дети имеют первичные представления о финансовой грамотности и безопасности, в том числе личной. Угрозы социальной инженерии | Обратить внимание обучающихся на основные пути выхода на фишинговый, вишинговый и смишинговый контакты | ||
3. Учащиеся 3 класса | Дети умеют считать, имеют карманные деньги, банковские карты, наличие телефона с сетевым подключением в интернет | У детей есть склонность принимать импульсивные, рискованные решения; могут потерять деньги, быть обманутыми; | Провести МК для детей «Мошенничество». Предложить учащимся оценить себя, имеют ли они качества, позволяющие защититься от мошенников? | ||
4. Всего 35 детей | -групповая, -фронтальная работа; | Большинство детей обладают лидерскими качествами; - знают возможности друг друга; - проблемы в поведении во время проведения работе из-за желания себя проявить. | Продумать состав команд при групповой фронтальной работе. Установка тайминга при выполнении работы. Рефлексия в виде кратких ответов, «светофор». | ||
5. Особенности класса Дети любят работать в группах, активные, имеют опыт участия в КТД активные, любознательные. | Экономия времени на орг. моменты, возможность мотивации к новым заданиям | Выкрикивания, ссора, спор, не могут усидеть на месте\ не умеют работать в группе. | Учитывать возможности психологического дискомфорта; задания на сплочение коллектива, соревнования, лидерство. | ||
6. Родители имеют в основном высшее образование, постоянную работу, мобильны. | Возможность организовать занятия по ФГ с привлечением родителей работающих в банковской структуре. | Семьи не придают особой важности финансовой безопасности | При планировании заданий учитывать возможности родителей для участия. | ||
Планируемые образовательные результаты | Знания | Установки (что есть «грамотно» и как надо поступать) | Умения | ||
Финансовое мошенничество, обман, виды финансового мошенничества, правила финансовой безопасности, финансовое здоровье. | Никогда не сообщайте ПИН-код и данные банковской карты посторонним. Не верьте сообщениям о крупном выигрыше, если вы не участвовали в конкурсе. Не переводите деньги незнакомым людям. При подозрительных звонках или СМС — позвонить близким для проверки информации. Потерянную банковскую карту нужно сразу заблокировать. Для онлайн-покупок использовать только проверенные сайты. | Быть мотивированным на хранение денег безопасным способом с учётом возможных рисков. Критически относиться к рекламе товаров и услуг и предложениям с признаками давления, манипулирования, мошеннических действий. Предпринимать меры предосторожности и при использовании различных видов денег и операциях с ними Обладать навыками обеспечения финансовой безопасности (в том числе при пользовании наличными деньгами, банковскими картами) Распознавать угрозу мошенничества и не совершать действий по платежам и переводам в пользу мошенников. Руководствоваться принципами безопасного использования персональных и иных конфиденциальных данных. | |||
Образовательные ресурсы (название УМК, № темы, параграф, название ЦОР, мультфильма, анимированной презентации + ссылки на указанные ресурсы) Раздаточный дидактический материал (название, № приложения) | Основные: Материалы учебного курса по финансовой грамотности» для учащихся 2-3 классов: тема 3-4 «Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок». – URL: https://fmc.hse.ru/2-3forms УМК «Введение в финансовую грамотность» для начальной школы: модуль №4 «Опасности финансового рынка (финансовый обман). Защита от мошенничества». - URL: https://fincult.info/teaching/uchebno-metodicheskiy-komplekc-vvedenie-v-finansovuyu-gramotnost-dlya-nachalnoy-shkoly/ Методические материалы «Мошенничество». – URL: https://fincult.info/search/?query=Мошенничество&tags=material Вспомогательные: Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 1-4 классы: разделы 4-5. - URL: https://multiurok.ru/files/sbornik-matematicheskikh-zadach-osnovy-finansovo-2.html Материалы для учащихся 2-3 классов «Введение в финансовую грамотность»: практикум к учебному пособию для начальной школы. - URL: https://fincult.info/upload/iblock/091/Praktikum.pdf Онлайн-квест: Игра «Космический детектив: загадка семи банкнот». - URL: https://fincult.info/entertainment/game/kosmicheski_detektiv/ Мультипликационные презентации «Интернет-мошенничество», «Кража денежных средств», «Что такое фишинг? Как не попасться?», «Как безопасно пользоваться банковской картой», «Что относится к персональным данным?», «Мобильные угрозы», «Телефонное мошенничество». - URL: https://digitaldictation.ru/know | ||||
Методический инструментарий (образовательные технологии; методы обучения; педагогические приемы) |
настрой; мини-беседа мини-лекция «Здоровье и деньги: как они связаны»; обсуждение: «Что может случиться, если потратить все деньги на вредные привычки?»; просмотр короткого видеоролика о важности финансовой безопасности; формулирование темы и целей занятия совместно с детьми (можно использовать видео-контент мультипликационные презентации «Интернет-мошенничество», «Кража денежных средств», «Что такое фишинг? Как не попасться?», «Как безопасно пользоваться банковской картой», «Что относится к персональным данным?», «Мобильные угрозы», «Телефонное мошенничество». - URL: https://digitaldictation.ru/know )
| ||||
Место занятия 6.1. Во внеурочной деятельности а) курс по финансовой грамотности б) курс по функциональной грамотности 6.2. Мероприятие в программе воспитания | Во внеурочной деятельности -курс по функциональной грамотности | ||||
Интеграция с другими видами функциональной грамотности (интегративные задания) | Финансовая и математическая грамотность (жизненная проблемная ситуация) Финансовая и читательская грамотность (пишут правила безопасного обращения с деньгами) Финансовая и ЕН грамотность (используются общепринятые результаты анализа и классификации видов мошенничества) Финансовая грамотность и глобальные компетенции (изучаются виды мошенничества, которые являются актуальными для любой страны) Финансовая грамотность и креативное мышление (Карты безопасности) Финансовая и цифровая грамотность (применение на занятии презентации, видеоконтента) | ||||
Интегративное задание: Класс разделяется на 5 команды по 7 человек. Работа по станциям в команде. Достижение общего результата и получение продукта для объяснения младшим школьникам (Карта безопасности). | |||||
Что проверяет: компетентность по теме «Финансовая и личная безопасность, здоровье» Знания: финансовое мошенничество, обман, виды финансового мошенничества, правила финансовой безопасности. Умения: предпринимать меры предосторожности при операциях с деньгами; распознавать угрозу мошенничества и не совершать действий по платежам и переводам в пользу мошенников; руководствоваться принципами безопасного использования персональных и иных конфиденциальных данных. Установки: критически относиться к предложениям с признаками давления, манипулирования, мошеннических действий. | |||||
Ответ: Воспитательный результат: Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношений к базовым ценностям общества. Получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. | |||||
Пояснение: Возможность применения и распространения знаний среди сверстников и младших школьников, проведение уроков в день самоуправления школы. | |||||
План проведения образовательных активностей
Форма проведения активности: Внеурочная деятельность продолжительностью 2 академических часа (2 × 40 минут) с коротким перерывом. | |||
Этап 1. Организационный (5 минут) | |||
1.1 | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли) |
Приветствие, эмоциональный настрой; мини-беседа мини-лекция «Здоровье и деньги: как они связаны»; обсуждение: «Что может случиться, если потратить все деньги на вредные привычки?»; просмотр короткого видеоролика о важности финансовой безопасности; формулирование темы и целей занятия совместно с детьми. | приветствуют учителя | формирование командного духа; освоят базовые правила финансовой безопасности; анализ причинно-следственных связей («как здоровье влияет на финансовое благополучие») | |
1.2 | делит класс на 5 разнородных групп по 7 человек; | рассаживаются по группам знакомятся с маршрутными листами и заданиями; | понимание общей цели занятия и мотивация к активной работе; формирование атмосферы доверия и открытости. |
1.3 | кратко объясняет правила работы в группах. | задают уточняющие вопросы, распределяют внутри группы простые роли ( «генератор идей», «организатор», «исполнитель», «презентатор»»). | мотивация к активной работе и актуализация опыта работы в группах. |
Этап 2. Актуализация знаний (10 минут) | |||
2.1 | Проводит короткую беседу на темы «Какие опасности могут подстерегать нас дома, на улице, в интернете»; | Отвечают на вопросы учителя; каждая группа получает карточку с описанием мошеннической схемы (например, «Выигрыш в лотерее», «Потерянная банковская карта», «Онлайн-покупки с предоплатой») | активизация имеющихся знаний о безопасности и здоровье; ученики научатся распознавать типичные мошеннические схемы; должны проанализировать ситуацию, выявить признаки мошенничества, предложить безопасные действия. |
2.2 | Мозговой штурм: «Какие расходы связаны с поддержанием здоровья?». Задаёт вопросы, стимулирующие обсуждение. | приводят примеры из личного опыта; участвуют в общей дискуссии. | развитие навыков аргументации и публичного выступления; осознание актуальности обсуждаемых тем. |
Этап 3. Практическая работа в группах (20 мин) Учащиеся проходят 3 станции по 5 минут каждая: 1. «Здоровый образ жизни» — составление коллажа из картинок, иллюстрирующих полезные привычки. 2. «Безопасные покупки» — решение финансовых задач, разбор типичных ситуаций мошенничества. 3. «Если случилась беда» — моделирование проблемных ситуаций и поиск выхода из них (потеря карты, подозрительный звонок, травма на улице и т. п.). | |||
3.1 | Координирует работу групп; консультирует при затруднениях; следит за соблюдением регламента; помогает в организации групповой работы. | Выполняют задания на станциях; Работают в группах, распределяют роли («генератор идей», «организатор», «исполнитель», «презентатор»). Совместно создают творческий продукт, обсуждают идеи, помогают друг другу. | освоение практических навыков безопасного поведения; развитие критическое мышление и бдительность; развитие командного взаимодействия; укрепление взаимопонимания в коллективе; проявление эмпатии и уважения к мнению других; формирование ответственного отношения к здоровью и финансам. |
Этап 4. Презентация результатов (15 мин) | |||
4.1 | Организует презентацию работ групп. Задаёт вопросы аудитории после каждой презентации: «Что вам понравилось?», «Какие идеи показались интересными?». Фиксирует ключевые выводы на доске. | презентуют результаты работы, представляют итоги работы на станциях; составление «Карты безопасности» (15 мин) — коллективная работа на доске: ученики по очереди пишут правила безопасного обращения с деньгами (не сообщать ПИН-код, не верить подозрительным звонкам и т. п.). отвечают на вопросы других групп; дополняют и обобщают информацию. | развитие навыков публичного выступления; закрепление полученных знаний; формирование культуры уважительного общения; умение давать конструктивную обратную связь. формирование целостной картины по теме.
|
Этап 5. Рефлексия и подведение итогов (5 мин) | |||
5.1 | Подводит итоги занятия; - организует рефлексию с помощью вопросов: «Что нового вы узнали?», «Какой этап понравился больше всего?» - вручает символические награды за активное участие. | отвечают на вопросы; заполняют короткую рефлексию «Светофор»; Отмечают «Три важных вывода, которые я сделал сегодня». «Одно правило безопасности, которое я точно буду соблюдать». делятся впечатлениями. | осознание собственных достижений; закрепление полученных знаний; формирование привычки анализировать свой опыт. |
Необходимые ресурсы: маршрутные листы; карточки с заданиями для каждой станции; бумага, маркеры, ножницы, клей; мультимедийный проектор, экран; памятки по финансовой безопасности; примеры мошеннических схем для разбора. | |||
Домашнее задание создать «Карту безопасности» (плакат, объединяющий правила здоровья и финансов); обсудить с родителями 1–2 реальных случая мошенничества; составить короткий (3–4 реплики) диалог на тему «Как избежать обмана». | |||
План мероприятия в рамках программы воспитания
Форма проведения активности: Программа воспитания | |||
Этап 1. ……………………… | |||
1.1 | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике для 4 класса по теме: Итоговое повторение. Решение задач. УМК "Школа России"
Технологическая карта урока составлена в соответсвии с ФГОС....

Авторская разработка урока математики для 3-го класса по теме "Решение задач" (УМК "Школа 2100")
В данной разработке представлена организация работы над задачами с использованием аналитического и синтетического методов логического мышления. Все описанные этапы работы над задачей позволяют эффекти...

Презентация к авторской разработке урока математики для 3-го класса по теме "Решение задач" (УМК "Школа 2100")
Презентация содержит наглядный, схематический и текстовый материал всех этапов работы над задачей: от создания плана работы до его реализации. Наглядно демонстрирует аналитический метод работы над зад...

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме: "Личные формы глагола".
Предмет русский языккласс 4...

Маршрутный лист дистанционного урока окружающего мира для 1 класса по УМК "Перспектива"
Маршрутный лист урока окружающего мира для организации дистанционного обучения в 1 классе по УМК "Перспектива"...
Маршрутный лист разработки решения педагогического кейса
Вашей проектной группе необходимо разработать комплекс образовательных активностей по финансовой грамотности для СОШ, находящейся в малом городе N по тематике «Деньги: грамотные покупки&ra...
Маршрутный лист разработки педагогического кейса
В данной работе представлен вариант разбора внеурочного занятия по функциональной (финансовой грамотности). Тема занятия : «Расходы человека и семьи». 4 класс. Рассматриваются понятия &quo...
