Маршрутный лист разработки решения педагогического кейса для обучающихся 3 класса по теме «Финансовая и личная безопасность, здоровье»
методическая разработка (3 класс)

Романишко Татьяна Леонидовна

Анализ педагогических кейсов по финансовой грамотности

и планирование их решения

Модель легенды педагогического кейса по финансовой грамотности для начальной школы

Структура легенды

Вашей проектной группе необходимо разработать комплекс образовательных активностей по финансовой грамотности для общеобразовательная городская школа в крупном городе (Б-тип образовательной организации) по «Финансовая и личная безопасность, здоровье» (9-тема финансовой грамотности) для учащихся 3 (3- категория учащихся) класса, в котором учатся 35 (35-количество обучающихся) детей. Особенностями класса является то, что они любят работать в группах, активные, имеют опыт участия в КТД, дети из семей со средним уровнем доходов, родители имеют в основном высшее образование, постоянную работу, мобильны (5-психолого-педагогические характеристики, 6 – социально-экономический статус).

Комплекс образовательных активностей – это внеурочное занятие по финансовой грамотности с элементами групповой работы, игры, дискуссии, включающее математическую/читательскую грамотность и тематических (естествознание, математика), глобальные компетенции, креативное мышление + план мероприятия по программе воспитания.

Таблица 3.1.1 - Варианты наполнения легенды

Параметры

Варианты

1

Тип общеобразовательной организации

Б

общеобразовательная городская школа в крупном городе

2

Тема финансовой грамотности

Ж

Финансовая и личная безопасность, здоровье

3

Возрастная группа (класс)

Б

3 класс

4

Количество обучающихся

Г

35 и более человек

5

 

Психолого-педагогические характеристики группы обучающихся (и их родителей)

Б

Дети любят работать в группах, активные, имеют опыт участия в КТД (коллективно-творческие дела)

6

Социально-экономический статус

Б

В основном дети из семей со средними доходами, родители имеют высшее образование, постоянную работу, мобильны

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou-progimnaziya_no1_klintsy.docx38.64 КБ

Предварительный просмотр:

Маршрутный лист разработки решения педагогического кейса

Группа №

Состав группы:

1. Романишко Татьяна Леонидовна

2. Гришаева Мария Станиславовна

N 9 «Финансовая и личная безопасность, здоровье» для учащихся 3 класса

  1. Легенда педагогического кейса: Вашей проектной группе необходимо разработать комплекс образовательных активностей по финансовой грамотности для СОШ, находящейся в крупном городе N по тематике «Финансовая и личная безопасность, здоровье» для учащихся 3 класса, в котором учатся 35 детей. Особенностями класса является то, что дети любят работать в группах, активные, имеют опыт участия в КТД, дети из семей со средним уровнем доходов, родители имеют в основном высшее образование, постоянную работу, мобильны.  

Анализ условий реализации образовательной деятельности (по 6 позициям)

Характеристики

Возможности

Ограничения и риски

Решения/

рекомендации

1. СОШ в крупном городе

Развитая социально-культурная инфраструктура.

Возможность пользоваться многими финансовыми услугами.

Возможность использовать современные технологии.

Перебои с Интернетом;

угрозы мошенничества высокие;

риск разглашения персональных

данных родителей через детей;

Приглашение

профессиональных

экспертов по узким

финансовым вопросам (родителей);

экскурсии в

финансовые

организации;

использование

технических

возможностей;

2. «Финансовая и личная безопасность, здоровье»

Возможность практической применимости рассматриваемой темы

Не все дети имеют первичные представления о финансовой грамотности и безопасности, в том числе личной.

Угрозы социальной инженерии

Обратить внимание обучающихся на основные пути выхода на фишинговый, вишинговый и смишинговый контакты

3. Учащиеся 3 класса

Дети умеют считать, имеют карманные деньги, банковские карты, наличие телефона с сетевым подключением в интернет

У детей есть склонность принимать

импульсивные, рискованные

решения;

 могут потерять деньги, быть обманутыми;

Провести МК для детей «Мошенничество». Предложить учащимся оценить себя, имеют ли они качества, позволяющие защититься от мошенников?

4. Всего 35 детей

-групповая,

 -фронтальная работа;

Большинство детей обладают лидерскими качествами;

- знают возможности друг друга;

- проблемы в поведении во время проведения

работе из-за желания себя проявить.

Продумать состав команд при групповой

фронтальной работе.

Установка тайминга при выполнении работы. Рефлексия в виде кратких ответов, «светофор».

5. Особенности класса Дети любят работать в группах, активные, имеют опыт участия в КТД активные, любознательные.

Экономия времени на орг. моменты, возможность мотивации к новым заданиям

Выкрикивания, ссора, спор, не могут усидеть

на месте\

не умеют работать в группе.

Учитывать возможности

психологического

дискомфорта;

задания на сплочение

коллектива, соревнования, лидерство.

6. Родители имеют в основном высшее образование, постоянную работу, мобильны.

Возможность организовать занятия по ФГ с привлечением родителей работающих в банковской структуре.

Семьи не придают особой важности финансовой безопасности

При планировании заданий учитывать возможности родителей для участия.

Планируемые образовательные результаты

Знания

Установки

(что есть «грамотно» и как надо поступать)

Умения

Финансовое мошенничество, обман, виды финансового мошенничества, правила финансовой безопасности, финансовое здоровье.

Никогда не сообщайте ПИН-код и данные банковской карты посторонним.

Не верьте сообщениям о крупном выигрыше, если вы не участвовали в конкурсе.

Не переводите деньги незнакомым людям.

При подозрительных звонках или СМС — позвонить близким для проверки информации.

Потерянную банковскую карту нужно сразу заблокировать.

Для онлайн-покупок использовать только проверенные сайты.

        Быть мотивированным на хранение денег безопасным

способом с учётом возможных рисков.

Критически относиться к рекламе товаров и услуг и предложениям с признаками

давления, манипулирования, мошеннических действий.

        Предпринимать меры

предосторожности

и при использовании различных видов денег и операциях с ними

Обладать навыками обеспечения финансовой

безопасности (в том числе при пользовании наличными

деньгами, банковскими картами)

Распознавать угрозу

мошенничества и не совершать действий по

платежам и переводам в

пользу мошенников.

Руководствоваться принципами безопасного

использования персональных и иных конфиденциальных данных.

Образовательные ресурсы (название УМК, № темы, параграф, название ЦОР, мультфильма, анимированной презентации + ссылки на указанные ресурсы)

Раздаточный дидактический материал

(название, № приложения)

Основные:

Материалы учебного курса по финансовой грамотности» для учащихся 2-3 классов: тема 3-4 «Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок». – URL: https://fmc.hse.ru/2-3forms

УМК «Введение в финансовую грамотность» для начальной школы: модуль №4 «Опасности финансового рынка (финансовый обман). Защита от мошенничества». - URL: https://fincult.info/teaching/uchebno-metodicheskiy-komplekc-vvedenie-v-finansovuyu-gramotnost-dlya-nachalnoy-shkoly/

Методические материалы «Мошенничество». – URL: https://fincult.info/search/?query=Мошенничество&tags=material 

Вспомогательные:

Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 1-4 классы: разделы 4-5. -  URL: https://multiurok.ru/files/sbornik-matematicheskikh-zadach-osnovy-finansovo-2.html 

Материалы для учащихся 2-3 классов «Введение в финансовую грамотность»: практикум к учебному пособию для начальной школы. - URL: https://fincult.info/upload/iblock/091/Praktikum.pdf 

Онлайн-квест: Игра «Космический детектив: загадка семи банкнот». - URL: https://fincult.info/entertainment/game/kosmicheski_detektiv/ 

Мультипликационные презентации «Интернет-мошенничество», «Кража денежных средств», «Что такое фишинг? Как не попасться?», «Как безопасно пользоваться банковской картой», «Что относится к персональным данным?», «Мобильные угрозы», «Телефонное мошенничество». - URL: https://digitaldictation.ru/know 

Методический инструментарий

(образовательные технологии; методы обучения; педагогические приемы)

  1. Мотивационно-целевой компонент урока (5-10 мин): Приветствие, эмоциональный

настрой; мини-беседа мини-лекция «Здоровье и деньги: как они связаны»; обсуждение: «Что может случиться, если потратить все деньги на вредные привычки?»; просмотр короткого видеоролика о важности финансовой безопасности; формулирование темы и целей занятия совместно с детьми (можно использовать видео-контент мультипликационные презентации «Интернет-мошенничество», «Кража денежных средств», «Что такое фишинг? Как не попасться?», «Как безопасно пользоваться банковской картой», «Что относится к персональным данным?», «Мобильные угрозы», «Телефонное мошенничество». -  URL: https://digitaldictation.ru/know )

  1. Операционно-действенный компонент (25-30 мин): Учащиеся проходят 3 станции по 5 минут каждая:        «Здоровый образ жизни» — составление коллажа из картинок, иллюстрирующих полезные привычки.        «Безопасные покупки» — решение финансовых задач, разбор типичных ситуаций мошенничества. «Если случилась беда» — моделирование проблемных ситуаций и поиск выхода из них (потеря карты, подозрительный звонок, травма на улице и т. п.).
  2. Рефлексивно-оценочный компонент (3-5 мин): Игра «Светофор».

Место занятия

6.1. Во внеурочной деятельности

а) курс по финансовой грамотности

б) курс по функциональной грамотности

6.2. Мероприятие в программе воспитания

 Во внеурочной деятельности -курс по функциональной грамотности

Интеграция с другими видами функциональной грамотности (интегративные задания)

Финансовая и математическая грамотность (жизненная проблемная ситуация)

Финансовая и читательская грамотность (пишут правила безопасного обращения с деньгами)

Финансовая и ЕН грамотность (используются общепринятые результаты анализа и классификации видов мошенничества)

Финансовая грамотность и глобальные компетенции (изучаются виды мошенничества, которые являются актуальными для любой страны)

Финансовая грамотность и креативное мышление (Карты безопасности)

Финансовая и цифровая грамотность (применение на занятии презентации, видеоконтента)

Интегративное задание:

Класс разделяется на 5 команды по 7 человек.  

Работа по станциям в команде. Достижение общего результата и получение продукта для объяснения младшим школьникам (Карта безопасности).

Что проверяет: компетентность по теме «Финансовая и личная безопасность, здоровье»

Знания: финансовое мошенничество, обман, виды финансового мошенничества, правила финансовой безопасности.

Умения: предпринимать меры предосторожности при операциях с деньгами; распознавать угрозу мошенничества и не совершать действий по платежам и переводам в пользу мошенников; руководствоваться принципами безопасного использования персональных и иных конфиденциальных данных.

Установки: критически относиться к предложениям с признаками давления, манипулирования, мошеннических действий.

Ответ: Воспитательный результат:

Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношений к базовым ценностям общества. Получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Пояснение: Возможность применения и распространения знаний среди сверстников и младших школьников, проведение уроков в день самоуправления школы.

План проведения образовательных активностей

Форма проведения активности: Внеурочная деятельность продолжительностью 2 академических часа (2 × 40 минут) с коротким перерывом.

Этап 1. Организационный (5 минут)

1.1

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли)

Приветствие, эмоциональный настрой;

мини-беседа мини-лекция «Здоровье и деньги: как они связаны»;

обсуждение: «Что может случиться, если потратить все деньги на вредные привычки?»;

просмотр короткого видеоролика о важности финансовой безопасности;

формулирование темы и целей занятия совместно с детьми.

приветствуют учителя

формирование командного духа;

освоят базовые правила финансовой безопасности;

анализ причинно-следственных связей («как здоровье влияет на финансовое благополучие»)

1.2

делит класс на 5 разнородных групп по 7 человек;

рассаживаются по группам знакомятся с маршрутными листами и заданиями;

понимание общей цели занятия и мотивация к активной работе;

формирование атмосферы доверия и открытости.

1.3

кратко объясняет правила работы в группах.

задают уточняющие вопросы, распределяют внутри группы простые роли ( «генератор идей», «организатор», «исполнитель», «презентатор»»).

мотивация к активной работе и актуализация опыта работы в группах.

Этап 2. Актуализация знаний (10 минут)

2.1

Проводит короткую беседу на темы  «Какие опасности могут подстерегать нас дома, на улице, в интернете»;

Отвечают на вопросы учителя; каждая группа получает карточку с описанием мошеннической схемы (например, «Выигрыш в лотерее», «Потерянная банковская карта», «Онлайн-покупки с предоплатой»)

активизация имеющихся знаний о безопасности и здоровье;

ученики научатся распознавать типичные мошеннические схемы;

должны проанализировать ситуацию, выявить признаки мошенничества, предложить безопасные действия.

2.2

Мозговой штурм: «Какие расходы связаны с поддержанием здоровья?».

Задаёт вопросы, стимулирующие обсуждение.

приводят примеры из личного опыта;

участвуют в общей дискуссии.

развитие навыков аргументации и публичного выступления;

осознание актуальности обсуждаемых тем.

Этап 3. Практическая работа в группах (20 мин)

 Учащиеся проходят 3 станции по 5 минут каждая:

1.        «Здоровый образ жизни» — составление коллажа из картинок, иллюстрирующих полезные привычки.

2.        «Безопасные покупки» — решение финансовых задач, разбор типичных ситуаций мошенничества.

3.        «Если случилась беда» — моделирование проблемных ситуаций и поиск выхода из них (потеря карты, подозрительный звонок, травма на улице и т. п.).

3.1

Координирует работу групп;

консультирует при затруднениях;

следит за соблюдением регламента;

помогает в организации групповой работы.

Выполняют задания на станциях;

Работают в группах, распределяют роли («генератор идей», «организатор», «исполнитель», «презентатор»).

Совместно создают творческий продукт, обсуждают идеи, помогают друг другу.

освоение практических навыков безопасного поведения;

развитие критическое мышление и бдительность;

развитие командного взаимодействия;

укрепление взаимопонимания в коллективе;

проявление эмпатии и уважения к мнению других;

формирование ответственного отношения к здоровью и финансам.

Этап 4. Презентация результатов (15 мин)

4.1

Организует презентацию работ групп. Задаёт вопросы аудитории после каждой презентации: «Что вам понравилось?», «Какие идеи показались интересными?».

Фиксирует ключевые выводы на доске.

презентуют результаты работы, представляют итоги работы на станциях;

составление «Карты безопасности» (15 мин) — коллективная работа на доске: ученики по очереди пишут правила безопасного обращения с деньгами (не сообщать ПИН-код, не верить подозрительным звонкам и т. п.). отвечают на вопросы других групп;

дополняют и обобщают информацию.

развитие навыков публичного выступления;

закрепление полученных знаний; 

формирование культуры уважительного общения;

умение давать конструктивную обратную связь.

 формирование целостной картины по теме.

  • Никогда не сообщайте ПИН-код и данные банковской карты посторонним.
  • Не верьте сообщениям о крупном выигрыше, если вы не участвовали в конкурсе.
  • Не переводите деньги незнакомым людям.
  • При подозрительных звонках или СМС — позвонить близким для проверки информации.
  • Потерянную банковскую карту нужно сразу заблокировать.
  • Для онлайн-покупок использовать только проверенные сайты.

Этап 5. Рефлексия и подведение итогов (5 мин)

5.1

Подводит итоги занятия;

- организует рефлексию с помощью вопросов: «Что нового вы узнали?», «Какой этап понравился больше всего?»

- вручает символические награды за активное участие.

отвечают на вопросы;

заполняют короткую рефлексию «Светофор»; Отмечают

«Три важных вывода, которые я сделал сегодня».

«Одно правило безопасности, которое я точно буду соблюдать».

делятся впечатлениями.

осознание собственных достижений; закрепление полученных знаний; формирование привычки анализировать свой опыт.

Необходимые ресурсы: маршрутные листы; карточки с заданиями для каждой станции; бумага, маркеры, ножницы, клей; мультимедийный проектор, экран; памятки по финансовой безопасности; примеры мошеннических схем для разбора.

Домашнее задание

создать «Карту безопасности» (плакат, объединяющий правила здоровья и финансов);

обсудить с родителями 1–2 реальных случая мошенничества;

составить короткий (3–4 реплики) диалог на тему «Как избежать обмана».

План мероприятия в рамках программы воспитания

Форма проведения активности: Программа воспитания

Этап 1. ………………………

1.1

Деятельность учителя 

Деятельность учеников

Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка урока математики для 3-го класса по теме "Решение задач" (УМК "Школа 2100")

В данной разработке представлена организация работы над задачами с использованием аналитического и синтетического методов логического мышления. Все описанные этапы работы над задачей позволяют эффекти...

Презентация к авторской разработке урока математики для 3-го класса по теме "Решение задач" (УМК "Школа 2100")

Презентация содержит наглядный, схематический и текстовый материал всех этапов работы над задачей: от создания плана работы до его реализации. Наглядно демонстрирует аналитический метод работы над зад...

Маршрутный лист дистанционного урока окружающего мира для 1 класса по УМК "Перспектива"

Маршрутный лист урока окружающего мира для организации дистанционного обучения в 1 классе по УМК "Перспектива"...

Маршрутный лист разработки решения педагогического кейса

Вашей проектной группе необходимо разработать комплекс образовательных активностей по финансовой грамотности для СОШ, находящейся в малом городе N  по тематике «Деньги: грамотные покупки&ra...

Маршрутный лист разработки педагогического кейса

В данной работе представлен вариант разбора внеурочного занятия по функциональной (финансовой грамотности). Тема занятия : «Расходы человека и семьи». 4 класс. Рассматриваются понятия &quo...