Дополнительное образование. Программа кружка « Знайка»
рабочая программа (1,2,3,4 класс) по теме

Карнаухова Татьяна Александровна
программа кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Dopolnitelnoe_obrazovanie.__Programma_kruzhka__Znayka.doc839.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Программа кружка «  Знайка»

                                 Программа рассчитана на учащихся 2 класса

                                                         Срок реализации программы – 1 год.

                                             Пояснительная  записка.

                       Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных  и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх, содержание курса основано на программе РО Занкова, с включением новых элементов, материала повышенной трудности, заданий творческого характера, исследовательской и проектной деятельности.

 Актуальность  работы кружка: необходимость развития способностей детей  с учётом их индивидуальных  психологических особенностей и склонностей.

 Цели программы:  создание условий для формирования интеллектуальной активности

 Задачи программы:  

  • способствовать расширению кругозора
  • развивать мотивацию к познанию и творчеству
  • формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
  • обучать  младших школьников работе с различными источниками информации
  • развивать коммуникативную  компетентность через парную и групповую работу

   Отличительные особенности программы:

                          В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

                          В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют...  При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств:  умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить.  А  также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.   

Участники образовательной программы:    учащиеся 2 класса.

 Сроки реализации образовательной программы:  один учебный год.

 Программа рассчитана на 102 занятия в год  (3 часа в неделю интегрированные занятия русского языка и литературного чтения, математики и окружающего мира).)

Основные виды деятельности:

  • решение логических задач по разным отраслям знаний
  • работа с различными источниками информации
  • составление собственных логических задач, ребусов, головоломок

Предполагаемые результаты: 

-  повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся

-  формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации

-   развитие коммуникативной компетентности детей  

Формы проверки результативности занятий: 

  • выпуск книг-самоделок собственных логических заданий
  • подготовка и проведение детьми « Минуток смекалки» на уроках в своём классе
  • участие в интеллектуальных играх

 Форма подведения итогов реализации программы:  открытый интеллектуальный марафон.

                                                    Разделы  программы:

  • языковые логические задачи (26 ч)
  • прямой и переносный смысл речевых оборотов (25 ч)
  • математические логические задачи (26 ч)
  • логические задачи на применение общих знаний (25 ч)

 Календарно – тематическое планирование занятий кружка  « Знайка»

 п/п

Тема  занятия

Содержание  занятия

1

«Наше лето»

Формы путешествия. Обучение решению языковых логических задач.

2

Пространствен-

ные представления

Обучение решению математических логических задач.

3

«Биография» слов

Прямой и переносный смысл речевых оборотов.

4

«Огородные» сказки.

Обучение решению логических задач на применение общих знаний.

5

«Чудо-дерево»

Обобщение знаний. Обучение решению языковых логических задач.

6

«Шарады и загадки»

Прямой и переносный смысл речевых оборотов.

7

Наши имена

Знакомство со значениями имён, нахождение соответствий русских

 и иностранных имён, разгадывание и составление ребусов

8

Весёлая геометрия

Обучение решению математических логических задач.

Обучение решению логических задач на применение общих знаний.

9

Слова-близнецы

Обучение решению языковых логических задач.

10

Викторина «Винни Пух…»

Прямой и переносный смысл речевых оборотов.

11

Кроссворды

Обучение решению логических задач на применение общих знаний.

12

Натюрморт

Виды линий. Обучение решению математических логических задач.

13

«К тайнам слова»

Обобщение знаний. Прямой и переносный смысл речевых оборотов.

14

Логические цепочки

Обучение решению языковых логических задач.

15

Прятки с предлогами

Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги

Обучение решению логических задач на применение общих знаний.

16

Закономерности

Обучение решению математических логических задач.

17

Слова-друзья

Обучение решению языковых логических задач.

18

Викторина «Карлсон»

Обучение решению логических задач на применение общих знаний.

19

Чайнворды

Прямой и переносный смысл речевых оборотов.

20

Времена года

Виды линий. Обучение решению математических логических задач.

21

Головоломки

Обучение решению языковых логических задач.

22

«Чудо-дерево»

Обобщение знаний. Прямой и переносный смысл речевых оборотов.

23

Что скрывает сорока?

Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа. Решение логических задач на применение общих знаний.

24

Порядок возрастания и убывания

Обучение решению математических логических задач.

25

Фразеологизмы

Прямой и переносный смысл речевых оборотов.

26

Викторина по сказкам Пушкина

Решение языковых логических задач.

27

Ребусы

Решение логических задач на применение общих знаний.

28

Строительство

Отрезки. Решение математических логических задач.

29

«Новогодний серпантин»

Обобщение знаний. Решение языковых логических задач

30

Блиц-турнир по решению задач

Решение логических задач на применение общих знаний.

31

Что бы это значило?

Обучение решению и составлению рисуночных ребусов.

Прямой и переносный смысл речевых оборотов.

32

Уравнения

Решение математических логических задач.

33

Стихотворения о сказках

Прямой и переносный смысл речевых оборотов.

34

Викторина по сказкам Андерсена

Решение языковых логических задач.

35

Игра «Калейдоскоп»

Решение логических задач на применение общих знаний.

36

На природе

Отрезки. Решение математических логических задач.

37

«Волшебный цветок»

Обобщение знаний. Прямой и переносный смысл речевых оборотов.

38

Игра «Сто к одному»

Решение логических задач на применение общих знаний.

39

Карусель загадок

Обучение разгадыванию и составлению загадок.

Решение языковых логических задач.

40

Логические задачи

Решение математических логических задач.

41

Интеллектуальная разминка

Прямой и переносный смысл речевых оборотов.

42

Новые игры по старым правилам

Решение логических задач на применение общих знаний.

43

Ищем рифму

Решение языковых логических задач.

44

Шрифт

Виды углов. Решение математических логических задач.

45

«Волшебная снежинка»

Обобщение знаний. Прямой и переносный смысл речевых оборотов.

46

В царстве смекалки

Решение логических задач на применение общих знаний.

47

Загадки - шарады

Обучение разгадыванию шарад. Решение языковых логических задач.

48

Подмечаем, сравниваем, анализируем, обобщаем

Решение математических логических задач.

49

Конкурс «Угадай сказку»

Решение языковых логических задач.

50

Лингвистические игры

Прямой и переносный смысл речевых оборотов

51

Самолёты

Виды углов. Решение математических логических задач

52

Волшебные превращения цифр

Решение логических задач на применение общих знаний.

53

«В лесу родилась ёлочка»

Интеллектуально-творческая игра.

Прямой и переносный смысл речевых оборотов

54

Лабиринты

Решение математических логических задач

55

Путешествие в сказку

Решение загадок и логических задач о сказочных героях.

Решение языковых логических задач.

56

Задачи на смекалку

Решение логических задач на применение общих знаний.

57

Вопросы бабушки Сказушки

Прямой и переносный смысл речевых оборотов

58

В деревне Простоквашино

Углы. Решение математических логических задач

59

Алгоритмы

Решение языковых логических задач.

60

Танграм

Решение логических задач на применение общих знаний.

61

«Наряжаем ёлку»

Игра-соревнование. Прямой и переносный смысл речевых оборотов

62

Графическое моделирование

Решение математических логических задач

63

Секреты анаграммы

Знакомство с анаграммами. Обучение их решению и составлению.

Решение языковых логических задач

64

Объёмные геометрические фигуры

Решение логических задач на применение общих знаний.

65

Игра «Расчёт между сказочными героями».

Решение логических задач на применение общих знаний.

66

Алфавит

Ломаная.  Решение математических логических задач

67

Что нужно для общения?

Прямой и переносный смысл речевых оборотов

68

Как появились предложения

Решение языковых логических задач

69

«Путешествие в страну Знаний»

Обобщение знаний. Прямой и переносный смысл речевых оборотов

70

В мире животных

Периметр. Решение математических логических задач

71

Крылатые слова

Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением.

Решение языковых логических задач

72

Сложение и вычитание в пределах 20

Решение логических задач на применение общих знаний.

73

Викторина «Русские народные сказки»

Решение логических задач на применение общих знаний.

74

Конверт

Ломаная.  Решение математических логических задач

75

С чего начинается речь?

Прямой и переносный смысл речевых оборотов

76

Особая роль предлога

Решение языковых логических задач

77

«Путешествие на остров сокровищ»

Обобщение знаний. Решение языковых логических задач

78

Строительство и транспорт

Периметр.  Решение математических логических задач

79

Пословица недаром молвится

Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц.

Прямой и переносный смысл речевых оборотов

80

Решай, отгадывай, считай

Решение математических логических задач

81

Узнаём сказки и их героев

Решение логических задач на применение общих знаний.

82

Ёлочка

Треугольники. Решение математических логических задач

83

Волшебные буквы

. Решение языковых логических задач

84

Каждому слову своё место

Сочетания слов по смыслу. Прямой и переносный смысл речевых оборотов

85

Форт-Боярд

Обобщение знаний. Решение языковых логических задач

86

Контур

Периметр. Решение логических задач на применение общих знаний

87

Шиворот - навыворот

Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними. Прямой и переносный смысл речевых оборотов

88

Сложение и вычитание в пределах 100

Решение математических логических задач

89

Портреты сказочных героев

Решение логических задач на применение общих знаний

90

Рыцарский замок

Многоугольники.  Решение математических логических задач

91

Слова-родственники

Решение языковых логических задач

92

Многозначные слова

Прямой и переносный смысл речевых оборотов

93

«Наум, наведи меня на ум»

Исторический праздник грамоты.

Прямой и переносный смысл речевых оборотов

94

Флаги

Фигуры. Решение математических логических задач

95

Волшебный квадрат

Обучение решению и составлению «магических» квадратов.

Решение логических задач на применение общих знаний

96

Трёхзначные числа

Решение математических логических задач

97

Загадки

Решение языковых логических задач

98

Дворец царицы Математики

Многоугольники.  Решение логических задач на применение общих знаний

99

Тайны «ъ» и «ь» знаков

Решение языковых логических задач

100

Каждому слову своё место

Синонимы и антонимы. Прямой и переносный смысл речевых оборотов

101

«Что увидел Шерлок Холмс»

Игра-путешествие по станциям. Прямой и переносный смысл речевых оборотов

102

Магазин головоломок

Итоговое занятие – открытый интеллектуальный марафон.

    Приёмы и методы организации  учебно-воспитательного процесса    

            Игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами учебного общения в большей степени способствуют возникновению и проявлению  активности, стимулирующей познавательную активность.

              Познавательная игра – это активное познание мира, облечённое в яркую игровую форму. В организационном плане познавательная игра – коллективное творческое дело игрового, занимательного характера.

                По содержанию и, методике и технологии можно выделить несколько групп познавательных игр:

          игры-конкурсы,

          игры-путешествия,

          игры- читателей,

          почемучкины игры

                 Выигрыш или проигрыш в игре- состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание читать, узнавать новое, расширять свой кругозор.

                  Игры-путешествия – это исследование какого-либо объекта, явления, области знаний. В них нет соревновательности. Хотя могут присутствовать задания конкурсного характера.

                                                         Литература:

  1. Г.Александрова «Занимательный русский язык» (серия « Нескучный учебник»),  Тригон, Санкт-Петербург, 1998
  2. Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
  3. М.Басова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
  4. Э.Вартанян « Крылатые слова»,  М, Астрель, 2001
  5. В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
  6. В.Волина « Праздник букваря», М, 1995
  7. В.Волина « Праздник числа» М, 19953
  8. Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
  9. Т.Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989
  10. Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982
  11. Л.Мищенкова « 25 развивающих занятий с первоклассниками» Ярославль, 2005
  12. Л.Мищенкова « 25 развивающих занятий со второклассниками» Ярославль, 2006
  13. «Речевые секреты» под  редакцией Т.Ладыженской, М, 1993
  14. «Старинные вятские загадки» Киров, 1990
  15. И.Сухин «Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все» ПКФ «Валёр», 1995
  16. Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике», М., 1995
  17. С. Г. Яковлева, Тетрадь по русскому языку, ИД Фёдоров, 2009
  18. А.В.Полякова, Тетрадь по русскому языку, «Просвещение», 2008
  19. С.С.Самыкина, Тетрадь по литературному чтению, ИД Фёдоров, 2009
  20. Е.П.Бененсон, Тетрадь по математике, ИД Фёдоров, 2009
  21. С.Н.Кормишина, Геометрия вокруг нас, ИД Фёдоров, 2008
  22. Л.С.Итина, Волшебные точки, ИД Фёдоров, 2009
  23. Н.Я.Дмитриева, Тетрадь по окружающему миру, ИД Фёдоров, 2009
  24. Олимпиадные задания для 2 класса. Сборники заданий.
  25. Интеллектуальный марафон для 2 класса. Сборники заданий.

                           Муниципальное образовательное учреждение

                              средняя общеобразовательная школа №88

Утверждено на методическом объединении

Учителей начальных классов

МОУ СОШ №88  г. Тюмени

«28» августа 2009 года

Руководитель МО___________С.Ю.Авилова

                              ПРОГРАММА

          дополнительного образования школьников 

                      «Знайка»

                                                                        C:\Documents and Settings\123\Мои документы\школьные фотографии\Победители конференции Шаг в будущее.JPG

                                                                                        Автор: учитель начальных классов

                                                                                Карнаухова Татьяна Александровна

                                                          г. Тюмень, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования танцевального кружка

В программе дополнительного образования танцевального кружка "Реченька" имеется пояснительная записка, тематический план, дополнительные разделы. Программа расчитана на детей в возрасте от 7 до 14 лет...

Программа дополнительного образования танцевального кружка "Изюминка"

Программа танцевального кружка для детей начальных классов....

Программа дополнительного образования танцевального кружка "Изюминка"

Программа танцевального кружка для детей начальных классов....

Программа дополнительного образования танцевального кружка "Изюминка"

Программа танцевального кружка для детей начальных классов....

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КРУЖКА «ЧАС ИГРЫ»

Дополнительная образовательная программа «Час игры» имеет спортивную направленность и рассчитана на детей 7 лет. Срок обучения 1 год. Один час в неделю, в год 33 часа. Приём детей осуществляетс...

Рабочая программа дополнительного образования детей кружка «Юные друзья пожарных»

Всем известно, как велика тяга детей к огню, поражаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для свершения подобны...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ кружка декоративно-прикладного творчества «Азбука мастерства»

Программа «Азбука мастерства » имеет художественная направленность, которая обладает целым рядом уникальных возможностей для распознания, развития общих и творческих способностей, для обог...


 

Комментарии

спасибо за интересные идеи и подробное планирование.