Главные вкладки

    Рабочая программа дополнительного образования детей кружка «Юные друзья пожарных»
    методическая разработка на тему

    Всем известно, как велика тяга детей к огню, поражаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки.
    А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные правила пожарной безопасности. Задача школы - разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами учащиеся школы стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди школьников. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_kruzhka_yudp.odt30.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 37  имени Новикова Гаврила Гавриловича»

    Рабочая программа

    дополнительного образования детей

    кружка

    «Юные друзья пожарных»

                                                               

                                                                                      Составитель:

                                                                                      Барашкова Ольга Анатольевна

                                                                                      (учитель начальных классов),

                                                                                      Ключарева Раиса Александровна

                                                                                      (учитель начальных классов)

                                                                                     

                                                                                      Возраст обучающихся: 7-10 лет

                                                           Срок реализации: 1 год

    КЕМЕРОВО

    2017

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню, поражаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки.

    А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные правила пожарной безопасности. Задача школы - разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами учащиеся школы стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди школьников.

    Цель:

    воспитание ребенка знающего правила поведения при  пожаре.

    Задачи:

    • изучать правила пожарной безопасности и действия  на случай возникновения пожара;
    • изучать основные причины и обстоятельства  возникновения пожара;
    • формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных пожароопасных ситуациях;
    • развивать у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих, окружающей среде;
    • воспитывать коммуникабельность, доброту, милосердие.

            Программа дополнительного образования детей кружка «Юные друзья пожарных» имеет социально – педагогическую направленность.

            Работа кружка нацелена на самостоятельное решение проблем, участие в общественно-познавательной жизни, как в рамках школы, так и вне ее (проведение акций, праздников, слетов, конкурсов).  

            Работа кружка «Юные друзья пожарных» может стать воспитывающей, развивающей деятельностью для школьников, помочь в организации работы по предупреждению пожаров и детского травматизма. Работа кружка представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде пожарной безопасности.  

    Направления деятельности в течение года  зависят  от времени года и местных условий.

            Программа кружка  рассчитана для учащихся 1-4 классов школы. Набор учащихся в кружок  свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес к пожарной безопасности.

    Занятия кружка  проводятся во внеурочное время.

    Количество детей в группе не должно превышать 25 человек.

            На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:  индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые, коллективное творчество.

            Форма проведения занятий: занятия - беседы, рассказ, викторины, сюжетные игры, видео просмотры, практическая работа, КТД, экскурсии и др.

            Сроки реализации программы: 1 учебный год - 68 часов по 2 часа в неделю.

            Работа кружка включает в себя 3 этапа:

    - теоретический этап накопления знаний;

    - практический этап (отработка последовательности действий при пожаре);

    - пропаганда знаний по противопожарной безопасности.

    Ожидаемые результаты:

    Учащиеся должны знать:

    1. Основные причины пожаров в жилом доме.

    2.Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.

    3.Сведения  о подсобных средствах тушения пожара.

    4. Правила  пожарной безопасности в общественных местах.

    5.Виды травм, полученных при пожаре.

    6. Знаки пожарной безопасности.

    Уметь:

    1. Пользоваться спичками.

    2. Эвакуироваться из здания школы.

    3. Пользоваться огнетушителем.

    4. Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.

    Результат деятельности учащихся:

    - участие в школьных и  городских мероприятиях по данному направлению,

    - выставки творческих работ.

             Реализация программы кружка «Юные друзья пожарных» позволит:

    • привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
    • сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
    • выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

          Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определённых понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.

          В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.

          Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

          На отдельных занятиях возможно привлечение психологов или муниципальных работников школы (медсестра или врач), а также (представителей МЧС России – спасателей, пожарных и др.)

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Введение. «Понятие опасности и чрезвычайной ситуации»

    • Знакомство с работой кружка. Цели и задачи отряда ЮДП. Разработка эмблемы отряда ЮДП. Общее понятие опасности и чрезвычайной ситуации. Профилактика опасных ситуаций.

    Практическая часть

    • Разработка эмблемы отряда ЮДП.

    Раздел 1. «Что такое служба противопожарной безопасности»

    • Знакомство с профессией пожарного. Основное направление деятельности пожарной охраны. Экскурсия в пожарно – спасательную  часть № 2 Заводского района г. Кемерово. Экскурсия в музей пожарной безопасности. Беседа «Пожарные собаки». Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».

    Практическая часть

    • Аппликация «Пожарные машины».
    • КТД «Пожарный – профессия героическая». Оформление стенгазеты.

    Раздел 2. «Правила пожарной безопасности дома»

    • Как себя вести, когда ты дома один. Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Причина возникновения пожаров в доме (помещении). Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.

    Практическая часть

    • Викторина «Это нужно знать!»
    • Сюжетно – ролевая игра «Наш дом»
    • Игра – практикум «Твои действия при пожаре»
    • Просмотр тематических фильмов.

    Раздел 3.  «Источники возможной опасности в доме»

    • Беседа «Беда из коробка». Правила пользования спичками. Электричество и газ как источник возможной опасности. Огонь и человек.  Беседа – занятие «Новый год. Как не испортить праздник». Правила установки ёлки. Использование электрогирлянд. Правила ухода за естественными и искусственными ёлками. «Фейерверк – не игрушка».

    Практическая часть

    • Рисунок на тему «Спички не тронь – в спичках огонь»
    • День загадок на тему «Электробытовые предметы»
    • Игра – занятие «А у нас в квартире газ».
    • Рисунок на тему «Огонь – друг, огонь – враг».
    • Ролевой диалог с диспетчером 01.
    • Аппликация «Пожарные знаки».

    Раздел 4. «Противопожарный режим в общественных местах»

    • Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Пути эвакуации. Первичные средства пожаротушения. Пожар в общественном транспорте, правила поведения. Просмотр тематического фильма. Беседа «Страх, навыки безопасного поведения». Опасная высота - опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках. Просмотр тематического фильма.

    Практическая часть

    • Объёмная аппликация «Огнетушитель».

    Раздел 5. «Оказание первой медицинской помощи»

    • Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Просмотр тематического фильма. Ожоги. Дым и опасность. Беседа «Первая медицинская помощь при отравлении газами». Причины отравления газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами.

    Практическая часть

    • Практическое занятие «Правильное оказание помощи при ожоге»
    • Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи при отравлении газами.

    Раздел 6. «Лесные пожары»

    • Лесные пожары. Пожароопасность леса в сухую, жаркую погоду. Пожарная опасность торфяников. Последствия от сжигания сухой травы, тополиного пуха. Действия школьников по предупреждению лесных пожаров. Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра.

    Практическая часть

    • Аппликация «Пусть, не затихнет птичий гомон!»
    • Оформление стенгазеты «Береги лес!»

    Раздел 7. «Повторение правил пожарной безопасности»

    • Повторение и обобщение пройденного материала.

    Практическая часть

    • Викторина «Юный пожарный»

    УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    п\п

    Раздел, тема

    Количество часов

    всего

    теория

    практика

    • 1.

    Введение. «Понятие опасности и чрезвычайной ситуации»

    6

    6

    Раздел 1. «Что такое служба противопожарной безопасности»

    12

    4

    8

    Раздел 2. «Правила пожарной     безопасности дома»

    8

    4

    4

    Раздел 3. «Источники возможной опасности в доме»

    12

    7

    5

    Раздел 4. «Противопожарный режим в общественных местах»

    12

    10

    2

    Раздел 5. «Оказание первой медицинской помощи»

    10

    5

    5

    Раздел 6. «Лесные пожары»

    5

    2

    3

    Раздел 7. «Повторение правил пожарной безопасности»

    3

    2

    1

    Итого

    68

    КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    № занятия

    Наименование разделов и тем

    Кол – во часов

    Сроки проведения

    план.

    факт.

    Введение. «Понятие опасности и чрезвычайной ситуации»

    1-2

    Знакомство с работой кружка. Цели и задачи отряда ЮДП.

    2

    сентябрь

    3-4

    Общее понятие опасности и чрезвычайной ситуации.

    2

    сентябрь

    5-6

    Профилактика опасных ситуаций.

    2

    сентябрь

    Раздел 1. «Что такое служба противопожарной безопасности»

    7-8

    Знакомство с профессией пожарного.

    2

    сентябрь

    9-10

    Экскурсия в пожарно – спасательную  часть № 2 заводского района г. Кемерово

    2

    октябрь

    11-12

    Экскурсия в музей пожарной безопасности

    2

    октябрь

    13-14

    Аппликация «Пожарные машины»

    2

    октябрь

    15-16

    Беседа «Пожарные собаки». Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».

    2

    октябрь

    17-18

    КТД «Пожарный – профессия героическая»

    2

    ноябрь

    Раздел 2. «Правила пожарной     безопасности дома»

    19-20

    Как себя вести, когда ты дома один.

    Викторина «Это нужно знать!»

    2

    ноябрь

    21-22

    Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома.

    Сюжетно – ролевая игра «Наш дом»

    2

    ноябрь

    23-24

    Причина возникновения пожаров в доме (помещении).

    Просмотр тематических фильмов.

    2

    ноябрь

    25-26

    Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.

    Игра – практикум «Твои действия при пожаре»

    2

    декабрь

    Раздел 3. «Источники возможной опасности в доме»

    27-28

    Беседа «Беда из коробка». Правила пользования спичками.

    Рисунок на тему «Спички не тронь – в спичках огонь».

    2

    декабрь

    29-30

    Электричество как источник возможной опасности.

    День загадок на тему «Электробытовые предметы»

    2

    декабрь

    31-32

    Газ как источник возможной опасности.

    Игра – занятие «А у нас в квартире газ».

    2

    декабрь

    33-34

    Огонь и человек.

    Рисунок на тему «Огонь – друг, огонь – враг».

    2

    январь

    35-36

    Огонь в доме. Ролевой диалог с диспетчером 01.

    Аппликация «Пожарные знаки»

    2

    январь

    37-38

    Беседа – занятие «Новый год. Как не испортить праздник».

    2

    январь

    Раздел 4. «Противопожарный режим в общественных местах»

    39-40

    Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Экскурсия по школе.

    2

    январь

    41-42

    Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Пути эвакуации.

    2

    февраль

    43-44

    Первичные средства пожаротушения.

    Объёмная аппликация «Огнетушитель»

    2

    февраль

    45-46

    Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.

    Просмотр тематического фильма.

    2

    февраль

    47-48

    Беседа «Страх, навыки безопасного поведения»

    2

    февраль

    49-50

    Опасная высота - опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.

    Просмотр тематического фильма.

    2

    март

    Раздел 5. «Оказание первой медицинской помощи»

    51-52

    Основные виды травм у детей младшего школьного возраста.

    Просмотр тематического фильма

    2

    март

    53-54

    Ожоги. Практическое занятие «Правильное оказание помощи при ожоге»

    2

    март

    55-56

    Дым и опасность. Беседа «Первая медицинская помощь при отравлении газами».

    2

    март

    57-58

    Причины отравления газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений.

    2

    апрель

    59-60

    Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.

    2

    апрель

    Раздел 6. «Лесные пожары»

    61-62

    Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.

    Аппликация «Пусть, не затихнет птичий гомон!»

    2

    апрель

    63-64

    Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра. Оформление стенгазеты «Береги лес!»

    2

    май

    65

    Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра. Оформление стенгазеты «Береги лес!»

    1

    май

    Раздел 7. «Повторение правил пожарной безопасности»

    66-67

    Повторение пройденного материала

    Викторина «Юный пожарный»

    2

    май

    68

    Обобщение пройденного материала

    1

    май

    Итого

    68

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

    Планируемые результаты освоения учащимися программы дополнительного образования детей кружка «Юные друзья пожарных»

    Личностные результы:


    • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
    • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
    • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.


    Метапредметные результаты:


    • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
    • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
    • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
    • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
    • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
    • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
    • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

    Предметные результаты:
    1. В познавательной сфере:
    • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области пожарной безопасности.
    2. В ценностно-ориентационной сфере:
    • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
    • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
    • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
    3. В коммуникативной сфере:
    • умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

    Учитывая неравномерность психического и физического развития детей 7-10-летнего возраста, образовательный процесс по основам пожарной безопасности должен быть построен на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.

    К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие.
    Преемственность. 

    Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от родителей.
    Последовательность и постепенность. 

    Знания по основам пожарной безопасности следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации с 1 по 4 классы.
    Принцип развивающего обучения. 

    Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы, таблицы и т.д.
    Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему Он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных условиях.
    Доступность. 

    Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. 

     Наглядность. 

    Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные средства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным материалом, книги, плакаты, макеты, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, мультфильмы и др.

    Принцип единства воспитания и обучения. 

    На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в домашних условиях.
    Метод обучения 

    При обучении школьников начальных классов наиболее целесообразны следующие устные методы изложения знаний по основам безопасности жизнедеятельности: рассказ, рассказ-объяснение, беседа, самостоятельная работа с учебными пособиями (книжками-тетрадями).
    Беседа. 

    Этот метод педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт школьников, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет и развивает их знания, умения и навыки. В основе беседы — диалог между педагогом и школьниками, он активизирует их мышление.
    Правильно сформулированная задача придает мышлению детей направленность на то, что от них требуется. Существенную роль играют установки педагога на запоминание той или иной информации, неоднократное повторение в процессе занятий.
    Игра. 

    Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом — способ выполнения.
    Чаще всего используют 
    игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя дома, в школе, на улицах и дорогах, в привычных и непривычных условиях.

    Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми. Постепенное усложнение сознательного многократного повторения действий помогает сформировать безопасное поведение учащихся.
    Экскурсия. 

    Она проводится для ознакомления с окружающей средой и закрепления учебного материала. 
    На экскурсиях дети приобщаются к природной, техногенной и социальной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.
    Формирование у младших школьников навыков безопасного поведения изо дня в день возможно как в образовательном процессе, реализуемом в форме традиционного урока, так и в других формах дидактических занятий с применением инноваций.
    Полученные в процессе экскурсии наглядные образы являются основой для дальнейшего обучения и воспитания младших школьников в процессе классных занятий по тематике пожарной безопасности, формирования и развития у них: воображения, мышления, внимания, наблюдательности, речи и других познавательных способностей, необходимых для правильной и безопасной ориентации в чрезвычайных, опасных и экстремальных ситуациях.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    • Аркин Е.А. Родителям о воспитании. - М.: Учпедгиз, 1959. – 206 с.
    • Ахачанок А. Юный пожарный. – М.: Россельхозиздат, 1971. - 45 с.
    • Берегите народное добро от огня. Методические рекомендации для проведения бесед на противопожарные темы. - Пенза, 1977
    • Биляева Л., Табоко А. Игра?.. Игра! – М.: Молодая гвардия, 1988. - 25 с.
    • Бородкина Н.И., Лепехин А.Н. Пособие для обучения школьников правилам пожарной безопасности. М.: "Стройиздат", 1991.
    • Виже Р. 30 советов по пожарной безопасности. – М.: Стройиздат, 1982. – 25с.
    • Горбачева Л.А. "Занятия с учащимися по правилам пожарной безопасности".- Свердловск, 1991.
    • Данченко С.П. Рабочая тетрадь по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учебное пособие «Учимся бережно и безопасно использовать электричество» для учащихся 1 – 4 классов. – СПб: ООО «Гелиос - Медиа», 2004. – 36с.
    • Иванов А.Ф. Пожарная техника. - М.: Стройиздат, 1988. – 488 с.
    • Мирюков В.И., Швецов В.Д., Тихомиров Л.Я. Пособие по обучению жителей городов правилам пожарной безопасности. – М.: "Стройиздат", 1991.
    • Обухов Ф.В. Советская пожарная охрана.- М.: "Россельхозиздат", 1987.
    • Попок Е.Л. Чтобы не было пожара: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985
    • Попок Е.Л. Осторожно - огонь! - М.: Россельхозиздат, 1991 - (Моя профессия)
    • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное  образование/ (В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.) ; под ред. В.А.Горского. –М.:Просвещение, 2010.
    • Противопожарная работа в школах и дошкольных учреждениях. – Киев: Радяньска школа, 1984. – 34 с.
    • Смирнов В.А. Дружины юных пожарных. - М.: Россельхозиздат, 1986. -43 с.
    • Федеральный закон о пожарной безопасности. – М., Стройиздат, 2002.
    • Шувалов М.Г. Основы пожарного дела. - М.: Стройиздат, 1983.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Симфония творчества»

      Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

    Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинал...

    Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)

    Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...

    Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

    Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

    Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" (1 -4 класс)

    Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КРУЖОК «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

    Развитие творческих способностей – одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. У детей слабо развита зрительная и слуховая память, внимание, воображе...

    Рабочая программа дополнительного образования детей объединения "Палитра"

    Рабочая программа дополнительного образования детей объединения "Палитра" рассчитана на 144 часа в год. Периодичность занятий 2 раза в неделю по 2 часа.Занятия проводятся с детьми 10-11 лет ( третий г...