Главные вкладки

    Выступление на областной научно – практической конференции “Непрерывность образования: опыт реализации преемственности ступеней образования» (в рамках Концепции качества образования)
    статья на тему

    В данной статье обобщён опыт работы школы по преемственности при переходе "ДОУ- школа I ступени".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Obespechenie_preemstvennosti.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Маслянская средняя общеобразовательная школа

    Обеспечение преемственности как обязательное условие адаптации при переходе «ДОУ - школа 1 ступени»

                                                                                                                      Ляпунова Н.Ф., учитель

                                                                                                                      начальных классов

    Проблема социальной адаптации чрезвычайно актуальна. Феномен адаптации связан с овладением человеком новым видом деятельности, новой ролью, изменением его социального окружения.

            Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.

            Обязательным условием адаптации школьников к обучению является обеспечение преемственности. Под преемственностью в педагогике понимают дидактическое правило, предполагающее усвоение учеником понятий в их логической связи и взаимосвязи, когда достигнутый уровень интеллектуального развития является источником формирования всякого возрастного новообразования, а становления новообразования прочно базируется на достигнутом уровне развития.

            Начальные классы как особое звено системы воспитания и обучения детей обращены одной стороной к дошкольным учреждениям, а другой стороной к среднему звену школы.

            Цель такой преемственности в нашей школе – реализовать единую линию развития личности, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей ДОУ – начальной школы – основной школы в целостный педагогический процесс, педагогический коллектив строит его на единой организационной и методической, психодиагностической и коррекционно – развивающей основе.

            Проблемой преемственности ДОУ и школы 1 ступени наше образовательное учреждение занимается вплотную. В методическом плане были проведены такие совместные заседания МО, которые касаются непосредственно преемственности содержания образования:

    • Преемственность в программах по обучению грамоте и письму;
    • Преемственность в стандартах ДОУ и школы 1 ступени;
    • Развитие мелкой моторики руки;
    • Коррекция фонетико - фонематического нарушения.

    Результатом таких совместных заседаний являются методические рекомендации, которых придерживаются и сотрудники ДОУ, и учителя школы 1 ступени. Мы вместе анализируем:

    • Стандарт образования;
    • Программы, по которым работают ДОУ и школа 1 ступени;
    • Учебные планы школы – план-сетки занятий в ДОУ.

    Недостаточное внимание к перечисленным ведущим принципам обучения и воспитания отрицательно влияет как на качество знаний и выработку умений, так и на коммуникативные и общественно значимые стороны личности ученика.

            Несоблюдение правила преемственности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может неблагоприятно отразиться на прохождении периода адаптации ребёнка в новых условиях, что в свою очередь может привести к ухудшению здоровья ученика. И поэтому главным  условием успешной адаптации ребёнка к школе является взаимодействие учителей 1 ступени и воспитателей ДОУ, знание стандартов дошкольного образования и школы 1 ступени, знание возрастных особенностей детей. Здесь главное не подменять функции воспитателя в ДОУ, а в школе, особенно в период адаптации приблизить условия к детсадовским.

            Если проанализировать рекомендации наших совместных заседаний МО, то мы как раз и увидим, что, знакомясь со стандартом дошкольного образования, школа старается создать комфортные условия в школе 1 ступени: это и элементы игровой деятельности на уроках, и, конечно же, здоровьесберегающие технологии.

            В школе 1 ступени соблюдаются все требования к организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики:

    • Только одна смена обучения;
    • Строгое соблюдение режима дня: урок в 1-ом классе в 1 четверти длиться 35 минут с обязательным проведением 2-х физминуток, во 2-й четверти- 40 минут.
    • В 1–й четверти учителя проводят по 3 урока + динамический час. Длительность перемен  по 15 минут. После 1 урока завтрак.
    • Вся начальная школа работает в режиме пятидневной рабочей недели с количеством часов – 20 для 1-х классов и 22 для 2, 3, 4 –х классов;
    • Расписание составлено с учётом умственной работоспособности учащихся.

      Только при правильной организации учебной деятельности возможно решение одной из     задач здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности, исключая переутомление. А успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, чо является исходным фоном на старте обучения.

            Анализируя данные мониторинга здоровья первоклассников, поступивших в школу, видим, что здоровых детей очень мало. И задача школы – постараться сохранить здоровье ученика и, если возможно, наметить положительную динамику.

    Успешная учебная деятельность и сохранение здоровья не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей и родителей. Хорошее здоровье благоприятствует безболезненной адаптации к новой для младшего школьника деятельности, связанной с напряжённой  умственной нагрузкой.

     К здоровьесберегающим образовательным технологиям обучения следует отнести соблюдение двигательного режима, а именно:

    • Физминутки
    • Упражнения на  снятие статического напряжения (эмоциональные разрядки и минутки «покоя»);
    • Гимнастика (пальчиковая, корригирующая, дыхательная)
    • Прогулки с повышенной динамической активностью;
    • Тренинги;
    • Спортивные часы;
    • Упражнения на снятие статического напряжения (изменение позы);
    • Элементы самомассажа;
    • Упражнения на релаксацию.

    Одной из главных причин, мешающих ребёнку успешно адаптироваться в школе,

    является речевое недоразвитие. Учителя дают рекомендации родителям обратиться  на консультацию к логопеду.

            В школе в тесной связи с учителями работает психолог.  Психолог помогает учащимся быстрее и лучше адаптироваться, а учителю - найти правильный подход к каждому ребёнку.

            В сентябре-октябре завуч совместно с психологом посещают уроки  первоклассников.

     На что обращает внимание завуч:

    • Взаимосвязь учителя с учениками ( создание комфортных условий для адаптации);
    • Речь, знание индивидуальных особенностей, дифференциация в обучении, развитие творческих способностей;
    • Эмоционально- благоприятный климат в классе;
    • Здоровьесбеоегающие технологии;
    • Учёт возрастных особенностей ( при ведущей игровой деятельности сохранение элементов игровой, нестандартные уроки, использование наглядности, ТСО, смена видов деятельности);развитие речи учащихся;
    • Обучение контролю и самоконтролю, оценке и самооценке.

    Одним из условий, способствующих лучшей адаптации ребёнка в школе является безотметочное  обучение. Ведь нет психологического и педагогического смысла в оценке, которая фиксирует неудачу, подчёркивает неуспех, т. к. в этом случае у детей портится настроение, возникает тревога, ухудшаются успехи, снижется здоровье. И наоборот.

            Для достижения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника особое значение имеет ориентация на успех, контрольно- оценочная самостоятельность ребёнка, т. е. умение самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.

            Чтобы сформировать эти умения, коллектив нашей школы, МО уже давно перестроили свою работу, и во главу угла каждый учитель ставит характер допущенных ошибок, чтобы спланировать коррекционную работу, а учеников учит самоконтролю.

            Особенно такая работа важна в адаптационный период, когда нужно ученика «влюбить» в себя, поощрять и поддерживать все его крохотные успехи, начинать его учить навыкам контроля и самоконтроля, создавать ситуации «успеха», создавать такие комфортные условия, чтобы ученик хотел бежать в школу.

            Исходя из выводов по посещенным урокам завучем, психологом выносятся рекомендации по углубленному изучению индивидуальных особенностей учеников и их семей, намечается коррекционная работа. На каждого ученика заводится карта «Адаптация первоклассника».

            На основе наблюдений и данных карты «Адаптация первоклассников» можно судить о том, насколько успешно прошёл адаптационный период в условиях школы, и намечаются пути дальнейшей работы. Выявляются и ставятся на учёт неблагополучные семьи и дети, требующие особого внимания в поведении.

            Конечно немаловажными условиями, способствующими успешной адаптации ребёнка в школе, являются взаимодействие с семьёй по вопросам питания, приобретения школьных принадлежностей, организации детских праздников, занятости ребёнка во второй половине дня.

             Итак, устраняя проблемы дезадаптации ребёнка в школе, сохраняя индивидуальность ребёнка, создавая условия для его самовыражения, мы развиваем личность, готовую к правильному взаимодействию с окружающим миром, готовую к самообразованию и саморазвитию. Эта общая цель конкретизируется на каждом этапе обучения с учётом его своеобразия и самооценности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».

    Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время....

    Выступление на республиканской научно-практической конференции "Современное образование: новые методы и технологии в организации образовательного процесса"

    Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образовани...

    Статья для выступления на III научно-практической конференции работников образования Центрального округа «ОБРАЗОВАНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА» 25 – 27 августа 2015 года

    ОБЩИЙ РЕГЛАМЕНТ III КОНФЕРЕНЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ГОРОДА НОВОСИБИРСКА КРУГЛЫЙ СТОЛ № 2 «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ...

    Доклад на областной научно-практической конференции учителей "Документ-камера как средство обучения в начальной школе".

    Доклад содержит материал о возможностях использования документ-камеры в учебном процессе....

    ПРОГРАММА муниципальной научно-практической конференции «Опыт организации проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования»

    Обобщение и обмен опытом организации проектной и исследовательской деятельности в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС общего образования.Выступление на  муниципальной научно-п...