Рабочая программа по предметам для учащихся подготовительного класса
методическая разработка по теме

 

Данная рабочая программа составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2003). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_predmetam_v_podgotovitelnom_klasse.doc377.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предметам

для учащихся  подготовительного класса школы 2 вида

Обучение грамоте

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по обучению грамоте составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2003). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.

            Основной задачей обучения грамоте в подготовительном классе является развитие у учащихся навыков разговорной речи и подготовка их к систематическому обучению грамоте в 1 классе. В решении этой задачи особое место занимает первоначальное овладение учащимися звуко-буквенной системой языка, знакомство с печатными буквами, с помощью которых обозначаются звуки. Постепенное овладение навыками звукопроизнесения  в последовательности, указанной в программе, установление связи между звуком и буквой – это одна сторона обучения грамоте. Другая сторона – звуко-буквенный анализ слова, выделение в словах отдельных звуков, установление количества звуков слова, их последовательность.

            Для активизации навыков устной речи, обогащения словарного запаса детям предлагаются таблички со словесным обозначением названий предметов, действий, признаков. По мере овладения буквами дети учатся вставлять усвоенную букву в слово, используя образец; составлять из знакомых  букв слово по образцу и читать его. В дальнейшем производится элементарный звуко-буквенный анализ слова с использованием разрезной азбуки. Отставание в усвоении произносительных навыков не должно служить препятствием в накоплении словаря.

            Наряду с постепенным овладением навыком аналитического чтения печатного текста, учащиеся подготавливаются к усвоению навыков письма. В подготовительном классе у учащихся вырабатывают правильную осанку, умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Они упражняются в развитии глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев, в обводке и штриховке контуров, в соединении линий и фигур, в рисовании и раскрашивании узоров непрерывным движением руки.

Тематический план

(132 часа, 4 часа в неделю)

Тема

Кол-во часов

1 четверть

1

Подготовка к обучению письму. Развитие и координация движений кисти рук и пальцев

4

2

Рисование узора по данному образцу.

2

3

«Первое сентября»

1

4

«Класс»

2

5

«Моя семья»

1

6

«Игрушки»

1

7

«Игры детей»

1

8

«Домашние животные»

1

9

«Дикие животные»

1

10

«На огороде»

1

11

«В саду»

1

12

«Лес»

1

13

«Столовая»

1

14

«Спальня». Букварь

1

15

«Что делает»

1

16

«Сад»

1

17

Буквы п, П.

2

18

Буквы а, А.

2

19

Буквы м, М

2

20

Буквы т, Т.

2

 Итого

29 часов

2 четверть

1

Составление слов. Дополнение предложений. Чтение слов и предложений

10

2

Буквы  о, О.

2

3

Буквы в, В.

2

4

Буквы  у, У.

2

5

Буквы  н, Н.

2

6

Буквы  с, С.

2

7

Буквы  и, И.

2

8

Буквы Знакомство с написанием букв л, Л.

2

9

Буквы  й, Й.

2

10

Буквы  я, Я.

2

11

Буквы  э, Э.

2

12

Буквы е, Е.

2

13

Буквы  ю, Ю.

2

14

Буквы  к, К.

2

Итого

36 часов

3 четверть

 1

Составление слов. Дополнение предложений. Чтение слов и предложений

7

2

Звукобуквенный анализ. Чтение и списывание предложений

6

3

Буквы ё, Ё.

2

4

Буквы б, Б.

2

5

«Комната».

1

6

Буквы П-Б.

1

7

Буквы  з, З.

2

8

Буквы З-С.

1

9

Буквы  ш, Ш.

2

10

«Класс». Букварь, с.71. Пропись, с.3

1

11

Буква ы.

2

12

«Как Саша спас малыша».

1

13

Буквы  д, Д.

2

14

«В классе».

1

15

Буквы Д-Т.

1

16

Буквы  г, Г.

2

17

Буквы Г-К.

1

18

Буква ъ.

2

19

Буквы  р, Р. Пропись, с.15. Букварь, с.88

2

20

«Кролик». Списывание предложений с печатного текста

1

Итого

40 часов

4 четверть

1

Составление слов. Дополнение предложений. Чтение слов и предложений

3

2

Звукобуквенный анализ. Чтение и списывание предложений

4

3

«Праздник».

1

4

Буквы  ж, Ж.

1

5

«Домашние и дикие животные».

1

6

«Ежик».

1

7

«Библиотека».

1

8

Буквы ф, Ф.

1

9

«На фабрике».

1

10

Буквы  х, Х.

1

11

«Петух».

1

12

«Моя мама пахнет хлебом»

1

13

Буквы  ц, Ц.

1

14

«Птицы».

1

15

«Три цыпленка».

1

16

Буквы С-Ц.

1

17

Буквы  ч, Ч.

2

18

Буквы  щ, Щ.

2

19

«Непослушный цыпленок»

1

20

Итоговая контрольная работа

1

21

Работа над ошибками

1

Итого

28 часов

Всего

132 часа

Содержание тем учебного курса

          Изучение звуков и печатных букв в последовательности, указанной в программе по обучению произношению.

           Звуко-буквенный анализ слова. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных, установление количества звуков слове, их последовательность, выделение ударных слогов).

           Самостоятельный подбор слов с заданным звуком и буквой.

           Узнавание и название букв по их характерным признакам (изолированно в составе слова).

            Составление из букв разрезной азбуки слов и подписей к картинкам, изображающим предметы и действия.

           Подготовка к обучению письму. Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям горизонтально и вертикально. Составление и рисование узора по данному учителем образцу.

Требования к уровню подготовки обучающихся

           Самостоятельно подбирать  слова с заданным звуком и буквой.

             Узнавать и  называть буквы по их характерным признакам.

             Составлять  из букв разрезной азбуки слова  и подписи  к картинкам, изображающим предметы и действия.

             Выделять в словах отдельные  звуки  (гласные и согласные), устанавливать количество звуков в слове, их последовательности, выделять  ударные слоги.  

Литература для учащихся

1. Донская Н.Ю., Линникова Н.И. «Букварь». Учебное пособие для школ слабослышащих (2 отделение) - М: «Просвещение», 1988

2. Кун В.Д. «Пропись» Учебное пособие для подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 и 2 видов в двух частях - М: «Просвещение», 2005

3.  «Произношение» Учебное пособие для подготовительного класса школы слабослышащих (2 отделение) - М: «Просвещение», 1991

Пособия для учителя

1. Методика преподавания русского языка в школе глухих: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л. М. Быковой. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2002.

2. Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: Учеб. пособие для вузов / К. В. Комаров. – 2-к изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.

3. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. / М. С. Соловейчик и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2997.

4. Красильникова О. А., Киреева Г. А. Формирование грамматического строя речи слабослышащих школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005.

Развитие речи

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по развитию речи составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2003). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.

             Особенности общего и речевого развития слабослышащих детей определят следующие специфические задачи уроков развития речи: накопление словаря и овладение первоначальными навыками и умениями связного высказывания в условиях речевого общения.

            Содержание усваиваемой лексики связано с учебно-игровой деятельностью, с выполнением правил самообслуживания, личной гигиены, режима дня. Кроме того, предлагаются слова, обозначающие определенные группы предметов (овощи, фрукты, семья, мебель, обувь, одежда, продукты питания и др.)  Это позволяет формировать у детей словесно-наглядные обобщения.

Тематический план

(165 часов, 5 часов в неделю)

Тема

Кол-во часов

1 четверть

1

«Школа»

9

2

«Моя семья»

7

3

«Фрукты и ягоды»

7

4

«Овощи»

7

5

«Игрушки»

7

Итого

37 ч

2 четверть

1

«Осень».

7

2

«Осенние каникулы».

5

3

«Столовая. Посуда».

5

4

«Продукты питания».  

5

5

«Одежда».

5

6

«Обувь».

4

7

«Части тела».

3

8

«Режим дня».

2

9

«Зима».  

6

10

«Зимние забавы».

3

Итого

45 ч

3 четверть

1

«Дикие животные».

8

2

«Домашние животные».  

8

3

«Семья».  

3

4

«Мебель»

4

5

«Одежда».

3

6

«Части тела».

3

7

«Обувь».

2

8

Работа с глаголами.

3

9

«Весна».

12

10

«На каникулах».

4

Итого

50 ч

4 четверть

1

«На каникулах».

3

2

«Транспорт».

7

3

«Улицы города».

4

4

«Профессии людей».

7

5

«Лето».

7

6

Повторение изученного материала

7

Итого

35 ч

Всего

165 ч

Содержание тем учебного курса

Развитие практических речевых навыков

            Понимание и употребление речевого материала, используемого для организации учебного процесса.

Ответы на вопросы:

Какое сегодня (было вчера, будет завтра) число?

Какой сегодня (был вчера, будет завтра) день?

Кто сегодня (был вчера, будет завтра) дежурный?

Какая сегодня (была вчера) погода?

           Обращение к товарищу с просьбой показать и назвать предмет, выполнить действие.

           Употребление в диалогической речи слов, обозначающих предмет и действие (состояние) (Кто стоит? – Вова. Что делает Вова? – Рисует. Что лежит? - Книга).

           Употребление в диалогической речи вопросительных предложений: Кто это? Что это? Что делает? Куда?

           Употребление в описательно-повествовательной речи слов, отвечающих на вопросы кто? что? что делает?

           Понимание и выполнение поручений с указанием действия и предмета (Возьми ручку. Положи карандаш. Возьми мыло и полотенце.) Употребление их в диалогической речи.

           Употребление в описательно-повествовательной речи предложений со словосочетаниями «что делает? + что? (кого?)».

           Название предметов и соотнесение его с картинкой или натуральным объектом. Понимание и выполнение поручений, содержащих указания на признак предмета; употребление в речи слов, обозначающих цвет и размер предмета.

            Понимание и выполнение поручений с указанием направления действия (включение словосочетаний с предлогами в, на, под, над, около.) Обращение к товарищу с соответствующими поручениями.

            Понимание и употребление в диалогической речи слов, обозначающих качество или степень действия.

           Составление простых нераспространенных и распространенных предложений (4-5 предложений на материале сюжетных картинок; 2-3 предложения, объединенных обжей темой; Короткого связного рассказа из 2-4 предложений по демонстрации действий или сюжетным картинкам).

Формирование словесных обобщений

           Сравнение и группировка предметов и картинок по вопросам учителя. Понятия «одинаковые предметы» и «разные предметы».

          Название и показ отдельных предметов в каждой группе (продукты питания, посуда, овощи и т.д.).

           Знание названия каждого отдельного предмета в группе предметов. Знание правил использования этих предметов в жизни человека. Сравнение предметов внутри одной группы с помощью вопросов под руководством учителя. Выделение общих свойств предметов одной группы (цвет, форма, величина, назначение), а также свойств, характерных для каждого отдельного предмета данной группы.

           Распространение слов по группам (мебель, учебные вещи, животные, одежда, семья, посуда); обобщающие слова.

           Группировка картинок с изображением предметов по вопросам кто? что? что делает? что делают?

           Распространение по группам существительных единственного и множественного числа ( по опорным картинкам и вопросам кто? что?).

           Практическое овладение родовыми признаками существительных (словосочетания существительных с числительными: один, одна, одно; с глаголами прошедшего времени: карандаш упал, собака лаяла,; с прилагательными: красный мяч, красное яблоко).

          Практическое овладение значениями единственного и множественного числа (флаг - флаги, флаг висит - флаги висят).

Тематика

В классе (Учебные вещи. Предметы школьной мебели).

В столовой (Мебель. Посуда. Продукты питания).

В кухне (Кухонное оборудование. Мебель. Посуда).

В спальне (Мебель. Постельное белье).

Одежда и обувь.

Семья.

Игры детей.

Игрушки.

Зимние забавы.

День школьника.

Магазин.

В саду и на огороде.

Животные домашние и дикие.

Речевой материал

I Лексика

Мальчик, девочка, мама, папа, бабушка, дедушка; рука(-и), лицо; мыло, зубной порошок, полотенце;

пальто, шапка, майка, рубашка, туфли, ботинки, сапоги, валенки, тапочки, шарф, платье, куртка, носки, колготки, чулки, берет, платок, варежки, кофта, юбка, карман, пояс, одежда, обувь;

тарелка, ложка, вилка, стакан, чашка, чайник, миска, поднос;

ведро, бидон, кастрюля, кувшин, нож, сковорода, банка, половник, блюдце, кружка, бутылка, кофейник, посуда;

суп, булка, каша, масло, сахар, сыр, хлеб, молоко, компот, чай, кофе, печенье, яйцо, конфета, колбаса, кисель, щи, пирог, пирожное, еда, продукты;

стол, стул, шкаф, парта, полка, доска, диван, кровать, вешалка, кресло, тумбочка, буфет, кровать, мебель;

пол, стена, потолок, дверь, окно, зеркало, класс, комната;

мел, портфель, пенал, книга, тетрадь, табличка, указка, журнал, альбом, карандаш, ручка, резинка, картинка, учебные вещи;

подушка, одеяло, простыня, постельное белье;

кукла, машина, юла, игрушки; палка, мяч, санки, лыжи, лото, прыгалки, коньки, снежная баба, песочница, стадион, обруч, игры;

доктор, лекарство, термометр, капли, таблетки;

продавец, покупатель, касса, прилавок, магазин;

почтальон, почтовый ящик, журнал, газета, письмо, телеграмма, почта;

огурец, картофель, свекла, помидор, лук, морковь, капуста, овощи;

яблоко, груша, апельсин, лимон, слива, фрукты;

кошка, собака, лошадь, корова, коза, курица, домашние животные;

медведь, лиса, волк, заяц, белка, дикие животные;

бабочка, рыба, муха, гнездо, дупло, забор, дерево, кустарник.

Синий, красный, зелёный, черный, белый, желтый, коричневый, большой, маленький.

Быстро, медленно, хорошо, плохо, правильно, неправильно, грязно, чисто, аккуратно.

Достань(те), положи(те), покажи(те), собери(те), раскрой(те), открой(те), налей(те), пей(те), вымой(те), убери(те), поставь(те), постели (постель), убери (постель), повесь(те), сложи(те), почисти(те);

читает, рисует, говорит, стоит, сидит, бежит, лежит, спит, висит, ест, моет, вытирает, чистит, наливает, режет, варит, печет, жарит, кладет, стоит, вынимает, снимает. одевает, раздевает, вешает, стирает, гладит, убирает, несет, приносит, собирает, прыгает, лает, мяукает, мычит, плавает, поет, продает, покупает, лечит, болеет, болит.

II Поручения-инструкции

 Подними(те) руку (книгу, мяч); иди(те) к доске (двери, шкафу, окну); смотри(те); отвечай(те); возьми(те) ручки (тетради); повтори(те); слушай(те) внимательно; выходи(те) из класса тихо; входи(те) в класс (спальню, столовую); возьми(те); не бери(те) ручку (букварь, книгу, мел); говори(те); молчи(те); не вставай(те).

III Развернутые обращения и ответы

У тебя есть линейка? – У меня нет линейки.

У кого есть линейка? – У Тани (У Тани есть линейка).

Где Женя? – Женя там.

У меня нет тетради (Мне нужна тетрадь) – Возьми.

Можно взять карандаш? – Можно (Нельзя).

Кто нарисовал? – Я (Я нарисовал). – Данил (Данил нарисовал).

Ты умеешь строить дом из кубиков? – Не умею (Умею). – Кто умеет? – Андрей умеет (Я не умею).

Требования к уровню подготовки обучающихся

Развитие практических речевых навыков.

Понимание и употребление речевого материала, используемого для организации учебного процесса.

Обращение к товарищу с просьбой показать и назвать предмет. Выполнить действие.

Употребление в речи слов, обозначающих предмет и действие.

Употребление вопросительных предложений.

Употребление слов, отвечающих на вопросы кто? Что? Что делает?

Понимание и выполнение поручений с указанием действия и предмета. (Возьми ручку.)

Понимание и употребление слов, обозначающих движение и состояние предмета.

Употребление предложений со словосочетаниями «что делает? + что? (кого?)».

Называние предмета, соотнесение с картинкой, употребление слов, обозначающих цвет и размер предмета.

Понимание и выполнение поручений с указанием направления действия.

Составление простых не распространенных и распространенных предложений (4-5 предложений на материале сюжетных картинок, 2-3, объединенных общей темой, связного рассказа из 2-4предложений по демонстрации действий или сюжетным картинкам).

Формирование словесных обобщений

Сравнение и группировка предметов и картинок по вопросам учителя. Понятия «одинаковые предметы» и «разные предметы».

Называние и показ отдельных предметов в каждой группе (посуда, овощи и т. д.).

Знание назначения каждого отдельного предмета в группе предметов, правил использования, сравнение предметов, выполнение общих свойств и отдельных.

Распределение слов по группам; обобщающие слова.

Группировка картинок с изображением предметов по вопросам кто? что? Что делает?

Распределение по группам существительных единственного и множественного числа.

Практическое овладение значением одушевленности неодушевленности.

Практическое овладение родовыми признаками существительных.

Практическое овладение значением единственного и множественного числа.

Литература для учащихся

1. «Звездочка». Учебное пособие для - М: «Просвещение», 1988

2. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. «Развитие речи» Учебник для подготовительного класса школы детей с тяжелыми нарушениями речи - М: «Просвещение», 1994

Пособия для учителя

1. Методика преподавания русского языка в школе глухих: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л. М. Быковой. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2002.

2. Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: Учеб. пособие для вузов / К. В. Комаров. – 2-к изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.

Математика

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по математике составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2003). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.

             Обучение математике связано с формированием речи и развитием мышления учащихся. В начальный период обучения необходимы специальные пропедевтические занятия по уточнению у детей математических представлений. Важную роль здесь играет преимущественное использование наглядных методов обучения; манипулирование предметами, практическая деятельность детей, дидактические игры, наблюдения и экскурсии.

              Большое значение для работы над развитием понятия числа и овладение счетом имеют операции с группами предметов, производимые  в дочисловой период. Действуя с группами  предметов (овощи, фрукты, игрушки, геометрические фигуры), накладывая, прикладывая, ставя рядом и поэлементно друг с другом, необходимо работать над сравнением предметов, определить их количество (один – много,  много – мало, поровну, одинаково - неодинаково). Особое внимание следует уделять формированию у детей представлений о группе предметов как о структурно целостной единице, не теряя при этом каждый элемент группы. На первоначальном этапе обучения  не нужно спешить с обучением детей счету с помощью слов-числительных, так как слишком быстрое введение счета со словами – числительными зачастую приводит к формализму в обучении.

            Много внимания уделяется также формированию пространственных и временных представлений (ориентировка в пространстве, определение расположения предметов, ориентировка во времени: вверху - внизу,  справа -слева,  сначала - потом,  утро, день, вечер),  развитию представлений о величине (объеме) жидких и сыпучих тел (например, измерение чашкой количества воды в графине, кружкой – количество крупы в пакете и др.).

            Программа предусматривает практическое знакомство геометрическими фигурами и телами. Школьники учатся чертить круг, квадрат, треугольник, многоугольник по шаблону, обводке, точкам и самостоятельно, находить геометрические формы в окружающих предметах, различать их по внешнему виду.

Тематический план

(132 часа, 4 часа в неделю)

Тема

Кол-во часов

1 четверть

1

Числа 1 – 5. Порядковый и количественный счет

4

2

Сравнение групп предметов. Больше. Меньше. Столько же.

3

3

Сравнение предметов, выявление соотношений: одинаковые-разные

2

4

Сравнение предметов по размеру.

2

5

Сравнение предметов по форме и цвету

3

6

Классификации предметов

3

7

Один. Много.

2

8

Число и цифра 2.

3

9

Число и цифра 3.

3

10

Число и цифра 4.

3

11

Число и цифра 5.

3

Итого

32 часа

2 четверть

1

Порядковый и количественный счет. Название и последовательность чисел в натуральном ряду

4

2

Решение простых наглядных задач на сложение и вычитание

5

3

Временные понятия

2

4

Названия действий и их запись с помощью знаков.

2

5

Составление и решение примеров

4

6

Сравнение чисел.

2

7

Число и цифра 6.

3

8

Число и цифра 7

4

9

Число и цифра 8

4

10

Число и цифра 9

2

Итого

32 часа

3 четверть

1

Порядковый и количественный счет

3

2

Решение примеров

2

3

Счет по 2. Счет тройками

3

4

Число и цифра 9

2

5

Число и цифра 10

3

6

Решение и составление примеров

8

7

Сравнение чисел. Сравнение групп предметов

3

8

Решение простых наглядных задач на сложение и вычитание

3

9

Геометрический материал

3

10

Таблица сложения и вычитания на 2.

2

Временные понятия

3

Таблица сложения и вычитания

3

Набор и размен монет

2

Итого

40 часов

4 четверть

1

Решение задач

5

2

Состав чисел

4

3

Решение примеров

2

4

Решение задач

2

5

Натуральный ряд чисел

2

6

Пространственные понятия

4

7

Временные понятия

2

8

Обобщение изученного материала

4

9

Соотношения между группами предметов

1

10

Набор и размен монет

2

Итого

28 часов

Всего

132 часа

Требования к уровню подготовки обучающихся

Ознакомление с соотношениями между группами предметов.

Пространственные и временные представления.

Числа от  1 до 5.

Простейшие фигуры.

Величина (простейшие измерения).

Денежные знаки.

Ориентировка во времени.

Содержание тем учебного курса

Ознакомление с соотношениями между группами предметов

           Сравнение предметов, выявление соотношений: одинаковые – разные; одинаковые по одному признаку (например по цвету), но разные по другим признакам (например по форме).

          Классификация предметов: деление данной группы предметов на две части, в одну из которых входят предметы, обладающие указанными признаками (например, красные), в другую – все остальные предметы.

           Классификация предметов по одному какому-либо признаку (например, по цвету).

           Выделение из данной группы предметов части по указанному признаку (например, из группы различных по форме, цвету размеру геометрических фигур выбрать все круги), а затем выделение из полученной группы части по новому признаку (например, из всех отобранных кругов выбрать маленькие).

           Сравнение групп предметов путем отбора парами: столько же, больше, меньше (без пересчета предметов).

            Овладение учащимися понятиями много, один, большой, маленький, больше, меньше.

          Пространственные и временные представления

           Формирование пространственных представлений (вверху, внизу, слева, справа, между, первый, последний, посередине).

          Формирование временных представлений (сначала, потом).

Числа от1 до 5. Простейшие формы.

Величина (простейшие измерения). Денежные знаки.

           Название, обозначение и последовательность чисел от 1 до 5. Отсчитывание предметов по одному из большого количества.

           Количественный состав чисел в пределах 5. Прямой и обратный счет.

           Групповой счет по 2 предмета.

           Решение наглядных задач на сложение и вычитание в  пределах 5. Знакомство со знаками +, -, =.

          Измерение длины, ширины, высоты предметов; определение объема жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки.

           Круг, четырехугольник, треугольник, овал, шар, куб. Правильное название этих фигур. Видоизменение геометрических фигур путем составления четырехугольника из нескольких треугольников, полного круга из частей круга и др.

           Денежные знаки достоинством в пределах 1 – 5 единиц.

Ориентировка во времени

           Ориентировка во времени (утро, вечер, день, ночь). Название и последовательность дней недели и времен года.

Литература  для учащихся

1. Сухова В.Б. «Математика». Учебник для подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида  - М: «Просвещение», 2000

Пособия для учителя

1. Математика: коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1 – 2 классов начальной школы / авт.-сост. А. А. Шабанова. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы.  Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010.

Окружающий мир

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по окружающему миру  составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2003). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.

Программный материал по ознакомлению с окружающим миром в подготовительном классе включает темы: «Наша школа и родная природа»,  «Город, где мы учимся, и родная природа», «Родная страна».

         Ознакомление с окружающим миром не только знакомит детей с явлением природы, но и формирует у них навыки правильного поведения в природе, уважение к труду взрослых, бережное отношение к вещам, созданным трудом людей, воспитывает  любовь к родному краю, родной природе. Все это способствует выработке нравственных привычек и понятий.

      Знакомство с окружающим миром помогает формировать у детей практические речевые навыки, накапливать словарный запас, успешно овладевать связной речью.

Тематический план

(66 часов, 2 часа в неделю)

Тема

Кол-во часов

1 четверть

1

Имя, фамилия ребенка. Мои родные (состав семьи)

1

2

Школьные помещения. Экскурсия по школе

1

3

Школа. Наш класс.  Правила поведения в школе

1

4

Учебные вещи.

1

5

Мебель в классе.

1

6

Профессии работников школы. Имена, отчества учителей и воспитателей

1

7

Школьная столовая. Правила поведения в столовой.

1

8

Моя семья. Мой дом.

1

9

Овощи, фрукты и ягоды.

3

10

Деревья и кустарники

5

Итого

16 ч

2 четверть

1

Осень.

3

2

Режим дня первоклассника

1

3

Столовая.

1

4

Посуда.

1

5

Продукты питания.

1

6

Одежда и обувь.

1

7

Домашние животные.

1

8

Дикие животные.  

1

9

Птицы.

1

10

Наши помощники дома (бытовая техника).

2

11

Сигналы светофора.

1

12

Зима. Правила поведения на каникулах.

1

13

Закрепление. Обобщение результатов наблюдений.

1

Итого

16 ч

3 четверть

1

Наблюдение за погодой зимой и осенью

8

2

Семья.

1

3

Мебель. Бережное отношение к школьной мебели

1

4

Одежда и обувь. Уход за одеждой и обувью

2

5

Режим дня.

1

6

Укрепление здоровья

2

7

Правила гигиены

4

8

Части тела

1

9

Правила поведения на каникулах

1

Итого

20 ч

4 четверть

1

Наблюдение за погодой

2

2

Улица. Правила перехода улицы

4

3

Город, где мы учимся

4

4

Растения. Уход за растениями в классе

2

5

Профессии людей

2

Итого

14 ч

Всего

66 ч

Содержание тем учебного курса

Наша школа и родная природа

           Имя, фамилия ребенка.

           Мои родные (состав семьи).

           Школа. Расположение классов и другие школьные помещения (учебные кабинеты, учительская, спальни, актовый зал, библиотека, столовая и др.). Наш класс.

           Профессии работников школы: директор, учитель, воспитатель, библиотекарь, уборщица и д.р. Уважение к труду работников школы.

           Имя, отчества учителя, воспитателей, директора школы и др.

           Правила поведения в школе (вежливое обращение к старшим и сверстникам). Умение выполнять поручения учителя и воспитателя (уборка класса, спальни). Правила  поведения  во время занятий (внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся, не мешать товарищам, ответственно относиться к учебе, поручениям и просьбам). Правила поведения в игре.

           Правила поведения в столовой. Правила пользования столовыми приборами. Экономное отношение к продуктам питания. Бережное отношение к хлебу.

            Бережное отношение к вещам, которые нас окружают (к одежде, учебникам, книгам, игрушкам, оборудованию класса, групповой комнаты, спальни и тд.). Уход за обувью и одеждой, соблюдение правил безопасности в обращение с бытовыми приборами.

           Правила противопожарной безопасности.

           Охрана здоровья.  Части тела человека. Элементарные правила личной гигиены: мытье рук, уход за телом, волосами, зубами. Предметы личной гигиены. Укрепление здоровья: утренняя гимнастика, водные процедуры, режим дня. Правильная посадка во время занятий за столом (партой), правильная осанка. Соблюдение чистоты в помещениях. Значение проветривания.

           Растения в классе. Названия и отличительные признаки двух – трех растений. Уход за комнатными растениями (полив, содержание в чистоте цветочных горшков и подставок).

           Растения пришкольного участка. Названия двух деревьев, двух кустарников, трех – четырех травянистых растений. Овощи и фрукты, выращиваемые на пришкольном участке. Использование овощей и фруктов.

           Участие в работе на пришкольном участке: уборка сухих листьев, веток осенью и весной; сбор семян.

Город, где мы учимся, и родная природа

           Название города (села), где мы учимся.

           Знакомство с городом (улица, площади, транспорт). Главная улица (площадь) нашего города (села).

           Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, перекресток. Светофор. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно дети!».

           Правила перехода улицы.

           Поведение детей на улице, в транспорте. Правила обхода транспорта.

           Природа города (села). Посадки растений в городе (парках, скверах, бульварах), их назначение. Бережное отношение к окружающим растениям. Участие в работе по уходу за растениями.

Родная страна

        Столица нашей Родины. Участие детей в подготовке праздничных утренников.

           Наблюдение за погодой: солнцем, ветром, осадками (дождь и снег), состоянием воздуха (тепло, холодно) и неба (ясное, облачное).

           Растения и разные времена года. Изменение окраски листьев у растений осенью; листопад. Растения зимой.  Деревья и кустарники весной, появление зеленой травы. Цветение растений весной и летом.    Наблюдение за птицами около школы. Подкормка птиц зимой. Птицы весной; постройка гнезд.

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу подготовительного класса учащиеся должны знать и выполнять:

элементарные правила личной гигиены;

правила поведения в школе (в интернате, на уроке, в игре, на перемене);

правила поведения на улице: ходить по тротуару (обочине), переходить улицу со взрослыми , знать правила перехода улицы(значение каждого цвета светофора), основные части улицы (дороги);

формы приветствия;

название изученных растений (деревьев, кустарников; травянистых, комнатных растений), овощей и фруктов.

Литература для учащихся

1. Речицкая Е.Г., Филоненко-Алексеева А.Л. «Солнечный зайчик». Учебник   для подготовительного и первого класса специальных (коррекционных) школ 1-2 вида - М: «ВЛАДОС», 2000

Пособия для учителя

  1. Титова М. О. Изучение природы в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида; Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  2. Интернет-ресурсы

Предметно-практическое обучение

Пояснительная записка

           Предметно - практическое обучение включает три вида практической деятельности: лепку, аппликацию и рисование. Эти виды деятельности должны чередоваться в определенной последовательности, при  которой дети сначала знакомятся с объемными предметами (лепка), потом изображают эти же предметы на плоскости (аппликация), а затем воспроизводят их в рисунке (рисование).

           Предметно – практическая деятельность является условием формирования основ речевой деятельности. Во время работы дети учатся спрашивать, давать поручения, сообщать о проделанной работе, просить о помощи, оценивать работу товарищей. Ситуативность предметно – практической деятельности обеспечивает более активное овладение детьми речевыми навыками.

           В качестве объектов для предметно – практической деятельности предлагают в основном предметы, встречающиеся в повседневном обиходе детей: овощи, фрукты, посуда, игрушки, животные и т.п. Все эти предметы могут быть воссозданы в лепке, аппликации, рисовании. Переходя от объемного изображения к плоскостному и даже к схематическому (в некоторых видах рисования), дети привыкают к той условности изображения, которая присутствует во всех видах изобразительной деятельности. Кроме того, в этом чередовании видов деятельности предполагается овладение разнообразными ручными умениями.

           Каждый из предлагаемых программой объектов встречается во всех видах деятельности, что создает возможность для более точного, полного, осознанного овладения значением слова, обозначающего данный объект и действия, связанные с ним.

           Макеты и аппликации, предлагаемые программой, следует использовать на других уроках (развитие речи, ознакомление с окружающим миром).

           Важно чтобы на уроках предметно – практического обучения осуществлялась коррекционная работа не только в отношении развития речи, но и в отношении формирования ручных умений. С этой целью возможно включение и других заданий, не предусмотренных программой, корригирующих мелкую моторику у детей (лепка букв, сгибание букв из проволоки, вырезание по шаблону).

           В каждом отдельном виде деятельности используются разные действия. Лепить можно по образцу, по подражанию, с натуры, по представлению. При этом лепка предполагает умение разминать пластилин, придавать ему разную форму. Аппликации могут выполняться следующими способами:  в одних случаях подбирают готовые картинки и располагают их  должным образом, в других – эти картинки вырезают самостоятельно, в третьих – их рисуют, вырезают и наклеивают. При рисовании используют как легкие способы (обводка по контуру, с натуры, по представлению).

           Рисуя или моделируя определенные предметы, дети трудятся целенаправленно, сознательно, заинтересованно, приобщаются к коллективному труду. В условиях предметно – практической деятельности создаются  большие возможности не только для приобретения определенных трудовых навыков, но и для получения знаний об используемых в ней предметах, для развития у детей умения ориентироваться в пространстве и во времени и, главное, дети получают возможность обогащать свой словарь,  учатся пользоваться связной речью, составлять вопросы и ответы на них. Таким образом реализуется ведущий принцип обучения слабослышащих детей языку – принцип коммуникации.

Тематический план

(132 часа, 4 часа в неделю)

Тема

Количество часов

1 четверть

1

Лепка. Шар. Яблоко.  Груша. Слива.  Помидор. Огурец. Морковь. Картофель. Лук. Репа. Грибы.

11

2

Аппликация. Шар Яблоко. Груша. Слива. Помидор. Огурец. Морковь. Картофель. Лук. Репа. Корзинка с грибами. Аппликация из листьев.

12

3

Рисование. Шар. Яблоко. Груша и слива. Помидор и огурец. Морковь и картофель. Лук и репа.

6

4

Поделки из природных материалов.

1

Итого

30

2 четверть

1

Рисование. Осень. Стакан. Тарелка. Ложка. Вилка. Лиса. Зайка. Мишка. Собака. Кошка. Домашние птицы.

8

2

Аппликация.  Осень. Аппликация из осенних листьев. Белка с орехом. Посуда. Лиса. Зайка. Мишка. Кошка. Собака. Домашние птицы. Закладка.

11

3

Работа с мозаикой. Узоры. Цветы.

2

4

Лепка. Посуда. Лиса. Зайка. Мишка. Кошка. Собака. Гусь. Петух.

8

5

Работа с бумагой. Самолет. Фонарик. Цепочка. Белочка. Хлопушка.

5

Итого

34

3 четверть

1

Строительный материал.

5

2

Аппликация. Зимний пейзаж. Снежная баба. Зимние забавы. Комната куклы. Мимоза в вазе. Ворона на снегу. Аквариум.

14

3

Рисование. На горке. Зимние забавы. Комната куклы.

3

4

Макет. Зимой во дворе.

4

5

 Лепка. Комната куклы. Ворона. Рыба.

3

6

Работа с бумагой .

6

7

Работа с конструктором.

5

Итого

40 часов

4 четверть

1

 Аппликация. Скворец  у скворечника Растения весной. Весна.

6

2

Сельскохозяйственный труд.

4

3

Мозаика. Цветок.

2

4

Работа с бумагой. Цветы. Корзиночка с ручкой. Лодочка.

7

5

Рисование. Растения весной. Весна.

2

6

Пришивание пуговиц.

3

7

Работа с конструктором.

4

Итого

28 часов

Всего

132 часа

Содержание тем учебного курса

I Знания и умения

           Знать материал и его свойства (пластилин, бумага, карандаш).

           Знать инструменты, их назначение и правила обращения с инструментами (ножницы, карандаш, кисточки клей).

           Знать изготавливаемые объекты, их части.

           Уметь различать изделия по цвету, форме, величине.

           Умение расположить предметы в пространстве.

           Иметь временные представления (быстро, медленно, долго).

Практические речевые навыки

           Понимать и выполнять инструкции учителя.

           Отвечать на вопросы учителя, обращаться к учителю и товарищу с вопросом.

           Обращаться к учителю за необходимым материалом, за разрешением начать работу, за помощью.

           Сообщать о своем желании выполнить работу и о выполненной работе.

           Выполнять коллективную работу по устной и письменной инструкциям.

           Называть изготавливаемые изделия.

           Определять и называть размеры изделия.

II Виды деятельности

Лепка

           Размять пластилин. Придать материалу нужную форму (шара, овала, колбаски). Отрывать часть пластилина, делить пластилин на кусочки требуемой величины.

Аппликация

           Обводить заготовки  и шаблоны. Вырезать заготовки и шаблоны по контуру. Вырезать изделия разной формы. Подбирать нужный цвет бумаги. Наклеивать на лист альбома.

Рисование

           Воспроизводить контур предмета по шаблону и без него. Штриховать и закрашивать в одном направлении линиями одной толщины. Штриховать в разных направлениях линиями разной толщины.  Выполнять сюжетные рисунки  на заданную тему.

III Тематика и объекты деятельности

           Шар, яблоко, груша, огурец, морковь, гриб, помидор. Матрешка кубик мяч, машина. Овощи, фрукты, игрушки. Утка, лиса, гусь, стакан, чашка  стол, стул, кровать, мебель, самолет, трамвай. Новогодняя елка. Зимние забавы. Зимний пейзаж. Весна. Весной в парке. Теремок. Репка. Ромашка, роза, мак, листья. Цветы. Цветы в вазе.

IV Примерный речевой материал

Пассивный словарь

          Скатать, взять, отрезать, вытереть, (на) рисовать, наклеить, раскрашивать, лепить, обводить. Попросите, раздать, сосчитать. Больше, меньше, толще, тоньше, длиннее, короче, шире, уже, Справа, слева, снизу, сверху, сбоку, посередине. Лучше, хуже.

           Возьмите пластилин. Смочите руки. Разомните пластилин. Пластилин твердый (мягкий). Слепите …(шар). Будем лепить. Оторвите кусок пластилина. Скатайте колбаску.  Сделайте так. Чей?  Чья? Что ты делаешь? Что ты сделал? У кого есть (нет)? Кто сделал?

           Попроси одну клеенку.  Я слепил. Вырежьте круг. Будем вырезать. Обведите круг. Вырежьте прямоугольник. Вырежьте два (три) квадрата. Возьмите …(белую, синюю) бумагу. Сосчитайте сколько … (части изделия). Кто хочет делать дом? Дайте мне, пожалуйста. Приклей маленький круг тут. Раскрась …(карандашом). Попроси у Нади карандаш. Нарисуй еще. Положи альбом посередине, а карандаш справа. Рисуйте хорошо.      

Активный словарь

           Названия изделий и их частей. Инструменты: ножницы, клей, кисточка, тряпочка, карандаш, клеенка.

           Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, прямая (линия).

           Названия признаков предмета: красный, зеленый, синий, желтый; большой, маленький; толстый, тонкий; одинаковые, разные; хороший, плохой; мягкий, твердый; длинный, короткий.

           Хорошо, плохо, красиво, некрасиво, медленно, быстро, долго. Справа, слева, снизу, сверху, сбоку, посередине. . Больше - меньше, толще - тоньше, длиннее  - короче, шире – уже. Ровно, поровну.

           Рвется, разминается, возьми, прыгать, бегать, тянуть, посадить, вырезать, наклеить, обводить, (на) рисовать, раскрашивать, раскрась те, (не) уметь.

           Чей? Чья? Чье? Какая? Какие?  Мой, моя, твой, твоя. Я слепил шар. Я взял пластилин (бумагу). Попроси одну клеенку. Моя лиса. Чашка Нади. Паша слепил верно. Что это? Что делает Надя? Что ты делаешь? Что ты сделал? Я оторвал? У кого есть? Кто сделал яблоко? Кто сделал хорошо? Можно делать дерево? Дайте мне, пожалуйста, … . Я нарисовал … . Я рисую. Я раскрашиваю. Надя нарисовала плохо. У меня не получается. Помогите мне,  пожалуйста. Пластилин твердый (мягкий).

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знания и умения

Знать материал и его свойства.

Знать инструменты, их назначения и правила обращения с ними.

Знать изготавливаемые объекты, их части.

Уметь различать изделия по форме, цвету, величине.

Уметь расположить предметы в пространстве.

Иметь временные представления.

Практические речевые навыки

Понимать и выполнять инструкции учителя.

Отвечать на вопросы, обращаться с вопросами.

Обращаться к учителю за необходимым материалом, за разрешением начать работу.

Сообщать о своем желании выполнить работу и о выполненной работе.

Выполнять коллективную работу по устной и письменной инструкции.

Называть изготавливаемые изделия.

Определять и называть размеры изделий.

Литература

Зыкова Т.С., Руленкова Л.И. «Дидактический материал по предметно-практическому обучению» - М: «Просвещение», 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс по программе"Начальная школа XXI век"

Рабочая программа составлена на основе примерной (авторской) программы«Начальная школа XXIвек», Л.А. Ефросининой ««Литературное чтение. 1 класс»,  М.: Вентана-Граф, 2008...

рабочая программа по предмету изобразительное искусство 3 класс программа "Школа Росии"

Примерная рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Изобразительное искусст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс по программе ПНШ по ФГОС

Рабочая программа по русскому языку  для 3 класса по программе перспективной начальной школы создана  на основе программы перспективной начальной школы . Программа соответствует требов...

Рабочая программа по предмету "Музыка" 1-4 классы по программе Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина

Календарно-тематическое планирование по  "Музыке" 1-4 классы по программе Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 4 класс. Программа Л.Занкова, учебник В.Лазаревой.

Программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса разработана в  соответствии с требованиями   Государственного  образовательного  стандарта  начального обще...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...