Главные вкладки

    Арт-терапия в работе педагога-психолога
    классный час (1,2,3,4 класс) на тему

    Морозова Наталия Викторовна

    Песок, - обладает уникальным свойством: он замедляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок», помогает рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. Как только дети видят песок, у них сразу же возникает   естественное желание – погрузить в него руки, ощутить прохладу, пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук. Приятные  ощущения охватывают  детей:  солнце, река, лето и ожидание Чуда.

    Игры с песком - одна из форм естественной активности ребенка, но традиционно песок используется для игр в короткий летний период. Чтобы песочная терапия решала важные задачи развития круглый год,  необходимо изготовить комнатную, или как ее правильно называют, психологическую песочницу (требования к изготовлению песочницы есть в приложении, фото).

    Песочная терапия используется многими современными образовательными технологиями:

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Арт-терапия в работе педагога-психолога»

    (выступление из опыта работы на районном конкурсе

    «Эстафета педагогического мастерства»)

    Подготовил

    Педагог-психолог

    МОУ Прогимназия

    Морозова Н.В.

    Маркс

    2012

    Педагогическая работа похожа на работу садовода. «Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные. Их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые –хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом» (Владимир Солоухин). И именно от нашей заботы, любви, внимания, терпения, безусловного принятия каждого ребенка, во многом зависит красота его души.

    Дошкольное образование в России  на современном этапе ориентировано не только на обеспечение познавательного развития ребёнка,  но и на  становление базовых свойств его личности: самооценки, эмоциональной  сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

     Поэтому смысл моей работы педагога-психолога я вижу  в оказании поддержки в развитие личности ребенка, развитии его индивидуальных  способностей, самовыражения и самопознания.

    Открыть скрытые необъятные горизонты способностей, возможностей, ресурсов, творчества, креативности мне  помогают  арт-терапевтические техники, используемые в работе с детьми. Арт-терапия - это метод  оказания психологической поддержки посредством художественного творчества. Арт-терапия - один из самых «мягких» и в то же время глубоких методов в арсенале моей работы.

    Один из методов арт-терапии – это песочная арт-терапия. История песочной терапии берет начало в 1929 г. , когда английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми. Она  придавала большое значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами.

    Она заметила, что дети добавляют в песок воду и помещают затем туда миниатюрные игрушки. Так родилась «техника построения мира».

    Этот метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и перспективное будущее.

    На современном этапе данный метод приобрел особую актуальность, и педагогическую целесообразность, которая  заключается в том, что арт-терапия:

    -позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти силы для  ее решения;

    -мягко и безболезненно помогает решать такие проблемы, которые невозможно решить через прямые указания, повторения, внушения и  тому подобное;

    -позволяет каждому человеку реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой;

    -ориентирована на  эмоциональное благополучие  каждого ребенка,  развитие  уверенности в себе, создание чувства защищённости;

    -решает широкий спектр межличностных и внутриличностных проблем, а также вопросов, касающихся как психологического, так и физического здоровья;

    -является эмоционально – развивающей;

    -использует художественное творчество как способ психологической работы  и психологической поддержки  детей.

     Этот метод  является поистине уникальным, продуктивным и незаменимым способом психологической работы с детьми.

    Арт – терапию часто называют исцеляющим творчеством, потому что оно приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний.

    Цель использования арт-терапии:

    - формирование психологического здоровья детей;

    - психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста;

    - привлечение детей к активной продуктивной деятельности, способствующей  развитию всех психических процессов.

    Основные задачи:

    - способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;

    - обучать ребенка положительному восприятию себя и   других людей;

    - развивать у ребенка социальную и коммуникативную компетентность;

    - учить ребенка выражать свою любовь;

    - вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;

    - корректировать нежелательные черты характера и поведения;

    - обучать ребенка рефлексивным умениям;

    - формировать у ребенка потребность в саморазвитии.

    Методы арт-терапии.

    1. Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализуется  при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной использовании дети  получают возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивном – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.            
    2. Цветотерапия – метод психологической коррекции  и поддержки при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния каждого в ходе занятий цветотерапией.  

                                                

    1. Игротерапия — Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Становятся забытыми важные нрав ственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Появляются черствые, бедные душой дети — а затем и взрослые.

    Негативные способы поведения дети переносят в игру. А ведь вся жизнь — игра! Игра самоценна. Она, вызывает по ложительные эмоции, дарит радость, создает «зону защиты» для ребенка. «Я в домике», — часто произносят дети, испы тывающие страх или усталость. Игра — самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстро ить отношения.

     Игра  для ребенка — естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте. «Очевидно, что игрушки для детей — слова, а игра — речь.

    Детям бывает очень непросто поделиться со взрослым, да и друг с другом, своими переживаниями и чувствами. Но все свои чувства, весь свой опыт они легко, непринужденно и естественно могут про жить в игре, выбрав определенный игровой материал, действуя с ним определенным образом,  разыгрывая и тем самым вновь и вновь про живая определенные ситуации. Все это дает возможность чуткому и мудрому взрослому постичь «ландшафт детской души». Игра предо ставляет уникальную возможность ребенку реорганизовывать, преоб ражать свой опыт, свой личный мир.

                            

    1. Сказкотерапия. Волшебный сказочный мир, наполненный чудесами и тайнами, будоражит воображение детей и взрослых. Это проживание и осмысление какой-либо жизненно важной ситуации,  в заданной  игровой форме. Это процесс сотворчества, содействия,  сопереживания,  в котором ребенок и взрослый вместе идут по дороге откровений, открытий и побед. Войти в этот мир, принять его всем сердцем, ощутить себя в нем творцом и создателем – значит внести реальные изменения и в реальную физическую жизнь.(Приложение:«Я – король своих чувств»)

    1. Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; развивающая  работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в развивающих  и коррекционных целях. Щадящая методика такой  практики позволяет успешно использовать изотерапию в работе и с маленькими детьми.

    -Я использую в своей работе  «волшебные краски», которые создаются при рассказывании сказки и в них вкладывается особый смысл. Состав красок имеет символическое значение. Мир, который мы творим, не может быть только черно-белым. В дальнейшем то, что со-творяют дети служит темами для сочинения историй.  (Приложение. Волшебные краски»)

                     

    1. - Еще один прием в творчестве – это «Создание вселенной» из пластилина.  Дети учатся создавать «мир», лепить его, быть творцами, через осознание, что все в этом мире связано друг с другом. Дарить друг другу «символические» подарки и принимать их с благодарностью.

                                    

    1. Песочная терапия— подробнее хочется рассказать о работе в психологической песочнице. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка».  Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. Работа  в песочнице  ориентирована на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости.

    Чем полезны игры с песком? Что происходит, когда наши пальцы касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу.  Игры с песком развивают мелкую моторику, улучшается память, воображение, координация.

          Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир, ощутить чувство свободы, безопасности и самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песок пропускает воду и по утверждению парапсихологов он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Кроме того, сам материал – песок, - обладает уникальным свойством: он замедляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок», помогает рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. Как только дети видят песок, у них сразу же возникает   естественное желание – погрузить в него руки, ощутить прохладу, пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук. Приятные  ощущения охватывают  детей:  солнце, река, лето и ожидание Чуда.

    Игры с песком - одна из форм естественной активности ребенка, но традиционно песок используется для игр в короткий летний период. Чтобы песочная терапия решала важные задачи развития круглый год,  необходимо изготовить комнатную, или как ее правильно называют, психологическую песочницу (требования к изготовлению песочницы есть в приложении, фото).

    Песочная терапия используется многими современными образовательными технологиями:

    1. Технология исследовательской деятельности: экспериментирование с песком, поиск спрятанных предметов, наблюдение и  опытническая работа с песком.
    2. Технология Монессори: работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, ситечками).
    3. Игровая  технология:  игра «Синоптики»,   «Зоопарк», «Страна дружбы», «Животные пустыни», «Поиск воды», «Загадочное место» и др.), пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т.д.
    4. Технологии проблемного обучения: (игра «данетки»: животные в зоопарке  - это хорошо или плохо? Мокрый песок – это полезно или вредно?)

    5.Технология развивающего обучения: (как вы думаете почему в пустыне ничего не растет? Как можно попасть на другой берег реки? Моря?…какие свойства мокрого песка? . . . )В соответствии с «зоной ближайшего  развития» ребенка в задачи входит развитие и формирование у детей следующих навыков:

    1. самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации.
    2. анализа,    сравнение,    обобщение, классификации, рассуждения по аналогии.
    3. ориентации в окружающем мире.
    4. развитие    различных    видов    памяти    (механической,    тактильной, словесно-логической и т.д.).
    5. развитие   логического мышления.
    6. формирование   и   развитие      всех   видов   восприятия:   восприятие предметов, пространства, времени, цвета.
    7. развитие связной речи, обогащение словаря, слуха.
    8. развитие коммуникативных навыков
    1. Здоровьесберегающие технологии: Юнг утверждал, что процесс “игры в песок” высвобождает заблокированную энергию и “активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике”.
    2. Технология личностно-ориентированного обучения: в центре внимания педагога-уникальная целостная личность ребенка, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

    Одной из форм работы с песком является рисование картин.  Горсть песка превращается в романтический пейзаж, диковинного зверя или звездное небо. Рисование песком рекомендовано всем возрастам как медитативная, расслабляющая техника, а также способ заземления  негативных эмоций.

    В методике рисования песком наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок под действием педагога «рука в руке» производит движения руки или кисти. Здесь не нужны четкие линии изображения предмета, что упрощает  изображение  и передачи формы предмета.

    Для общей активизации и развития сенсорно-моторной сферы детей я использую следующие упражнения:

    1. свободные движения  по песку сверху вниз, слева направо,
    2. правильно брать песок, открывать и закрывать ладошку, просто сыпать песок через кулачок;

                                                           

    1. «Трудная дорога». Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).

                                                       

    1. «Опасный поворот». Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак).
    2. «Молния». Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию, т.е. молнию
    3. «Чудовище на острове». Надо обойти чудовище и не коснуться его – оно может проснуться (поставить или закопать в песок игрушку).
    4. «Следы на песке». Сухой и мокрый песок, оставляем следы, делаем выводы.

                                                             

    1.  «Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце.
    2. «Грустное дерево». Нарисовать ствол, опустившиеся ветки, которые или засохли, или потеряли свою листву.
    3. «Легкий ветерок».  Потихоньку дуем через трубочки для сока. Наблюдаем за песчинками.

                                                 

    Задания и упражнения на развитие эмоциональной сферы:

    1. рисунки на свободные темы, на заданную тему «добро и зло», «страх» и  др., позволяющие изучать проблемы и переживания детей;

    2. рисование портретов (друга, себя, родителей и т.д.) – позволяющие изучать систему отношений детей и положительно влиять на ее изменения;

    3. моделирование бытовых сцен, позволяющих изучать отношения в семье;

                                        

    4. работа группой, в парах, направленная на развитие коммуникативных возможностей;

                                    

    5. создание композиций «шторм», «взрыв» с последующим обсуждением, помогающие при разрешении конфликтных ситуаций для профилактики конфликтного поведения;

    Песочная терапия играет важную роль в коррекционной работе с детьми, имеющими   синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у дошкольников, следствием которого является нарушение социальной адаптации. Игры с песком помогают снимать у таких детей негативную самооценку, неврозы,  помогают выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми,  развивают у них внимание, память,  мелкую моторику.  Именно песок помогает найти, то пространство,  где ребенок может выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу. А ведь именно не выраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе.  

    Через работу с символическим материалом (песком, красками, пластелином), т.е. через арт-техники развиваются ассоциативно-образное мышление, а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. Арттерапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности детям в своих силах. Чем лучше ребенок, а в последствии взрослый человек,  умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью.

            Встречи с детьми, совместная работа с воспитателями постепенно приносят свои плоды и дают ожидаемые результаты:

    1. развитие коммуникативных навыков;
    2. развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
    3. снижение эмоциональной тревожности;
    4. повышение самооценки;
    5. развитие самосознания;
    6. осознание внутренних ресурсов
    7. улучшение детско-родительских отношений;
    8. закрепление положительных поведенческих реакций
    9. позитивные изменения в психологическом состоянии детей,  и образе Я.

    Процесс познания ребенком окружающего мира и собственных возможностей в нем подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений.

    А проводник на этой дороге чуткий и понимающий  взрослый.

    Литература:

    1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.- СПб.: Издательство «Речь», 2005.

    2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии.- СПб.: Издательство «Речь», 2003

    3. Штейнхард Ленор. Юнгианская песочная психотерапия.- СПб.: Питер, 2001

    4. Информация из интернета.  


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Арт-терапия в работе с дошкольниками » (выступление из опыта работы на районном конкурсе «Эстафета педагогического мастерства») Подготовил педагог-психолог МОУ Прогимназия Морозова Н.В.

    Слайд 2

    Арт-терапия - это метод оказания психологической поддержки посредством художественного творчества Арт – терапию часто называют исцеляющим творчеством, потому что оно приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний.

    Слайд 3

    А ктуальность , новизна, педагогическая целесообразность. позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти силы для ее решения; - мягко и безболезненно помогает решать такие проблемы, которые невозможно решить через прямые указания, повторения, внушения и тому подобное; - позволяет каждому человеку реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой; - ориентирована на эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие уверенности в себе, создание чувства защищённости; - решает широкий спектр межличностных и внутриличностных проблем, а также вопросов, касающихся как психологического, так и физического здоровья; - является эмоционально – развивающей; - использует художественное творчество как способ психологической работы и психологической поддержки детей.

    Слайд 4

    Цель использования арт-терапии: формирование психологического здоровья детей; психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста; привлечение детей к активной продуктивной деятельности, способствующей развитию всех психических процессов.

    Слайд 5

    Основные задачи: способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений; обучать ребенка положительному восприятию себя и других людей; развивать у ребенка социальную и коммуникативную компетентность; учить ребенка выражать свою любовь; вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать нежелательные черты характера и поведения; обучать ребенка рефлексивным умениям; формировать у ребенка потребность в саморазвитии.

    Слайд 6

    Методы арт-терапии. Музыкотерапия - специально подобранная музыка помогает достичь необходимый психотерапевтический эффект. Цветотерапия - для формирования гармоничного состояния Игротерапия - самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстро­ить отношения. Сказкотерапия - проживание и осмысление какой-либо жизненно важной ситуации, в заданной игровой форме Изотерапия - благотворное воздействие рисования в развивающих и коррекционных целях

    Слайд 8

    Песочная терапия. «Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка » Ушинский К.Д. развивает мелкую моторику, улучшается память, воображение, координация. д ает уникальную возможность исследовать свой внутренний мир, ощутить чувство свободы, безопасности и самовыражения. поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние(негативные эмоции уходят сквозь песок). помогает рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу.

    Слайд 9

    Песочная терапия позволяет использовать современные образовательные технологии 1. Технологию исследовательской деятельности: 2. Технологию Монтессори . 3. Игровую технологию. 4. Здоровьесберегающую . 5. личностно-ориентированную технологию 6. Технологию проблемного обучения – 7. Технология развивающего обучения

    Слайд 10

    Р азвитие сенсорно-моторной сферы свободные движения по песку сверху вниз, слева направо, правильно брать песок, открывать и закрывать ладошку , просто сыпать песок через кулачок «Трудная дорога». Нужно провести пальцем по песку волнистую линию «Следы на песке». Сухой и мокрый песок, оставляем следы , делаем выводы.

    Слайд 11

    - « Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце . - « Грустное дерево». Нарисовать ствол, опустившиеся ветки, которые или засохли, или потеряли свою листву. - « Легкий ветерок». Потихоньку дуем через трубочки для сока. Наблюдаем за песчинкам.

    Слайд 12

    - моделирование бытовых сцен, позволяющих изучать отношения в семье; - работа группой, в парах, направленная на развитие коммуникативных возможностей ; Развитие эмоциональной сферы:

    Слайд 13

    Процесс познания маленьким человеком окружающего мира и собственных возможностей в нем подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А проводник на этой дороге чуткий и понимающий взрослый.



    Предварительный просмотр:

    Волшебные краски.

    - «Волшебство – это творчество». Именно творчество позволит нам объединить наши пути.А  вы знаете, что такое «творчество»?

    - (ответы детей) Да, мы с вами будем постепенно познавать смысл творчества и узнавать, что это такое. Но пока остановимся на том, что творчество – это наша волшебная способность создавать что-то новое, чего еще не было; красивое, удобное, приятное. Чтобы объединить наши пути, давайте создадим сказочную страну. Но нам для этого потребуются волшебные краски. Слышали о таких? Нет? Тогда позвольте вам рассказать одну историю.

    Ведущий подводит участников группы к месту, где лежат полиэтилен, краски, мука, соль, подсолнечное масло, клей, пластиковые ведерки; берет в руки одно из ведерок и рассказывает:

    - Знаете ли вы, дорогие друзья, что в сказочном мире это называют «волшебным горшочком для красок»? Так вот, жила, давным-давно на свете одна добрая волшебница. Уж не буду рассказывать о всех ее чудесных делах и подвигах, скажу только, что она очень хотела, чтобы люди стали добрее и научились доброму волшебству. Но люди мечтали повелевать другими, часто, забывая о доброте, ссорились и воевали друг с другом. Конечно, это очень печалило волшебницу. Долгими вечерами, глядя на огонь в камине, она размышляла о людях, и о том, как помочь им лучше понимать друг друга. И вот однажды она решила понять причину непонимания и ссор людей, и посмотреть на мир глазами одного самого неуживчивого и вздорного короля.

    - Она прочла заклинание, и… очутилась на месте ворчливого короля. Что тут началось! Ей казалось, что она сидит в самом неудобном тронном кресле, на ней одета самая неприятная в мире одежда, а вокруг нее бродят самые несимпатичные в мире люди! Ну как тут можно быть добрым! Но самое главное – весь мир вдруг потерял краски и стал черно-белым!

    - Несколько минут на месте вздорного короля привели волшебницу в самое скверное расположение духа. Даже яркие языки пламени в камине показались ей какими-то скучными и блеклыми.

    - «Да, - начала размышлять волшебница, придя в себя, - если видеть все черно-белым и противным, как можно сохранить в своем сердце Любовь и Доброту?! Ч то же делать?!» И вдруг волшебницу осенило: «А добавлю-ка я в жизнь этого вздорного короля красок!»

    - Дни и ночи трудилась волшебница над рецептом волшебных красок, способных менять картину мира и делать сердца людей добрее. Она понимала, что у красок должна быть прочная основа из того, что является для человека самым необходимым. Она пустила по свету своих помощников, которые задавали людям один вопрос: «Что вам нужно, чтобы стать счастливее?»

    - По-разному отвечали люди на этот вопрос. Одни говорили, что хотят всегда быть сытыми и здоровыми; другие – что желают познать сокровенные тайны жизни; третьи мечтали, чтобы у них в жизни все шло «как по маслу»; для четвертых было важно научиться быть гибкими и текучими, как вода, чтобы с легкостью «утекать» из любых жизненных невзгод; а пятые желали «склеить» разбитые отношения…

    - «Пожалуй, я смогу им помочь, - размышляла волшебница. – В основу для красок я положу муку, чтобы люди были всегда сыты и здоровы; потом я добавлю соли, чтобы люди могли узнавать тайны жизни; затем я капну масла, чтобы дела людей шли удачно; замешу волшебное тесто и буду постепенно разбавлять его водой, тщательно перемешивая, перетирая комочки между пальцев, чтобы не было в жизни людей обид и ссор. А когда мое волшебное тесто станет достаточно жидким, таким из которого я бы смогла испечь чудесные оладьи, вот тогда-то я и добавлю туда особого клея! Чтобы склеивались разбитые отношения, чтобы склеивались дела и добрые начинания».

    - Волшебница изготовила чудесное тесто, разлила его по горшочкам, и стала добавлять в каждый горшочек краску. Стоит ли говорить, сколько помощников было у нее! Небо прислало ей голубой цвет, лес – зеленый, огонь – красный. Солнышко позолотило один из горшочков, а радуга – сразу семь! Вскоре на столе у волшебницы стояли волшебные краски.

    - Что же было дальше, спросите вы. А дальше, волшебница и ее помощники стали обходить жителей этой страны и учить их смешивать  волшебные краски и рисовать ими. И даже вздорный король научился этому. Правда, сначала он ворчал, не доверяя волшебнице, но потом процесс создания красок его захватил. А когда он стал рисовать ими, его вздорность растворилась – ведь он стал видеть мир в цвете. Трон сразу стал удобным, королевская одежда приятной, а придворные показались ему милыми и интересными людьми.

    - С тех пор и существует секрет волшебных красок. А те, кто  приготовят их вместе, смогут создать настоящую волшебную страну.

    Создаем краски.

    Вот такая история, дорогие друзья! И сегодня мы с вами сможем создать эти волшебные краски и сотворить волшебную страну.

    Для этого прошу вас взять в руки по волшебному горшочку. И пока вы держите его у руках, я расскажу вам как готовить основу для красок. Итак, сначала вы наполовину (или чуть меньше) заполняете свой горшочек мукой, и начинаете помешивать ее пальцами, помня, что мука была положена для сытости и здоровья. Затем, вы добавляете горсть соли и перемешиваете ее с мукой, помня о том, что соль помогает познавать тайны. Далее, вы капаете в горшочек чуть-чуть подсолнечного масла, «умасливаете» тесто. Но помните, что чрезмерное «умасливание» приводит к совершенно противоположному эффекту! Поэтому добавляйте не более половины чайной ложки масла. Далее, капнете в горшочек немного воды и замесите тесто. Перетирая комочки между пальцев, потихоньку разбавляйте тесто водой. А когда оно станет достаточно жидким, как тесто на оладьи, или сметана, тогда добавьте в него примерно 2-3 столовые ложки клея ПВА, и хорошо перемешайте. Если тесто сильно загустеет, его можно чуточку разбавить водой.

    1. Когда волшебное тесто будет готово, вам предстоит договориться между собой о том, кто какой цвет будет создавать в своем горшочке. Создавать страну мы будем общими красками. Итак, в путь!

    В процессе приготовления красок ведущий оказывает участникам помощь. Если при распределении цветов возникают трудности, можно подчеркнуть важность сотрудничества и взаимопонимания между начинающими волшебниками.  

    Когда краски будут готовы, ведущий помогает участникам разложить большой картон и показывает как рисовать волшебными красками. Краску можно выливать из горшочка прямо на картон, создавая разнообразные движения, можно капать «цвет на цвет», можно поднимать края картона, давая краскам растекаться. Но не стоит размазывать краску по картону – в этом случае она потеряет свою «объемность».

    Ведущий, наблюдая за процессом рисования, может неоднократно повторять, что создается сказочная страна, поэтому она должна быть красивой, интересной, необычной.

    После того как страна будет создана, ведущий просит участников навести порядок. Затем все усаживаются в круг.

    Рефлексия.

    Ведущий начинает обсуждение. Ниже приводятся примерные вопросы для обсуждения.

    1. Дорогие друзья, каково быть волшебником, создавать новый мир, новую страну?
    2. Что было легко, а что трудно?
    3. Как опыт приготовления волшебных красок и совместного создания сказочной страны будет полезен нам в реальной жизни?

    Итог.

    После обсуждения ведущий подводит итог.

    1. Итак, дорогие друзья, сегодня мы с вами познали первый урок волшебства, который гласит: «Волшебство – это творчество». Мы узнали историю появления волшебных красок, назначение каждого ингредиента. И, самое главное, смогли приготовить их сами, и создать новую сказочную страну. Давайте заберем с собой из нашего путешествия ощущение доброго волшебника, способного творить.

                             



    Предварительный просмотр:

    «Сотворение мира»

    (материал - цветной пластилин)

      Участники и ведущий рассаживаются в кругу.

    Для того, чтобы попасть в  сказочную страну, необходимо сосредоточиться. А что такое сосредоточенность? ( это здесь и сейчас, настроиться на что-то определенное, быть в одной точке и т.д.). А кто обладает качеством сосредоточенности? ( хирург, кузнец, бухгалтер, ювелир.).  Сосредоточиться может любой, это – Мастер, мастер который может создать новую форму. Приложите руки к груди. Известно, что у нас у людей живет  творческая, созидательная, уникальная сила, которая позволяет, быть сосредоточенным.  

    Теперь  давайте закроем глазки, подумаем о чем-то хорошем, сделаем глубокий вдох и медленный выдох, прислушаемся к своему дыханию и послушаем сказку. (нейтральная спокойная музыка).

     Расширение

    А знаете ли  вы, дорогие друзья, откуда появились первые волшебники? В далекие наидревнейшие времена, когда еще не было волшебников, жили  Боги. Именно они, согласно древним легендам, создали мир из Хаоса.  Сегодня волшебный мир дает нам возможность отправиться в те далекие времена, узнать историю создания мира, первого человека и понять источники волшебной силы.  Знаете  ли вы, как был сотворен мир? Множество легенд  и мифов  повествуют об этом. И вот один из них.

    Сначала не было ничего: ни земли, ни неба, ни песка, ни холодных волн. Была лишь огромная черная бездна. Царство Хаоса. К северу от нее  лежало царство туманов, к югу - царство огня. Тихо, светло и жарко  было в царстве огня, так жарко, что никто кроме детей этой страны,  огненных великанов, не мог там жить. В царстве туманов, напротив  господствовали вечный холод и мрак

    Шло время, мир менялся, огромные силы царства хаоса должны были  быть обузданными. Эту задачу выполнили Боги. Они брали из хаоса, царств огня и туманов вещество и создавали землю, воду, огонь и  воздух. Из искр, вылетавших из царства огня, боги сделали звезды и  украсили ими небесный свод. Часть звезд они укрепили неподвижно, другие же, для того чтобы узнавать время, разместили так, чтобы они  двигались по кругу, обходя его за один год.  мир, боги надумали его населить. Однажды на берегу моря они  нашли ясень и ольху. Боги срубили их и сделали из ясеня мужчину, а из  ольхи - женщину. Затем один из богов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий - кровь и румяные щеки. Так появились первые люди.  Эти люди решили обживать Землю.

    И начали строить свой мир, свой дом,  то место  где ему хорошо, уютно и комфортно. И  мы с вами сейчас окажемся  все здесь, в одном месте, в творческой  лаборатории.  Кто готов – можете открыть глаза.

    Закрепление.    Итак, мы - вошли.

    Ведущий просит участников игры сесть в круг. Перед детьми на столах  пластилин, дощечки и салфетки. Каждый из нас имеет  внутри себя Творца, Волшебника, - говорит ведущий.

    Но у каждого из нас он проявляется по-своему. Каждый день мы создаем внутри себя и  вокруг себя  новый мир, часто даже не замечая этого. Мудрецы говорят, что  волшебник несет в себе частицу Творца, создавшего мир. И сегодня нам  предстоит создать свой собственный мир.

    Возьмите, пожалуйста, пластилин, который поможет вам создать землю. Подержите его в своих руках. И, разминая его и придавая ему форму, создайте землю. Создавая землю, - комментирует ведущий, пока участники игры заняты созданием земли, - боги думали о том, какой плодородной она будет. Они знали, что земля даст будущему человеку ощущения уверенности, прочности, научит его создавать предметы  материального мира, строить дома, обустраивать свой быт. Они знали,  что земля научит человека трудиться и получать от этого  удовольствие. Они знали, что земля даст человеку богатство и научит  им правильно распоряжаться... Итак, боги создали землю. Они любовались своим творением, показывали его другим богам, и боги восхищались искусством  каждого.

     Но затем боги подумали, надо чем-то удобрить землю, и пусть этим станет вода. Они отложили созданную  ими землю. Взяли другой кусочек вещества (пластилина) и начали создавать воду. Создавая воду, - комментирует ведущий, пока участники заняты созданием воды, - боги думали о том, какой  живительной и  чистой она будет. Они знали, что вода напитает землю, и та даст  богатый урожай.  Они знали, что вода будет дарить человеку  очищение; она напитает его внутренний мир разнообразными  переживаниями, и разовьет его чувствительность... Итак, боги создали воду.  Они любовались своим творением, показывали его другим богам, и  боги восхищались  искусству каждого. Затем боги соединили землю  и воду в чудесную композицию... и показали ее  другим богам. Затем боги отложили землю и воду для того  чтобы посвятить себя   созданию огня. Они взяли по кусочку соответствующего  вещества (пластилина} и начали создавать огонь... Создавая огонь, боги думали о том, как он подарит человеку тепло,  поможет приготовить пищу. Они знали, что огонь сможет  поселиться в душе каждого человека, и помогать ему  жить и творить. Они знали, что огонь укрепит дух человека и напитает его высокими устремлениями... Итак, боги создали огонь. Они любовались своим творением, и показывали его другим богам. Огонь нисколько не обжигал божественные руки. Они соединили землю, воду и огонь. Казалось бы, мир создан... Но нет,  для жизни необходим еще один элемент - воздух.

    Боги  отложили свои композиции, и взяли по кусочку вещества (пластилина),  необходимого для создания воздуха. Создавая воздух,  боги думали о том, что он будет связывать все  элементы. Они знали, что он подарит человеку легкость  дыхания, поможет ощущать ароматы этого мира. Они знали, что воздух сможет переносить мысли людей, а значит, поможет им  учиться и узнавать новое... Итак, боги создали воздух. 

    Они любовались своим творением, показывали его другими богам. А  потом они соединили воедино землю, воду, огонь и воздух.  Так были созданы эти миры, и боги любовались ими и показывали друг  другу. Они поражались и восхищались тем, насколько  разными были сотворенные ими миры.

    После небольшого спонтанного обмена впечатлениями, можно переходить ко второму сюжету. Итак, боги полюбовались созданными мирами. Теперь пришло время   населить их. И задумали боги создать человека. Им хотелось, чтобы человек нес в себе весь мир, который они сотворили.   Поэтому они решили создать человека из того вещества, из которого создали мир. Боги не привязывались к результатам своего труда. Они хотели, чтобы  созданный ими мир был внутри человека. Поэтому они  взяли тот мир, который только что создали, в свои руки. Согрели его  своим божественным теплом, и...скатали в шар. В руках богов оказался разноцветный шар, в котором теперь  перемешались и земля, и вода, и огонь и воздух. «Из этого теперь можно создать человека!», - решили боги. Они разделили шар на две части: одну чуть больше, другую чуть меньше.  И скатали два шара. Но этого было недостаточно для  создания человека. Тогда они взяли больший  шар и опять разделили его на две части: одну побольше, другую поменьше. Теперь у них было уже три шара, но и этого было недостаточно. «Жизнь размножается делением», - подумали боги и   разделили  тот шар, который  побольше, еще на две неравные части, и скатали из   них шары. Теперь у богов было уже четыре шара.  «Но этого мало», - решили боги и разделили больший шар еще на две  части, превратив их в шары. Теперь у них было уже пять  шаров. Но богам так понравилось заниматься делением, что они  разделили  больший шар еще на две части. Теперь перед ними лежали шесть шаров. «Надо знать меру», - подумали боги, и напоследок отщипнули от большего  шара  маленький кусочек, скатав шары... Перед богами лежали семь шаров разной величины. «Это хорошее  число», - решили боги, и слепили из шаров  человек. Самый   большой шар стал туловищем, самый маленький –  шеей, остальные шары стали руками, ногами и головой. Человек, слепленный из шаров, развеселил богов. «Он должен быть подобен нам» - решили Боги. И стали вытягивать  части  тела человека, прочно соединяя их друг с другом. Так  появился первый человек...

        «Главное, он должен стоять на своих ногах», - решили боги и долепили своих человечков так, чтобы они прочно  стояли на   своих ногах.  Потом боги поставили своих человечков в круг и долго рассматривали  их. После небольшого спонтанного обсуждения и обмена впечатлениями, можно переходить к третьему сюжету.

    Дорогие друзья, - продолжает ведущий, - в каждом этом человечке – весь мир, который вы также создали своими руками. Но все эти  человечки - новорожденные. А новорожденным боги обычно дарят  подарки. Подарки богов не  просты, в каждом из них скрыт особый смысл. Главный подарок – подарок от бога творца. Поэтому подумайте, что вам хотелось бы подарить своему человечку, какими качествами его наделить, что  пожелать. Потом возьмите кусочек  пластилина и вылепите символ вашего подарка, а затем подарите его вашему человечку.

    Когда каждый подарит своему человечку подарок, ведущий продолжает:

    Пожалуйста, внимательно рассмотрите человечков, найдите среди них  того, или тех, кому вам хочется сделать подарок. Изготовьте  из пластилина  символ этого подарка. И когда все будут готовы, мы снова  соберемся вокруг наших человечков. (Обычно время, необходимое на изготовление подарка, занимает 5-7 минут. В это время ведущий может также изготовить 2-3  подарка, на тот случай, если кто-то из человечков случайно останется без  подарка).

    Пришло время дарить подарки, - говорит ведущий. - мы будет дарить  подарки со словами: «Я хочу подарить этому человечку (вы называете свой подарок) счастье, здоровье,  силу, храбрость. Принимая подарок – поблагодарите. Итак, давайте подарим наши подарки! Если кто-либо из человечков остался без подарка, ведущий дарит ему подарок сам. Например: «факел мудрости», или «посох силы», или «птицу удачи» и пр.

    Подведение итогов.

    В обсуждении важно проговорить впечатления от творчества,   подарки, подаренные своим человечкам и другим, а также понимание  смысла даров. В заключении ведущий может предложить тем, кто  желает, превратить человечка вместе с подарками в шар. В  дальнейшем из этого же пластилина можно снова лепить человека, наделяя его новыми  качествами и возможностями.

    Постепенно, пластилин от долгого  вымешивания станет однородным, как бы символизируя гармоничность человека.

    Вы  сами смогли стать Богами и сотворить мир, превратив вещество, взятое из Хаоса, в землю, воду, огонь и воздух.

    Ритуал выхода

    Дорогие друзья, возьмите свой шар,  в котором находится целый мир, в  руки. Закройте глаза... сделайте глубокий вдох и медленный  выдох... Мы покидаем волшебный мир, унося с собой ощущение чудесного шара, в котором живет наш внутренний мир. Кто готов вернуться откройте  глаза,   но ощущения заберите с собой.

                                               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование ИКТ в работе педагога-психолога

    Представлен опыт использования компьютера и мультимедийного проектора для демонстрации компьютерных презентаций PowerPoint. Выделено пять направлений использования ИКТ в деятельности педагога-психолог...

    Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассников

    Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассников...

    Психолог в школе и работа педагога-психолога с родителями детей школьного возраста.

    1) Введение……………………………………….3 2) Какой психолог нужен школе…………&hell...

    Использование информационных технологий в работе педагога-психолога (из опыта работы)

    В данной работе представлен опыт по оптимизации деятельности педагога-психолога по основным направлениям деятельности посредством компьютерных технологий. Предложен вариант систематизации видов д...

    Песочная терапия и ее возможности в работе педагога-психолога ОУ.

    Особенности метода песочной терапии   Стандартный деревянный поднос для пескаВ песочной терапии используется деревянный поднос стандартного размера (50 х 70 х 8 см), песок, вода и коллекция ...