Использование МАК в работе педагога-психолога с педагогами, работающими с детьми с деструктивным поведением.
консультация

Держанович Елена Петровна

Статья. Метафорические ассоциативные карты в работе психолога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mak.docx25.82 КБ
Файл mak_derzhanovich_e.p.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Использование МАК в работе педагога-психолога с педагогами, работающими с детьми с деструктивным поведением

Автор: Е.П. Держанович

Использование МАК в работе педагога-психолога с педагогами позволяет решить множество психологических проблем возникающих в образовательном пространстве.

По своему внешнему виду они очень напоминающих игральные карты. На них могут быть изображены люди, события, природа, абстрактные образы и т.п. Как правило, они объединены одним единым замыслом.

При использовании МАК необходимо помнить и соблюдать правило:

ХОЗЯИН КАРТЫ – ХОЗЯИН ИСТОРИИ, автор рассказа об этой картинке, так как в одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные образы и в ответ на этот стимул (визуальный образ) каждый вынесет свое внутреннее содержание актуальных переживаний.

Метафорические ассоциативные карты позволяют быстро и наглядно получить необходимый объем информации для качественной работы с клиентом, диагностировать его проблему, прояснить и осознать актуальные переживания и потребности.

Карты запускают внутренние процессы поиска своего уникального пути выхода из кризиса.

Достоинства МАК

  1. Позволяют обойти внутреннее сопротивление  и напряжение
  2. Создают атмосферу безопасности и доверия.
  3. Позволяют быстро и наглядно получить необходимый объем информации для качественной работы с клиентом.
  4. Позволяют моделировать процессы прошлого и будущего, работать с линией времени.
  5. Позволяют клиенту проговорить и осознать свои чувства и переживания, что само по себе имеет терапевтический эффект (вербализация проблемы).

7. Создают безопасный для клиента поиска и моделирования решения.

8. Запускают процессы поиска своего уникального пути выхода из кризиса.

Метафорические ассоциативные карты (МАК) – особый инструмент арт-терапии, работа с которым основывается на принципах и постулатах проективных методик.

Общие стратегии работы. Можно выделить следующие стратегии работы с МАК

  • Произвольный, открытый выбор карточек – клиент сам выбирает изображения. Это более безопасный и менее тревожный вариант работы для клиента.
  • Закрытый выбор, выбор вслепую – клиент выбирает карточку наугад, не видя изображения. Такой вариант с одной стороны сложнее и требует более глубокой работы, а с другой – привносит элемент игры, судьбоносности.

• «Хозяин карты – хозяин рассказа». Кто вытащил карту, тот ее и интерпретирует. Остальные не вмешиваются в его рассказ со своими ассоциациями, не навязывают свою точку зрения и, не оспаривают слова хозяина карты.

 • «Истина в глазах смотрящего». Нам совершенно не важно, что на самом деле изображено на карте. Важно только то, что в данный момент видит человек, держащий карту.

Традиционная схема психологического консультирования при помощи МАК

 «В чем проблема?» Просим клиента в открытую выбрать 1–3 карты, которые описывали бы проблемную ситуацию, как он ее видит, и прокомментировать свой выбор.

 «Чего вы хотите добиться?» Просим выбрать 1–3 карты, чтобы показать желаемый исход проблемной ситуации, а затем выложить «мостик» из нескольких карт от группы карт, изображающих проблему, к картам, изображающим желаемый исход. «Мостик» можно выстраивать, подбирая карты, как в открытую, так и вслепую. Желательно интерпретировать каждую карту, составляющую «мостик», однако иногда можно обойтись и без интерпретации, бывает достаточно решения проблемы на символическом уровне.

 «Что еще можно сделать по этому поводу?» Просим клиента вслепую вытянуть 3–5 карт, которые символизируют дополнительные возможности на пути решения его проблемы. Возможно, это что-то, что раньше никогда не приходило ему в голову, или что-то, на что он прежде не обращал внимания. Дайте клиенту достаточно времени для осмысления вытащенных карт.

 «Будете ли вы делать это?» Просим вслепую вытащить две карты. Они будут символизировать сложности или сомнения, которые могут возникнуть у клиента на пути решения его проблемы. После осмысления этих карт просим вытащить еще две карты – они покажут ресурсы, которые помогут справиться с препятствиями. Для закрепления положительной установки и усиления мотивации, «присоединения к будущему», просим вытащить еще одну карту, она передаст то настроение, то выражение лица, которое будет у клиента после благополучного разрешения его трудной ситуации.

Первая карта: ситуация сейчас, то к чему вы пришли.

Вторая карта: задаёт образ результата, к чему нужно стремиться.

Третья карта: результирующее событие.  То, к чему  приведёт дорога.

А) предупреждение

Б) зачем вам на самом деле дано то, что дано, ради чего надо на самом деле потрудиться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование МАК в работе психолога с педагогами , работающими с детьми с деструктивным поведением Педагог-психолог: МАОУ Заозёрная СОШ16 Держанович Елена Петровна

Слайд 2

Цель: решение психологических проблем возникающих в образовательном пространстве у педагога в работе с детьми нарушающих безопасность образовательной среды.

Слайд 3

Достоинства МАК - экологично и безопасно - раскрытие скрытого потенциала психики - актуализация проблемы - поиск новых путей решения - стимулирование продуктивной деятельности педагога

Слайд 4

Общие стратегии в работе с МАК Произвольный, открытый выбор карточек. Закрытый выбор, выбор вслепую.

Слайд 5

Схема психологического консультирования - « В чем проблема ?» (описание проблемной ситуации) - « Чего вы хотите добиться ?» ( исход проблемной ситуации) - « Что еще можно сделать по этому поводу ?» (дополнительные возможности) - « Будете ли вы делать это ?» ( сложности или сомнения)

Слайд 6

Первая карта: ситуация сейчас, то к чему вы пришли. Вторая карта : задаёт образ результата, к чему нужно стремиться. Третья карта: результирующее событие. То, к чему приведёт дорога.

Слайд 10

Карта №4 . Испытание собственной силы Вопросы для размышления. 1. Что-то мешает вашему движению вперед? Вас это ограничивает, печалит, раздражает? Радуетесь ли возможности преодолеть трудности? 2. Что вы говорите себе, когда сталкиваетесь с препятствиями и испытаниями, каким образом поддерживаете в себе присутствие духа? 3. Как вы справлялись с трудностями прежде? Есть ли у вас свои «рецепты» на эти случаи жизни?

Слайд 11

Карта № 18. Новая важная работа. Прогностический смысл и рекомендации. Обстоятельства могут потребовать от вас исполнения новой и трудной работы. Вам может показаться, что ситуация давит на вас, ставит в зависимое положение. Вы можете тревожиться из-за того, что работа покажется вам малознакомой и трудновыполнимой. Несмотря на это, возьмитесь за нее! Ваша смелость будет вознаграждена. Благодаря этой работе вы научитесь чему-то важному, получите в награду нечто большее, чем вам обещают или вы сейчас ожидаете. Тот, кто дает вам эту работу, на самом деле ваш добрый помощник. Осознанно или неосознанно он приглашает вас перейти на новый уровень своего развития.

Слайд 12

Вопросы для размышления. 1. Свойственны ли вам смелость и решительность, когда вам предлагают новую деятельность? 2. Что помогает вам преодолевать в себе инерционность и лень, страхи и сомнения? 3. Какая работа для вас может быть названа творческой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Профессиональная компетентность педагога, работающего с детьми, имеющими устойчивые трудности в обучении"

В системе общего образования особой проблемой является постоянное увеличение числа школьников , не справляющихся со стандартнми требованиями учебной программы.Отсюда цель:находить в теории обучения и ...

Справочник для педагогов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения.

Справочник для педагогов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения....

К вопросу о специальной компетентности педагога, работающего с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Государственная политика последних лет в области образования акцентирует внимание на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство детей, находящихся в трудной жизненной с...

Рекомендации психолога педагогам, работающим с детьми ОВЗ

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. ...

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с РАС

Представленная презентация отражает материалы первого занятия из цикла школьного проекта" Здоровьесберегающие технологии в работе с педагоагми"...

доклад "Совершенствование педагогического профессионализма педагогов, работающих с детьми в условиях дифференцированного инклюзивного оразования"

Новые профессиональные компетенции педагогов связаны с его готовностью принимать и обучать всех детех вне зависимо от их  реальных  учебных возможностей и особенностей психического и физичес...

Рекомендации педагогам работающим с детьми ЗПР

Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми. Говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса, когда требуется остановить слишком расходившегося ребенка, предотвратить возникающую а...