Справочник для педагогов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения.
материал по логопедии по теме

Баранова Елена Михайловна

Справочник для педагогов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Названия статей

Стр.

Уважаемые педагоги…

3

Правильная речь.

4

Виды нарушений речи.

6

Дети с нарушениями речи.

7

ОНР Причины возникновения. Признаки ОНР.

9

Советы учителям.

12

Дислалия.  Причины возникновения.

13

Виды дислалий.

14

Алалия  Причины возникновения.

15

Советы учителям.

18

Дизартрия  Причины возникновения.

21

Советы учителям.

24

Заикание у детей.  Причины возникновения.

25

Виды заикания.

26

Советы учителям.

28

Дисграфия и дислексия.   

29

Виды дислексий.

30

Виды дисграфий.

30

Причины возникновения.

31

Советы учителям

33

Дисфония.

34

Советы учителям.

35

Понятийно-терминологический словарь

36

Список использованной литературы

47

        

 

Приятно  видеть у Вас в руках этот  справочник. Надеюсь, что данная информация будет для вас не только полезной, но и интересной, познавательной.

  В данном справочнике Вы сможете найти объяснения профессиональных понятий и терминов, используемых в работе учителем-логопедом.

Надеюсь, что он поможет Вам сориентироваться в море логопедической теории и поможет в Вашей практической работе с ребенком.

        

ПРАВИЛЬНАЯ  РЕЧЬ

Исторически сложилось так, что, начиная с древнейших времен,   в основные понятия правильной речи включали:

  • ясность;
  • отчетливость;
  • чистоту произношения;
  • богатство и точность используемых слов;
  • содержательность и последовательность, логичность, грамматическую правильность, лаконичность, краткость и простоту выражений;
  • эмоциональную выразительность;
  • умеренную громкость;
  • сдержанность, умеренность и уместность жестикуляции;

красивую манеру поведения в разговоре и выступлениях.

        

РЕЧЬ

Импрессивная                                                      Экспрессивная

(воспроизведение)                                                       (восприятие)

                           

                        Устная                                              Письменная

Фонетика       Лексико-                   Мелодико-            Темпо-

                       грамматический      интонационная     ритмическая

                       строй                        сторона                 сторона

ВИДЫ   НАРУШЕНИЙ   РЕЧИ

Исходя из данных представлений о речи вытекают и понятия о ее нарушениях:

  • Недостатки звукопроизношения;
  • Недостатки слово- и фразообразования;
  • Мелодико-интонационные недостатки (нарушения силы, высоты, тембра голоса);
  • Темпо-ритмические недостатки (ускоренный или замедленный темп речи, запинки, заикания, спотыкания и т.д.);
  • Недостатки письменной речи (чтения и письма).

В связи с вышесказанным, в детской логопедии принято выделять следующие заключения о недостатках речи:

  • ФФН – фонетико-фонематическое недоразвитие речи, включающее в себя недостатки произношения разных групп звуков, недостатки звонкости и твердости согласных звуков;
  • ОНР – общее недоразвитие речи, включающее в себя нарушение всех сторон речи.
  • Дисграфия нарушение письма.
  • Дислексия – нарушение чтения.
  • Заикание – нарушение темпо-ритмической стороны речи.
  • Дислалия – нарушение звукопроизношения.
  • Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации

        

Дети с нарушениями речи

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

Однако в массовых детских учреждениях дети с нарушениями речи также нуждаются в специальной помощи. Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели со специальным образованием. Помимо коррекции речи с малышами занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте и математике.

Детям школьного возраста оказывают помощь на логопедических пунктах при средних общеобразовательных школах. На логопункты направляются дети с недостатками произношения, с нарушениями письма, обусловленными речевым недоразвитием, заикающиеся дети. Коррекционная работа ведется параллельно со школьными занятиями и большой мере способствует преодолению школьной неуспеваемости. Успех логопедических занятий в школе во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи.

При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.

Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.

Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи как правило исчезают и вторичные изменения психики.

Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия  и различного типа дизартрии. К тяжелым нарушениям речи относятся также некоторые формы заикания, если этот дефект лишает ребенка возможности обучаться в массовой школе. Обычно сюда относят заикание в сочетании с общим недоразвитием речи.

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ

  РЕЧИ

(ОНР)

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Причины возникновения  ОНР

Причин возникновения ОНВ великое множество. Это сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных воздействий во внутриутробном периоде развития, во время родов, а также в первые годы жизни ребенка.

Структура речевой недостаточности и процессы компенсации во многом определяются тем, когда произошло поражение.

   ПРИЗНАКИ  ОНР

Современный ребенок к % годам должен овладеть всей системой родного языка : говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки; легко произносить все звуки; воспроизводить многосложные слова. Его словарный запас должен составлять от четырех до пяти тысяч слов.

При общем недоразвитии речи у ребенка нарушены все компоненты речи: от  полной неспособности соединять слова в фразы до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства.

Различают три уровня речевого недоразвития.

ОНР I уровня.

Связная речь у такого ребенка отсутствует. В ней имеются отдельные многозначные аналоги слов, часто звукоподражательного плана, например:

  • собака, коза, корова, баран – «ава»;
  • машина, корабль, ракета, велосипед – «ту-ту»;
  • упасть, сесть, лечь, спуститься – «па»;
  • есть, пить, откусывать, жевать – «ам» и т.д.

ОНР II уровня.

У детей отсутствует связная речь. Слова произносятся искаженно. Звукопроизношение нарушено. Речь напоминает речь иностранца.

  • самолеты –«алёти»;
  • голова –«гава»;
  • огурец – «дулесь» и т.д

 ОНР III уровня.

Количество детей с ОНР 3 уровня постоянно растет. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с такими детьми. Это наиболее типичный уровень речевого недоразвития у  младших школьников.

Словарный запас у этих детей составляет 2,5-3 тысячи слов. В нем отсутствуют или наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий и их признаков.

Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:

  • глаголов, выражающих уточнение действия;
  • частей предметов;
  • приставочных глаголов;
  • антонимов;
  • относительных прилагательных.

В грамматическом строе речи распространены ошибки:

  • в употреблении предлогов согласовании частей речи;
  • построении предложений.

В фонетическом плане дети:

  • неверно произносят звуки; не различают на слух и в произношении  близкие по звучанию твердые - мягкие, звонкие - глухие, а также С-Ш, З-Ж, ТЬ-Ч, СЬ-Щ, Л-Р и т.п.;
  • искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов;
  • не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, звуковые и слоговые сочетания.

Развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.

Труднее всего даются таким детям самостоятельные рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. В воспроизведении текстов по образцу также заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Отсутствие у детей чувства рифмы т ритма мешает заучиванию ими стихов.

Наряду с указанными речевыми особенностями у детей с ОНР недостаточно сформированы процессы, тесно связанные с речевой деятельностью:

  • нарушены внимание и память;
  • нарушены мелкая (пальцевая) и артикуляционная моторика;
  • недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.

Еще труднее детям с ОНР сосредоточиваться и удерживать внимание на словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности.

Нарушение артикуляции звуков часто приводит к невнятности, смазанности речи. «Как каша во рту» - говорят про таких детей.

У большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения их неточны и несогласованы.

Дети неправильно держат ложку, карандаш, не могут зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы и т.д.

Словесно-логическое мышление таких детей тоже ниже возрастной нормы. Они испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Например, «Взошло солнце, тому (потому) что стало тепло», «Автобус едет быстрее велосипеда – он больше»).

Дети могут отнести к мебели настольную лампу и телевизор, т.к. они стоят в комнате, с трудом отгадывают загадки.

Советы учителям

Если вы заметили в своем классе ребенка с вышеперечисленными симптомами, срочно вызывайте на консультацию родителей, направляйте их к врачу-психоневрологу и логопеду. Эти специалисты совместно с родителями ребенка станут первыми вашими помощниками.

При изучении программного материала обратите внимание на вышеперечисленные особенности таких детей. Наметьте план коррекционной помощи ребенку и постепенно, ваши труды увенчаются успехом. А главное, вы должны понимать, что ребенок не выполняет ваши требования не в силу своего нежелания, лени, а из-за особенностей развития.

      Дислалия

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения: функциональную и механическую.

В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений, говорят о функциональной дислалии.

При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, неба) говорят о механической дислалии.

Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, а механические – в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата.

При функциональных дислалиях может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звуков.

Иногда встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

Причины возникновения

Функциональная дислалия.

  • Общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний;
  • Неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка (ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, недостатки воспитания, «сюсюканье» с ребенком).

                                                   Механическая дислалия.

  • Патологические изменения языка ( слишком большой или маленький, укороченная подъязычная связка);

  • Аномалии зубо-челюстной системы:

                     -  Нарушение строения челюсти;

                     -  Дефекты прикуса;

                     -  Отсутствие зубов или неправильное их расположение.

Во всех случаях механических дислалий необходима консультация ( а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта.

ВИДЫ ДИСЛАЛИЙ

Дислалия – нарушение звукопроизношения.

Дислалия акустико-фонематическая – дислалия, обусловленная избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи.

Дислалия артикуляторно-фонематическая – дислалия, обусловленная несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи.

Дислалия артикуляторно-фонетическая – дислалия, обусловленная неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

Дислалия механическая (органическая) – нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции).

Дисдадия мономорфная (простая) – дислалия, при которой дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки.

Дислалия полиморфная (сложная) – дислалия, при которой дефектно произносятся звуки разных артикуляционных групп.

Дислалия универсальная – расстройство звукопроизношения, при котором нарушается произношение всех или почти всех фонем данного языка.

Дислалия физиологическая – расстройство звукопроизношения, которое наблюдается у детей в возрасте до пяти лет и обусловлено недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированностью фонематического слуха.

Дислалия функциональная – нарушение звукопроизношения при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата и центральной нервной системы.

АЛАЛИЯ

        

        

АЛАЛИЯ - [ a- отрицание +  греч. lalia речь или lalio- говорю] -  отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все ее компоненты: фонематическая, лексическая, синтаксическая, морфологическая сторона, все виды речевой деятельности и все формы устной и письменной речи.

Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.

При овладении речью у таких детей выявляются определенные затруднения: накопление словарного запаса идет очень медленно, фразу они строят с трудом, неправильно, например: "Мальчик горка санках катается" (Мальчик катается на санках с горки). В словах встречаются перестановки, сокращения, многообразные замены одного звука другим. Иногда у таких детей бывает своя речь, которую окружающие не понимают, например: "Ляля киля гиля" (Девочка катается на лыжах).

Алалия - это не просто временная функциональная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении происходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Отдельные проявления алалии внешне оказываются сходными с нормальным развитием ребенка на более раннем этапе. Однако, при нормальном развитии речи один этап развития сменяется другим более плавно и быстро, чем при алалии.

В дошкольном возрасте при алалии отмечаются выраженные трудности в формировании звуковых образов слов: владея достаточным пассивным словарем, дети испытывают стойкие затруднения в назывании слов. Они могут правильно произносить большинство звуков или даже все звуки изолированно и в слогах, но они не могут реализовать эти возможности при произнесении слов.

Поэтому характерным признаком алалии является несформированность слоговой структуры слов,      трудность использования даже хорошо знакомых слов. Имея довольно большой пассивный словарь, дети затрудняются в назывании предметов, картинок и даже в повторении за взрослым отдельных слов, особенно сложной слоговой структуры. Искажения слоговой структуры слов в основном идут за счет ее упрощения - опускания звуков и слогов, перестановок, замен.  Характерны нестойкость и разнообразие этих замен.

При алалии нарушается процесс вспоминания нужного слова по его звуковым, семантическим, ритмическим и морфологическим признакам. При этом наиболее трудными оказываются слова, выражающие обобщенные и абстрактные понятия и не несущие за собой конкретного зрительного представления. Эти трудности обусловливают частые паузы, остановки в речи и широкое использование детьми в общении мимики и жестов.

Для большей наглядности, можно привести такой пример: в вашем письменном столе лежит много разнообразных нужных вещей. У каждой вещи есть свое место. При необходимости, Вы очень легко можете найти нужную вещь. Но если все эти вещи выбросить на пол и перемешать, то поиск нужной вещи заметно усложнится - Вы точно знаете что нужная Вам вещь лежит в этой куче, но чтобы ее найти нужно потратить немало времени и сил. Так и дети с моторной алалией - они понимают то, что им говорят, но найти нужное слово в “куче” всех известных им  трудно.

Условно алалию делят на сенсорную и моторную.

Моторная алалия (экспрессивная)  - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи. Причина - поражение коркового конца речедвигательного анализатора (центр Брока) и его проводящих путей. Проще говоря: ”я все понимаю, но сказать не могу”.

Для детей с моторной алалией характерна крайне низкая речевая активность. При этом чем выше интеллект ребенка и чем он критичнее относится к своей речи, тем более у него выражены вторичные компенсаторные формы общения с окружающими, с помощью мимики и жестов. Иногда подобная форма общения формируется у ребенка как реакция негативизма на предъявление ему непосильных требований, например когда родители или логопед начинают поправлять ребенка, не понимают его искаженных по структуре слов или когда начинают «ставить» ему звуки.

Более всего при моторной алалии страдает фразовая речь и без специального обучения элементам грамматического строя речи дети  им не овладевают. Особенности речи у ребенка с моторной алалией зависят от тяжести дефекта. Речь такого ребенка понятна для окружающих, но имеет место выраженный дефицит языковых средств; затруднения в актуализации слов; разнообразные виды аграмматизмов; пропуски предикатов, предлогов, местоимений, нарушения порядка слов в предложениях, неправильное употребление падежных окончаний существительных, замена косвенной формы существительных и прилагательных нулевой формой.

Чаще всего дети с алалией допускают ошибки в употреблении творительного и предложного падежей, смешивают окончания падежей, затрудняются в склонении существительных с предлогами. Характерной особенностью является также непостоянство допускаемых замен падежных окончаний.

Приведенные факты подтверждают гипотезу о несформированности при моторной алалии динамического речевого стереотипа. Поэтому, несмотря на то, что у детей со временем формируется определенный набор языковых единиц (фонем, морфем, слов, синтаксических структур), они с трудом овладевают правилами их использования и на всех этапах развития речи испытывают специфические трудности в автоматизации речевого процесса. Причем эти трудности с возрастом могут возрастать, по мере того как речевая деятельность требует все большей автоматизации речевого процесса. Поэтому, даже усвоив синтаксические структуры простых предложений, дети испытывают стойкие затруднения в овладении навыками связной речи.

Несформированность связной речи при моторной алалии связана с нарушениями операций программирования, отбора и синтеза речевого материала, с несформированностью внутренней речи. За этими отклонениями в развитии лежит нарушение аналитико-синтетической деятельности мозга.

Для детей с моторной алалией, кроме специфического речевого дефекта, характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения. У них наблюдается физическая недостаточность, соматическая ослабленность. Выявляется общая моторная неловкость, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность.

При алалии снижается объем памяти. Особенно страдает вербальная память – произвольная, опосредованная, включающая память на слова, фразы, целостные тексты. При зрительном подкреплении дети запоминают материал легче, т.к. речезрительная память у них более развита.

Сенсорная алалия (импрессивная)  - это недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов. У ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи. Причина - поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центр Вернике) и его проводящих путей. Проще говоря: ребенок напоминает иностранца - он часто не понимает, чего от него хотят, хотя сам говорит правильно , много и охотно.

Детей с сенсорной алалией часто путают с глухими детьми. Громкие, резкие звуки они не воспринимают; хотя тихий, ласковый голос слышат хорошо. Речь под музыку ими не воспринимается. Плохо понимают эти дети и эмоционально окрашенную речь. Они не понимают тонкой дифференциации эмоций, поэтому эмоции пугают ребенка. Обыкновенный ребенок может воспринимать фразу до 8 слов, сенсорный алалик может понять только немногословную речь (из 3-4 слов, что приблизительно равно 9 слогам). Из длинной фразы сенсорный алалик ничего не поймет. Следовательно, с ребенком, страдающим сенсорной алалией нужно разговаривать тихим голосом, спокойно, короткими фразами.

. Для детей с алалией школьного возраста требуется особая организация обучения, которая осуществляется в условиях школ для детей с тяжелыми речевыми нарушениями. В специальной школе обеспечивается воспитание и обучение детей, хотя глубокое отставание в развитии речи ограничивает их устное общение и создает серьезное препятствие в овладении основами наук.

На логопедических занятиях восполняются пробелы в речевом развитии детей, проводится работа по совершенствованию коммуникативной и обобщающей функций их речи. Работа строится индивидуализированно в зависимости от речевых и личностных особенностей ребенка. Наиболее благоприятным возрастом для начала работы являются 3-4 года, когда у ребенка появляется стремление к знаниям, необходимые для работы активность, осознанность, заинтересованность, критичность.

  Причина возникновения

Причиной алалии чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни (до трех лет).  В большинстве случаев в анамнезе ребенка с алалией выделяется целый комплекс патологических факторов.

    Советы учителям.

В вашем классе Вы заметили странного ребенка. Он резко отличается от других детей своей речью и своим поведением. Как правило эти дети моторно неловки. При ответах они с трудом подбирают нужные слова, долго думают прежде чем ответить. Некоторые из них хорошо маскируют свой дефект под маской стеснения. Обращает на себя особенность детей повторять за педагогом вопрос, точнее отдельные его слова или даже обрывки (окончания) слов. При попытке учителя дать образец ответа, он слышит эхолаличное повторение слов учителя. Такие дети часто не могут проговорить слова сложной слоговой структуры, переставляют  или пропускают в них слоги: учительница – «чучительница», барабан – «бабаран»… Часто при объяснении нового материала, при объяснении задания, которое нужно выполнить, эти дети преданно смотрят в глаза учителю. Создается впечатление, что они очень внимательны и «ловят» каждое слово. Тем непонятнее становится реакция детей, когда их в этот момент спрашивают, просят повторить задание, данное учителем. Часто дети не в состоянии этого сделать и начинают беспомощно озираться по сторонам в поисках помощи у других детей.

При заучивании стихов обращает на себя внимание постоянная перестановка слов. Для таких детей звучит одинаково верно:

«Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу…»

И

«Мишку уронили на пол.

Ему оторвали лапу.»

Смысл сохранился, а рифмы нет. Но ребенок этого не замечает и искренне недоумевает – чего вам еще надо?! «Я ведь все выучил и рассказал».

Если вы видите такого ребенка – знайте, у него последствия тяжелого речевого заболевания – алалии.

В классе такие дети требуют особого внимания. Нужно просить их повторить задание, при необходимости еще раз медленно проговорить, объясняя, что нужно делать.

При изучении нового материала с незнакомой терминологией нужно заставить ребенка произнести незнакомое слово не менее 50 раз в различных ситуациях, тогда он его запомнит.

Бесполезно спрашивать ребенка повторить сложный речевой материал без специальной подготовки.

Стихи такие дети учат, как правило, очень долго. Если при заучивании встречаются перестановки слов, нужно мягко указать на недопустимость этого и попросить еще поучить стихотворение.

При написании изложений и сочинений детям с моторной алалией нужна постоянная помощь и поддержка со стороны педагога. Она может заключаться в том, что во время творческой работы учитель даст ребенку дополнительный речевой материал (развернутый план или список основных слов, которые необходимо использовать в тексте или список слов по данной теме. Не думайте, что это сильно облегчит работу ребенка. Даже с такой помощью он будет испытывать значительные трудности в подборе слов и  употреблении их в нужной грамматической форме.

При устных ответах необходимо добиваться полного развернутого ответа. Особое внимание уделяя при этом использованию в речи предлогов, наречий, а так же прилагательных и существительных с четким проговариванием падежных окончаний.

        

ДИЗАРТРИЯ.

             Что такое дизартрия?

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации (обеспечения органов и тканей нервами и, следовательно, связью с центральной нервной системой) речевого аппарата. Различают дизартрию  бульбарную, корковую, мозжечковую, подкорковую, псевдобульбарную, экстрапирамидальную.

Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что наряду с нарушением звукопроизношения проявляются другие речевые расстройства (задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, моторная алалия, заикание). Кроме того, страдает темп, ритм, выразительность речи, отмечается недоразвитие фонематического слуха, а также общей моторики.

Дизартрия относится к тяжелым речевым нарушениям. У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

За последние три года количество пациентов, страдающих дизартрией разной степени тяжести, на приеме у логопеда составляет 90%. Условно можно выделить четыре степени тяжести речевых нарушений при дизартрии:

1. нарушение звукопроизношения, выявляемое логопедом в процессе обследования;

2. нарушения заметны каждому, но речь понятна окружающим;

3. речь понятна только близким и частично окружающим;

4. отсутствие речи - анартия.

Помимо речевого недоразвития у детей с дизартрией отмечаются специфические отклонения восприятия, внимания, памяти и мышления. У этих детей могут наблюдаться неврологическая и психопатопатическая симптоматика – повышенное внутричерепное давление, нарушение умственной работоспособности, повышенная истощаемость и возбудимость, двигательная расторможенность, частые головные боли и головокружения. При воздействии неблагоприятных факторов (погодные условия, долгое ожидание, душное помещение и т.д.) у таких детей могут наблюдаться аффективные состояния.  

Особенности нарушения внимания у детей проявляются:

  • в чрезмерной активности и хаотичности движений;
  • в неусидчивости;
  • в легкой отвлекаемости на внешние стимулы;
  • нетерпеливость в играх со сверстниками;
  • в неумении дослушивать собеседника до конца;
  • в неподчинении инструкциям при отсутствии негативизма.  

Нарушения моторной сферы наблюдаются в виде:

  • изменения мышечного тонуса;
  • частичных парезов;
  • нарушения координации движений;
  • общей моторной неловкости, неуклюжести;
  • недифференцированных движениях пальцев рук;
  • отклонениях со стороны орального праксиса.

У детей с дизартрией отмечается специфика формирования бытовых навыков и навыков самообслуживания, которые формируются позднее, чем у сверстников (чистить зубы, держать ложку, опрятно кушать, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки и т.д.).

Это происходит из-за нарушений кинестетического анализа движений, из-за нарушений мелкой моторики, иногда из-за плохой ориентировки в схеме тела.

Отмечаются особенности продуктов ручной деятельности этих детей. В рисунках отсутствует ориентировка на листе бумаги, наблюдается несоблюдение пропорций, тремор линий, несоблюдение контуров при раскрашивании предметов. Работы носят неряшливый вид.  

    Причины возникновения

Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).

I  Причины преднатального  характера (до рождения ребенка).

 1) Интоксикации:

  • наркотические;
  • алкогольные;

- лекарственные…

2) Гипоксии плода (кислородное голодание):

  • малоподвижный образ жизни;
  • длительная работа за компьютером;

-   экологические причины.

3) Токсикозы.

4)  Физические и психические травмы матери во время беременности.

II  Причины натального характера (во время родов).

 

1) Родовая травма.

2) Асфикция ребенка (кислородное голодание).

3) Родовспоможение.

4) Длительные роды ( норма – 8-12 часов).

5) Кесарево сечение.

6) Смещение шейных позвонков (в следствие этого наступает кислородное голодание, что приводит к отмиранию клеток головного мозга).

7) Физические травмы.

III Причины постнатального характера. (после рождения ребенка).

1) ребенок плохо сосет, следовательно рано переходит на искусственное вскармливание.

2) соматическая ослабленность ребенка и частые заболевания в раннем возрасте:

  • заболевания желудочно-кишечного тракта (дисбактериоз, колит, энтероколит и т.д.)
  • аллергии (диатезы, экземы, нейродермиты, дерматиты…)

-   частые ОРЗ.

3) физические травмы.

Ни одна отдельно взятая причина не может привести к поражению нервной системы и речевым нарушениям. Однако, если в анамнезе ребенка есть отягчающие факторы в дородовой, родовой и послеродовой периоды, то последствия могут привести к поражению нервной системы ребенка и в частности к дизартрии.

Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом. Дети с тяжелой формой дизартрии получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

    Советы учителям

Ребенка, имеющего дизартрию часто видно сразу, без обследования. Его диагноз «написан на лице». Прежде всего это маловыразительная мимика, лицо амимично, наблюдается сглаженность носогубных складок, рот часто приоткрыт из-за пареза круговой мышцы. Возможна асимметрия лица, черепа, рта, глазных щелей.

Наблюдается дискоординация общей моторики, ручного и орального праксиса (способности к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов), в результате – смазанность произношения, трудности при рисовании, письме, при овладении культурно-гигиеническими навыками: долго едят, неопрятны, с трудом застегивают пуговицы, шнуруют обувь.

Их характеризуют быстрая утомляемость, истощаемость нервной системы, низкая работоспособность, нарушение внимания и памяти. Руки часто синюшные, холодные, влажные.      

Наблюдаются фонетические, просодические и дыхательные  нарушения речи. Ребенок часто говорит на вдохе. Поставленные звуки автоматизируются с трудом. Голос у ребенка глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый.

Таким образом, если у вас в классе есть такие дети – знайте, что у них тяжелое заболевание именуемое дизартрией. Эти дети не просто невнимательны, они не ленивы – это всего лишь болезненные проявления их недуга. Такому ребенку бесполезно говорить: «Будь внимательным. Пиши внимательно!» Он бы рад, да не может. Внимание ему надо помочь развить. Впрочем, как и другие функции.  Необходимо, не откладывая  начинать коррекцию недостатков речи и психических процессов. Работа это трудоемкая, длительная, но «капля и камень долбит».

    Заикание у детей

      Что такое заикание?

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

  • ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.);
  • употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
  • повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
  • вынужденные остановки в середине слова, фразы;

затруднения перед началом речи.

       Причины возникновения

Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными.

 Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен.

Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации - постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей.

 К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима).

 Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание.

Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.

Знание этих причин должно помочь родителям и педагогам вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

    Виды заикания:

Заикание артикуляционное – заикание, при котором речевые судороги возникают в мышцах артикуляционного аппарата; в артикуляционном аппарате различают судороги губные, язычные и мягкого неба.

Заикание волнообразное – заикание, которое то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает.

Заикание голосовое – заикание, при котором речевые судороги могут быть смыкательными (голосовые складки плотно или прерывисто смыкаются, удерживая выход гласного звука), размыкательными (голосовая щель остается открытой, и тогда наблюдается полное безмолвие или шепотная речь), вокальными (характерны для детского возраста: дети протягивают гласные в словах).

Заикание дыхательное – заикание, при котором речевые судороги возникают в мышцах дыхательного аппарата.

Заикание закрепившееся – заикание, с момента возникновения которого прошло больше двух месяцев.

Заикание индуцированное – заикание, возникшее в результате психической индукции, т.е. по подражанию; различают две формы такой психической индукции: пассивную, когда ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося, и активную, когда он копирует речь заикающегося.

Заикание инициальное – заикание, с момента возникновения которого прошло  не более двух месяцев.

Заикание инспираторное – дыхательное заикание, характеризующееся клоническими речевыми судорогами.

Заикание клоническое – заикание, характеризующееся клоническими речевыми судорогами(быстрой сменой сокращения и расслабления мышц)

Заикание неврозоподобное – заикание, по внешнему проявлению сходное с невротическим заиканием, но имеющее не психогенное происхождение; наблюдается при шизофрении, эпилепсии, разных видах олигофрении, чаще всего вызываются органическим поражением центральной нервной системы.

Заикание невротическое – заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов.

Заикание органическое – заикание, вызванное органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т.д.); может возникнуть в любом возрасте.

Заикание постоянное – заикание, которое , возникнув, проявляется относительно постоянно, независимо от формы речи, ситуации и т.д.

Заикание респираторное – дыхательное заикание, характеризующееся судорожным вдохом и выдохом.

Заикание рецидивирующее – заикание, которое, исчезнув, появляется вновь после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи.

Заикание смешанное – заикание, при котором имеют место речевые судороги, разные по форме (например, клоно-тонические) или по локализации (артикуляционно-дыхательные).

Заикание тоническое – заикание, характеризующееся тоническими речевыми судорогами (длительное сокращение мышц и вызванное им вынужденное напряженное положение, сохраняющееся продолжительное время.

Заикание функциональное – заикание, вызванное психической травмой или другими факторами, при котором отсутствуют органические поражения речевых механизмов центральной и периферической нервной системы; возникает обычно у детей в возрасте от 2 до  5 лет в период активного формирования фразовой речи.

Заикание экспираторное – дыхательное заикание, характеризующееся судорожным выдохом.

Советы учителям

Педагогам необходимо помнить следующее. В случае поступления заикающегося ребенка в школу нужно установить связь с родителями, выявить причины заикания и постараться их устранить, проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.

Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

Таких детей нельзя спрашивать первыми на уроках. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, учитель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.

Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

Дисграфия и дислексия.

Стойкое нарушение чтения мы, логопеды называем ДИСЛЕКСИЕЙ, письма – ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При ДИСГРАФИИ дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

Виды дислексий

Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дислексия аграмматическая -–дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи.

Дислексия вербальная – оптическая дислексия, которая проявляется в нарушениях при чтении слов.

Дислексия литеральная – оптическая дислексия, проявляющаяся в нарушениях при изолированном узнавании и различении буквы.

Дислексия мнестическая – дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.

Дислексия оптическая – дислексия, которая проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв, а также их взаимных заменах. К оптической дислексии относят и зеркальное чтение.

Дислексия семантическая – дислексия, проявляющаяся а нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.

Дислексия тактильная – дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

Дислексия фонематическая – дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа (у детей в ряде случаев могут быть недоразвиты функции фонематического восприятия, анализа и синтеза).

Виды дисграфий

Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Дисграфия аграмматическая – дисграфия, связанная с недоразвитием грамматического строя речи; может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Дисграфия акустическая – дисграфия, обусловленная расстройством дифференциации фонем и проявляющаяся в заменах букв, соответствующих близким звукам (при этом в устной речи звуки произносятся правильно).

Дисграфия артикуляторно-акустическая – дисграфия, в основе которой лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, опора на неправильное проговаривание.

Дисграфия вербальная – оптическая дисграфия, при которой изолированные буквы воспроизводятся правильно, а при написании слова имеют место искажения, замена букв оптического характера.

Дисграфия идеаторная – дисграфия, связанная с особенностями психофизиологического состояния человека (при преобладании возбуждения или торможения).

Дисграфия литеральная – оптическая дисграфия, при которой наблюдается нарушение воспроизведения изолированных букв.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза – дисграфия, в основе которой лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза; на письме проявляется в искажениях структуры слова и предложения.

Дисграфия оптическая – дисграфия, которая связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме; к оптической дисграфии относят и зеркальное письмо.

Дисграфия у взрослых – распад уже имеющегося навыка письменной речи как результат перенесенного мозгового заболевания, травмы, мозговых опухолей, локализованных в соответствующих областях мозговой коры.

Причины возникновения

Чтобы понять механизм развития дислексии, начну издалека. Известно, что мы обладаем по крайней мере тремя видами слуха.

Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля...

Вторая разновидность – музыкальный слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов.

Наконец, третий вид – речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.

Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

А учить надо, потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова. Сравните, к примеру, слова “дочка–точка”, “уголь–угол”, “палка–балка”, “чашка–Сашка”. Замена глухого звука звонким, твердого – мягким, шипящего – свистящим придает слову новое содержание.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Не случайно поэтому психоневрологи и логопеды при знакомстве со слабоуспевающим школьником внимательно изучают содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения и письма, о которых я рассказываю. Распознать подобные расстройства может, разумеется, только специалист. Какая область мозга “отвечает” за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует” предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).

Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя”, автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться” с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

Советы учителям

Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц...

Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Техника чтения – следующий этап упорной работы.

Психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

   ДИСФОНИЯ

Дисфония – расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным – хриплым, слабым, вибрирующим и т.п.; дисфония возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения.

Это расстройство речи встречается самостоятельно, но чаще всего оно является сопутствующим расстройством при дизартрии.

Встречаются дети  говорящие тихим голосом, неэмоционально. Бывает у ребенка хриплый или крикливый голос. Часто такой ребенок не может контролировать силу и высоту своего голоса, который меняется от сильно тихого до громкого с переходом на визг. Встречается затухающий голос (ребенок начинает говорить с нормальной громкостью, а к концу фразы его уже не слышно.).

Помимо основных дефектов голоса – утраты силы, звучности, искажений тембра, отмечаются голосовое утомление и целый ряд субъективных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами: помехи, комок в горле, постоянное першение с  потребностью откашляться, давлением и болью.

Нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями голосового аппарата, весьма распространены как у взрослых, так и у детей. Патология гортани у детей за последние годы возросла, что связано с расширением мероприятий по реаниматологии. В ее арсенале имеются приемы и операции, спасающие жизнь ребенку, но вызывающие иногда осложнения, которые влияют на голосообразование.

Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Для этого логопеды применяют различные методы.

Однако каждый педагог, работающий с детьми должен знать, что развитие голоса идет постепенно и форсирование результатов может нанести непоправимый вред.

От таких детей нельзя требовать громких ответов – это ведет к перенапряжению голосового аппарата, что может привести к функциональным и органическим нарушениям.  Основными профилактическими мерами при работе с детьми должно быть закаливание организма, обучение навыкам диафрагмального дыхания и мягкой голосоподачи, без принуждения говорить громко.

Чтобы постепенно развивать силу голоса нужно очень постепенно увеличивать расстояние между говорящим и слушающим его человеком, создавая необходимость быть услышанным.

 

                                                Советы учителям

Особенность детей с дисфонией в том, что чем громче говорит учитель, тем тише говорит ребенок. Или он начинает по подражанию резко повышать голос, доводя его до крика. На этих детей нельзя повышать голос. С ними лучше всего говорить тихим, но выразительным голосом.  При первой же возможности направляйте этого ребенка на консультацию к врачу-отоларингологу и логопеду.

ПОНЯТИЙНО –

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ

Давайте окунемся теперь в загадочный мир специальной терминологии:

Автоматизация – превращение сознательных действий в автоматические,  при многократном их повторении.

Агитография – беспорядочное письмо с пропусками и заменами букв, особый вид дисграфии.

Агитофазия – быстрая, беспорядочная, малопонятная речь, наблюдающаяся обычно в состоянии психического возбуждения.

Агнозия – нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга.

Аграмматизм – нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности. Наблюдается пропуск предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, падеже, неумение грамматически правильно строить предложения в своей активной устной или письменной речи.

Адаптация – процесс приспособления организмов к условиям существования.

Адекватный – равный, соответствующий чему-либо.

Акатаграфия – патология письменной речи, при которой нарушается правильное чередование слогов в слове или слов в предложении.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии чаще всего является повреждение областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания и травмы, перенесенные ребенком  в доречевой период жизни.

Алексия – полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.

Амбидекстр – человек, у которого одинаково хорошо развиты функции обеих рук.

Амимия – отсутствие мимики; наблюдается при различных заболеваниях центральной нервной системы, при поражениях лицевых нервов.

Анамнез – набор сведений об условиях жизни человека, о его развитии, получаемых или от самого обследуемого или от знающих его лиц. Анамнез используется для установления диагноза, прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий.

Анкилоглоссия – врожденное укорочение уздечки языка.

Анкилотия – врожденное заращение наружного слухового прохода.

Аномалия – отклонение от нормы; может быть врожденной или приобретенной.

Аномальные дети – дети, имеющие отклонения от нормального психического или физического развития и нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Основные группы аномальных детей:

  • умственно отсталые дети;
  • дети с задержкой психического развития;
  • дети с нарушениями речи;
  •  дети с нарушениями слуха (глухие, позднооглохшие, слабослышащие);
  • дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • дети с нарушениями поведения;
  • дети с нарушениями эмоционального развития;
  • дети с комплексными дефектами.

Анотия – врожденное отсутствие ушной раковины.

Антенатальный – дородовой; относящийся к периоду развития организма, предшествующий родам.

Антиципация – замена предшествующих звуков последующими.

Апатия – расстройство эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в безразличии человека  к себе и окружающим, в отсутствии желаний, стремлений, деятельности.

Апраксия графическая – утрата способности воспроизводить написание тех или иных букв, забывание их графического изображения. При графической апраксии списывание букв и слов с печатного текста вызывает большие трудности.

Апраксия кинестетическая – выражается в недостаточной точности отдельных произвольных движений.

Апраксия оральная – расстройство сложных движений губ и языка, приводящим к нарушению речи.

Апраксия пространственная – проявляется нарушением ориентировки в пространстве.

Артикуляционная гимнастика – система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.

Астения – состояние, характеризующееся повышенной чувствительностью, утомляемостью, частой сменой настроения, слезливостью, вегетативными нарушениями и расстройствами сна.

Атака звука – способ, которым пользуется говорящий, чтобы привести в действие голосовые складки, находящиеся в покое.

Атаксия – расстройство координации движений.

Аудиометрия – измерение остроты слуха.

Аутизм – погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности.

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.

Афазия амнестическая – афазия, проявляющаяся нарушением способности называть предметы при сохраненной возможности их охарактеризовать; необходимое слово легко вспоминается больным, если подсказать его первые слоги или звуки.

Афазия сенсорная – афазия, проявляющаяся утратой способности понимания речи.

Афония – отсутствие голоса при сохранности шепотной речи; непосредственная причина афонии – несмыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха. Афония возникает в результате органических или функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности.

Аффект патологический – кратковременное психическое расстройство, возникающее в ответ на интенсивную, внезапную психическую травму и выражающееся концентрацией сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следует общая расслабленность, безразличие и часто глубокий сон.

Аффективные нарушения – расстройства эмоционально-волевой сферы, которые могут проявляться как в форме повышенной возбудимости (раздражительность, гневливость), так и в виде снижения возбудимости (апатия, равнодушие, безразличие). Аффективные нарушения могут возникнуть в связи с функциональными и органическими заболеваниями центральной нервной системы, у детей нередко возникают вследствие неправильного воспитания.

Аффективный – эмоциональный.

Баттаризм  - патологически ускоренный темп речи, при котором имеет место неправильное формирование фразы, слова произносятся нечетко, не договариваются.

Брадилалия – патологически замедленный темп речи.

Брадилексия – патологическая замедленность темпа чтения.

Бульбарный паралич – синдром поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов или их двигательных ядер, расположенных в продолговатом мозге, с параличом мышц языка, губ, мягкого неба, глотки, голосовых складок и надгортанника.

Вербальная параграфия – расстройство письма в форме замены нужных слов другими.

Вербальная парафазия – расстройство речи, проявляющееся заменой слов другими, обычно близкими по звуковой характеристике.

Вербальный метод – метод пассивного восприятия знаний путем слушания или чтения.

Вербальный слух – способность распознавать на слух слова.

Вербомания – патологическое многословие.

Гемимимия – отсутствие мимических движений на одной половине лица (например при поражении лицевого нерва).

Гемипарез – парез (неполный паралич)  мышц одной половины тела.

Гимнастика речи активная – система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.

Гимнастика речи пассивная – форма речевой гимнастики, при которой ребенок производит движение только при помощи механического воздействия на речевые органы  (нажим руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя); после нескольких повторений делается попытка произвести то же движение без механической помощи, т.е. пассивное движение постепенно переводится в активное.

Гиперкинез – автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц.

Гипермимия – усиление мимических движений.

Гипермнезия – усиление памяти; обычно имеет врожденный характер и заключается в особенности запоминать информацию в большем, чем в норме, объеме и на более длительный срок.

Гиперсаливация – увеличенное выделение слюны.

Гипокинезия – снижение двигательной активности.

Гипомимия – бедность мимики.

Глоссоплегия – паралич мышц языка.

Глоссоспазм – судорога языка.

Гнозис - познавание предметов, явлений, их смысла и символического значения.

Голоса сила – умение давать голос тихо, средне, громко. Сила голоса зависит от амплитуды колебаний истинных голосовых связок, что обусловлено силой выдоха, и от величины резонирующих полостей (легкие, гортань, глотка, ротовая и носовая полости).

Голоса тембр – окраска, качество звука. Придает голосу тот индивидуальный тембр, который позволяет узнавать людей по голосу. На тембр голоса большое влияние оказывают движения мышц глотки мягкого неба, губ, щек, языка, а также движение надгортанника, самой гортани, деятельность дыхательных мышц.

Деструкция речи – процесс распада речи.

Дефект – недостаток какого-либо органа, выпадение какой-нибудь физиологической или психической функции.

Дефектный – испорченный, с изъяном, неполный.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации (обеспечения органов и тканей нервами и, следовательно, связью с центральной нервной системой) речевого аппарата. Различают дизартрию  бульбарную, корковую, мозжечковую, подкорковую, псевдобульбарную, экстрапирамидальную.

Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Дискинезия – расстройство координированных двигательных актов.

Дислалия – нарушение звукопроизношения.

Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дисмимия – расстройство мимических движений.

Дисплазия – неправильное развитие органов или тканей.

Диссимиляция – замена в слове одного из двух одинаковых или сходных звуков другим (например, «пролубь» вместо «прорубь»).

Дисфония – расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным – хриплым, слабым, вибрирующим и т.п.; дисфония возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения.

Дисфория – расстройство настроения с преобладанием тоскливо-злобного, угрюмо-недовольного, сочетающееся с раздражительностью, агрессивностью, нередко страхами.

Диттология – случайное удвоение слога или слова.

Дифференциальный – отличительный, различный.

Дифференциация звуков – этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или месту и способу образования.

Диффузный – расплывчатый, рассеянный, распространенный.

Задержка психического развития – временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций.

Заикание – Нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Зеркальное письмо – письмо справа налево с зеркальным изображением написанного текста; зеркальное написание букв.

Импрессивная речь – восприятие, понимание речи.

Импрессия – впечатление.

Инверсия – перестановка слов, нарушающая их обычный порядок в предложении, меняющая только оттенки смысла и применяемая в стилистических целях.

Иннервация – обеспечение органов и тканей нервами и, следовательно, связью с центральной нервной системой.

Каллиграфия – умение писать четким, красивым почерком, которое достигается специальным обучением.

Кефалгематома – кровоизлияние под надкостницу какой-либо кости черепа у новорожденных, представляющее собой ограниченное опухолевидное образование мягкоэластической конституции, часто возникающее  при акушерских пособиях – наложение щипцов и применение вакуум-экстрактора.

Коммуникативная функция речи – функция общения, заключающаяся в передаче некоторого «интеллектуального», «логического» содержания.

Коммуникативный – относящийся к собственно сообщению как передаче интеллектуального содержания, в отличие от эмоционального содержания, т. е. от выражения чувств, составляющих содержание некоммуникативных высказываний.

Компенсаторный процесс – совокупность реакций организма на повреждение, выражающихся в возмещении нарушенной функции организма за счет деятельности неповрежденных систем, отдельных органов или их составных частей.

Контаминация – ошибочное воспроизведение слова, представляющее собой смешение элементов двух или более слов (напр., звукосочетание «белток» образовано соединением слов «белок» и «желток»).

Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Коррекция произношения – исправление недостатков произношения, включая все его составные части: дыхание, голос, звуки, словесное и фразовое ударение, членение речи паузами, темп и соблюдение орфоэпических норм.

Коррекция – исправление каких-либо недостатков.

Логомания – патологическая болтливость.

Логоневроз –невроз, проявляющийся в форме расстройства речи (например, заикание невротическое).

Логопат – человек с дефектной речью.

Логопед – коррекционный педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.

Логоррея – безудержный словесный поток, часто представляющий пустой набор отдельных слов,        лишенных логической связи; иногда сочетается с сенсорной афазией.

Логофобия – навязчивый страх: боязнь речи.

Локализация – место развития болезненных процессов.

Макроглоссия – патологическое увеличение языка; наблюдается как аномалия развития или при наличии в языке хронического патологического процесса; при макроглоссии наблюдаются значительные нарушения произношения.

Мегалография – изменение почерка в виде резкого увеличения размеров букв; наблюдается при поражении мозжечка.

Метонимия – замена слова или высказывания сходным, но не вполне адекватным, наблюдаемая при некоторых расстройствах речи.

Микроглоссия – аномалия развития: малые размеры языка.

Микрография – нарушение письма, при котором величина букв значительно уменьшена, особенно к концу строки.

Микрофония – слабость голоса; возникает при нарушении тонуса мышц голосового аппарата.

Модуляция голоса – изменение высоты голоса.

Монопарез – парез одной конечности.

Моноплегия – паралич одной конечности.

Мория – патологически повышенное настроение с беспечностью, дурашливостью, склонностью к неуместным каламбурам, шуткам, проказам.

Мутации – возникающие естественно или вызываемые искусственно изменения наследственных свойств организма в результате перестроек и нарушений в генетическом материале организма – хромосомах и генах – основа наследственной изменчивости в живой природе.

Мутизм – отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата; наблюдается при психических заболеваниях, у застенчивых детей и т.д.

Назализация – приобретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.

Нарушение чтения и письма – резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях; проявляется чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Ортогения – прикус, при котором верхние и нижние передние зубы находятся в одной фронтальной плоскости.

Ортогнатия – прикус, характеризующийся таким смыканием зубов, при котором верхние передние и боковые зубы перекрывают одноименные нижние.

Параграмматизм – нарушение устной или письменной речи в форме неправильного применения правил грамматики.

Параграфия – расстройство письма в форме неправильного написания отдельных слов или букв, замены одних букв другими.

Паракинез -  форма гиперкинеза, характеризующаяся ненужными в данное время, часто стереотипными двигательными актами, жестами, внешне напоминающими сознательные волевые движения. 

Паралексия – расстройство чтения в форме искажения прочитываемых слов и букв; признак сенсорной афазии при поражении теменной доли полушарий головного мозга.

Парафазия – нарушение речи, при котором неправильно употребляются отдельные звуки или слова.

Парафазия вербальная – парафазия, характеризующаяся заменой необходимых слов другими, не имеющими  отношения к смыслу высказывания.

Парафазия зеркальная – вид парафазии, при котором начало и конец слова произносится правильно, а середина слова – справа  налево.

Парафазия литеральная – парафазия, характеризующаяся пропусками, ошибочной заменой или перестановкой некоторых звуков или слогов в словах (например, молоко –«моколо», стол – «скол»).

Парез – уменьшение силы или амплитуды произвольных движений, обусловленное нарушением иннервации соответствующих мышц; неполный паралич.

Персеверация – циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению, какого-либо действия, мысли или переживания.

Поведение неадекватное – поведения, не соответствующее окружающей обстановке и принятым нормам.

Полилалия – нарушение речи, при котором слоги многократно повторяются; причиной являются заболевания околокоркового серого вещества.

Полтерн – патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера.

Постнатальный – возникающий или происходящий непосредственно после рождения.

Праксис – способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.

Прогения – выступание нижней челюсти вперед (по сравнению с верхней) вследствие ее чрезмерного развития.

Прогнатия – выступание верхней челюсти вперед (по сравнению с нижней) вследствие ее чрезмерного развития.

Просодический – относящийся к явлениям высоты, длительности, силы и т.д.

Псевдофонастения – прерывание голоса от волнения, например, при ответе на уроке.

Психомоторная расторможенность – психомоторное расстройство, при котором наблюдается избыточная двигательная и речевая активность.

Психомоторные расстройства – общее название нарушений произвольных движений, мимики и пантомимики.

Птоз – опущение верхнего века.

Резидуальный – остаточный, сохранившийся после перенесенного заболевания.

Резонер – человек, склонный к пространным рассуждениям нравоучительного характера.

Релаксация – расслабление или резкое снижение тонуса скелетной мускулатуры вплоть до полного обездвиживания; состояние покоя, расслабленности, возникающее у человека вследствие снятия психического напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Ригидность – состояние, при котором снижена приспособляемость психических процессов к меняющимся требованиям среды.

Ринолалия – вид органической дислалии; расстройство звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости; такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого неба, либо расстройств функции мягкого неба; различают открытую, закрытую и смешанную ринолалию.

Ринофония – носовой (гнусавый) оттенок голоса, возникающий из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо механических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого неба, либо расстройств функции мягкого неба.

Саливация – слюноотделение, секреторная деятельность слюнных желез.

Синкинезия – дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным; например, при ходьбе движения ног и туловища  дополняются движениями рук.

Ситуативная речь – речь, понятная только в данной ситуации.

Скандированная речь – речь с акцентуацией отдельных слогов, напоминающая чтение стихов; наблюдается при некоторых нервно-психических расстройствах.

Сопряженная речь – совместное одновременное повторение двумя или более лицами произнесенных кем-либо слов или фраз. Используется как образец речи при работе с заикающимися.

Тремор - ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д., при поражении нервной системы.

Турбулентный – бурный, беспорядочный.

Уздечка языка короткая – врожденный дефект, заключающийся в укорочении уздечки языка (подъязычной связки); при этом дефекте движения языка могут быть затруднены.

Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие и различение фонем данного языка.

Хейлофагия – навязчивое действие в форме постоянного прикусывания губ.

Экспрессия – выразительность.

Эмболофразия – включение в речь лишних (по смыслу) звуков, слогов и слов; обычно наблюдается при заикании и афазии.

Эхолалия – непроизвольное повторение слышимых звуков, слов и фраз.

Эхомимия – непроизвольное повторение больным мимических движений окружающих его лиц.

Эхопраксия – непроизвольное повторение движений и действий др.людей.

  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников: кн. для логопеда .- Екатеринбург:  АРД ЛТД, 1998, - 320 с.
  2. Волкова Л.С. Логопедия - М.: Просвещение,1989.- 528 с.
  3. Материалы сайта: Logoped.ru
  4. Поваляева М.А. Справочник логопеда.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.-448 с.
  5. Понятийно-терминологический словарь логопеда/Под ред. В.И.Селиверстова. – М.:ВЛАДОС, 1997.- 400 с.
  6. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.-М.: ВЛАДОС,  1994.- 303-325 с.
  7. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит.- СПб.: Детство-пресс, 1999.-112 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие речевого дыхания при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"

В данном докладе вы узнаете о том, как  поэтапно сформировать у глухих детей правильное речевое дыхание...

Мастер - класс "Профессиональная компетентность педагога, работающего с детьми, имеющими устойчивые трудности в обучении"

В системе общего образования особой проблемой является постоянное увеличение числа школьников , не справляющихся со стандартнми требованиями учебной программы.Отсюда цель:находить в теории обучения и ...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми, имеющими нарушения речи в рамках ФГОС.

В последнее время в общеобразовательной школе значительно возросло количество учащихся, имеющих проблемы в становлении процессов письма и чтения. Трудности овладении грамотой, а затем чтения и письма ...

Совместная работа учителя-логопеда и педагога психолога с учащимися младших классов общеобразовательных школ, имеющих речевые нарушения

В последнее время в общеобразовательной школе возрастает количество учеников, имеющих проблемы в становлении процессов письма и чтения. Трудности освоения грамоты, а затем чтения и письма могут быть о...

Презентация на тему "Особенности работы с детьми, имеющими речевые нарушения в условиях общеобразовательного класса"

В презентации даны рекомендации по работе в общеобразовательных классах с детьми нарушениями речи, не имеющих диагноза....

Рекомендации для педагогов, работающих с детьми, имеющие нарушение слуха

Дидактическая система обучения глухих и слабослышащих детей предусматривает первоначальное формирование у младших школьников речи как средства общения. Чтобы активизировать речевую коммуникацию в учеб...

Буклет по теме «Рекомендации для педагогов, работающих с детьми, имеющие нарушение слуха»

Дидактическая система обучения глухих и слабослышащих детей предусматривает первоначальное формирование у младших школьников речи как средства общения. Чтобы активизировать речевую коммуникацию в учеб...