доклад "Совершенствование педагогического профессионализма педагогов, работающих с детьми в условиях дифференцированного инклюзивного оразования"
учебно-методический материал на тему

Даренских Лариса Вячеславовна

Новые профессиональные компетенции педагогов связаны с его готовностью принимать и обучать всех детех вне зависимо от их  реальных  учебных возможностей и особенностей психического и физического здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ps.rar155.46 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме

«Совершенствование педагогического профессионализма педагогов, работающих  с детьми в условиях дифференцированного  и инклюзивного образования»

Подготовила:

учитель начальных классов

Даренских Л.В.

2018 год

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»
Дэвид   Бланкет

В настоящее время система образования в России ориентирована на обучение детей с ОВЗ в образовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми. Данный процесс обеспечивает доступность образования и его приспособленность для нужд различных детей, в том числе с особыми потребностями.

На современном этапе развития общества, в связи с реформами в образовании остро встал вопрос о введении инклюзивного обучения. Это предполагает получение образования детьми со специальными потребностями и ограниченными возможностями здоровья  в школах общего типа – совместно с нормально развивающимися  сверстниками.

     Распространение в нашей стране процесса инклюзии детей  с ограниченными  возможностями психического и физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Законом об образовании.  В 2013 г. принят профессиональный стандарт педагога, в котором определены трудовые функции современного учителя.  Новые профессиональные компетенции педагога связаны с его готовностью принимать и обучать всех детей вне зависимости от их реальных учебных возможностей и особенностей психического и физического здоровья; с готовностью к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; с умением составлять совместно с другими специалистами программы индивидуального развития ребенка; с владением специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу и др.

К категории детей с особыми образовательными потребностями относятся  дети с ОВЗ и дети - инвалиды.

Дети с ОВЗ - это дети, состояние здоровья которых препятствуют освоению основной образовательной программы вне специальных условий обучения и воспитания.

Ребенок - инвалид - это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизни.

Внедрение инклюзивного подхода в обучении детей в учреждениях общего образования вносит существенные изменения в организацию учебно-воспитательного процесса, ориентирует педагогов на поиск специальных методов в обучении всех обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей. Нововведения неизбежно приводят к повышению требований к деятельности учителя, расширению его функциональных обязанностей, изменению профессионально значимых качеств личности.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
    Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.               Согласно мнению С. В. Алехиной, «развитие инклюзивного образования – не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом».

   По мнению отечественных педагогов для обучения детей с ОВЗ необходимо создать такую среду, которая будет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его потребности и возможности, а также поможет им развиваться и строить свою самостоятельную жизнь.

 В исследованиях Р.Г. Аслаевой, К. Барта, Т.А. Соловьевой отмечено, что практически в любом образовательном учреждении вместе со здоровыми детьми обучаются дети с особыми потребностями, среди которых:

1) детей с ЗПР от 15 до 25%;

 2) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата до 10 – 12%;

 3) детей с нарушениями сенсорных систем – 20%  

Поэтому одним из главных условий реализации инклюзивного образования является необходимость обеспечения образовательного процесса профессионально подготовленными педагогами и специалистами, обладающими необходимыми педагогическими компетенциями сопровождения данной категории детей.

Требования к педагогу

      В новых социальных условиях, работая по новым образовательным стандартам, педагогический состав учреждений должен овладеть необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики. Требования к педагогу образовательной организации,  работающей с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе образовательной инклюзии, складываются из традиционных требований, предъявляемых к любому педагогу, включающих набор профессиональных компетенций: дидактические, коммуникативные, перцептивные, организаторские компетенции, выражающиеся в способности стимулировать  развитие познавательных интересов воспитанников, устанавливать педагогически целесообразные отношения с воспитанниками, их родителями, коллегами, планировать образовательную деятельность, познавать и объективно оценивать педагогические ситуации процессы.
Работники образовательного учреждения, прежде всего, должны быть готовы к созданию благоприятной среды для обучения детей с ОВЗ в массовых школах, а также, быть готовым к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

     Различные аспекты проблемы развития профессиональной компетенции и профессиональной готовности педагогов являлись предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых.

     Б. С. Гершунский,  В. И. Журавлев, Э. Ф. Зеер, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин считают, что для профессиональной подготовки педагога необходим не только запас знаний, но и научно-педагогическая составляющая.

     Другой точки зрения придерживаются В. А. Адольф, Н. Ф. Ильина, О. Н. Никитина. Ученые рассматривают процесс подготовки педагога  к работе в условиях инклюзивного образования с позиции развития личности самого педагога. Они исходят из того, что только в условиях интенсивно развивающей образовательной среды будет обеспечена самостоятельность и учебная активность, способность проектировать собственные образовательные пути.

     По мнению В. А. Сластенина и Л. С. Подымова, подготовка педагога состоит из последовательных этапов:

  • развития творческой индивидуальности;
  • овладения основами методологии научного познания и педагогического исследования;
  • освоения технологии инновационной деятельности, практической работы по введению новшества в педагогический процесс;

     Подготовка педагогов к оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в данное время становится очень актуальной.  

             В своих работах С. И. Сабельникова отмечает, что для профессиональной и личностной подготовки педагогов необходимы следующие психолого-педагогические знания:

  • представление и понимание того, что такое  инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
  • знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
  • знание методов психологического и дидактического проектирования образовательного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием;
  • умение реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между всеми объектами образовательной среды (с детьми по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-педагогами, специалистами, руководством).                                                                                          

В исследовании, проведенным кандидатом педагогических наук И. А. Макаровой, были выделены 3 доминирующих компетенции педагогических работников в системе инклюзивного образования:

 1) умение находить индивидуальный подход для различных категорий детей с особыми образовательными потребностями (мотивационный и операционный аспекты компетенции);

 2) умение организовывать процесс обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (операционный аспект компетенции);

3) обладать знаниями о специфике физиологии и психических процессов детей с особыми образовательными потребностями (когнитивный аспект) .

     Мотивационный компонент инклюзивной компетенции педагогов включает мотивационную компетентность, характеризующуюся глубокой личностной заинтересованностью, положительной направленностью на осуществление педагогической деятельности в условиях включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников, совокупностью мотивов  (социальных, познавательных, профессиональных, личностного развития и самоутверждения, собственного благополучия и пр.).

 Мотивационная компетентность определяется как способность на основе совокупности ценностей, потребностей, мотивов, адекватных целям и задачам инклюзивного обучения, мотивировать себя на выполнение определенных профессиональных действий.

     Когнитивный компонент инклюзивной компетенции педагогов включает когнитивную компетентность, которая определяется как способность педагогически мыслить на основе системы знаний, необходимых для осуществления инклюзивного обучения и опыта познавательной деятельности, способность воспринимать, перерабатывать в сознании, сохранять в памяти и воспроизводить в нужный момент информацию, важную для решения теоретических и практических задач инклюзивного обучения.  

     Рефлексивный компонент инклюзивной компетентности педагогов включает рефлексивную компетентность, проявляющуюся в способности анализа собственной учебной, профессиональной деятельности, связанной с осуществлением инклюзивного обучения, в ходе которого осуществляется сознательный контроль  над результатами своих профессиональных действий, анализ реальных педагогических ситуаций.

     Операционный компонент  инклюзивной компетентности педагогов включает операционные компетентности, которые определяются как способность выполнения конкретных  профессиональных задач (обучения, воспитания и развития ребенка) в педагогическом процессе и представляют собой освоенные способы и опыт педагогической деятельности, необходимые для успешного осуществления инклюзивного обучения, разрешения возникающих педагогических ситуаций, приёмов самостоятельного и мобильного решения педагогических задач, осуществления поисково-исследовательской деятельности.  

             Таким образом, подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования – это творческий процесс формирования и развития профессиональной компетентности педагогов, включающий мотивационный, когнитивный, рефлексивный и операционный   компоненты.

Эффективное внедрение инклюзивного образования немыслимо без психологической готовности педагогов к использованию инклюзивных подходов и средств в своей профессиональной деятельности.

         Психологическая готовность к деятельности в условиях образовательной инклюзии – важнейшее качество педагога, без которого невозможно достичь ни эффективности инклюзивного образования, ни высокого уровня педагогического мастерства.

Готовность педагога к деятельности в условиях инклюзии можно определить как целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знание принципов образовательной инклюзии, способов их применения в практике дошкольного образования), аффективного (положительное отношение к инклюзии, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности) и деятельностного компонентов.

Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения. Ему необходимо иметь в своем арсенале умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, умение владеть собой, способность адаптироваться в трудных, неожиданных ситуациях.

Особую значимость для правильной организации инклюзивного образовательного процесса имеет самообладание педагога, его уравновешенность, эмоциональная устойчивость, позволяющие предупредить конфликтные ситуации в отношениях между воспитанниками, между детьми и педагогом.

Важнейшей составляющей психологической готовности педагога, работающего в инклюзивном классе, безусловно, является готовность к оказанию помощи .

     Готовность к оказанию помощи –  интегральное  личностное  качество, включающее милосердие, эмпатию, толерантность, оптимизм, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать, способность суммировать наблюдения и использовать увеличившийся объем информации  о ребенке для оптимизации педагогической работы; перцептивные умения; креативность, творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы и др. Педагог должен осознавать значимость этих качеств и стремиться их развивать.

     Милосердие – одно из существенных выражений гуманности. В понятии милосердия соединились духовно-эмоциональный и конкретно-практический аспекты. В отличие от гуманности, которая рассматривается по отношению ко всему живому, людям, как нуждающимся в помощи, так и самодостаточным, милосердие употребляется по отношению к людям, нуждающимся в помощи, и отражает готовность помочь нуждающимся и саму помощь.

     Эмпатия – важное профессиональное качество педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Она предполагает понимание ребенка, сочувствие ему, умение увидеть ситуацию его глазами, встать на его точку зрения. Эмпатия тесно связана с феноменом приятия, под которым подразумевается теплое эмоциональное отношение со стороны окружающих к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

     Толерантность – включает терпимость, устойчивость к стрессу, неопределенности, конфликтам, поведенческим отклонениям, агрессивному поведению, к нарушению норм и границ. Педагогу в профессиональной деятельности часто приходится проявлять толерантное, спокойно-доброжелательное отношение к необычному внешнему виду воспитанников, к их неадекватному поведению, нечеткой речи, а порой отсутствию ее. Поэтому для такого педагога высокий уровень толерантности является одним из факторов, которые обеспечивают эффективность его деятельности.

     Педагогический оптимизм по отношению к детям с ОВЗ предполагает уверенность в продвижении в развитии такого ребенка, вере в его потенциал. Наряду с этим следует опасаться предъявления завышенных требований к ребенку, ожидания от него более высоких результатов, чем те, на которые он способен.  

Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у школьников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников.

 Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе.

Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития

Для организации работы с детьми с ОВЗ необходим спектр специальных программ: для детей с нарушениями интеллекта, нарушениями речевого развития, комплексов методических рекомендаций по проведению занятий с детьми с различной структурой дефекта. Таким образом, методическое обеспечение должно быть вариативным, ориентированным на психофизиологические особенности, различный запас представлений об окружающем знаний, умений и навыков конкретного ребенка.

Методы, средства и формы работы в инклюзивной группе направлены на расширение спектра компетенций ребенка, обеспечение социализации в коллективе сверстников.

Работа инклюзивных групп в  образовательном учреждении должна быть обеспечена рядом документов, которые разрабатываются на основе Типового положения об образовательном учреждении и соответствуют обязательному перечню документации.

Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ

Создание соответствующего образовательного пространства

Создание программно-методического обеспечения

Создание предметно-развивающей образовательной среды

Создание дидактического обеспечения

Образовательное пространство для детей с ОВЗ

Безопасная среда жизнедеятельности

Функциональные помещения для обеспечения коррекции (кабинеты врача, учителя-дефектолога, учителя- логопеда, зал ЛФК, кабинет педагога- психолога)

Взаимодействие с окружающим социумом (детская поликлиника, ПМПК, соцзащита, социокультурное пространство)

 Программно-методическое обеспечение для инклюзивного ребенка

Основная образовательная программа

Протокол ПМПК

Индивидуальный коррекционно- развивающий маршрут

Индивидуальная коррекционно- развивающая программа

Система индивидуальной работы в календарном плане

Предметно-развивающая среда для инклюзивного образования

Обязательная зона коррекции

Уголки уединения

Индивидуальное авторское пространство ребенка

Развивающая среда с учетом «зоны ближайшего развития»

Дидактическое обеспечение:

Для коррекции имеющихся отклонений в развитии

Для коррекции освоения содержания образовательной программы

Для коррекции поведения или социальных компетенций

В образовательных учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, предъявляются новые и более высокие требования ко всем педагогам.

В работе с педагогами, работающими с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, особую актуальность приобретает развитие следующих интегральных характеристик:

направленность на ребёнка, включающую в себя:

- положительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и готовность работать с ними;

- стратегию сотрудничества с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья;

2) интеллектуальная гибкость:

- навыки разработки индивидуальных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья;

3) профессиональная компетентность:

- знания и навыки, необходимые для работы в междисциплинарных командах;

- знания специальных технологий сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- навыки проведения педагогической диагностики для построения траектории индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

4) поведенческая гибкость:

- навыки сопровождения ребенка с ОВЗ по индивидуальному образовательному маршруту;

- знание методик работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Педагог становится координатором инклюзивного процесса в сотрудничестве со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: командой специалистов, администрацией, родителями и обучающимися.

Для педагога в инклюзивной образовательной среде важно владеть практикой в самостоятельной исследовательской деятельности, навыками разработки поурочных планов для конкретного класса, а также для конкретного ребенка, умениями творчески перерабатывать учебный план и адаптировать свои методы обучения к особенностям воспитанников.

Для квалифицированного решения коррекционных задач, связанных с обучением ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оказывать помощь учителю в инклюзивном пространстве обязательно должны такие специалисты, как учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог ЛФК, социальный педагог, тьютор.

Вывод

Таким образом, для внедрения инклюзивной среды в общеобразовательное учреждение необходимо создать условия организации инклюзивной практики, использовать основные принципы коррекционной работы с детьми с ОВЗ, подобрать педагогические кадры, обладающие необходимыми характеристиками, учитывать особенности построения современного урока для обучающихся с ОВЗ.

     Важным требованием к педагогу, осуществляющему педагогическую деятельность с детьми с ОВЗ, является проявление им деликатности и тактичности, в том числе умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника.

Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога, работающего с лицами с ОВЗ, по мнению ученых, -- готовность к оказанию помощи. Психологи считают, что готовность к помощи у разных людей не одинакова. Чем выше уровень эмпатии, ответственности, заботливости, тем выше уровень готовности к помощи. Готовность к помощи у человека развивается при соответствующих условиях.

Таким образом, работа педагогического коллектива в общеобразовательной организации должна быть направлена на достижение главной цели, указанной в ФГОС НОО  и ФГОС ООО ОВЗ: социализация детей и адаптация их в самостоятельной жизни.

Рассмотрев этот вопрос, есть возможность выстроить верный путь обучения детей с ОВЗ. Данные знания необходимы каждому педагогу, так как на сегодняшний день количество детей с ОВЗ становится все больше и все они идут обучаться в общеобразовательную школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Профессиональная компетентность педагога, работающего с детьми, имеющими устойчивые трудности в обучении"

В системе общего образования особой проблемой является постоянное увеличение числа школьников , не справляющихся со стандартнми требованиями учебной программы.Отсюда цель:находить в теории обучения и ...

Справочник для педагогов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения.

Справочник для педагогов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения....

К вопросу о специальной компетентности педагога, работающего с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Государственная политика последних лет в области образования акцентирует внимание на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство детей, находящихся в трудной жизненной с...

Рекомендации психолога педагогам, работающим с детьми ОВЗ

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. ...

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с РАС

Представленная презентация отражает материалы первого занятия из цикла школьного проекта" Здоровьесберегающие технологии в работе с педагоагми"...

Формирование компетенций педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях дистанционного обучения

Главная ценность использования дистанционных технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в том, что они зачастую становятся единственной возможностью реализовать этим детя...