Формирование компетенций педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях дистанционного обучения
презентация к уроку

Главная ценность использования дистанционных технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в том, что они зачастую становятся единственной возможностью реализовать этим детям свой потенциал и быть успешными в жизни. Благодаря переходу к аудиовизуальным, мультимедийным технологиям в обучении учащиеся с ограниченными возможностями здоровья приобретают равные возможности в обучении.

Активное развитие глобальных сетей создало принципиально новые

условия для получения образования. При занятиях с помощью компьютера ребенок перестает чувствовать себя инвалидом. Он больше не ограничен ни пространственными, ни временными рамками. Дети работают в удобном для себя месте, в удобное время и в комфортном темпе, без перенапряжения. Каждый из обучающихся вправе определиться с тем, сколько времени ему нужно для освоения того или иного курса. Учебный процесс адаптирован к их конкретным нуждам. Они могут виртуально общаться с педагогом и сверстниками в онлайн режиме, не испытывая при этом неудобства, скованности. Следовательно, благодаря телекоммуникационным и информационным технологиям происходит интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_halimon_m.n.pptx368.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование компетенций педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях дистанционного обучения Халимон Марина Николаевна , педагог-психолог МАОУ Наро-Фоминской СОШ № 1 г . Наро-Фоминска Московской области

Слайд 2

Пояснительная записка Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года в статье 13 «Общие требования к реализации образовательных программ» закреплено за образовательными организациями право использовать дистанционные технологии при реализации любых образовательных программ. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 в статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» раскрывает значения понятий «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии » [1] .

Слайд 3

Организационно-методические условия обучения детей с ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Дистанционное обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ может быть реализовано различными формами: очные занятия с применением дистанционных технологий (использование электронного контента (тексты, графика, мультимедиа) для организации образовательного процесса и контрольных мероприятий); индивидуальные дистанционные занятия взаимодействия (в том числе, онлайн занятия), групповые дистанционные занятия (включая, проектную работу, вебинары ); занятия с дистанционным включением ребенка-инвалида в деятельность занятия (с применением технологий телевещания и интернетвещания ); самостоятельные занятия с тьюторским сопровождением (на основе размещенного на специализированных ресурсах электронного образовательного контента и средств связи: телефонный номер, электронную почту, номер SKYPE, Zoom или другой, на основе которого может осуществляться удаленное взаимодействие). Образовательный процесс может осуществляться в режиме онлайн ( вебинары , обсуждения и пр.) и режиме офлайн (общение через электронную почту, форумы, блоги и пр .) [2] .

Слайд 4

Организационно-методические условия обучения детей с ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Целесообразно использовать различные формы дистанционной поддержки учащихся в системе дополнительного образования, такие как: система обмена сообщениями, пересылка учебных материалов (текстов, графики, видео и др.), онлайн-консультации , осуществление разнообразной обратной связи через социальные сети, блоги , система дистанционного контроля (тестирование, онлайн-олимпиады, прохождение квеста и др.), обучение через виртуальные образовательные среды, образовательные интернет-порталы. Наличие специальных программ, электронных пособий, участие в вебинарах помогает и педагогу выбрать удобную для себя форму работы [2] .

Слайд 5

Для обучающихся с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих) Проведение занятий на платформе программы Skype . Такое занятие позволяет общаться с учащимся в режиме реального времени (выслушать ответ, оценить ученика, построить диалог). Использование сервисов, построенных на основе чат-технологий, где обучающиеся имеют возможность обмениваться мнениями, вести переписку, участвовать в обсуждении проблемы при выполнении, например, проекта. Использование электронных учебных курсов, которые позволяют не только поддержать процесс обучения, но и в значительной степени разнообразить его, стать средством самообразования. Организация интерактивных конкурсов, викторин и соревнований с помощью сайта, имеющего базу тестовых и творческих заданий. Проведение виртуальных экскурсий (литературно- биографические, литературно-краеведческие, историко-литературные, литературно-художественные и др.), сопровождаемых текстовым описанием экспонатов [2] .

Слайд 6

Для обучающихся с нарушениями зрения (слепых и слабовидящих) Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов в форме прослушивания и повторения за педагогом упражнений на аудионосителях (для слепых обучающихся), аудио- и видео- носителях (для слабовидящих обучающихся). Соблюдение оптимальной нагрузки на зрение у слабовидящих учеников должно составлять не более 15 - 20 минут непрерывной работы, для учеников с глубоким нарушением зрения – 10 - 20 минут. Сопровождение словесными объяснениями ситуаций, обстановки, поведения героев в процессе занятия при просматривании визуального контента. Обеспечение наиболее комфортного для обучающихся с нарушениями зрения цвета фона экрана монитора – голубовато-серого или зеленовато-желтого. Одновременное использование не более трех цветов [2] .

Слайд 7

Для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) Использование различных форм дистанционного обучения (чат- занятие, веб-занятие, телеконференция) и разнообразных способов передачи информации (электронная почта, сайт, электронный ресурс) в соответствии с техническими возможностями образовательной организации и обучающегося. Учёт особенностей звуковой и смысловой стороны речи обучающихся с ТНР . Реализация коррекционной направленности в процессе учебных занятий. Обеспечение тщательного отбора учебного материала с учетом особенностей речевого развития детей – состояния фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, умения использовать свои языковые средства в процессе коммуникации. Использование групповых и коллективных форм дистанционной работы (при соответствующих возможностях) с обучающимися. Учёт особенностей неречевых процессов данной категории детей (недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, произвольность поведения, пониженная познавательная активность в области языковых средств, неустойчивость внимания, недостаточная способность к переключению, сниженная работоспособность, повышенная психическая истощаемость, трудности проявления волевых усилий для преодоления трудностей учебной работы и др.). Постепенное введение новой информации, необходимость многократного повторения информации – возврата к ранее изученному материалу [2] .

Слайд 8

Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Предоставление большего количества времени обучающимся для выполнения письменных работ, использование в качестве альтернативного варианта ответа в устной форме. Индивидуальный подбор для обучающихся объема и способов выполнения заданий в каждом конкретном случае. Использование схем, рисунков, картинок и других наглядных материалов, которые могут быть представлены с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [2] .

Слайд 9

Для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) Размещение материалов, необходимых для занятий, инструкций к заданиям и упражнениям, памяток, ссылок на другие ресурсы или файлы. Информацию для обучающегося и его родителей можно объединять в тематические папки, дополнять таблицами с расписанием занятий и вариантами обратной связи. Проведение онлайн-консультирования родителей обучающихся по вопросам прохождения коррекционно-развивающих курсов и оказания психологической поддержки [2] .

Слайд 10

Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) Обеспечение возможности личного контакта самого ребенка с педагогом, тьютором , педагогом- психологом. Предоставление родителям (законным представителям) режима занятий с обучающимся, возможности личных консультаций. Согласование с родителями организации распорядка дня обучающегося. Обеспечение родителям (законным представителям) методической поддержки в ходе проведения учебных занятий с обучающимся с РАС. Поддерживание контакта с родителями (законными представителями) путём организации общения в чате, в социальных сетях [2] .

Слайд 11

Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Составление расписания on-line занятий (консультаций) с обучающимися, с их родителями. Доведение данной информации до сведения родителей. Разработка индивидуальных заданий для обучающихся с учётом варианта образовательной программы, индивидуальных особых образовательных потребностей. Информирование родителей (законных представителей) о необходимости их присутствия на занятиях, обеспечения с их стороны технической части урока и контроля учебного поведения ребёнка. Соблюдение внешних границ занятия: его точное начало и точное окончание, предусмотрительность к внештатным ситуациям. Соблюдение внутреннего порядка занятия: разделение его на этапы; постановка для каждого этапа конкретной цели. Соблюдение в ходе занятия основных дидактических принципов обучения: наглядность, опора на изученный материал, доступность, последовательность и систематичность, индивидуальный и дифференцированный подход. Осуществление рефлексии занятия: общий анализ, его позитивные и негативные стороны; оценка выполненных заданий обучающимся [2].

Слайд 12

Заключение Дистанционное обучение , имея несомненные плюсы и минусы, входит в нашу жизнь надолго. Педагоги должны трасформировать свою работу, перестраивать привычный уклад занятий с учетом требований времени, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, максимально извлекая возможности из дистанционной работы для коррекционной помощи детям с особенностями в развитии. Главная ценность использования дистанционных технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в том, что они зачастую становятся единственной возможностью реализовать этим детям свой потенциал и быть успешными в жизни. Благодаря переходу к аудиовизуальным, мультимедийным технологиям в обучении учащиеся с ограниченными возможностями здоровья приобретают равные возможности в обучении. При занятиях с помощью компьютера ребенок перестает чувствовать себя инвалидом. Он больше не ограничен ни пространственными, ни временными рамками. Дети работают в удобном для себя месте, в удобное время и в комфортном темпе, без перенапряжения. Каждый из обучающихся вправе определиться с тем, сколько времени ему нужно для освоения того или иного курса. Учебный процесс адаптирован к их конкретным нуждам. Они могут виртуально общаться с педагогом и сверстниками в онлайн режиме, не испытывая при этом неудобства, скованности. Следовательно, благодаря телекоммуникационным и информационным технологиям происходит интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество [3].

Слайд 13

Список литературы Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации ». https://dvpion.ru/asp/2020/metod_rec/%D0%9C%D0%B5%D1%82_%D1%80%D0%B5%D0%BA_6_%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82.pdf Дистанционное обучение детей с ОВЗ: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://ikp- rao.ru/ distancionnoe - obuchenie - detej -s- ovz / )

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Профессиональная компетентность педагога, работающего с детьми, имеющими устойчивые трудности в обучении"

В системе общего образования особой проблемой является постоянное увеличение числа школьников , не справляющихся со стандартнми требованиями учебной программы.Отсюда цель:находить в теории обучения и ...

Справочник для педагогов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения.

Справочник для педагогов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения....

доклад "Совершенствование педагогического профессионализма педагогов, работающих с детьми в условиях дифференцированного инклюзивного оразования"

Новые профессиональные компетенции педагогов связаны с его готовностью принимать и обучать всех детех вне зависимо от их  реальных  учебных возможностей и особенностей психического и физичес...

Методическая разработка для занятий хореографией с детьми младшего школьного возраста в условиях дистанционного обучения.

Методическая разработка для занятий хореографией с детьми младшего школьного возраста в условиях дистанционного обучения....

Статья на тему: «Профессиональные компетенции педагога, работающего с детьми с ОВЗ»

Профессиональная компетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность – это сумма зн...

Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях дистанционного обучения

В настоящее время в связи с активным развитием и использованием в образовательной сфере новых информационных технологий дистанционное обучение все более выделяется из заочного обучения и обретает само...