Эффективные приёмы развития познавательного интереса у учащихся младших классов
методическая разработка (3 класс) по теме

Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – развитие познавательного интереса у школьников.     Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. У меня, как и у любого учителя свои методические подходы, приёмы, которые позволяют мне успешно проводить уроки. При подготовке и планировании урока  осуществляю целый комплекс действий, решаю психологические, дидактические, методические, организационные задачи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon effektivnye_priyomy.doc786 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные приёмы развития познавательного интереса у учащихся младших классов

коррекционной школы VIII вида.

      Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – развитие познавательного интереса у школьников.     Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. У меня, как и у любого учителя свои методические подходы, приёмы, которые позволяют мне успешно проводить уроки. При подготовке и планировании урока  осуществляю целый комплекс действий, решаю психологические, дидактические, методические, организационные задачи.

     Учитываю особенности класса:

* уровень успеваемости,

* отношение к предмету,

* темп работы,

* подготовленность учащихся,

* отношение к дисциплине, 

* индивидуальные особенности.

    На своих уроках я применяю разные виды работ и  разноуровневые задания .

 

Для индивидуальной работы я предлагаю детям задания по карточкам, которые ориентированы на каждого ученика.  При этом я имею возможность увидеть продвижение одних и отставание других, а ученик имеет возможность постепенно переходить от менее трудных заданий к более сложным. Благодаря такому подходу активизируется мыслительная деятельность учащихся и поддерживается их интерес к обучению.  

          Успешное выполнение заданий по таким картам создаёт ситуацию успеха, повышает учебную мотивацию и положительно влияет на весь учебный процесс.

 

2

3

3

/

\

/

\

/

\

1

1

2

1

1

2

4

4

4

/

\

/

\

/

\

3

1

1

3

2

2

5

5

5

5

/

\

/

\

/

\

/

\

4

1

1

4

3

2

2

3

6

6

6

6

6

/

\

/

\

/

\

/

\

/

\

5

1

1

5

4

2

2

4

3

3

7

7

7

7

7

7

/

\

/

\

/

\

/

\

/

\

/

\

6

1

1

6

5

2

2

5

4

3

3

4

8

8

8

8

8

8

8

/

\

/

\

/

\

/

\

/

\

/

\

/

\

7

1

1

7

6

2

2

6

5

3

3

5

4

4

9

9

9

9

9

9

9

9

/

\

/

\

/

\

/

\

/

\

/

\

/

\

/

\

8

1

1

8

7

2

2

7

6

3

3

6

5

4

4

5

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

/

\

/

\

/

\

/

\

/

\

/

\

/

\

/

\

9

1

1

9

8

2

2

8

7

3

3

7

6

4

4

6

5

5

9+2=11

8+3=11

7+4=11

6+5=11

9+3=12

8+4=12

7+5=12

6+6=12

9+4=13

8+5=13

7+6=13

9+5=14

8+6=14

7+7=14

9+6=15

8+7=15

9+7=16

8+8=16

9+8=17

9+9=18

1

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

/

\

/

\

/

\

/

\

/

\

/

\

/

\

9

2

9

3

9

4

9

5

9

6

9

7

9

8

9

9

|

8

|

3

|

8

|

4

|

8

|

5

|

8

|

6

|

8

|

7

|

8

|

8

|

7

|

4

|

7

|

5

|

7

|

6

|

7

|

7

|

6

|

5

|

6

|

6

1

1

1

1

1

1

1

1

/

\

/

\

/

\

/

\

9

2

8

3

7

4

6

5

1

2

1

2

1

2

1

2

/

\

/

\

/

\

/

\

9

3

8

4

7

5

6

6

1

3

1

3

1

3

/

\

/

\

/

\

9

4

8

5

7

6

1

4

1

4

1

4

/

\

/

\

/

\

9

5

8

6

7

7

1

5

1

5

/

\

/

\

9

6

8

7

1

6

1

6

/

\

/

\

9

7

8

8

1

7

1

8

/

\

/

\

9

    8

9

9

1 дес. + 1 ед. = 11        1 дес. + 6 ед. = 16

10 + 1 = 11        10 + 6 = 16

1 дес. + 2 ед. = 12        1 дес. + 7 ед. = 17

10 + 2 = 12                                                                            10 + 7 = 17

1 дес. + 3 ед. = 13                                                                1 дес. + 8 ед. = 18

10 + 3 = 13                                                                            10 + 8 = 18

1 дес. + 4 ед. = 14                                                                1 дес. + 9 ед. = 19

10 + 4 = 14                                                                            10 + 9 = 19

1 дес. + 5 ед. = 15                                                                 1 дес. + 1 дес. = 2 дес.

10 + 5 = 15                                                                            10 + 10 = 20

_____________________________________________________________________________

0  1    2    3    4    5    6    7    8    9  10

  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20

Мои ученики с интересом выполняют задания «Исправь ошибку». Уроки оживляю задачами-шутками, задачами, написанными в стихотворной форме, заданиями на внимание, задачами с занимательным сюжетом и т.п.

Мною изготовлен демонстрационный, счетный материал, который помогает активизировать познавательную активность учащихся на уроке. К примеру, дети очень любят собирать яблоки или грибочки с примерами  в корзины или подбирать пример к числу, написанному на корзине.   

 У нас есть возможность срывать эти яблоки прямо с деревьев.

Для закрепления пройденного материала можно придумать несколько вариантов игры:  

Так же можно провести игру по изучению состава числа, где гриб с числами  2 и 3 отправится в корзину с числом 5, яблоко с числами 7 и 2 – в корзину с числом 9.

     Включаю в урок  дидактические игры и игровые моменты, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Очень нравится моим ученикам, когда на уроках я использую элементы театрализации. Легко перевоплотиться в различных животных нам помогают маски.

Их я использую при:

  1. проведении устного счета;
  2. разыгрывании задач по математике;
  3. проведении физкультминуток.

                  Свои уроки я начинаю с аутотренинга: Думай о себе: «Я – умный, способный; я преодолею любые трудности; у меня все получится».

В начале учебного дня дети, заходя в класс, сразу срывают яблоко с дерева, выбирая его по  цветовой гамме, кладут себе на стол. Таким образом, я вижу с каким настроением пришёл ученик в школу, и если есть проблемы стараюсь их в течение дня обсудить и решить с ребёнком. Данная диагностика психоэмоционального состояния ребёнка продолжается в течение всего дня.

Воспитатель продолжает работу по диагностированию настроения детей во второй половине дня. Таким образом, осуществляется взаимосвязь с воспитателем.  

Эффективность любого урока прежде всего зависит от самого педагога, от его стремления помочь каждому ученику преодолеть трудности, поверить в свои силы, от его умения из многообразия форм, методов и приемов выбрать те, которые наиболее результативны в коррекционно-развивающем обучении.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ"

Предлагаю Вашему вниманию эссе (зачетная работа на курсах повышения квалификации) на тему«Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ»...

Формирование познавательного интереса у учащихся младших классов (статья)

Статья - это обобщение опыта по теме: "Формирование познавательного интереса у  учащихся младших классов". В статье описываются  факторы, способствующие формированию познавательного ин...

Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности.

Статья "Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности" предназначена для учителей начальных классов....

Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности.

Статья "Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности" предназначена для учителей начальных классов....

Исследование игры как эффективного средства развития познавательных интересов детей с нарушением интеллекта

В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового ...

Выступление на педсовете" Развитие познавательного интереса у учащихся в 1 классе по предмету "Речевая практика".

За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации: от признания «знаний, умений и навыков», как основных итогах обр...

Выступление на педсовете" Развитие познавательного интереса у учащихся в 1 классе по предмету "Речевая практика".

За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации: от признания «знаний, умений и навыков», как основных итогах обр...