Формирование познавательного интереса у учащихся младших классов (статья)
статья по теме

Куркова Светлана Викторовна

 Статья - это обобщение опыта по теме: "Формирование познавательного интереса у  учащихся младших классов". В статье описываются  факторы, способствующие формированию познавательного интереса у младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл faktory.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 8»

 города Торжка Тверской области

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

Формирование познавательного интереса у учащихся

 младших классов

подготовила

учитель начальных классов

Куркова Светлана Викторовна

г. Торжок, 2013 год

Факторы, способствующие формированию познавательного интереса

у младших школьников

Опираясь на закономерности процесса усвоения, учитель, прежде всего, должен обеспечить мотивацию учащихся. Но многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательные эмоции учащихся. В таких случаях деятельностью учащихся движет желание избежать различного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.

В этой связи стоит вспомнить В.Ф. Шаталова. Его главная заслуга не в конспектах и опорных пунктах, а в том, что он снял у детей страх перед школой, сделал её местом детской радости. А ребенку школа обязательно должна приносить радость. К этому обязывает не только гуманное отношение к детям, но и забота об успешности учебной деятельности. В своё время Л. Фейербах писал: «…То, для чего открыто сердце, не может составить секрета для разума».

Задача учителя начальной школы, прежде всего и состоит в том, чтобы открыть сердце ребенка, пробудить у него желание усваивать новый материал, научиться работать с ним.

Известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями: 1) через усвоение учащимся общественного смысла учения; 2) через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его. На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, довести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно незначимы, но имеют достаточно высокий уровень действенности. Примером может служить желание получить хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И, таким образом, постепенно мотивацию, идущую от оценки, перевести в мотивацию, связанную с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности [1].

С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются учащимися как важные, но реально их поведением не движут. Этот путь формирования учебной мотивации связан непосредственно с особенностями организации учебного процесса. В психологии выявлено достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности.

 Исследования показали, что познавательные интересы школьников существенно зависят от способа раскрытия учебного предмета. Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из этих явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. Примером может служить и курс построения математики, и курс русского языка. Так, при изучении сложения ребенок движется по множеству концентрических кругов, отдельно осваивая сложение внутри первого десятка, второго, сотни и т.д. Внутри сотни отдельно учится складывать десятки с единицами, затем круглые десятки, затем два двухзначных числа без перехода через десяток, и только в конце с переходом через десяток. Множество механических вычислений, а в результате смысл арифметического действия часто остается неясным. Об этом красноречиво говорят ошибки учащихся. При таком построении предмета есть большая опасность потери интереса к нему [1].

Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, а тем самым и вызывает у него интерес к изучению данного предмета. При этом, как показало исследование В.Ф. Моргуна, мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения: ученикам интересно изучать, например, русский язык, самостоятельно решая языковые задачи. Второе условие связано с организацией работы над предметом малыми группами. В.Ф. Моргун обнаружил, что принцип подбора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральным отношением к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы, первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к предмету в группу любящих данный предмет, то отношение к предмету у первых не меняется [1].

В этом же исследовании показано, что большое значение для повышения интереса к изучаемому предмету имеет групповая сплоченность учащихся, работающих малыми группами. В связи с этим при комплектовании групп, кроме успеваемости, общего развития, учитывалось желание ученика. Спрашивали: «С кем бы ты хотел заниматься на уроках русского языка в одной четверку?» Влияние групповой сплоченности объясняется тем, что при работе малыми группами на первый план выходят не отношения «учитель – учащийся», а отношения между учащимися. В группах, где не было групповой сплоченности, отношение к предмету резко ухудшилось. Наоборот, в сплоченных группах интерес к изучаемому предмету существенно возрос. Так, число любящих данный предмет возросло с 12% до 25%.

 В другом исследовании М.В. Матюхиной обнаружено, что успешно можно формировать также учебно-познавательную мотивацию, используя отношения между мотивом и целью деятельности.

Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Между мотивами и целью существуют весьма сложные отношения. В случае наилучшего пути движения от мотива к цели ученик уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к заданной учителем цели. Очень важно, чтобы дети принимали участие в постановке цели, анализе и обсуждении условий ее достижения.

Для превращения целей в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником достигнутых успехов, степени продвижения вперед.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации является проблемность обучения.

Разумеется, введение проблемы в обучающую программу не гарантирует ее принятия учащимися: будучи объективно проблемной для ученика, субъективно она таковой может не стать. Тем не менее, как показывает опыт, обучение любой новой деятельности целесообразно начинать с постановки проблемы, требующей данной деятельности; в значительном числе случаев проблема вызывает желание найти ее решение, приводит к попыткам это сделать [1].

Выготский пишет: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах… Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность».

 Установлены общие закономерности действия интереса в обучении. Первая – зависимость интересов учеников от уровня и качества их знаний, сформированности способов умственной деятельности. Понимать ее следует так, что чем больше знаний у ученика имеется по определенному предмету, тем выше его интерес к этому предмету. И наоборот. Вторая – зависимость интересов школьников от их отношения к учителям. С интересом учатся у тех педагогов, которых любят и уважают. Сперва педагог, а потом его наука – зависимость, которая проявляется постоянно.

Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделим:

  • увлеченное преподавание,
  • новизну учебного материала,
  • историзм,
  • связь знаний с судьбами людей, их открывшими,
  • показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников,
  • использование новых и нетрадиционных форм обучения,
  • чередование форм и методов обучения,
  • проблемное обучение,
  • эвристическое обучение,
  • обучение с компьютерной поддержкой,
  • применение мультимедиа-систем,
  • использование интерактивных компьютерных систем,
  • взаимообучение (в парах, микрогруппах),
  • тестирование знаний, умений,
  • показ достижений обучаемых,
  • создание ситуаций успеха,
  • соревнование (с товарищами по классу, с самим собой),
  • создание положительного микроклимата в классе,
  • доверие к ученику,
  • педагогический такт и мастерство педагога,
  • отношение педагога к своему предмету, ученикам,
  • гуманизация школьных отношений и т.д. [2].

Даже неопытный учитель легко заметит изменение интереса школьников. Профессор А.К. Дусавицкий составил типичные «портреты заинтересованного и незаинтересованного учеников».

«…Посмотрите, как работает ребенок, когда ему интересно. Удовольствие буквально написано на его лице. Светящиеся глаза, движение легкие, свободные, быстрые. Да и как может быть иначе -  ведь сейчас он раскован, раскрепощен в своих желаниях. Он делает свое дело, интересное и важное ему самому. Делает успешно! Положительная эмоция как тень сопровождает интерес, она – точный сигнал о том, что деятельность нам приятна, доставляет наслаждение.

…Мысль работает ясно, четко, откуда-то приходят решения, которые иначе как красивыми не назовешь, настолько точно они отвечают характеру задачи. Она поглощает его целиком, всю его личность, отключает от остального мира: ко всему остальному он в данный момент глух и слеп. И потому так трудно бывает отвлечь ребенка от выполнения других, может быть, не менее интересных и важных дел.

…Но вот ребенок, которому неинтересно. Как он томится над книгой, которую надо прочесть, или заданием, которое нужно обязательно выполнить. Его тело напряжено, он то ёрзает, то беспокойно оглядывается по сторонам, как бы ищет откуда-то спасения от немилой духовной или иной пищи. Или застывает, погруженный в себя как в сон, из которого его может вывести только резкий крик или замечание» [2].

Запомним, что самым важным, самым престижным мотивом учения является познавательный интерес. Это реальная причина действий, ощущаемая учеником. Интересы возникают под влиянием потребностей и существуют в неразрывной связи с ними [3].

Важнейшими объективными факторами эффекта обучения являются также состояние программ, учебников, учебных пособий. Несовершенство этой группы факторов чаще всего воспринимается школьниками как главные препятствия их успешного учения.

В еще большей мере на эффективность обучения влияют: состав учителей и руководителей школы, уровень их общей педагогической культуры [4].

Наибольшее влияние на эффективность учебного процесса оказывают совершенство методов обучения, организация учебно-познавательной деятельности учащихся, характер и уровень работы учащихся. Не менее значительно влияние внутренних ресурсов: рассеянности внимания, недостатка волевых качеств, нарушение логики действий. Но диалектика учебного процесса такова, что слабые внутренние ресурсы являются в то же время следствием неблагоприятной учебной деятельности, когда нет ясности цели, слабая мотивация учения, недостаточно развиты обобщенные умения. Педагогически разумная организация деятельности школьника в учебном процессе, ее четкая структурная основа и ясность выражения играют главную роль в совершенствовании учебного процесса. Понимание цели, ценные мотивы, мобильность обобщенных и специальных умений, свободное оперирование содержанием материала, высокая организация учебных действий – все это ясные показатели того, что ученик становится субъектом деятельности. И тогда проходит состояние нерешительности, утраты веры в свои силы, ощущение непосильной учебной работы.

Роль познавательного интереса в процессе организации деятельности в том, что он и в обучении, и в учении является носителем внешних и внутренних ресурсов, объективных и субъективных факторов эффективной совместной деятельности учителя и учащихся [4].

Интерес сообщает познавательной деятельности силу, интенсивность, легкость, и быстроту; под влиянием интереса познание принимает для человека «личностный смысл»; опираясь на интерес, вся деятельность ученика становится плодотворной. Интерес к деятельности снимает утомление, входит в деятельность как важный энергетический ресурс, создает ценные условия для хода и результата деятельности, для самочувствия ученика, создает здоровый климат общения и коллективной деятельности. Общепризнанным стимулом, оказывающим влияние на развитие познавательного интереса, является успех, вызывающий положительные переживания, удовлетворение, чувство собственного достоинства. Успешная деятельность всегда стимулирует свое продолжение. Губительным для интересного обучения являются однообразие, известность, чрезмерная повторяемость содержания методической инструментовки, познавательных задач, учебных действий. Самое основное для интересного обучения состоит в том, чтобы учитель выступал перед учеником объектом их интереса в учении, в нем они видели носителя интересного обучения, раскрывающегося перед ними новыми, все более глубокими гранями.

Реальный процесс взаимовлияния интереса в обучении и совместной учебной деятельности учителя и учащихся с использованием внешних и внутренних ресурсов в условиях школы осуществляется в учебном процессе на уроках. Поиски совершенствования учебного процесса осуществляются весьма активно. Все подходы нужно использовать в целях эффективности обучения, не отдавая предпочтения какому-либо из них как единственно возможному.

Что же должно способствовать в современных условиях совершенствованию учебного процесса и основной его единице – урока?

  • Обучение не только способствует образованию, оно формирует личность человека.
  • Для закрепления познавательных интересов учащихся важна идея о единстве внешней и внутренне стороны учебного процесса.
  • Совершенствованию учебного процесса, любого урока способствует разумная, педагогически целесообразная организация деятельности. Познавательное начало находит в любой деятельности школьника.

Каждый урок в школе – это всегда и обязательно процесс общения. Эффективный интересный урок зависит от единства и взаимообусловленности деятельности учителя и учащихся, обеспечивающих целенаправленно и мотивационно сложные процессы обучения. Интерес на уроке поддерживается вопросами учеников. Это драгоценное свойство познавательной деятельности. Но этому надо способствовать. Интерес в деятельности учителя и учащихся поддерживают: творческое начало урока; продуманная, обоснованно поданная тема урока, предложенная задача; разнообразие форм опроса, самостоятельных и фронтальных работ, индивидуальной взаимопроверки; привлечение учащихся к активной деятельности; выявление потенциальных возможностей каждого школьника и их реализация в избранном виде деятельности. Это укрепляет индивидуальные интересы учащихся [5].

Таким образом, изучение процесса формирования познавательных интересов учащихся на уроке позволило с большей полнотой обосновать вопрос о факторах, способствующих формированию познавательного интереса учащихся.

Интерес как мотив играет важную роль в обучении. Детям должно быть интересно учиться. Интерес должно вызывать не только содержание материала или отдельного учебного предмета, но, главным образом, сам процесс приобретения знаний: наблюдение и формирование выводов из наблюдений, решение задач и овладение обобщенными способами их решений, выполнение лабораторных работ, анализ полученных факторов, преодоление трудностей и препятствий в учебной работе [6].

Учебная деятельность, как и любая другая, определяется мотивами, которые во внутреннем плане выражены через познавательный интерес, который определяется как особая избирательная направленность личности на процесс познания. К критериям познавательного интереса относятся: Особенность поведения учащихся, активное включение в учебную деятельность, сильная сосредоточенность на этой деятельности, появление вопросов школьников, которые они ставят учителю. Именно на основе интереса развиваются мотивы учения, которые тесно связаны с реализацией принципа положительного эмоционального фона обучения.

Схема 1

Факторы, влияющие на формирование познавательного интереса

Известно, что знания должны «поглощаться с аппетитом», что учиться должно, быть интересно, что эмоции играют большую роль в деятельности человека. Работа, которой человек увлечен, спорится, не тяготит его, выполняется быстро и дает хороший результат. Поэтому учебная деятельность должна осуществляться с подъемом, сопровождаться положительными эмоциями, доставлять радость.

Таким образом, в начале познавательной деятельности необходима мотивация действий и поступков, которая направлена на:

  • обеспечение понимания ценности приобретаемых знаний, умений, опыта творческой деятельности;
  • сознательное отношение к их усвоению;
  • эмоциональный подъем;
  • формирование познавательных интересов.

Подведем итог, каковы же основные факторы, при которых возникал бы и развивался интерес к учению?

  1. Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера. Как правило, урок по отработанной схеме: опрос – объяснение новой темы – закрепление – домашнее задание приводит к однообразию и скуке.
  2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.
  3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
  4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.
  5. Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
  6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников, тем интереснее им работать.
  7. Яркость, эмоциональность учебного материала, эмоциональная реакция, заинтересованность самого учителя с огромной силой могут воздействовать на школьника, на его отношение к предмету.

Список используемой литературы

  1. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988г.
  2. Дусавицкий А.К. Формула интереса. – М., 1989г.
  3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Под пед. Г.И. Щукиной. – М., Просвещение, 1984г.
  4. Петровский А.В. К психологии активности личности. // Вопросы психологии. 1975г., №2.
  5. Щукина Г.И., Пидкасистый П.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса. – М., 1988г.
  6. Маркова А.К. Мотивация учения в школьном возрасте. – М., 1983г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование познавательного интереса на уроках математики при решении арифметических задач"

Актуальность темы обусловлена обновлением содержания обучения, где одним из ведущих процессов является формирование у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, формирование акти...

Статья из опыта работы "Формирование познавательных интересов у детей" на уроках русского языка и литературного чтения

Существует  тесная  связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу      ребёнок лучше усваивает знания, с...

Статья "Приёмы внедрения в урок игровых форм обучения для формирования познавательного интереса учащихся 2 класса".

Надеюсь, что эта статья поможет учителям в организации познавательной деятельности учащихся с помощью игровых форм для формирования познавательного интереса....

Мастер - класс «Формирование познавательного интереса младших школьников через использование ИКТ»

Актуальность данного опыта обусловлена возникшим противоречием между возрастающим потоком необходимой информации, направленной на младшего школьника, требованиями, предъявляемыми к результатам начальн...

статья "Раннее обучение инстранному языку как средство формирования познавательного интереса к предмету"

В статье представлен комплекс коммуникативных упражнений для раннего обучения иностранному языку в системе детский сад - начальная школа. Данный комплекс пзволяет сформировать устойчивый познават...

Доклад на тему Формирование познавательного интереса при обучении математике в начальных классах с помощью ЭОР

Выступление на августовской конфененции с Докладом. Тема Формирование познавательного интереса при обучении математике в начальных классах с помощью ЭОР....

«Использования метода «interactive notebooks (inbs)для формирования познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках английского языка посредством »

Из множества современных технологий и методов преподавания иностранного языка для решения данного вопроса считаю целесообразным использование  интерактивных методов обучения (строится на схеме вз...