статья "Раннее обучение инстранному языку как средство формирования познавательного интереса к предмету"
статья по иностранному языку по теме

Гринёва Екатерина Николаевна

В статье представлен комплекс коммуникативных упражнений для раннего обучения иностранному языку в системе детский сад - начальная школа. Данный комплекс пзволяет сформировать устойчивый познавательный интерес у учащихся к изучению иностранного языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grinyova_statya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   

КОМПЛЕКС КОММУНИКАТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ

Гринёва Е.Н.

Белгородская область, п. Прохоровка

        В современной методике обучения иностранным языкам во главу угла ставится практическое владение иностранным языком как средством общения. Поэтому любые формируемые учителем умения и навыки должны иметь прежде всего коммуникативную направленность [1, с.12]. У наших детей, как правило, хорошо сформированы навыки чтения, перевода, лексические и грамматические навыки, но часто их применение в речи  вызывает большие трудности, начиная психологическими (боязнь сделать ошибку, показать плохое произношение) и заканчивая незнанием простых выражений и клише, с помощью которых строится процесс коммуникации. Это вызывает у детей неудовлетворённость, неверие в свои силы, ребенок теряет интерес к изучению иностранного языка. Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков [2, с. 47].

     Выход из данной ситуации мы  нашли в создании таких педагогических  условий, когда каждый ребенок включен в коммуникативную деятельность независимо от способностей к иностранному языку.  Организуя процесс обучения, мы расширяем рамки учебной программы в отношении такого вида деятельности, как говорение. Используемые коммуникативные упражнения предназначены для начального этапа изучения иностранного языка в школе (1-4 классы) и детском саду и могут быть использованы не только для изучения иностранного языка, но и русского языка, других предметов в начальной школе, во внеурочной деятельности и для организации образовательной деятельности дошкольников.

             Обучение общению на иностранном языке в начальной школе и детском саду  основывается на эмоционально-образном мышлении детей, поэтому на этом уровне учебной деятельности мы используем тренировочные и игровые монологические и диалогические коммуникативные упражнения.

Тренировочные упражнения способствуют формированию, обработке и актуализации лексических, грамматических и речевых единиц.

Речевая зарядка – это вопросно-ответное упражнение, которое проводится в начале урока. Для того чтобы сделать это упражнение более необычным и интересным, мы используем в нем элементы игры или представления. Примером может служить формирование коммуникативных умений по теме «Знакомство». Учащиеся выучили необходимые речевые обороты и клише, и при проведении речевой зарядки мы приглашаем одного из детей, надеваем на него элементы костюма известного детского персонажа (Незнайки, Дюймовочки, Буратино, Вини Пуха и др.)  и побуждаем остальных учащихся спросить, как его зовут, сколько ему лет, откуда он и т.д.  

При проведении речевой зарядки по теме «Цвета», «Увлечения», «Погода» мы используем игру «Угадай-ка». Один ученик выходит к доске, называет на ухо учителю загаданный предмет, он – ведущий, а ученики (угадайки), отгадывают его, задавая вопросы, например, по теме «Цвета»:

- Is your favorite color white  (yellow, blue, red…)?

 Ведущий отвечает, кто угадал, тот становится ведущим.

Речевая эстафета – это тоже форма актуализации речевых единиц. Это командное задание, в нем ценится не только правильность выполнения заданий, но и быстрота.  

Ученики делятся на 2 команды, они становятся в две шеренги, учитель называет тему эстафеты, например, «Знакомство». Первый вопрос по данной теме впереди стоящему члену команды задает учитель, ребенок отвечает и задает свой вопрос следующему за ним участнику. Так продолжается по цепочке, пока не ответят все члены команды.  Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее задаст вопросы и ответит на них.

Лексическая физкультминутка – позволяет сменить вид деятельности на уроке, размяться и повторить лексику, тренировать навыки аудирования. Учитель называет слова по определенной теме, учащиеся стоят, если он называет слово не по теме, ученики подпрыгивают.

Игровые упражнения

Волшебная коробочка: в коробочку учитель кладет школьные принадлежности, игрушки или картинки с наглядностью по теме, а ученики отгадывают, что в коробочке, задавая  друг другу вопросы на иностранном языке [3, с.150]

 «Домино»: на одной части карточки написан ответ на предыдущий вопрос, на второй части новый вопрос. Нужно найти ответ на него, а на этой карточке будет следующий вопрос и т.д., например:

What is your name?

My name is Helen

How are you?

В детском саду, где воспитанники еще не умеют читать, можно изготовить такое домино, используя пиктографическое письмо.

Игра «Незнайка и Знайка»  проводится в парах – Незнайка задает вопросы по теме, Знайка отвечает, темы у каждой пары могут быть разные (при завершении изучения темы) или одинаковые (при обработке новых речевых оборотов и лексики).  Возможность говорить не от своего имени, а от имени персонажа, позволяет детям освободиться от страха, стеснительности, замкнутости. Игра разрушает психологический барьер, стимулирует интерес, фантазию, раскрывает творческие возможности.

Игра «Речевая цепь» служит для автоматизации употребления речевых оборотов и лексики, например,  работая над темой «Одежда» дети  становятся в круг, берутся за руки, образуя цепь, внутри нее стоит учитель – ведущий, он показывает картинки  с людьми, одетыми в разную одежду, и спрашивает: «Кто это, и во что одет?». Участники игры по цепочке описывают картинки; кто ошибается, размыкает цепь, он может снова ее сомкнуть, если ответит верно.

Игра «Аукцион»: ребята делятся на 2 команды, учитель задает тему, и участники «аукциона» по очереди из каждой команды говорят предложения по теме; какая команда скажет больше предложений, та и победила.

Игра «Волшебный кубик» служит для тренировки лексики и речевых навыков по теме «Цвета». Куб сделан из картона такой величины, чтобы его было удобно ловить руками. Каждая грань кубика оклеивается цветной бумагой разного цвета. При повторении лексики учитель бросает кубик ученикам, а они называют цвет грани, которая повернута к ним. На каждую грань можно также наклеить небольшое изображение предметов мебели, животных, овощей или фруктов (в зависимости от темы). Таким образом,  учащиеся уже не просто называют цвет, но строят предложения типа: A sofa is red. A pear is yellow.

Игра «Волшебный мешочек»: учитель приносит мешочек, в котором спрятаны предметы (игрушки, школьные предметы, муляжи овощей и фруктов), ребята засовывают руку в мешочек и вынимают предмет, называют его, цвет или размер предмета, нравится он им или нет и т.д. Например: This is a tomato. The tomato is red. I like tomatoes.  

Игра «Лото»  используется нами для контроля понимания прочитанного или услышанного сообщения на иностранном языке. Ученикам раздаются карточки с изображениями разных предметов или действий и кружочки для того, чтобы их закрыть. В процессе чтения или аудирования текста ребята закрывают те изображения, которые упоминались в тексте (возможны другие задания). Учитель, посмотрев на закрытые окошки карточек, определяет степень понимания информации учащимися.

Игра «Где живет животное». При изучении темы «Животные» мы используем карту мира для того, чтобы закрепить лексику по теме,  а также познакомить детей с названиями материков  на английском языке и расширить их знания об окружающем мире. Детям раздаются картонные фигурки зверей с креплениями на обратной стороне, и каждый ученик крепит свою фигурку на тот материк на карте, на котором обитает это животное, произнося соответствующую фразу. Например: A monkey lives in Africa (обезьяна живет в Африке) или A kangaroo lives in Australia (кенгуру живет в Австралии)

Диалогические упражнения

Игра «В магазине»  развивает диалогическую речь, способствует усвоению норм речевого этикета своей страны и стран изучаемого языка. Эту игру мы используем  при изучении тем «Продукты», «Одежда», «Игрушки», «Животные». Параллельно идет тренировка лексики и речевых оборотов по темам «Цвета», «Размер», указательные местоимения. Пример диалога по теме «Одежда»:

- Hello. What would you like?            - Hello. I would like a dress.

- What color?                                       - Red, please.

- Here you are.                                     - Thank you. Good bye.

- You are welcome.

Игра «В кафе»: на магнитной доске с помощью магнитов развешиваются картинки разных блюд и напитков, учителем задается время (завтрак, обед, ужин). Один из учащихся играет роль официанта, остальные учащиеся – посетители кафе. Официант передает одному из детей меню, в котором написаны названия блюд и напитков на английском и есть их фото, посетитель выбирает и называет нужное блюдо, таким образом, разыгрывается диалог между официантом и посетителем:

-Hello!                               -Hello!

-What would you like?      -A cup of tea, some cheese and sandwich, please!

-Here you are. («Официант» снимает соответствующие картинки с магнитной доски и передает «посетителю»).  

 -Thank you!                      -You are welcome!

       Опыт использования комплекса представленных коммуникативных упражнений в процессе обучения иностранному языку в начальной школе и детском саду показывает наличие стойкого интереса к изучению английского языка у учащихся, а также способствует достижению прочности знаний по предмету. Комплекс игровых коммуникативных упражнений развивает умения монологической и диалогической речи в интересной  и познавательной форме, соответствует потребностям дошкольников и учащихся младшего школьного возраста.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бухбиндер В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения //Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках / В. А. Бухбиндер. - Киев: КГУ, 1980.- 568 с.

2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе/ И.А.Зимняя. - М.: Просвещение, 1991.- 248 с.

3. Филина М.Л. Комплексная программа обучения английскому языку детей 4-7 лет: планирование, занятия, игры/ М.Л.Филина. – Волгоград: Учитель, 2009. - 175 с.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе.

Данная работа представляет собой теоретическое обоснование использования дидактической игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников...

Активные формы и методы преподавания окружающего мира как средство формирования познавательного интереса учащихся

Для использования в работе, а также для выступления на ШМО учителей начальных классов...

Подготовка к олимпиадам как средство формирования познавательного интереса к математике у младших школьников.

Теоретические основы организации работы по подготовке к олимпиадам с целью развития познавательного интереса у младших школьников. Из истории проведения математических олимпиад. Содержание и организац...

Презентация "Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе"

Представлена презентация к докладу по теме "Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе". В презентации представлен материал, отражающий представл...

Концепция «Кружковая работа как средство формирования познавательного интереса к математике у младших школьников»

Одним из наиболее значимых средств формирования такого интереса у младших школьников является организация и проведение занятий математических кружков....

Курсовая работа "Внеурочная деятельность как средство формирования познавательного интереса к изучению английского языка у младших школьников»

Актуальность проблемы исследования. Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В последние годы психологами и педагогами констатируе...