Эссе «Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ"
статья по теме

Роженкова Ирина Леонидовна

Предлагаю Вашему вниманию эссе (зачетная работа на курсах повышения квалификации) на тему

«Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

Тема эссе:

«Методика развития познавательного интереса

у учащихся в курсе ОРКСЭ»

Слушатель специальных курсов повышения квалификации ВСЕ -60

Роженкова Ирина Леонидовна

Гимназия № 1591 ВАО

Москва 2012

Проблема формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации.

Современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями.

Вполне объяснимо внимание науки к познавательным интересам, которые в становлении личности играют роль ценных мотивов деятельности, а при некоторых условиях становятся чертой личности и обнаруживают себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний.

Познавательный интерес представляет собой особый сплав важнейших для развития личности психологических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляются: активный поиск; догадка; исследовательский подход; готовность к решению задач.

Эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес, выражаются:
эмоциями удивления; чувством интеллектуальной радости; чувством успеха.
В этом своеобразном сплаве психических процессов важнейшим элементом является волевое усилие, которое так же лежит в основе познавательного интереса.

Цель образовательного процесса – обеспечить успешную адаптацию учеников к жизни в современном обществе. И, на мой взгляд, этому в большой степени будет способствовать введение нового курса «Основы религиозных культур и светской этики» на первой ступени образования. Именно учитель начальной школы, приобщая детей к духовным и культурным ценностям народа, закладывает основы формирования высоконравственной личности, истинного патриота своей страны.

Каждый учитель, планирующий преподавать курс ОРКСЭ, должен подобрать для себя систему приемов и методов, направленную на развитие процессов мышления каждого ученика. А это невозможно без развития познавательного интереса ребенка. Ни для кого не секрет, что лучше запоминается то, что интересно. Когда у ученика глаза светятся от познания чего-то нового – это верный признак дальнейшего роста и развития познавательного интереса к предмету и миропониманию в целом.

Какие методы и приемы я лично планирую использовать в своей работе по ведению курса ОРКСЭ? Они мало чем отличаются от методов, применяемых на других уроках в начальной школе, т.к. я заинтересована, чтобы мои ученики прочно усвоили материал школьной программы. А значит, я стремлюсь каждый урок сделать интересным, насыщенным, содержательным. А главное – чем-то удивить своих учеников, чтобы им было ИНТЕРЕСНО. Удивление – сильный стимул познания. Ученики удивляются рассказам, связанным с историей своей семьи, своего города, мира в целом.

Уроки необходимо строить так, чтобы дети имели возможность расширить свой кругозор, развивать любознательность и пытливость, тренировать внимание, память, воображение. В этом помогут задания на преобразование и видоизменение каких-то историй, на поиск дополнительной информации, работу над мини-проектами.

Проблемное обучение так же призвано формировать познавательные интересы учащихся. Перед детьми ставится проблема, решение которой надо найти в беседе, диспуте, рассуждении, доказательстве своей точки зрения. Для поиска ответа необходимо обратиться к дополнительным источникам информации. Дискуссия дает возможность привлечь учащихся к диалогу, учебный материал осваивается не на уровне воспроизведения, а более осознанно, на уровне творчества.

Ребенок 9-11 лет невероятно быстро способен включаться в творческую деятельность, которая связана с работой воображения, активным применением приобретенных знаний и умений, использованием дополнительного материала.

На уроках необходимо организовывать и групповую работу (4-5 человек). Группы могут быть организованы учителем или самими учащимися по принципу симпатии. В группах предлагаю ребятам сочинить свою историю на заданную тему, придумать продолжение рассказанной истории, инсценировать произведение, подготовить выступление-рассуждение на тему.

На мой взгляд, развитию познавательного интереса и эстетического вкуса будет способствовать использование фрагментов художественной литературы, поэзии, музыки, фильмов, репродукции картин и памятников архитектуры. Это делает уроки красивыми и духовно наполненными.

В зависимости от темы и погодных условий, планирую проводить уроки на улице. Это могут быть уроки-беседы в парке (на территории школы), экскурсии в непосредственной близости к школе (если позволят условия).

Думаю, что применение перечисленных методов и приемов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса ОРКСЭ обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему: «Методика развития познавательного интереса у младших школьников в курсе ОРГСЭ»

Учителю, преподающему курс ОРКСЭ в 4-ом классе, необходимо подобрать определённую систему приемов и методов, направленную на развитие  мышления каждого ученика. А это, без развития познавательног...

Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ

Постаралась описать приемы и методы повышения интереса к новому курсы ОРКСЭ...

Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе "Основы религиозных культур и светской этики."

Особенности комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики."...

« Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ»

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован       «не только на регулятивный, но ...

Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ.

Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ....

Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ.

Огромная роль познавательного интереса в образовательном процессе обучения учащихся - жизненно- необходимый фактор становления личности ....

методика развития познавательного интереса учащихся

методика развития познавательного интереса учащихся в курсе ОРКСЭ...