Главные вкладки

    Эссе на тему: «Методика развития познавательного интереса у младших школьников в курсе ОРГСЭ»
    план-конспект урока (4 класс) по теме

    Учителю, преподающему курс ОРКСЭ в 4-ом классе, необходимо подобрать определённую систему приемов и методов, направленную на развитие  мышления каждого ученика. А это, без развития познавательного интереса ребенка,  невозможно. Всем известно, что лучше всего ребёнок запоминает то, что ему интересно. Когда  г лаза наших учеников светятся от познавания  нового, для учителя  это знак, что идёт процесс развития познавательного интереса к предмету.  А это достигается разнообразными методами работы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методика развития познавательного интереса у младших школьников в курсе ОРГСЭ

         В условиях развития современного общества и введения Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы второго поколения необходимо обратить особое внимание на на формирование у детей младшего школьного возраста мотиваций к осознанному нравственному поведению и диалогу с людьми других мировоззрений и культур. Среди многих задач начальной ступени образования стандарт особо выделяет следующие:

    становление основ гражданской идентичности и мировоззрения;

    духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

         Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, изучается в период перехода детей к младшему подростковому возрасту и подготовке к изменению статуса младшего школьника на учащегося основной ступени. Учебный курс ОРКСЭ является важным звеном в курсе предметов «Окружающий мир» и «История», так как основан на культуроведческом подходе.

         Работая в УМК «Школа 2100», я убедилась, что  программы по Литературному чтению, Окружающему миру и Истории тесно связаны друг с другом. Начиная с 1-го класса красной нитью проходит работа по воспитанию нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, что является неотъемлемой частью духовных традиций народов России, что хорошо готовят к появлению нового учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Многие разделы и темы уже обсуждались на примерах литературных произведений.

         При подготовке к учебным занятиям я поняла, что очень важно найти ту струнку души ребёнка, чтобы вызвать не только интерес к предмету, но и побудить душевные размышления и сопереживания. Значит, традиционного преподавания предмета будет недостаточно. При подготовке урока использую современные образовательные технологии:          

    проблемное и интерактивное обучение;

    технология критического мышления;

    организация дискуссий;

    технология познавательного конфликта;

    проектной и исследовательской деятельности.

    Большую помощь оказывают в работе материалы полученные на курсах (презентации, лекционные материалы). На уроках ОРГСЭ осуществляю свою деятельность по следующим направлениям:

    приобретение и использование учащимися знаний, полученных в повседневной жизни в ходе своего или на основе чужого опыта;

    развитие познавательного интереса, творческих способностей, стремления к самостоятельному приобретению знаний, основываясь на жизненных интересах и потребностях своего ребёнка;

    воспитание толерантности, уважения к истории и культуре своего народа и народов мира.

         Для наиболее полного формирования активного, творческого, самостоятельного человека помогает использование в работе технологии деятельностного метода.

         Однако, как показала практика мирового образования, обучение нравственности непременно наталкивается на определенные трудности.

    Одна из них, это изучение нравственности как изучение школьного предмета.

         Это же заставляет учителя по-иному выстраивать процесс урока. Так по каждой теме курса учебники дают лишь два-три основных понятия. Чаще всего для освоения данных понятий на уроке потребуется минут 10 на их понимание. А дальше, в течение оставшейся, (большей) части, урока учитель вместе с учениками не спеша «осваивает» эти понятия: рассматривает с разных точек зрения, применяет к конкретным знакомым условиям, опираясь на литературные произведения, стараясь перевести абстрактные понятия в конкретные ситуации из жизни своих учеников.

    Получается, что самой распространенной формой проведения занятий по ОРКСЭ должна стать дискуссия, свободный обмен мнениями (особенно в начальных классах), а вовсе не урок лекционного типа. Понятно, что полностью «завершиться» такая дискуссия не может, но он должен дать толчок для душевных размышлений ребёнка. Урок ОРКСЭ всегда должен быть содержательно открытым. Нельзя, например, задать на дом «выучить определение доброты» или «выучить причины нарушения нравственных норм общества». Подобные задания моментально сведут к нулю все воспитательные старания учителя, ради которых и проводятся подобные уроки.

    Основным метапредметным навыком, который должен постоянно отрабатываться  на уроках ОРГСЭ, должен быть навык рефлексии, так как далеко не каждый ребёнок будет говорить обо всём открыто. Вот здесь и должен помочь пример учителя. Естественно требовать от каждого учителя владения своим предметом на уровне «выше ученического». Причем в понятие «владение предметом» входят не только, и не столько, теоретические знания, сколько осуществление этих знаний в виде повседневного их применения. Для учеников каждый учитель — это целостная личность.

         Необходимая для личностного развития и роста позиция «Я-сам» направляется учителем целенаправленно, но, обязательно, незаметно.

         Домашние задания по курсу должны носить творческий характер. Это может быть :

    мини-доклад;

    составление кроссворда;

    презентация;

    элемент исследования

    рисунок

    поиск вопросов для викторины;

    интервью;

    игра;

    составление ребуса;

    эссе.

    Цель уроков ОРГСЭ - это дать понятие и объяснение значений важных слов, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России: духовность и культура, ценности и идеалы, мораль и нравственность, добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, справедливость и милосердие, счастье и смысл жизни, семейные и народные традиции, религиозные и светские правила, этика и этикет.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие познавательного интереса у младших школьников

    Аксиомой является мнение, что обучение чтению обеспечивает сохранность и пополнение запаса знаний, возможность использования из при любых обстоятельствах. Сложность заключается в том, как пробудить у ...

    Особенности развития познавательного интереса у младших школьников.

    Формирование познавательной деятельности младших школьников, возможно, если в образовательном процессе будут созданы условия для актуализации познавательных особенностей учащихся в учебной и внеучебно...

    Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

    Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

    Статья "Развитие познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития посредством дидактических игр на уроках русского языка"

     Проблема развития познавательного интереса у младших школьников разрабатывалась в трудах философов, педагогов и психологов – А. С. Белкина, Х. Ж. Ганеева, В. А. Гусева, В. А. Крутецкого, ...

    Статья "Основы развития познавательного интереса у младших школьников".

    Основы развития познавательного интереса у младших школьников Можно выделить четыре основных аспекта, формирующих познавательный процесс и отвечающих за познавательные способности каждого человека: па...