Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ.
методическая разработка (4 класс) по теме

Гришина (Клюева) Юлия Викторовна

Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_orkse.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению и носит поисковый характер. Под его влиянием у учащихся постоянно возникают вопросы, ответы на которые они ищут сами. При этом поисковая деятельность ученика совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

Я считаю, что на уроках ребенку должно быть интересно, а на уроках по изучению религии, особенно. Ведь, если ребенку интересно, то он лучше воспринимает материал, значит, усилия учителя не будут напрасными.

Какие же методы и приемы можно использовать на уроках ОРКСЭ? Используя личный опыт и просмотрев методическую литературу, я составила примерный список таких приемов, которые заинтересуют ребенка.

  1. Рисование. Все дети любят рисовать. Рисование — творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, быть собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как и игра, — это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.  Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Практически на каждом уроке можно найти подходящий сюжет для рисования.
  2. Поделки. Примыкают к рисованию. Можно предложить ребенку вылепить храм, сделать открытку к празднику и т. д. Я считаю, это будет прекрасным домашним заданием для ребенка.
  3. Пение. Мои ученики (как и я) любят петь. Им легче запомнить песню, чем стихотворение. Когда я слушала лекции Шубиной Юлии Сергеевны, я представляла, как мы с учениками будем петь притчи, использованные в данном курсе в переложении  С. Копыловой.
  4. Использование иллюстративного материала. У учеников младших классов преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать на каждом уроке иллюстративный материал. Оборудование кабинета позволяет мне использовать на уроках презентации, компьютерные программы, показывать фильмы и мультфильмы.
  5. Использование художественной литературы. Может быть, сердце маленького поэта раскроется скорее на слова поэта, чем на сухие слова учебника? Еще здесь я вижу возможность интеграции уроков ОРКСЭ с уроками литературного чтения. Почему бы, например, при изучении темы Рождества не провести урок внеклассного чтения на тему «Святочные рассказы»?

Работа с пословицами: Надо привести пример из жизни преподобного, иллюстрирующий эту пословицу.

- Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Д. Преподобный Сергий почитал своих родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители попросили его остаться и позаботиться о них, и

преподобный Сергий их послушался.

У. Жить - Богу служить.

Д. Преподобный Сергий всю свою жизнь посвятил Богу. Он жид по Божиим заповедям, любил Бога. С детства он любил молиться, читать божественные книги; в юности он ушел в лес, чтобы никто не мешал ему молиться.

У. Послушание паче поста и молитвы.

Д. Отрок Варфоломей послушался старца, когда тот велел ему читать книгу. Варфоломею было стыдно, ведь он не умел читать, но он послушался старца и легко прочитал. Потом он послушался своих родителей, когда они попросили его не становиться монахом до их смерти.

У. Умный смиряется, глупый надувается.

Д. Преподобный Сергий жил очень скромно. Однажды к нему пришел

крестьянин, а в это время святой работал на огороде. Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам и огорчился, что не увидел преподобного Сергия. Но тут в монастырь приехал князь, и крестьянин увидел, что князь берет благословение у того старца, которого он назвал нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке, и преподобный его утешил.

У. С молитвою в устах, с работою в руках.

Д. Так жил преподобный Сергий с детства. Много молился, но и работы не избегал, хотя был боярским сыном.

  1. Инсценировка. Из предыдущего пункта вытекает и возможность инсценировать какое-либо произведение или устроить литературную гостиную, или сделать рождественский вертеп…
  2. Игра-соревнование. Не секрет, что игра остается у младших школьников одним из главных видов деятельности. Мои ученики очень любят соревноваться по командам, особенно, если в конце игры ждут призы и хорошие отметки. Хочу привести пример такой игры по теме «Рождество».

II. Сообщение темы урока У. Угадайте, что это.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? Д. Елка.

Сегодня вы не только узнаете, как праздновали Рождество у нас на Руси,

но и примете участие в конкурсах. Разделитесь на команды по рядам.

Посмотрите на доску, у каждого ряда будет своя бумажная елочка, которую

надо будет украсить. За каждый правильный ответ я буду вешать на елку

игрушку. Выиграет та команда, у которой на елочке будет больше игрушек.

III. Основная часть урока

У. Для того чтобы достойно встретить Рождество, надо поститься.

Что такое пост?

Д. Это такое время, когда люди воздерживаются от лишней и определенной

пищи и своих нехороших привычек.

У. Пост прежде всего установлен для того, чтобы помочь человеку очистить

себя от грехов. Во время поста мы каемся, исповедуем грехи - избавляемся от них, исправляемся и в чистоте души встречаем праздник.

Пост самое подходящее время, чтобы помочь ближним. Первое задание:

приведите примеры, как мы можем помочь ближним.

Дети отвечают. Ответы оцениваются и вывешиваются игрушки.

У. А теперь второе задание. Каждой команде дается стихотворение о

Рождестве. Вы должны подготовиться и прочитать его с выражением.

Дети читают стихотворения.

* * *

Ночь тиха, по тверди зыбкой

Звезды южные дрожат.

Очи Матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

Ясли тихо светят взору,

Озарен Марии лик,

Звездный хор к иному хору

Слухом трепетным приник.

И над Ним горит высоко

Та звезда далеких стран:

С ней несут цари Востока

Злато, смирну и ладан.

(А. Фет)

Того, Кто вечно был и есть.

Рождает миру Дева днесь.

И Неприступному Ему

Непостижимому уму

Земля нашла уже приют.

И в небе ангелы поют,

И пастухи спешат с холма,

И пред звездой теснится тьма,

А за звездой идут волхвы.

И в эту ночь познали мы,

Как ради нас родиться мог Младенец –

Он же вечный Бог. (В. Шидловский)

Явление ангела пастырям

Встаньте и пойдите

В город Вифлеем;

Души усладите

И скажите всем;

«Спас пришел к народу,

Спас явился в мир!

Слава в вышних Богу,

И на земли мир!

Там, где отдыхает .

Бессловесна тварь,

В яслях почивает

Всего мира Царь!» .

(Е. Ганская)

А теперь следующее задание: я загадываю загадки. Чья команда быстрее

поднимет руку. та и отвечает.

Где родился наш Спаситель

-Место вам известно всем.

Ну скорее назовите.

Это город... Д. Вифлеем.

У. К Малышу

на День рожденья

Дружно прибыли волхвы:

Принесли в подарок деньги?

Нет? А что? Скажите вы. Д. Золото, ладан, смирну.

У. Соломку вместо пеленок

Имеет в яслях Ребенок;

В нужде Он родился и рос,

А звали Его... Д. Иисус Христос.

У. Взвесить нельзя,

Измерить нельзя,                            

А жить без того нельзя.  

Д.Душа

У. По вечерам в святые дни люди ходили колядовать, то есть славить

Христа по домам. Этих людей называли христославами. Народные песни про

Рождество Христово, которые они пели. называют колядками.

Следующее задание: прослушайте колядку и скажите, о каких событиях в ней

говорится.

Слова колядок можно написать на доске.

Рождество Христово

Пастыри в пещеру

Первые пришли

И Младенца Бога

С Матерью нашли.

Стояли, молились,

Христу поклонились.

Днесь Христово Рождество.

Небо и земля

Во Вифлееме, во Вифлееме

Весела новина!

Чистая Дева, Чистая Дева

Породила Сына!

Радуйтеся все людие...

Пришли к Нему три царя,

Поклон кладут, дают дары.

Веселая нам новина.

Породила Дева Сына,

Мария, Мария, Мария.

Дети отвечают. Учитель подводит итоги.

- Часто .христославы носили вертеп - это ящик, уподобленный пещере,

укрывшей Богомладенца. В вертепе были представлены изображения Девы

Марии, Иосифа, Спасителя. Иногда изображали еще пастухов и волхвов. Со

временем ящичек претерпел изменения. Теперь он уже напоминал не пещерку,

а часовенку, олицетворяющую Церковь Христову. Но бывают вертепы, которые

никто не носит, их ставят в середине храма, убирают цветами и хвойными

ветками, а внутрь ставят икону Рождества Христова.

Теперь вам новое задание: часто в вертепе фигурки двигались, и можно

было увидеть представление. У меня в руках пьеса для вертепа, она

называется «Ирод-царь», а написал ее Тихомирова. Но вот беда: в книге

пропали надписи, кто из героев какие слова говорит. Но я думаю, вы мне

поможете? Итак,- кто говорит такие слова?

Вот увидел я звезду -

И за ней иду.

Звезда-то не простая,

Не волшебная, а святая.

А почему святая,

Я еще не знаю. Д. Мудрец.

У Я пастырей кликаю,

Возвестить им хочу радость великую;

Народился наш Спаситель Господь,

Воплотился в человеческую плоть.

На земле и в небесах торжество,

Христа Бога Рождество!

И вы, пастыри, пойдите к Нему,

Поклонитесь Ему  Д. Ангелы.

Сослужи мне, генерал, службу важную,

Собери мою рать отважную,

С нею в город Вифлеем пойди, .

 По домам-дворам по всем пройди,

Где младенца какого найдете,

Там его и убьете,

Не щадите ни самого малого,

Ни годовалого, ни двухгодовалого,

А найдете новорожденного - убивайте и

оного. Д. Царь Ирод.

IV. Закрепление материала

У. Сегодня вы узнали о том, как праздновали Рождество наши предки. А для

того чтобы проверить, как вы это усвоили, я предлагаю такое задание: я

пишу на доске слова, а команды объясняют их значение.

 

Святки — время от Рождества до Крещения. Кутья-сочиво - каша из зерен с

медом, которую едят под Рождество.

Колядки - народные песни про Рождество Христово. Колядовать - ходить по

домам с поздравлениями, песнями.

Христославы — те, кто в праздник Рождества Христова ходят по домам

славить Христа,

Вертеп — ящичек, изображающий пещеру, в которой родился Христос.

V. Подведение итогов

У. Вы все сегодня хорошо поработали. А теперь посчитаем, какая команда

собрала больше игрушек на своей елке. Победила ... команда, давайте

поздравим ее.

  1. Занимательные задания (вставь пропущенное слово, расположи в  определенной последовательности, найди лишнее слово).

Задание по теме : «Пост».

1. Великий пост продолжается... дней. (Сорок.)

2. В конце Великого поста мы можем оглянуться назад и сказать, что мы

молились и... с усердием. (Постились.)

3. Церковь часто призывает нас: «Приидите и... Богу» на протяжении всего

Великого поста, (Поклонитесь.)

4. Когда мы по-настоящему стараемся соблюдать Великий пост, мы

становимся лучше и готовы... Богу и людям. (Служить.)

  1. Проблемный вопрос. Например, на урок, посвященный святым, можно принести шкатулку и попросить детей отгадать, что в ней находится. А потом попоросить ответить, как этот предмет связан с темой урока? (В шкатулке находилась деревянная игрушка, такая , какие изготавливали монахи Троице-Сергиевой Лавры).

В заключение хотелось бы добавить, что в начальной школе многое зависит от личности учителя, поэтому учителю должен нравиться преподаваемый предмет, тогда он сможет проявить свое творчество и придумать еще много различных приемов для того, чтобы у учащихся на уроках ОРКСЭ развивался познавательный интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ"

Предлагаю Вашему вниманию эссе (зачетная работа на курсах повышения квалификации) на тему«Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ»...

Эссе на тему: «Методика развития познавательного интереса у младших школьников в курсе ОРГСЭ»

Учителю, преподающему курс ОРКСЭ в 4-ом классе, необходимо подобрать определённую систему приемов и методов, направленную на развитие  мышления каждого ученика. А это, без развития познавательног...

Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ

Постаралась описать приемы и методы повышения интереса к новому курсы ОРКСЭ...

Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе "Основы религиозных культур и светской этики."

Особенности комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики."...

« Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ»

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован       «не только на регулятивный, но ...

Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ.

Огромная роль познавательного интереса в образовательном процессе обучения учащихся - жизненно- необходимый фактор становления личности ....

методика развития познавательного интереса учащихся

методика развития познавательного интереса учащихся в курсе ОРКСЭ...