развитие младшего школьника в группе продленного дня
презентация по теме

Обобщение опыта работы в группе продлённого дня.  Презентация защиты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школы № 25

Тема:  Развитие младшего школьника в группе продлённого дня.

Автор:   Федченко Татьяна Николаевна

воспитатель группы продлённого дня,

1квалификационная категория, стаж – 15 лет

 

 

2010 г

Содержание:

  1. Введение _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  стр. 3

  1. Моя любимая продлёнка _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _   стр. 5
  1. Режим группы продлённого дня _  _  _  _  _  _  _   стр. 5

  1. Значение оригами для развития ребёнка _  _  _  _  _  _  стр. 8
  1. Что необходимо знать воспитателю группы

продлённого дня _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _стр. 10

  1. Польза от оригами глазами школьного психолога  стр. 11

  1. Праздник для младших школьников как средство

развития и воспитания _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  стр. 13

  1. Игры и конкурсы _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _ стр. 14

  1. Заключение _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  стр. 16

  1. Библиография и источники информации _  _  _  _  _  _  стр. 19

  1. Приложения _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _  _ стр. 20

  1. Введение.

     В последнее десятилетие теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развития   школьников. Им посвящены научные труды, их стремятся решать с помощью различных учебников и методических пособий. Министерство образования Российской Федерации подготавливает и издает специальные программы по развивающему обучению. Все это свидетельствует о том, что проблемы интеллектуального, нравственного и физического развития школьников становятся весьма актуальными в нашем образовании, более того, одним из принципов реформы современного школьного образования является принцип его строительства в качестве подлинно развивающего образования. Необходимо отметить, что вопрос об отношении обучения и развития школьников представляет, по словам Л.С. Выготского," самый центральный и основной вопрос, без которого проблемы педагогической психологии ... не могут быть не только правильно решены, но даже поставлены"

     

     Анализируя ситуацию, связанную с развитием отдельных психических свойств школьника в процессе обучения, Д.Б. Эльконин отмечал: "К началу младшего школьного возраста и восприятие, и память уже прошли довольно длинный путь развития. Теперь для их дальнейшего совершенствования необходимо, чтобы мышление поднялось на новую, более высокую ступень развития". Л.В. Занков писал: "Наши наблюдения и специальные обследования… свидетельствуют о том, что достижение качества знаний и навыков в начальных классах не сопровождается существенными успехами в развитии учащихся".  Исходя из того, что обучение не всегда развивает, а может и затормозить развитие личности, сторонники развивающего обучения искали пути превращения учебного процесса в средство умственного развития личности.
Таким образом, если мы действительно хотим в процессе обучения достичь развития интеллекта школьников, их творческого потенциала, мы должны построить учебный процесс на научно-методических основах, используя технологии, обеспечивающие саморазвитие учащихся, т.к. известно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. К.Д. Ушинский об этом понятии говорил: "Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей".          

 

     В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

     Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться.

     Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности.

Социально-экономическое, политическое и культурное развитие современного российского общества, интеграция в мировое образовательное пространство ставят перед школой одну из приоритетных задач - формирование личности, способной преодолевать возникающие трудности, делать осознанный нравственный выбор, строить свою деятельность творчески.

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными  потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к деятельностному постижению окружающей действительности.

Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности.

На развитие ученика влияют многие факторы жизни. Социальная среда, в которой он вращается – это его семья, друзья, знакомые и не знакомые люди с которыми ему приходится сталкиваться. Общеобразовательная школа, где он получает знания, а порой проводит в ней большую часть дня, как дети посещающие   продлёнку. Школы дополнительного образования (художественная, музыкальная, спортивная), где он удовлетворяет свои потребности в самовыражении. Всё это откладывает отпечаток на развитие ребёнка как личности. Каждый из нас должен вложить в наших детей свою часть знаний, умений и навыков, чтобы помочь школьнику правильно развиваться. Вложить в него крепкую основу для его дальнейшего и успешного продвижения по жизни.  

Я как воспитатель группы продлённого дня пытаюсь решать задачи развития своими способами и ставлю перед собой следующую цель:

Использование досуговой деятельности младших школьников, посещающих группу продлённого дня, для их развития посредством занятий по оригами, конкурсов, игр, школьных праздников.

Передо мной сразу возникла проблема: может ли воспитателя группы продлённого дня  способствовать всестороннему развитию ученика. Помочь становлению личности твёрдо шагающей вперёд, преодолевая трудности, достигая поставленной перед собой цели. Но при этом будет действовать самостоятельно, не привлекая к сотрудничеству  учителей  своих воспитанников и школьного психолога.  

Одной из сложнейших задач обучения и развития в школе остается проблема творческого, нестандартного, пространственного мышления, которая связана с практической деятельностью и применением принципа наглядности. Дело в том, что, «если просто учить чему-нибудь человека, он никогда ничему не научится» говорил Бернард Шоу.

Он был прав. Мы учимся на делах. Поэтому, если чему-нибудь учить ребенка, необходимо, чтобы он делал что-либо связанное с этим, иначе все забудет, так как в голове удерживаются только те  знания, которые применяются в практической деятельности. Именно в ней формируется познавательный интерес, что помогает учащимся овладеть конкретными знаниями. Возникает необходимость не только передачи информации, но и выработки нового подхода применения знаний в практической деятельности, формирующей познавательный интерес и помогающей учащимся овладеть конкретными знаниями.

  1. Моя любимая продлёнка.

     

     Так уж сложилась судьба, что несколько лет я работаю воспитателем в группе продлённого дня с первоклассниками. Кто может быть нежнее, сложнее, беззащитнее, чем эти малыши? Чаще всего - эти дети со сложными судьбами, которые нуждаются в особом внимании. Но есть и такие, которые попали под современный прессинг бизнеса. Родители бизнесмены с утра до ночи зарабатывают деньги, а дети остаются одни, без родительского участия.

     В продлёнку зачастую приходят дети, которые живут в школе, а дома только спят. Вот и пытаюсь я в меру своих сил и способностей делать эту жизнь содержательной, интересной, правильно организовать повседневность, наполнить каждые день полезными мыслями и делами, маленькими победами и радостями.

     В нормативных документах сказано о том, что в группе продлённого дня главной является воспитательная работа, но я считаю, что без развивающих приёмов нельзя воспитать целостную личность. Поэтому я строю свою работу с детьми на параллели воспитания и развития.

    Не менее важен момент встречи детей с воспитателем и товарищами. Всегда стараюсь встретить детей с улыбкой, ласково обратится к ним, тепло поздороваться, кому – то руку положить на плечо, расспросить их об успехах на уроках. Некоторые дети сами бросаются ко мне, обнимают, пытаются сесть мне на руки и крепче прижаться. Это внимание детей очень меня радует, но с другой стороны понимаешь, что они пытаются компенсировать недостаток заботы и ласки со стороны родителей. Поощряю хорошее взаимоотношение между детьми. В наше время однодетных, часто неполных семей, продлёнка помогает побороть в себе эгоизм (см. приложение 1).

II.I.  Режим группы продленного дня.

     

     В настоящее время, когда большинство родителей одной из основных своих задач выбирают обеспечение материального благосостояния семьи и значительную часть времени заняты делами, выбор ими для своих детей занятия в группе продленного дня, как прогрессивной формы организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального развития и духовного роста совершенно очевиден.

     Задача педагога группы продленного дня состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые бы стали интересны и полезны школьнику соответствующего возраста, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально.
    Обеспечивая целенаправленность, комплексность и непрерывность воспитательного воздействия на детей, педагог создает в группе продленного дня обстановку, благоприятную для развития каждого ребенка и всего коллектива.

     Режим гпд складывается из следующих форм деятельности учащихся: бытовой, учебой, досуговой и др.
   
Бытовая деятельность. Вкрапливается во все основные виды деятельности. Она как бы цементирует весь режим учебно-воспитательной работы, создает его комфортность. Уход за телом, за одеждой, обувью, помещением, местами отдыха и т. д. осуществляется регулярно с целью выработки устойчивых привычек содержать всё в порядке. Эта работа выполняется учениками как индивидуально, так и коллективно. Для интеллектуального нравственного, эстетического, а в целом для социального становления личности этот вид деятельности имеет огромное значение.

     Учебная деятельность занимает в режиме продленного дня значительное время. В отличие от бытовой этот вид деятельности строго регламентирован и организуется в два приема. Во второй половине дня, после отдыха, самоподготовка (выполнение домашних заданий). Учебная деятельность школьников является ведущей в учебно-воспитательном процессе, и на нее возлагается главная нагрузка в духовном развитии учащихся. Она играет важную роль в умственном, нравственном и эстетическом воспитании школьников.      
     
Досуговая деятельность призвана заполнить свободное время содержательным активным отдыхом. Она организуется в индивидуальной и коллективной формах. Ученики сами выбирают вид отдыха, чтение, спортивные игры, и т. д. На эту работу ежедневно приходится до 20 % времени. Коллективная же досуговая деятельность в разные дни недели занимает 20—30% времени режима дня. По своему содержанию эта деятельность многогранна. В различных сочетаниях она включает интеллектуальную, трудовую, художественно - эстетическую спортивную и игровую. С точки зрения всестороннего воспитания и развития детей она богата разнообразием содержания и форм. Педагог, воспитатель, организующий коллективную досуговую деятельность, получает в свое распоряжение мощное средство воздействия на детей во внеурочное время. Среди форм организации воспитательного и развивающего процесса в практике работы групп продленного дня довольно широко используются мероприятия и сравнительно реже — занятия. Встречаются в практике работы простые и сложные мероприятия. Среди сложных в организационном плане видов мероприятий особо выделяются праздники, соревнования, концерты, конкурсы, сложные игры. Все они требуют разработки сценария, предусматривающего разноплановую деятельность детей.
    Однако целый ряд мероприятий может проводиться и в простых организационных формах, в таких, к примеру, как беседа, чтение, слушание музыки, викторины, встречи с интересными людьми. Все эти мероприятия просты, не требуют длительной подготовки.
Занятие не может существовать в разовом исполнении и имеет педагогический смысл только в ряду себе подобных. С помощью занятий, как правило, организуется разнообразная послеурочная деятельность школьников.

     Режим группы
продленного дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он характеризуется определенным расположением урочных и внеурочных занятий в течение дня, недели, года. Его структура складывается из следующих частей: уроки, активный отдых, самоподготовка, внеурочная деятельность, занятия по интересам, прогулки, экскурсии. Переход к игровым и самодеятельным формам занятий, физические нагрузки, многообразие связей при общении, как правило, способствуют снятию утомления. Особое место в режиме дня занимает самоподготовка, которая должна проводиться в одно и то же время. Продолжительность ее не должна превышать нормы. Очень важно, чтобы большая часть домашних заданий выполнялась школьниками на продленном дне.

Режим группы продлённого дня

1 класс

МОУ СОШ № 25

1.Прием  детей  из  класса (беседа с учителями об индивидуальных заданиях для своих подопечных, выяснение особенностей нестандартного поведения некоторых детей)_________________________________________________________11.15

2. Прогулка (включает в себя спортивный и игровой  час на свежем воздухе)__________________________________________________________________11.10

3. Обед_____________________________________________________________13.00

4. Самоподготовка (развивающий час)_________________________________13.30

5. Клубный  час_____________________________________________________15.30

6. Уход  домой______________________________________________________17.00

    Прогулка. Много лет назад я хорошо усвоила методическое правило: прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся. Поэтому гуляем мы в любую погоду. Обязательно! Исключение составляют актированные дни зимой

(- 20° С и ниже). В такие дни у детей наблюдается неадекватное поведение, озлобленность, нервозность. Компенсировать недостаток прогулки пытаюсь путём проветривания кабинета и подвижных игр в рекриации.

     Самый ответственный период пребывания детей в продлёнке – это час самоподготовки. Основные требования к ученику в процессе самоподготовки: самостоятельность, прилежание, экономное использование времени. Под руководством воспитателя дети должны развивать самостоятельность, уверенность в своих силах, испытывать чувство гордости за проделанную работу. Вторая половина дня, время после прогулки, чаще всего внимание у детей неустойчивое, задания у всех разные. Чтобы быстро организовать детей, заставить их вдумчиво трудиться, я применяю метод Г. Сытина (см. приложение 2). Перед началом работы мы настраиваемся, а так же проводим развивающую разминку. В неё включены материалы на развитие речи, обогащение словарного запаса, тренировка внимания, памяти, закладывание основ творчества. В этом мне помогают следующие книги: И.Г.Сухин «Книга затей.», В.Волина «Праздник числа», А.В.Ястребов, О.И.Лазаренко «Досуг и занятия в группе продлённого дня»…..

     В свободное время все дети стремятся к игровой деятельности, игра для некоторых из них является смыслом жизни. В подвижных играх дети развивают в первую очередь свои физические способности; через сюжетно-ролевые игры они успешно осваивают элементы человеческой деятельности, а с помощью дидактических игр  лучше усваивают и углубляют знания учебной программы. Во время, отведённое для игр, даю полную свободу выбора. Они группируются по интересам, а моя задача помочь детям-одиночкам определиться с игрой.

  1. Значение оригами для развития ребёнка.

     Как быстро летит время. Как незаметно растут наши дети. Развитие ребёнка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость. Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг, произнёс первое слово, удивил своим

 «я сам» и, вот, он уже весело скачет по дорожке, делится своими впечатлениями, с удовольствием выполняет поручение. Нас поражает быстрота его успехов: вчера ещё не мог, сегодня уже справляется.

      Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности все это факты, характеризующие развитие ребенка.

      Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, внимание, память, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.

     С первых же дней ребёнок должен сидеть за партой 40-45 минут, соблюдая определённую позу,   держать определённым образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение - имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Подготовка руки ребенка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза.
    Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ - искусство, близкое ему и доступное.

     Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

     Оригами похоже на фокус – из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! С помощью оригами легко и быстро создаётся целый мир, в который можно играть. Не требуется особых способностей – получается у всех! Сложенные фигурки можно красить, украшать, оживлять любыми средствами! После раскрашивания каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер. А чтобы наши фигурки не потерялись, мы составляем аппликации. Получаются удивительные и оригинальные подарки.

     Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Оригами:      

   Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

  Развивает у детей  способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

  Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

  Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

  Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

  Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

  Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

  Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

  Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

  Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

     Оригами позволяет делать как отдельные поделки, так и составлять целые композиции. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
    Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.
    Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения.

     И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Систематические занятия с ребенком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

 III.I. Что необходимо знать воспитателю группы продлённого дня.

     Не перечислить всех достоинств оригами  для воспитателей группы продлённого дня. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Все материалы для работы можно хранить в кабинете, не заставляя детей загружать свои и без того загруженные  портфели. По своему опыту я знаю, что дети очень часто забывают приготовить то, что им говоришь накануне.  Они очень огорчаются, когда мы начинаем делать какую-нибудь поделку. А доступность материала всегда выручает. Поделки, сделанные руками детей, в технике оригами  становятся  игрушками. Поэтому очень важно получить красочную игрушку, передающую типичные внешние особенности окраски и украшения предмета. Тогда и возникает потребность в необычной бумаге с рисуночной поверхностью. Иногда даже знакомая поделка (пилотка, самолётик, цветок), выполненная из бумаги, подготовленной самостоятельно, выглядит фантастически. Необычно окрашенная бумага вызывает желание снова и снова обращаться к конструированию. Можно раскрашивать уже готовые поделки, выполненные из белой бумаги. Ведь карандаши и фломастеры являются неотъемлемой частью содержимого портфеля. Это даёт возможность разыграться воображению и превратить белый кусок бумаги в разноцветного персонажа из какого-нибудь мультфильма, например «попугая».

     Научившись конструировать игрушку, ребёнок может легко показать, как её складывать. А вот описать словами, как он это делает, ребёнку трудно. Поэтому очень важно научить его проговаривать свои действия, используя при этом специальную терминологию. Укрепление между наглядными, практическими и словесными источниками действия значительно активизирует мыслительные процессы.

     Воспроизведение действий, показанных воспитателем, не является для ученика простой механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. При слабой координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ученика известного волевого и мыслительного напряжения.

     Путём складывания бумаги по типу оригами можно получить различные поделки животных, птиц, цветов, предметов. Для достижения наибольшей выразительности поделок следует варьировать окраску и величину квадратов. Например, головные уборы можно делать из газетных листов. Сначала это пугает детей, но результат их интригует т. к. можно примерить сделанную «пилотку» на себя и тут, же организовать показ мод. Однако необходимо помнить, что на качество изделия влияет не только выбор заготовки, а, в первую очередь, тщательность, точность и аккуратность складывания, и заглаживание сгибов. Поэтому, прежде всего, нужно научить детей приёмам складывания квадрата.

     Многие фигуры, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определённого момента. Одинаковые заготовки – это базовые формы.

     Очень важно научить учеников складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата.

     Иногда, поделки в технике оригами встречаются и в учебниках технологии в начальной школе. Дети, посещающие группу продлённого дня, не испытывают трудности при изготовлении таких поделок на уроках технологии. Они становятся  первыми помощниками для учителя, что формирует у них высокую самооценку.

     Учителя начальной школы обращаются ко мне за помощью при проведении уроков труда по теме ОРИГАМИ. Вместе мы разрабатываем необходимые приёмы обучения технике оригами:

  1. Учитель объясняет приёмы складывания и показывает на своём образце – учащиеся повторяют действия.
  2. Учитель объясняет приёмы складывания, опираясь на схемы, - учащиеся выполняют.
  3. Учитель чертит схемы, не объясняя приёмов складывания, - учащиеся выполняют.
  4. Учитель предлагает нарисовать схемы складывания базовых форм.
  5. Учитель называет базовые формы – учащиеся самостоятельно складывают.
  6. Учащиеся самостоятельно объясняют схемы складывания.
  7.  Учащиеся самостоятельно объясняют и показывают приёмы складывания.

   

 III.II. Польза от оригами глазами школьного психолога.

     

Характеристика детей семилетнего возраста. Нервные связи, образующиеся в коре головного мозга, становятся прочными и устойчивыми.

     К концу дошкольного возраста скелет ребёнка становится более крепким. Руки становятся не только более сильными, но и значительно более подвижными, ловкими. Координация, точность движений быстро возрастает. Многие выполняемые учеником движения и действия стали подконтрольны его сознанию. Это говорит о возросших возможностях семилетних детей.

     Волевая регуляция движений – огромное достижение первоклассника. Она говорит о новой ступени в его общем развитии.

     У 6-7-летних детей совершенствуется вся мыслительная деятельность, включённая в процесс восприятия. Они анализируют предложенные им предметы, выделяют общие для них признаки и находят индивидуальные особенности.

     Любая мыслительная операция строится на анализе-синтезе, т. е. дроблении целого на части, элементы и выделение связи между ними, что и приводит к более глубокому пониманию целого. Этому процессу детей надо специально учить, так, чтобы они умели пользоваться каждым приёмом в определённых случаях.

     Развивающая у первоклассников способность к произвольному управлению своими действиями особенно отчётливо выступает в их памяти. У них ещё очень велико значение интереса для запоминания нужного материала.

  

      Складывая фигурки из бумаги, т.е. занимаясь оригами, ребёнок концентрирует всё свое внимание на этом сложном творческом процессе. Ведь действовать автоматически, не подключая сознания, делая оригами, невозможно. Поэтому занятия этим древним японским видом искусства являются психотерапией, которая позволяет отвлечься школьнику от повседневных уроков и забот, помогает тренировать память. Также оригами способствует повышению содружественной активности левого и правого полушарий головного мозга, поскольку во время складывания фигурок необходим одновременный контроль над движениями обеих кистей рук, что ведет к ряду положительных сдвигов в организме у ребёнка.
     Школьный психолог сделал достоверные выводы о том, что оригами:
– улучшает мелкую моторику обеих кистей рук;
– повышает активность работы обеих полушарий головного мозга;
– повышает уровень интеллекта, улучшает развитие речи;
– активизирует у малыша творческое мышление;
– развивает воображение;
– улучшает глазомер;
– снижает тревожность, пугливость, раздражительность;
– активизирует и стабилизирует хорошее настроение!

     Работая над развитием детей совместно со школьным психологом, используя технику оригами, была определена степень развития школьников в течение года. Обрабатывались данные с начала года, за полугодие и конец года. Уровень развития детей занимающихся оригами в группе продлённого дня возрастает ( см. приложение 3).

     Путём складывания бумаги по типу оригами можно получить различные виды игрушек – животных, птиц, рыб. Изделия из бумаги находят широкое применение: они используются при оформлении класса, для украшения новогодней ёлки, в проведении выставок и конкурсов по ручному труду. Дети с удовольствием делают подарки своим близким. Разработано примерное тематическое планирование занятий по оригами. Его можно посмотреть в приложении (см. приложение 4).

     Работая с детьми,  регулярно организовывались классные и школьные выставки. Были сняты серия видеофильмов по оригами (см. приложение 5). На курсовой подготовке по теме «Пользователь ПК. Программы видео, анимация и звука в педагогической практике» был разработан вводный урок по оригами «Волшебный квадрат» (см. диск).

 

  1. Праздник для младших школьников как средство воспитании и развития. 

     

     В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания и развития, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.

     Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, не обладающих определенной культурой.

   

      В педагогической литературе до сих пор не определился достаточно четкий подход к раскрытию методических основ нравственного воспитания как целостного процесса, в котором все стороны морального облика личности школьника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.

     Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

     В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так:

  – целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

     

     Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.

     Одна из форм развития нравственности - это упражнение. Упражнение – это планомерно организованное выполнение различных действий, практических дел с целью формирования и развития личности. Функции упражнения не ограничиваются лишь приучением к правильному поведению. В процессе упражнения развивается сознание, формируются взгляды и убеждения, обогащаются чувства.

       Важнейшим элементом факультативной формы является творческо-практические занятия. Они служат средством развития творческого потенциала.

     Сопутствующими формами обучения творчеству являются  массовые праздники.  Они организуются в виде народных гуляний («Масленица», «Капустник»), календарных праздников («Привет продлёнка», «Сказки матушки зимы»), тематических («Праздник ОРИГАМИ») ( см.Приложение 6, диск )  

     Школьные праздники – благодатное поле для реализации художественного потенциала ребят. В постановочных композициях, связанных с календарно-обрядовыми событиями, детям, как правило, предстоят переодевания, «вхождение в образ», необычайные художественно-эмоциональные контакты с учителями и сверстниками. А сколько радости несёт познание, казалось бы, уже давно знакомого: обрядовых эпизодов, игровых диалогов. Всё это позволяет  не только развиваться творчески, но и формировать морально нравственные качества личности. Народные праздники позволяют не забывать о наших истоках. Ведь недаром говорят, что без прошлого нет будущего. Календарные праздники – это история развития нашей страны, а это патриотическое воспитание. Каждый гражданин должен знать историю своей родины. Праздники церковные, которые стали входить в нашу жизнь – это духовное развитие и воспитание детей. Духовность поможет победить нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ».

  1.  Игры и конкурсы.

     В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения.

Л.С.Выготский

     Игра – это одна из древнейших сфер человеческой деятельности. Она является богатой почвой для общения и деятельности детей, получения знаний, формирования умений и развития творческих способностей.

     Младший школьный возраст – наиболее ответственный этап школьного детства. Сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

     Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися. Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление.

     Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития»

     Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляет особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребенка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта – мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудачи; во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребенка.

     Очень большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника. Развитие творческого мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Важно правильно воздействовать на процесс развития, так как долгое время считалось, что мышление ребенка – это как бы “недоразвитое” мышление взрослого, что ребенок с возрастом больше узнает, умнеет, становится сообразительным. А сейчас у психологов не вызывает сомнения тот факт, что мышление ребенка качественно отличается от мышления взрослого, и что развивать мышление возможно, только опираясь на знание особенностей каждого возраста. Мышление ребенка проявляется очень рано, во всех тех случаях, когда перед ребенком возникает некоторая задача. Задача эта может возникнуть стихийно (придумать интересную игру, организовать конкурсы), а может быть предложена взрослым специально для развития мышления ребенка.

     Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К.Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается нечем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры. Задача учителя – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Такую задачу, возможно, решить воспитателю группы продлённого дня. У детей на продлёнке много свободного времени, которое дети не могут сами организовать. В этом случае и приходят на помощь разные викторины, КВНы, конкурсы, которые воспитатель может разработать сам или совместно с детьми (см. приложение 7). 

Отследить уровень развития детей  посредством организации праздников, игр конкурсов можно через диагностику «Уровень творческой активности детей» (см. приложение 8). Она позволяет выявить наиболее популярные праздники, конкурсы у детей, а так же выделить из массы детей наиболее одарённых, активных. Такие дети становятся правой рукой воспитателя при организации очередных игр.

     Хочется так же поделиться опытом в создании пластилинового мультфильма. Сложность применения такой формы развития на продлёнке состоит в нехватки оборудования, невозможности доступа к этому оборудованию. Но если  в вашей школе таких проблем нет, то можете попробовать. Это очень интересно как детям, так и воспитателю (см. приложение 9, диск).

VI.     Заключение.

     Работая воспитателем группы продлённого дня, имея опыт работы с детьми младшего школьного возраста, получаешь богатую почву для взращивания развитого поколения. Только совместно с учителями своих  воспитанников, а так же со школьным психологом можно вырастить всесторонне развитую личность, умеющую ставить перед собой определённую цель и добиваться её, преодолевая  трудности. Учитель помогает добывать знания, воспитатель группы продлённого дня помогает эти знания закрепить, а психолог – отслеживает результаты,  работает с трудными детьми, корректирует процессы развития. Не смотря на то, что зачастую неблагоприятный социум влияет на наших детей, а они как губки впитываю всю информацию, даже негативную, мы должны помогать, детям, отфильтровывать худшее и крепко цементировать фундамент развития положительных качеств.

     Не смотря на кажущуюся простоту работы воспитателя, мало кто осознаёт всю его значимость в воспитании и развитии детей. Во  второй половине дня у первоклассников остаётся много свободного времени, которое опытный воспитатель будет использовать для формирования личности в ненавязчивой для ребёнка форме. По своему опыту я сделала вывод, что оригами является лучшей формой развития т.к. ОРИГАМИ – это учёба и игра удобная в применении даже для   молодого  специалиста.

     Использование оригами способствует оптимизации воспитательного и образовательного процесса младших школьников. Гармонизируется развитие детей,  воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению.

Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания младших школьников. Занятия оригами  на продлёнке формируют такие нравственные качества учащихся как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь  товарищам, желание радовать окружающих результатами своего труда.

Работа в технике оригами социально ориентирована. Ведущими мотивами этого вида деятельности для младшего школьника является стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки оригами имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким, бытовые принадлежности.

     Таким образом, работа в технике бумажного моделирования целенаправленна: мальчики и девочки видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу.

Оригами благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности младших школьников - формированию навыков общения в коллективе. Общность творческих и образовательных интересов учащихся, их родителей, учителей, воспитателей способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований.

 Оригами как вид деятельности занимает промежуточную позицию

между учебой и игрой и отвечает условиями, обеспечивающим эффективность развития творческой активности младших школьников:

• делает возможным овладение школьниками опытом самостоятельной, новой для них деятельности;

• создает информационно обогащенную досугово-развивающую среду;

• обеспечивает совместную деятельность  воспитателя и учащегося, детского воспитательного коллектива, родителей и детей;

• способствует активизации мыслительной и творческой учебной деятельности;

• оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности младшего школьника.

Таким образом, работа в технике оригами является эффективным

средством развития творческих способностей младших школьников, а

оригами, как средство обучения и воспитания может использоваться в процессе обучения в начальной школе, как на правах игровой методики, наглядного пособия, так и в качестве отдельного предмета, интегрирующего в своем содержании.

Праздники и игры – не менее важны для детей, чем оригами. Они являются неотъемлемой частью продлёнки. Опыт работы показывает, что детям нравятся игры:

  1. основанные на дидактическом материале;
  2. на внесении элементов воображаемой ситуации;
  3. с элементами ожидания и неожиданности
  4. основанные на соревновании.

     Еще одна важная причина, побуждающая активнее внедрять развивающие игры и приёмы в работу группы продлённого дня начальной школы, возможность проведении эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Это возможно, так как развивающие игры базируются на психодиагностических методиках. И, наконец, возможность представления заданий и упражнений в игровой форме, наиболее доступной для ребенка, способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода. Игровой, увлекательный характер занятий снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.

     Шагая в ногу с современными концепциями образования, изучая новые технологии мультимедиа, у меня появилась идея разработать занятия по оригами в электронном варианте. Проводить интегрированные уроки технологии и оригами с учителями начальных классов. Продолжать осваивать мультипликацию со своими воспитанниками.

     Свою работу по данной теме считаю ещё не завершенной, но то, что уже сделано, оцениваю на высоком уровне. Дальнейшее сотрудничество с психологом позволит корректировать новые формы и приёмы развития детей в группе продлённого дня. Всё выше сказанное поможет детям проживать свой день на продлёнке более интересно и не скучно.  Проходя пути развития в начальной школе, ученики легче адаптируются, переходя в среднее звено. С большим удовольствием посещают художественную школу, всевозможные кружки, становятся главными помощниками для старшей вожатой, играя на сцене в спектаклях сценках. Становятся инициаторами различных мероприятий. Самые одарённые дети выходят на большую сцену, демонстрируя свой талант всему городу, и радуют своими успехами родителей, а так же меня – своего воспитателя группы продлённого дня.    

Библиография и источники информации:

  1. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании  личности. // Классный руководитель. 2001. № 6.
  2. М,А,Давыдова, И,А,Агапова праздник в школе. Сценарии, конкурсы, викторины. Для учащихся 1-5 классов 2004.
  3. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1996
  4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
  5. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996
  6. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. весёлые уроки оригами в школе и дома. 2001.
  7. Алферов А. Д. Психология развития школьников: Уч. пос. по психологии.- Ростов –на –Дону: Феникс, 2000.
  8. Акимова С. Н. Изготовление фигурки Деда Мороза (в технике оригами)// Нач. школа.- 2002.-№1
  9. Долженко Г. И. Сто оригами.- Ярославль: Академия развития, 2008.
  10. И.Г. Сухин Книга затей для учеников и учителей. Загадки, скороговорки, кроссворды, материалы и математические задания. 1-4 класс. АСТ Артель 2004.
  11. А,В, Ястребов, О,И, Лазаренко Досуг изанятия в группе продлённого дня. Начальная школа. Практическое пособие. АЙРИС ПРЕСС 2005.
  12. В, Волина Праздник числа занимательная математика для детей. «ЗНАНИЕ» 1994.
  13. http://www.origami.ru/
  14. http://www.origami-do.ru/
  15. www.vostal.narod.ru
  16. www.oriland.com
  17. http://kusudamas.narod.ru/index.html
  18. http://www.pirog-origami.narod.ru/origami.htm
  19. Festival.1 September.ru
  20. И другие

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие творческого потенциала младших школьников в группе продленного дня»

Обобщение опыта                                                     ...

Доклад "Речевое развитие младших школьников в группе продленного дня"

Доклад "Речевое развитие младших школьников в группе продленногодня "...

Развитие внимания у младших школьников в группе продленного дня

Развитие внимания у младших школьников в группе продленного дня...

Статья "Развитие творческих способностей младших школьников в группе продленного дня"

Основные условия для формирования творческих способностей младших школьников в группе продленного дня.  Игровая деятельность, как основная часть развития творчества у младших школьников. Формы пр...

Подвижные игры как средство воспитания и развития младших школьников в группе продленного дня.

Статья о значении подвижных игр для развития учащихся в группе продленного дня....

“Развитие творческих способностей и познавательных интересов у младших школьников в группе продленного дня”

Публичное представлениесобственного инновационного педагогического опытавоспитателя группы продленного дняМБОУ “Марьяновская средняя общеобразов...

Развитие познавательной активности  младших школьников в группе продленного дня через использование современных интерактивных методов обучения 

В презентации отражены современные интерактивные методы обучения, которые могут быть использованы для развитие познавательной активности младших школьников в группе продлённого дня. Такие как: &q...