« Развитие творческого потенциала младших школьников в группе продленного дня»
опыты и эксперименты на тему

Обобщение опыта                                                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx41.73 КБ

Предварительный просмотр:

.Развитие творческих способностей у ребят младшего школьного  возраста  в группе продленного дня .

 

                  Изменились условия жизни. Произошла смена парадигмы образовательного процесса, стремительными темпами изменились параметры окружающего мира. Все это привело к тому, что действия по шаблону, в рамках стандартных знаний, умений и навыков не дают возможности адаптироваться к происходящим изменениям.

                  В концепции модернизации российского образования на период

на период до 2010 года и государственной программе «Развитие воспитания детей в РФ до 2010 г.» четко сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ. Современному обществу нужны образованные. Нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. От школы сегодня ждут не «нашпигованных» знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни  добывать и применять новые знания следовательно, быть профессионально и социально мобильными. Ориентирами нового образования в России становятся два принципа, сформулированные ЮНЕСКО: «Образование для всех» и «Образование через всю жизнь». При этом развитие творческих способностей человека является одной из актуальных проблем современности, так как смена фокуса образования с академической успешностью при решении нестандартных ситуаций требует и новых подходов в психолого - педагогической науке.

                     Новую парадигму образования на сегодняшний момент задает и новый ФГОС начальной школы, предполагающий обязательный деятельностный подход, ориентированный на компетентное развитие и провозглашающий системное развитие творческого мышления младших школьников.

                     О проблеме формирования и развития творческого потенциала размышляют западные и отечественные педагоги и психологи.

                     В психолого – педагогической (Л.С. Выготский, В.Н.Дружинина, Б.М.Теплов и др.) и методической (Т.И.Тарабарина, С.Ю.Афонькин,

Е.Ю.Афонькина) литературе, а также на основе опыта практических психологов и педагогов (Л.Ю.Субботина, И.Н.Закатова и др.)подтверждается актуальность развития творческих способностей в младшем школьном возрасте. Среди множества проблем данной области одной из важнейших для меня является следующая – какие средства развития творческих способностей наиболее сообразны психологическим  особенностям младшего школьника?

                     На основании научной литературы и методических разработок в области практик развития творческих способностей было определено, что  способности- индивидуально – психологические особенности личности, позволяющие успешно выполнять какой- либо вид деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми  для нее знаниями, умениями, навыками. Исходя из специфики творческой деятельности, творческие способности определяются как индивидуальные способности человека неразрывно связанные с уровнем развития мышления, продуктивностью и оригинальностью деятельности.

                       При рассмотрении возможных видов творческой деятельности, в которых становление соответствующих способностей будет эффективным  в младшем школьном возрасте, наиболее результативной деятельностью может стать художественный труд ( по исследованиям Т.А.Гомыриной).

                       Продлены день общеобразовательной школы обладает большими возможностями в воспитании младших школьников. Сам смысл и содержание ребячьей деятельности в группе продленного дня способствует развитию самостоятельности, раскрытию их способностей..

                      Занятия художественно -  прикладным творчеством во время досуговой деятельности в группе продленного дня приносили немало огорчений и разочарований. Ребята копировали работы друг друга. Любили использовать в работе шаблоны, не заботились о качестве  и эстетике продукта, встречая трудности в ходе работы- бросали выполнять работу, оставляя ее незавершенной. С помощью анкетирования решила узнать, что именно ребята хотят делать, чем им особенно нравится заниматься. Провела анкетирование «Мне нравится…»

 РЕЗУЛЬТАТЫ ПИСЬМЕННОГО ОПРОСА ВОСПИТАННИКОВ ГПД « МНЕ НРАВИТСЯ…»

Анкетирование показало, что  ребята выбрали для себя те же виды деятельности, чем мы занимались и прежде.

                       Чтобы подтвердить эффективность художествеено – творческой деятельности для развития творческих способностей, поэтапно проводилась  экспериментальная работа. На 1 этапе изучалась психолого – педагогическая литература по проблеме исследования. Были выделены критерии творческих способностей младших школьников. Воспользовалась тестом американских ученых  де Каймы и Кафы, диагностические исследования  на выявление индивидуальных способностей .Цель тестирования- формирование личности школьника, способной к творчеству.(Приложение №1)

Тестирование показало, что желания и интересы ребят («Мне нравится…») и их индивидуальные способности к определенным видам деятельности совпадают. Важно, что мотивация сохранилась .Далее, с учетом индивидуальных особенностей ребят корректировала индивидуальный подход к воспитательной работе. Изучала направленность личности с помощью диагностико- психологических данных, ориентированных на выявление личностных характеристик. Педагогический процесс, как деятельность, формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как руководить деятельностью ребенка. Формирующиеся в ходе развития личностные свойства ребенка. Его способности и характерологические особенности являются результатом его деятельности.

                        Предложила ребятам тест «Кто я?», на выявление индивидуальных особенностей воспитуемых.  

           

Маценко О

Сазонов И

Емельянов М

Обрядина Л

Никитина Л

Подшивалов Ю

Каретникова В.

Ходорова С

Казакова Р

Смирнова Н

Полянский Н.

Романов К

Кузнецова А

Банкаева Л

   

Виноградов К.

Козлова Д.

Крашевская А.

Серова Т

Спецов Д

Новикова К

 Результаты тестирования :  30%-творческие личности (в чьих работах творчество, до этого момента не проявлялось), 20 %- находятся в поиске(у которых сохранился интерес ко всему новому), 20%- эмоциональные личности(благодаря им в группе сохраняется атмосфера доброжелательности), 10%-стремятся в лидеры, но на климат в группе это не влияет, 20 %-трудолюбивые и добросовестные личности (на которых я могла «опереться».

Тест «Какой у вас психологический тип?»

ЭКСТРАВЕРТЫ

ИНТРОВЕРТЫ

АМБАВЕРТЫ

Банкаева Л.

Казакова Р

Виноградов К

Кузнецова А.

Каретникова В

Козлова Д

Маценко О

Крашевская А

Полянский Н

Романов К

Спецов Д

Сазонов И

Смирнова Н

Новикова К

Обрядина Л

Емельянов М

Серова Т.

Подшивалов Ю

Ходорова С

Никитина Л

Тест «Какой у вас психологический тип?» (по методике Г.Юнга «Психологические типы») помог выяснить, что  6 ребят «интроверты» (обращенные внутрь ), 5 ребят- «экстраверты» (обращенные наружу) и 9 ребят- «амбаверты» (которым характерны  и те и другие признаки).Встал вопрос. Как помочь ребятам раскрыть себя.

                     Помогла оригинальная методика развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей младшего школьного возраста  М.И. Чистяковой и  методика К.Фопеля, предлагаемые ими игры и этюды, помогают снять психическую напряженность, что сохраняет психическое здоровье и предупреждает  эмоциональные расстройства у обучающихся..

 Курс специальных игровых занятий, направленных на совершенствование у детей внимания, памяти, воображения, эмоций, памяти, нравственных представлений; помогают снять детские страхи, робость ,неуверенность.

Это способствовало повышению у детей уверенности в себя и собственных силах, обеспечивало психологически комфортное пребывание их в ГПД.

Методика Е.А.Сорокумовой  по развитию коммуникативных качеств и самопознанию, с комплексе с методиками  К.Фопеля и М.Чистяковой

помогли  сформировать у ребят коммуникативные навыки- умение адресовать сообщение и привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность общения, умение заинтересовать собеседника своим мнением и принять его точку зрения, умение критично относиться к собственному мнению, действиям, умению слушать, сопереживать и другие умения.

 Культуро- воспитывающая технология И.Н.Закатовой. дает возможность выбора, поиска, проявление своей индивидуальности и реализуется с помощью различных видов дифференциации по интересам и включает множество направлений. Анкетирование воспитанников определило направления видов деятельности, наиболее их  интересующие

Программа И.Н.Закатовой идеально подходила мне и ребятам, решала мои проблемы. Зная мотивацию ребят определилась с направлениями воспитательной работы в группе продленного дня:  нравственно- патриотическое воспитание, интеллектуальное  развитие, пропаганда здорового образа жизни, декоративно- прикладное творчества.

Циклограмма развивающих часов.

Дни недели

Направления работы

Методический

 аспект

Использование авторских

 Методик

Понедельник

«Эрудит»

Радость познания

Формирование ценностного отношения

к знаниям, к процессу познания

В.В.Волина.

О.П.Нечаева.

Е.А.Павловец

Вторник

«Хочу все знать»

Уроки самопознания

Становление, развитие, воспитание в ребенке

Благородного Человека

путем раскрытия его

личностных качеств

Е.А.Сорокумова (Методика по развитию самопознания, коммуникативных качеств)

К.Фопель

(коммуникативные навыки и коррекция психики)

Среда

«Радуга»

Знания о истории и традициях Отечества

Формирование знаний о своем Отечестве, воспитание активного

Гражданина своей

страны

В.М.Пашнина

(Фольклор в воспитании младших школьников)

Четверг

«Школа здоровья»

Здоровый образ жизни

Формирование сознательной потребности в здоровье и здоровом образе жизни, основы этикета.

Сохранение психического здоровья.

Т В.Шепелева.

(«Школа здорового питания)

М.А.Фролова

(Этические беседы с младшими школьниками)

М.И.Чистякова

«Психогимнастика.

К.Фопель

(Коррекция психики)

Пятница

«Умелые руки»

Труд на радость себе и людям

Обучение основам созидания.

И.П.Волков

(«Учим творчеству»)

С.Афонькин, Е.Афонькина

И.Гусева.                                                                                                                                        

Все вышеперечисленные  виды деятельности + прогулка  способствуют

полному раскрытию способностей ребят.

Лучший показатель раскрытия способностей ребят -  участие в конкурсах,. разнообразной направленности и на разных уровнях. Исследования мотивационной сферы младших школьников (методика А.А.Крылова)

подтверждают, что мотивация обучающихся положительно изменилась.

Таблица мотивационной сферы обучающихся в ГПД

2007

2008

2009

2010

Мотивированные на успех

(надежда на успех)

5

8

7

10

Мотивированные на неудачу

(боязнь неудачи)

15

12

13

10

«… чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности»,

Закон Йеркса-Додсона.

Воспитатель ГПД работает в тесном сотрудничестве с учителями начальных классов, родительским комитетом.

ВЫВОД: Воспитанники группы продленного дня проявляют все больше осознанности в различных видах деятельности, стали увереннее в оценках и выводах. В неурочной деятельности с большим удовольствием принимают участие как успевающие, так и неуспевающие в учебе ребята. Растет качество изготовленного продукта. Учащиеся стараются вести здоровый образ жизни и пропагандируют в своей семье, среди друзей. Постепенно повышается интерес к творческой деятельности. 

 

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра – эффективное средство развития творческого потенциала младших школьников

Дидактическая играСтруктура дидактических игр,Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов...

Доклад на тему: Развитие творческого потенциала младших школьников.

Доклад на тему:Развитие творческого потенциала младших школьников....

ШОУ – ТЕХНОЛОГИЯ, один из методов развития творческого потенциала младших школьников

ШОУ – ТЕХНОЛОГИЯ, один из методов  развития  творческого потенциала  младших школьников...

Развитие творческого потенциала младших школьников в рамках введения ФГОС.

Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития в рамках урочной и внеурочной деятельности....

Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках русского языка

Включение регионального компонента в содержание уроков русского языка в начальных классах, развитие творчества учащихся на уроках....

Статья "Развитие творческих способностей младших школьников в группе продленного дня"

Основные условия для формирования творческих способностей младших школьников в группе продленного дня.  Игровая деятельность, как основная часть развития творчества у младших школьников. Формы пр...