Главные вкладки

    « Развитие творческого потенциала младших школьников в группе продленного дня»
    опыты и эксперименты на тему

    Обобщение опыта                                                                 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word_2.docx41.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    .Развитие творческих способностей у ребят младшего школьного  возраста  в группе продленного дня .

     

                      Изменились условия жизни. Произошла смена парадигмы образовательного процесса, стремительными темпами изменились параметры окружающего мира. Все это привело к тому, что действия по шаблону, в рамках стандартных знаний, умений и навыков не дают возможности адаптироваться к происходящим изменениям.

                      В концепции модернизации российского образования на период

    на период до 2010 года и государственной программе «Развитие воспитания детей в РФ до 2010 г.» четко сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ. Современному обществу нужны образованные. Нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. От школы сегодня ждут не «нашпигованных» знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни  добывать и применять новые знания следовательно, быть профессионально и социально мобильными. Ориентирами нового образования в России становятся два принципа, сформулированные ЮНЕСКО: «Образование для всех» и «Образование через всю жизнь». При этом развитие творческих способностей человека является одной из актуальных проблем современности, так как смена фокуса образования с академической успешностью при решении нестандартных ситуаций требует и новых подходов в психолого - педагогической науке.

                         Новую парадигму образования на сегодняшний момент задает и новый ФГОС начальной школы, предполагающий обязательный деятельностный подход, ориентированный на компетентное развитие и провозглашающий системное развитие творческого мышления младших школьников.

                         О проблеме формирования и развития творческого потенциала размышляют западные и отечественные педагоги и психологи.

                         В психолого – педагогической (Л.С. Выготский, В.Н.Дружинина, Б.М.Теплов и др.) и методической (Т.И.Тарабарина, С.Ю.Афонькин,

    Е.Ю.Афонькина) литературе, а также на основе опыта практических психологов и педагогов (Л.Ю.Субботина, И.Н.Закатова и др.)подтверждается актуальность развития творческих способностей в младшем школьном возрасте. Среди множества проблем данной области одной из важнейших для меня является следующая – какие средства развития творческих способностей наиболее сообразны психологическим  особенностям младшего школьника?

                         На основании научной литературы и методических разработок в области практик развития творческих способностей было определено, что  способности- индивидуально – психологические особенности личности, позволяющие успешно выполнять какой- либо вид деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми  для нее знаниями, умениями, навыками. Исходя из специфики творческой деятельности, творческие способности определяются как индивидуальные способности человека неразрывно связанные с уровнем развития мышления, продуктивностью и оригинальностью деятельности.

                           При рассмотрении возможных видов творческой деятельности, в которых становление соответствующих способностей будет эффективным  в младшем школьном возрасте, наиболее результативной деятельностью может стать художественный труд ( по исследованиям Т.А.Гомыриной).

                           Продлены день общеобразовательной школы обладает большими возможностями в воспитании младших школьников. Сам смысл и содержание ребячьей деятельности в группе продленного дня способствует развитию самостоятельности, раскрытию их способностей..

                          Занятия художественно -  прикладным творчеством во время досуговой деятельности в группе продленного дня приносили немало огорчений и разочарований. Ребята копировали работы друг друга. Любили использовать в работе шаблоны, не заботились о качестве  и эстетике продукта, встречая трудности в ходе работы- бросали выполнять работу, оставляя ее незавершенной. С помощью анкетирования решила узнать, что именно ребята хотят делать, чем им особенно нравится заниматься. Провела анкетирование «Мне нравится…»

     РЕЗУЛЬТАТЫ ПИСЬМЕННОГО ОПРОСА ВОСПИТАННИКОВ ГПД « МНЕ НРАВИТСЯ…»

    Анкетирование показало, что  ребята выбрали для себя те же виды деятельности, чем мы занимались и прежде.

                           Чтобы подтвердить эффективность художествеено – творческой деятельности для развития творческих способностей, поэтапно проводилась  экспериментальная работа. На 1 этапе изучалась психолого – педагогическая литература по проблеме исследования. Были выделены критерии творческих способностей младших школьников. Воспользовалась тестом американских ученых  де Каймы и Кафы, диагностические исследования  на выявление индивидуальных способностей .Цель тестирования- формирование личности школьника, способной к творчеству.(Приложение №1)

    Тестирование показало, что желания и интересы ребят («Мне нравится…») и их индивидуальные способности к определенным видам деятельности совпадают. Важно, что мотивация сохранилась .Далее, с учетом индивидуальных особенностей ребят корректировала индивидуальный подход к воспитательной работе. Изучала направленность личности с помощью диагностико- психологических данных, ориентированных на выявление личностных характеристик. Педагогический процесс, как деятельность, формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как руководить деятельностью ребенка. Формирующиеся в ходе развития личностные свойства ребенка. Его способности и характерологические особенности являются результатом его деятельности.

                            Предложила ребятам тест «Кто я?», на выявление индивидуальных особенностей воспитуемых.  

               

    Маценко О

    Сазонов И

    Емельянов М

    Обрядина Л

    Никитина Л

    Подшивалов Ю

    Каретникова В.

    Ходорова С

    Казакова Р

    Смирнова Н

    Полянский Н.

    Романов К

    Кузнецова А

    Банкаева Л

       

    Виноградов К.

    Козлова Д.

    Крашевская А.

    Серова Т

    Спецов Д

    Новикова К

     Результаты тестирования :  30%-творческие личности (в чьих работах творчество, до этого момента не проявлялось), 20 %- находятся в поиске(у которых сохранился интерес ко всему новому), 20%- эмоциональные личности(благодаря им в группе сохраняется атмосфера доброжелательности), 10%-стремятся в лидеры, но на климат в группе это не влияет, 20 %-трудолюбивые и добросовестные личности (на которых я могла «опереться».

    Тест «Какой у вас психологический тип?»

    ЭКСТРАВЕРТЫ

    ИНТРОВЕРТЫ

    АМБАВЕРТЫ

    Банкаева Л.

    Казакова Р

    Виноградов К

    Кузнецова А.

    Каретникова В

    Козлова Д

    Маценко О

    Крашевская А

    Полянский Н

    Романов К

    Спецов Д

    Сазонов И

    Смирнова Н

    Новикова К

    Обрядина Л

    Емельянов М

    Серова Т.

    Подшивалов Ю

    Ходорова С

    Никитина Л

    Тест «Какой у вас психологический тип?» (по методике Г.Юнга «Психологические типы») помог выяснить, что  6 ребят «интроверты» (обращенные внутрь ), 5 ребят- «экстраверты» (обращенные наружу) и 9 ребят- «амбаверты» (которым характерны  и те и другие признаки).Встал вопрос. Как помочь ребятам раскрыть себя.

                         Помогла оригинальная методика развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей младшего школьного возраста  М.И. Чистяковой и  методика К.Фопеля, предлагаемые ими игры и этюды, помогают снять психическую напряженность, что сохраняет психическое здоровье и предупреждает  эмоциональные расстройства у обучающихся..

     Курс специальных игровых занятий, направленных на совершенствование у детей внимания, памяти, воображения, эмоций, памяти, нравственных представлений; помогают снять детские страхи, робость ,неуверенность.

    Это способствовало повышению у детей уверенности в себя и собственных силах, обеспечивало психологически комфортное пребывание их в ГПД.

    Методика Е.А.Сорокумовой  по развитию коммуникативных качеств и самопознанию, с комплексе с методиками  К.Фопеля и М.Чистяковой

    помогли  сформировать у ребят коммуникативные навыки- умение адресовать сообщение и привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность общения, умение заинтересовать собеседника своим мнением и принять его точку зрения, умение критично относиться к собственному мнению, действиям, умению слушать, сопереживать и другие умения.

     Культуро- воспитывающая технология И.Н.Закатовой. дает возможность выбора, поиска, проявление своей индивидуальности и реализуется с помощью различных видов дифференциации по интересам и включает множество направлений. Анкетирование воспитанников определило направления видов деятельности, наиболее их  интересующие

    Программа И.Н.Закатовой идеально подходила мне и ребятам, решала мои проблемы. Зная мотивацию ребят определилась с направлениями воспитательной работы в группе продленного дня:  нравственно- патриотическое воспитание, интеллектуальное  развитие, пропаганда здорового образа жизни, декоративно- прикладное творчества.

    Циклограмма развивающих часов.

    Дни недели

    Направления работы

    Методический

     аспект

    Использование авторских

     Методик

    Понедельник

    «Эрудит»

    Радость познания

    Формирование ценностного отношения

    к знаниям, к процессу познания

    В.В.Волина.

    О.П.Нечаева.

    Е.А.Павловец

    Вторник

    «Хочу все знать»

    Уроки самопознания

    Становление, развитие, воспитание в ребенке

    Благородного Человека

    путем раскрытия его

    личностных качеств

    Е.А.Сорокумова (Методика по развитию самопознания, коммуникативных качеств)

    К.Фопель

    (коммуникативные навыки и коррекция психики)

    Среда

    «Радуга»

    Знания о истории и традициях Отечества

    Формирование знаний о своем Отечестве, воспитание активного

    Гражданина своей

    страны

    В.М.Пашнина

    (Фольклор в воспитании младших школьников)

    Четверг

    «Школа здоровья»

    Здоровый образ жизни

    Формирование сознательной потребности в здоровье и здоровом образе жизни, основы этикета.

    Сохранение психического здоровья.

    Т В.Шепелева.

    («Школа здорового питания)

    М.А.Фролова

    (Этические беседы с младшими школьниками)

    М.И.Чистякова

    «Психогимнастика.

    К.Фопель

    (Коррекция психики)

    Пятница

    «Умелые руки»

    Труд на радость себе и людям

    Обучение основам созидания.

    И.П.Волков

    («Учим творчеству»)

    С.Афонькин, Е.Афонькина

    И.Гусева.                                                                                                                                        

    Все вышеперечисленные  виды деятельности + прогулка  способствуют

    полному раскрытию способностей ребят.

    Лучший показатель раскрытия способностей ребят -  участие в конкурсах,. разнообразной направленности и на разных уровнях. Исследования мотивационной сферы младших школьников (методика А.А.Крылова)

    подтверждают, что мотивация обучающихся положительно изменилась.

    Таблица мотивационной сферы обучающихся в ГПД

    2007

    2008

    2009

    2010

    Мотивированные на успех

    (надежда на успех)

    5

    8

    7

    10

    Мотивированные на неудачу

    (боязнь неудачи)

    15

    12

    13

    10

    «… чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности»,

    Закон Йеркса-Додсона.

    Воспитатель ГПД работает в тесном сотрудничестве с учителями начальных классов, родительским комитетом.

    ВЫВОД: Воспитанники группы продленного дня проявляют все больше осознанности в различных видах деятельности, стали увереннее в оценках и выводах. В неурочной деятельности с большим удовольствием принимают участие как успевающие, так и неуспевающие в учебе ребята. Растет качество изготовленного продукта. Учащиеся стараются вести здоровый образ жизни и пропагандируют в своей семье, среди друзей. Постепенно повышается интерес к творческой деятельности. 

     

                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактическая игра – эффективное средство развития творческого потенциала младших школьников

    Дидактическая играСтруктура дидактических игр,Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов...

    Доклад на тему: Развитие творческого потенциала младших школьников.

    Доклад на тему:Развитие творческого потенциала младших школьников....

    ШОУ – ТЕХНОЛОГИЯ, один из методов развития творческого потенциала младших школьников

    ШОУ – ТЕХНОЛОГИЯ, один из методов  развития  творческого потенциала  младших школьников...

    Развитие творческого потенциала младших школьников в рамках введения ФГОС.

    Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития в рамках урочной и внеурочной деятельности....

    Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках русского языка

    Включение регионального компонента в содержание уроков русского языка в начальных классах, развитие творчества учащихся на уроках....

    Выступление на тему "Развитие творческого потенциала младших школьников"

    Материал содержит презентацию выступления на семинаре по теме "Развитие творческого потенциала младших школьников"...