Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках русского языка
статья по русскому языку (4 класс) на тему
Включение регионального компонента в содержание уроков русского языка в начальных классах, развитие творчества учащихся на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Печейкина Екатерина Алексеевна
БОУ СОШ №10 МО Динской район
Развитие творческого потенциала младших школьников
на уроках русского языка
С чего начинается Родина для каждого из нас? С золотых полей и тенистых лесов, с морского прибоя и журчания рек, со старинных сказок и песен, с семейных преданий и рассказов земляков – старожилов. Все это надо знать, беречь и любить.
Краснодарский край – один из уникальных природных регионов России.
В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей.
На одном уроке кубановедения невозможно узнать всё о родном крае. А жизнь диктует свои требования. Так возникла необходимость включения регионального компонента в содержание образования всех предметов: чтения, русского языка, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, музыки, физической культуры.
На уроках кубановедения я заметила, что у учащихся возникают большие затруднения при написании некоторых географических названий: городов, рек, поселков Краснодарского края.
Изучением географических названий занимается специальная наука – топонимика.
«Топонимы – это памятники природы и памятники человеческого общества. В одни исторические эпохи давали географические названия по природным или хозяйственным признакам объекта, в другие чаще называли объект по его принадлежности владельцу, в третьи преобладали названия-посвящения.» (Г.Т.Чучмай. «Тайна географических названий».)
Происхождение географических названий, их содержание и изменение представляют большой интерес для историков, географов, лингвистов. Но учащиеся моего класса никак не могли запомнить написание того или иного слова. И тогда каждый день на уроке русского языка я стала включать в минутку чистописания наиболее часто звучащие в нашей речи имена собственные по теме «Краснодарский край».
Вот фрагмент урока русского языка в 4 классе.
Тема: «Однородные члены предложения».
- Чистописание.
На доске запись: Ка Ке Кё
- Какую закономерность заметили?
-Продолжите строку.
Ка Ке Кё Ки Ко Ку Кы Кэ Кю Кя
- Сколько записали сочетаний букв? Почему?
- В каких случаях первый звук произносится мягко? Почему?
- Подчеркните эти сочетания букв.
Ка Ке Кё Ки Ко Ку Кы Кэ Кю Кя
- Работа в парах по карте.
- Найдите на карте Краснодарского края имена собственные на букву К и запишите их.
Кубань Краснодар Кардывач
- Что обозначает каждое из этих слов? (Кубань – река, Краснодар – главный город Краснодарского края, Кардывач – озеро)
- Придумайте предложение с однородными членами предложения с любым из этих слов.
(Кубань и Белая – это реки Краснодарского края.)
- Письмо по памяти.
Высокие горы, степные просторы,
Лазурного берега грань.
Леса и поляны, сады и лиманы –
Всё это вместила Кубань.
4. Нахождение основы предложения.
- Нахождение однородных членов предложения.
- Фонетический разбор слова Кубань.
- Подбор однокоренных слов к слову Кубань.
8. Запись слов, в которых букв больше, чем звуков.
В конце урока дала домашнее задание: написать географические названия на букву «Б» для проведения минутки чистописании (по желанию).
К моему удивлению, дети не только написали географические названия, но предложили варианты соединений букв для чистописания и сочинили четверостишия.
Вот один из вариантов:
Бб Вв Гг Дд Жж Зз Йй Кк Лл Мм Нн
Белая Белореченск Безводная Благовещенская
Белая берёза,
Белый, как стена.
Белореченск – город,
Белая – река.
10. Работа в группах.
К этому уроку я принесла в класс несколько книг Г.Т.Чучмай «Тайна географических названий». Предложила детям самим найти и объяснить происхождение географических названий. Для этого разделила класс на группы, каждой предложила выполнить такие задания:
- Найти в книге Г.Т.Чучмай «Тайна географических названий» ответ на вопрос «Как получил свое название город Белореченск?»
- Найти в книге Г.Т.Чучмай «Тайна географических названий» ответ на вопрос «Почему река Белая так названа?»
- Найти в книге Г.Т.Чучмай «Тайна географических названий» ответ на вопрос «Как получила свое название станица Благовещенская?»
- Найти в книге Г.Т.Чучмай «Тайна географических названий» ответ на вопрос «Почему станица называется Безводная?»
В течение урока мы работали с этими географическими названиями: составляли предложения, делали фонетический разбор слов, разбор слов по составу, подбирали однокоренные слова, вспомнили правописание приставок, сложные слова и т. д.
У учащихся появился интерес не только к минуткам чистописания, но и к уроку русского языка и кубановедения. А, главное, дети стали активными участниками процесса обучения. У многих ребят в учебнике «Русский язык» появилась карта Краснодарского края. Все чаще стали звучать новые названия рек и поселков. Так на уроке русского языка дети выучили названия водохранилищ и озер, рек и лиманов, научились писать фамилии наших кубанских художников, композиторов, космонавтов и знаменитых на весь мир кубанских селекционеров.
Чтобы быстро называть и правильно писать имена собственные, пришлось составить перечень рек и озер, городов и поселков, лиманов и водохранилищ, заказников и заповедников Краснодарского края. Подобные памятки появились и у детей. Очень порадовало меня то, что ученики не просили у меня готовый образец, а сделали работу самостоятельно.
Эту работу мы продолжаем на уроках чтения. Дети не только знакомятся с творчеством кубанских писателей и поэтов, но и пробуют свои силы на литературной ниве. Ребята пишут стихи о родном крае. Вот некоторые из них.
КУБАНЬ
На Кубани мы родились,
На Кубани мы живем.
Очень весело танцуем
И задорно мы поем.
Светит солнышко лучистое,
Веселимся каждый день.
Льется речка серебристая,
И учиться нам не лень!
Таня. 4 класс.
МОЯ РОДИНА
Кубань моя родная,
Люблю твои поля,
Люблю твои луга я,
Цветы и тополя.
Люблю твои поселки,
Станицы, хутора.
Ведь ты – частица мира,
Ты Родина моя.
Саша. 4 класс.
Нет на свете места краше,
Чем Кубань наша.
Здесь плодородная земля,
Богата и щедра она.
Маша. 3 класс.
Ты, Кубань родная,
Мой любимый край!
По тебе скучаю,
Когда еду вдаль.
Семён. 3 класс.
Творчество помогает мне в работе, а детям – в учебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.
Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...
Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и чтения
Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавате...
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Главная задача начальной школы- обеспечить развитие личности ребёнка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным ...
«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка »
«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квали...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-231076-1366134412.jpg)
Приёмы развития творческого мышления младших школьников на уроках русского языка.
Приоритеты при развитии творческих способностей личности на уроках русского языка....
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять знания и умения, которые ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/25/picture-390779-1390679720.jpg)
Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»
В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...