Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках русского языка
статья по русскому языку (4 класс) на тему

Печейкина Екатерина Алексеевна

Включение регионального компонента в содержание уроков русского языка в начальных классах, развитие творчества учащихся на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Печейкина Екатерина Алексеевна

БОУ СОШ №10 МО Динской район

Развитие творческого потенциала младших школьников

на уроках русского языка

          С чего начинается Родина для каждого из нас? С золотых полей и тенистых лесов, с морского прибоя и журчания рек, со старинных сказок и песен, с семейных преданий и рассказов земляков – старожилов. Все это надо знать, беречь и любить.

         Краснодарский край – один из уникальных природных регионов России.

         В современных условиях модернизации российского образования одним из     важных вопросов является формирование его региональной составляющей.

         На одном уроке кубановедения невозможно узнать всё о родном крае. А жизнь диктует свои требования. Так возникла необходимость включения регионального компонента в содержание образования всех предметов: чтения, русского языка, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, музыки, физической культуры.

       На уроках кубановедения я заметила, что  у учащихся  возникают большие затруднения при написании некоторых географических названий: городов, рек, поселков Краснодарского края.

      Изучением географических названий занимается специальная наука – топонимика.

       «Топонимы – это памятники природы и памятники человеческого общества. В одни исторические эпохи давали географические названия  по природным или хозяйственным признакам объекта, в другие  чаще называли объект  по его  принадлежности владельцу, в третьи преобладали названия-посвящения.» (Г.Т.Чучмай. «Тайна географических названий».)                      

      Происхождение географических названий, их содержание и изменение представляют большой интерес для историков, географов, лингвистов. Но учащиеся моего класса никак не могли запомнить написание того или иного слова. И тогда каждый день на уроке русского языка я стала включать в минутку чистописания наиболее часто звучащие в нашей речи  имена собственные по теме «Краснодарский край».

        Вот фрагмент урока русского языка в 4 классе.

Тема: «Однородные члены предложения».

  1. Чистописание.

На доске запись: Ка   Ке   Кё

- Какую закономерность заметили?

-Продолжите строку.

Ка   Ке   Кё   Ки   Ко   Ку   Кы   Кэ   Кю   Кя

- Сколько записали сочетаний букв? Почему?

- В каких случаях первый звук произносится мягко? Почему?

- Подчеркните эти сочетания букв.

Ка   Ке   Кё   Ки   Ко   Ку   Кы   Кэ   Кю   Кя

  1. Работа в парах по карте.

- Найдите на карте Краснодарского края имена собственные на букву К и запишите их.

Кубань   Краснодар    Кардывач

- Что обозначает каждое из этих слов? (Кубань – река, Краснодар – главный город Краснодарского края, Кардывач – озеро)

- Придумайте предложение  с однородными членами предложения с любым из этих слов.

(Кубань и Белая – это реки Краснодарского края.)

  1. Письмо по памяти.

Высокие горы, степные просторы,

Лазурного берега грань.

Леса и поляны, сады и лиманы –

Всё это вместила Кубань.

     4.  Нахождение основы  предложения.

  1. Нахождение однородных членов предложения.
  2. Фонетический разбор слова Кубань.
  3. Подбор однокоренных слов к слову Кубань.

     8.  Запись слов, в которых букв больше, чем звуков.

      В конце урока дала домашнее задание: написать географические названия на букву «Б» для проведения минутки чистописании (по желанию).

      К моему удивлению, дети не только написали географические названия, но предложили варианты соединений букв для чистописания и сочинили   четверостишия.

  Вот один из вариантов:

    Бб Вв Гг Дд Жж Зз Йй Кк Лл Мм Нн

    Белая  Белореченск  Безводная  Благовещенская

    Белая берёза,

    Белый,  как стена.

    Белореченск – город,

    Белая – река.

    10. Работа в группах.

К этому уроку я принесла в класс несколько книг Г.Т.Чучмай «Тайна географических названий». Предложила детям самим найти и объяснить происхождение  географических названий. Для этого разделила класс на группы, каждой предложила выполнить такие задания:

  1. Найти в книге Г.Т.Чучмай «Тайна географических названий» ответ на вопрос  «Как получил свое название город Белореченск?»
  2. Найти в книге Г.Т.Чучмай «Тайна географических названий» ответ на вопрос «Почему река Белая так названа?»
  3. Найти в книге Г.Т.Чучмай «Тайна географических названий» ответ на вопрос «Как получила свое название станица Благовещенская?»
  4. Найти в книге Г.Т.Чучмай «Тайна географических названий» ответ на вопрос «Почему станица называется Безводная?»

      В течение урока мы работали с этими географическими названиями: составляли предложения, делали фонетический разбор слов, разбор слов по составу, подбирали однокоренные слова, вспомнили правописание приставок, сложные слова и т. д.

       У учащихся появился интерес  не только к минуткам чистописания, но и к уроку русского языка и кубановедения. А, главное, дети стали активными участниками  процесса обучения. У многих ребят  в учебнике «Русский язык»  появилась карта Краснодарского края. Все чаще стали звучать новые названия рек и поселков. Так на уроке русского языка дети выучили названия водохранилищ и озер, рек и лиманов, научились писать фамилии наших кубанских художников, композиторов, космонавтов и знаменитых на весь мир кубанских селекционеров.

          Чтобы быстро называть и правильно писать имена собственные, пришлось составить перечень рек и озер, городов и поселков, лиманов и водохранилищ, заказников и заповедников Краснодарского края. Подобные памятки появились и у детей. Очень порадовало меня то, что ученики не просили у меня готовый образец, а сделали работу самостоятельно.

          Эту работу мы продолжаем на уроках чтения. Дети не только знакомятся с творчеством кубанских писателей и поэтов, но и  пробуют  свои силы  на литературной ниве. Ребята пишут стихи о родном крае. Вот некоторые из них.

           КУБАНЬ

На Кубани мы родились,

На Кубани мы живем.

Очень весело танцуем

И задорно мы поем.

Светит солнышко лучистое,

Веселимся каждый день.

Льется речка серебристая,

И учиться нам не лень!

          Таня. 4 класс.

        МОЯ РОДИНА

Кубань моя родная,

Люблю твои поля,

Люблю твои луга я,

Цветы и тополя.

Люблю твои поселки,

Станицы, хутора.

Ведь ты – частица мира,

Ты Родина моя.

      Саша. 4 класс.

Нет на свете места краше,

Чем Кубань наша.

Здесь плодородная земля,

Богата и щедра она.

      Маша. 3 класс.

Ты, Кубань родная,

Мой любимый край!

По тебе скучаю,

Когда еду вдаль.

           Семён. 3 класс.

          Творчество помогает мне в работе, а детям – в учебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и чтения

Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавате...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Главная задача начальной школы- обеспечить развитие личности ребёнка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным ...

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка »

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квали...

Приёмы развития творческого мышления младших школьников на уроках русского языка.

Приоритеты при развитии творческих способностей личности на уроках русского языка....

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять  знания и умения, которые ...

Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...