Главные вкладки

    Развитие творческого потенциала младших школьников в рамках введения ФГОС.
    статья по теме

    Печейкина Екатерина Алексеевна

    Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития в рамках урочной и внеурочной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_tvorcheskogo_potentsiala_shkolnikov.docx23.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Печейкина Екатерина Алексеевна

    Развитие творческого потенциала младшего школьника

    в рамках введения ФГОС НОО

           С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). 

           Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Она должна обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

    “Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и развития всей страны. От того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности” (проект “Наша новая школа”).

    Если действующий сегодня стандарт ориентирован на конкретные результаты, т. е. определяет набор дидактических единиц, которые ученик должен усвоить в школе, то в новом на первый план выходят личностные и метапредметные показатели: развитие навыков самообразования, умение самостоятельно отбирать необходимую информацию и работать с ней, что дает возможность вести интересную, полноценную, успешную жизнь в современном мире.

       В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития».

        Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно  в условиях системы начального общего образования.

    Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности  (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,  общекультурное) в том числе через такие формы,  как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные  практики.

    Отличительные особенности внеурочной деятельности.

    • внеурочная деятельность, строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей;
    • психологическая атмосфера на занятиях внеурочной деятельности носит неформальный характер.
    • большая практическая значимость полученных знаний и умений;
    • широкое использование образовательного пространства    (возможность проводить внеурочные занятия в различных помещениях: в библиотеке, актовом и спортивном залах, игровой комнате, во время экскурсии, прогулки и т.п.);

        Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

    • игровая деятельность;
    • познавательная деятельность;
    • проблемно-ценностное общение;
    • досугово-развлекательная деятельность;
    • художественное творчество;
    • социальное творчество;
    • трудовая деятельность;
    • спортивно-оздоровительная деятельность;
    • туристско-краеведческая деятельность.

              Внеурочная деятельность школьников может реализовываться через различные формы занятий, что позволяет учителю  сделать ее более динамичной и интересной для учащихся,  успешнее развивать творчество учащихся.

       Я работаю по системе Л.В.Занкова. В течение четырех изучала проблему «Формирование творческого потенциала младших школьников». Готовлюсь с нового учебного года включиться в образовательный процесс по ФГОС НОО. Думаю, опыт работы по системе Л.В.Занкова поможет мне в реализации основной образовательной программы, поможет достичь определенных успехов в развитии творческого потенциала каждого ребенка.

         Согласно словарю русского языка творчество (в психологии его часто называют креативность от латинского слова creare, что означает порождать, создавать, творить) – это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей.

    Можно выделить четыре этапа развития творческого потенциала ребенка.

    Первый этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (дошкольный)

            В познавательном плане ребенок ко времени поступления в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение учебной программы. Однако психологическая готовность к школе только этим не ограничивается. Кроме развитых познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, — она определяется и сформированными личностными качествами, включающими интересы, мотивы, способности, черты характера, а также особенности, связанные с выполнением различных видов деятельности. 
    К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того чтобы ребенок был практически готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была достаточно развита. Но учителю важно включить детей не только в процесс обучения, но и обучить ролевым играм, вовлечь в коллективные дела, научить общаться, раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Чтобы планировать работу с детьми, необходимо знать контингент воспитанников. И изучить его желательно заранее, до встречи с детьми. Учитель должен быть хорошо информирован, а значит, подготовлен.

    Цель: Заочное знакомство с будущими первоклассниками.

    Задачи: Определить количественный состав детей (мальчики, девочки), возраст, посещение детьми дошкольных учебных заведений, кружков, секций, состояние здоровья детей (по желанию родителей). Выяснить социальное положение семей, в которых воспитывается ребенок (полная семья или нет, занятость родителей, образование, место и условия проживания).

    Формы работы: предварительное тестирование (на основе анкетных данных, предоставленных родителями будущих первоклассников), индивидуальная работа с родителями.

    Планируемые результаты: приобретение учителем знаний о будущем первокласснике и его семье. (Достигается во взаимодействии учителя и родителей).

    На этом этапе учитель внимательно изучает анкеты, выделяет группы детей, которым необходимо внимание учителя или психолога, проводит консультации для родителей.

    Второй этап – НАЧАЛО (1 класс)

    Цель: Создание для учащихся комфортных условий для успешного обучения и творческого развития.

    Задачи:  Развитие коммуникативных отношений между учащимися.  Обучение культуре общения. Сплочение коллектива детей. Формирование  и развитие определенных личностных качеств ребенка. Формирование положительного психологического климата в детском коллективе.

    Формы работы: игровая деятельность, праздники, соревнования.

    Планируемые результаты:  приобретение школьниками социальных знаний. (Достигаются во взаимодействии с учителем).

    На этом этапе работы учитель изучает возможности детей, вовлекает их в различные виды деятельности, организует индивидуальную и коллективную формы работы, приветствует творчество детей.

    Третий этап – РАЗВИТИЕ (2 класс)

    Цель: Выявление творческих способностей учащихся в процессе совместной деятельности учителя и учащихся.

    Задачи: Организация творческой деятельности учащихся. Создание благоприятных условий для формирования и развития личности  каждого ребенка.  Приобщение детей к нравственным и культурным ценностям.

    Формы работы: творческие конкурсы, спортивные соревнования, экскурсии, поездки, выставки работ, библиотечные часы.

    Планируемые результаты: получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. (Достигаются в дружественной детской среде).

    На этом этапе работы в процессе подготовки праздников, соревнований, конкурсов определяются лидеры в различных областях, формируются группы детей по интересам и вовлекаются в различную деятельность.

    Четвертый этап – ТВОРЧЕСТВО (3, 4 класс)

    Цель: Развитие творческих способностей учащихся.

    Задачи: Раскрытие потенциальных способностей каждого ребенка.

    Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и

     нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения его неповторимости. Формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности.

    Формы работы: проектная деятельность, творческие коллективные работы, спортивные соревнования, поездки и экскурсии, творческие конкурсы, олимпиады, библиотечные часы,  литературные гостиные, круглые столы, конференции, научные исследования.

    Планируемые результаты: получение школьниками опыта самостоятельного действия. (Достигается во взаимодействии с социальными объектами).

    Учащиеся самостоятельно разрабатывают творческие проекты и реализуют их, проводят научные исследования, активно участвуют в творческих конкурсах, в общественной жизни школы, станицы, района, края.

          Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка, благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.

        Результативность – неотъемлемая составляющая процесса  формирования и развития творческого потенциала младшего школьника. Важно, чтобы учащиеся видели результаты своего труда и труда одноклассников. Оценка достижений результатов отражается в портфолио младшего школьника.

     

    Выводы.

    1. Работа по развитию творческого потенциала младших школьников должна проводиться систематически.
    2. Использовать разнообразные формы работы для  индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала школьников.
    3. Применять ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования творческой личности учащихся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактическая игра – эффективное средство развития творческого потенциала младших школьников

    Дидактическая играСтруктура дидактических игр,Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов...

    Доклад на тему: Развитие творческого потенциала младших школьников.

    Доклад на тему:Развитие творческого потенциала младших школьников....

    ШОУ – ТЕХНОЛОГИЯ, один из методов развития творческого потенциала младших школьников

    ШОУ – ТЕХНОЛОГИЯ, один из методов  развития  творческого потенциала  младших школьников...

    « Развитие творческого потенциала младших школьников на занятиях кружка «Природа и творчество» в рамках реализации ФГОС НОО во внеурочной деятельности»

    « Развитие творческого потенциала младших школьниковна занятиях кружка «Природа и творчество» в рамкахреализации ФГОС НОО во внеурочной деятельности»...

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС

    За 20 лет работы в школе определился свой путь решения вопроса о развитии творческих способностей у ребят. Необходимо так построить и провести работу, чтобы полученный опыт и знания помогли в дальнейш...