« Развитие творческого потенциала младших школьников на занятиях кружка «Природа и творчество» в рамках реализации ФГОС НОО во внеурочной деятельности»
статья на тему

Тушева Светлана Викторовна

 

« Развитие творческого потенциала младших школьников

на занятиях кружка «Природа и творчество» в рамках

реализации ФГОС НОО во внеурочной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tushevoy_s.v.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

« Развитие творческого потенциала младших школьников

на занятиях кружка «Природа и творчество» в рамках

реализации ФГОС НОО во внеурочной деятельности»

Тушева Светлана Викторовна, учитель начальных классов

МОУ лицея «Серпухов» г. Серпухова Московской области

Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям “ничейные” знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку-энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации  учеников, невостребованности их творческих способностей. Отсюда – нежелание детей учиться.

Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.

Ориентация школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. П.Блонский говорил: “Раз в жизни мы бываем творцами, именно в детстве и юношестве”.

Школа обязана научить питомцев мыслить нестандартно, нестереотипно. Добиваться этих целей современному учителю помогают не только урочные, но и внеурочные формы обучения. Главная цель внеурочной деятельности – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся. Внеурочная  деятельность опирается на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу учащихся. Правильно организованная внеурочная деятельность в развитии учащихся имеет не меньшее значение, чем активная работа на уроках.

Внеурочные занятия помогают создать в школе атмосферу богатой духовной жизни, способствуют развитию познавательных интересов, творческих способностей и практических умений.

Знакомясь с научным наследием Льва Семеновича Выготского, я обратила внимание на одну цитату: «Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое». Из этих слов и согласно требованиям ФГОС начального общего образования второго поколения родилась идея о разработке программы кружка «Природа и творчество» для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся. На курс «Природа и творчество» отводится 135 ч, по 1 часу в неделю с 1-4 класс. Продолжительность занятий: 1 класс – 35 минут, 2-4 классы – 45 минут. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Художественно-эстетическое».

Цель программы кружка «Природа и творчество»:

  • воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства и осознанно-бережного отношения обучающихся к природе и предметам рукотворного мира;
  •  формирование  у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию  и самоопределению  в процессе  познания окружающего мира, искусства, истории, культуры, традиций.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

 -расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства;

 -формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, эстетическое отношение к окружающей действительности;

 -вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

 -учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;

-реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

 -воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;

 -помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей ребенка, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственной персоне. Творчество способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях кружка осуществляются, опираясь на следующие принципы:

1)принцип развития мотивации к творческой деятельности;

2)принцип развития умений самообразования и самовоспитания;

3)принцип приоритета творческой деятельности;

4)принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся;

5)принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся.

Занятия художественной практической деятельностью, в рамках кружка решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы «Природа и творчество» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника.

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа кружка «Природа и творчество» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;

-        формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

 -использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы кружка направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение природного материала в окружающей жизни.

Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика, информатика и окружающий мир.

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Природа и творчество» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

На занятиях кружка большое внимание уделяется формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации - в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа кружка предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

Главное в педагогике не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести “таинственному цветку поэзии” (Л.Н.Толстой) в душе ребенка, школьника. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью. Очень важно, чтобы использование различных креативных технологий в начальной школе находили продолжение в среднем звене. Ведь любое творчество стимулирует нестандартное мышление ребенка.

Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго  поколения организация творческой и проектной деятельности школьников обеспечивает  формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. “Тайна возбуждает творчество” – сказал А.Эйнштейн. Художественное творчество - это нелёгкая работа, и главный стимул – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю.

Список литературы и ЭОР

1. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа. – 1998, - №4.

2. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

3. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский.,  Воронеж: НПО «Модек», 1997.

4. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696

5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М., 1981.

6. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: «Просвещение», 2010.  321с.

7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.

8. Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека // Психологический журнал. 1991, №1. С. 3-12.

9. Программа внеурочной деятельности: Художественное творчество. Социальное творчество. / Сост. Д.В.Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2010.

10. Санникова А.И. Развитие творческого потенциала учащихся в образовательном процессе. – М.: Флинта, 2001. 232 с.

11. Сафонова Е. Ю.  Вместе с детьми -  по ступенькам творческого роста. Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра – эффективное средство развития творческого потенциала младших школьников

Дидактическая играСтруктура дидактических игр,Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов...

Развитие творческого потенциала младших школьников в рамках введения ФГОС.

Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития в рамках урочной и внеурочной деятельности....

Развитие творческого потенциала младших школьников средствами культурно-досуговой деятельности в условиях общеобразовательной школы.

Человек стал человеком потому, что увидел красоту вечерней зари, глубину лазурного неба, бесконечную даль степей … увидел и изумленный пошел по Земле, создавая новую красоту.В.А. Сухомлинс...

Развитие творческого потенциала младшего школьника в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности

Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные ...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС

За 20 лет работы в школе определился свой путь решения вопроса о развитии творческих способностей у ребят. Необходимо так построить и провести работу, чтобы полученный опыт и знания помогли в дальнейш...

«Развитие творческого потенциала младших школьников через коллективно-трудовую деятельность»

laquo;Развитие творческого потенциала младших школьников через коллективно-трудовую деятельность»...

Статья "Развитие творческого потенциала младших школьников во внеурочной деятельности".

Рассмотрены основные методы и формы развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, особенности творчес...