«Развитие творческого потенциала младших школьников через коллективно-трудовую деятельность»
материал на тему

Тушнолобова Светлана Владимировна

«Развитие творческого потенциала младших школьников через коллективно-трудовую деятельность»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа №20» г.Пласта

ШМО

Тема: «Развитие творческого потенциала младших школьников через коллективно-трудовую деятельность»

С.В.Тушнолобова

учитель начальных классов

12.01.2018г.

СЛАЙД 1-2

«Через сказку, фантазию, игру,

через неповторимое детское творчество –

верная дорога к сердцу ребёнка».

В.А. Сухомлинский

          Главной движущей силой для развития творческого потенциала младших школьников остается игра и КТД. 

          Игровая форма мною применяется во всех видах работы, будь то проведение уроков и занятий внеурочной деятельностью, предметных олимпиад, викторин, декад литературного чтения и т.д. Каждый ребенок любит играть, и мне лишь остается направить этот процесс в нужное русло, в дальнейшем усложняя творческие формы игровой активности. 

СЛАЙД 3

           Мной выстраивается учебно - воспитательная работа, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития творческого потенциала обучащихся.

           Отличительным признаком является личностно-ориентированный подход, интегрирование урочной и внеурочной деятельности. Данная система предполагает участие учащихся, родителей, классного руководителя, педагогов-предметников, педагогов дополнительного образования.

          Мой собственный опыт привёл меня к выводу, что в работе с детьми необходимо использовать комплексный подход, когда один педагог обучает разным видам творчества.

СЛАЙД 4

           Привитие любви к чтению. Опираясь на слова Сухомлинского о том, что можно жить счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать, веду активную работу по развитию читательского интереса у учащихся. В классе силами родителей и ребят 4 класса создана классная библиотечка из книг художественной литературы, энциклопедий, разнообразных детских журналов и газет. Ребята с удовольствием читают, подыскивают литературу, обмениваются мнениями.

          Немного расскажу о детях прошлого набора. С начала каждого учебного года мы создавали лесенку «Мы читаем, много знаем!». На начало 4 класса средний показатель скорости чтения составлял 71 слово в минуту, а на конец года – 92 слова. Конечно, есть среди ребят лидеры, читающие 164, 115, 109 слов в минуту. И, к сожалению, был ученик, который не преодолел рубеж в 30 слов. Так что есть над - чем работать.

          На уроках по литературному чтению и классных часах проводятся литературные викторины, инсценировки по отрывкам, конкурсы чтецов. Всё это способствует познавательной и творческой активности ребёнка, у ребят повысился интерес к чтению, улучшилась техника чтения.

          Речь детей обогатилась новыми словами, расширился лексикон. В процессе работы со словарём, справочными материалами пробудилась потребность познания родного языка.

         Описывая систему учебно - воспитательной работы в классе, нельзя умолчать о проектной деятельности.

СЛАЙД 5

         Проектная деятельность – движущая сила развития у младших школьников творческого потенциала и воспитания нравственной, трудовой, интеллектуальной, художественной и эстетической культуры. Поэтому особое внимание я уделяю воспитанию и обучению на основе этого метода. В проектной деятельности участвует весь класс.

          Совместно с учащимися и родителями были подготовлены и защищены такие творческие проекты:

«Красная книга Южного Урала»- 4 класс

«Семейное древо» - 4 класс

«Моя семья» - 1 класс

СЛАЙД 6

          Мои ученики принимают участие не только в предметных, но и в неакадемических олимпиадах: «Русский медвежонок», Пермские предметные олимпиады, «Старт». В олимпиадах у меня принимает участие большой % обучающихся. Стараюсь привлечь всех детей, т.к. обучающиеся начальной школы еще ищут себя: математические у него наклонности или гуманитарные и т.д.

СЛАЙД 7

          Важную роль в формировании творческой личности ребёнка играет совместная деятельность учителя, родителей и детей, направленная на формирование портфолио учащегося. Портфолио – это накопитель его творческих достижений, показатель его творческого роста. Ребята моего класса по своему желанию вносят в портфель свои творческие работы: рисунки, аппликации, сочинения и другие виды работ; представляет свои творческие достижения и победы в виде грамот, дипломов благодарственных писем и др.           Моя задача – направлять, координировать эту работу, поощрять самостоятельность и творчество ребят.

СЛАЙД 8


          Работа с родителями. В формировании творческой личности ребёнка особую роль я отвожу семье. Я считаю, что, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей.

          У многих детей моего класса активные, заинтересованные мамы и папы. Они с удовольствием помогают своим детям готовиться к мероприятиям и выступлениям, участвуют в организации экскурсий, походов и поездок. Своей целью я считаю донести до родителей их роль в формировании творческой личности ребёнка, ведь для ребёнка очень важна похвала, поддержка и одобрение родителями того дела, которым он занимается.

СЛАЙД 9 - 14

Педагогические условия и особенности применения.

          Развитию творческого потенциала обучащихся способствует и организация учебно-воспитательного процесса в школе. В плане работы школы предусмотрены смотры, конкурсы, творческие проекты, коллективные творческие дела, выставки художественного творчества, позволяющие каждому ребёнку проявить себя в той или иной области, интересующей его.

          Одной из важнейших задач в настоящее время, является духовное, нравственное возрождение, ведь дети сплошь и рядом увлечены боевиками, бессодержательными мультфильмами, что порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно прививать любовь к искусству и развивать творческие способности ребят.

          В своей работе стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого дела. Одно из обязательных условий работы – это сотрудничество и сотворчество педагога с ребёнком, создание тёплой атмосферы психологической безопасности, в которой, безусловно, принимается ценность каждого человека. Всё это способствует развитию творческих способностей ребят, формирует у них такие личностные качества, как инициативность, ответственность, способность мыслить нестандартно.

СЛАЙД 15

           Каждый ребёнок уникален и неповторим. Моя задача – помочь ему раскрыть таланты. Ученик должен уходить домой с победой. Успех - самый лучший воспитатель, так как он даёт малышу уверенность в собственных силах и самом себе. Ребёнок рождается для успеха.

ДНЕВНИК

          За полгода целенаправленной работы у нас были и трудности, и победы. Сделать хотя бы шаг вперёд, но самостоятельно и уверенно - это уже значимый результат нашего совместного творчества. Главное, чтобы тебя поддержали и поняли. Ведь существует много путей, по которым можно пойти, развивая творческие способности детей, только важно, чтобы это было от души и приносило радость.

        Я получаю огромное удовольствие от нашего с детьми общения. И, хотя результаты нашего воспитания и обучения проявятся ещё через несколько лет, хочется надеяться, что мои воспитанники в свободное время не пойдут глумиться над святынями, а возьмут на книжной полке знакомый с детства томик стихов или сочинят несколько добрых строк для своих родных, друзей или просто для собственных приятных воспоминаний.

         Я уверена, что со своими воспитанниками нахожусь на правильном пути, хотя этот путь нельзя назвать лёгким. Но мы постараемся, чтобы каждый из ребят стал хорошим человеком и нашёл своё место в жизни.

Мой класс - девчонки и мальчишки, 
Такие разные они: 
Одни рисуют, любят книжки, 
Других компьютер так манит!


Спешу я к ним не только, чтобы 
Их как учитель поучать, 
Мне с ними весело, еще бы, 
Мой класс не может заскучать!

Потехе час и время делу: 
Мой класс к успеху устремлен, 
Талантом, я признаюсь смело, 
Ребенок каждый наделен.

Вхожу я в класс свой, улыбаясь, 
И вижу блеск ответных глаз. 
Детей люблю, для них стараюсь, 
Ведь класс мой – самый классный класс!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческого потенциала младших школьников через реализацию исследовательской деятельности на уроках математики

Исследовательская деятельность учеников начальной школы на разных этапах урока по математике...

Развитие творческого потенциала младших школьников средствами культурно-досуговой деятельности в условиях общеобразовательной школы.

Человек стал человеком потому, что увидел красоту вечерней зари, глубину лазурного неба, бесконечную даль степей … увидел и изумленный пошел по Земле, создавая новую красоту.В.А. Сухомлинс...

« Развитие творческого потенциала младших школьников на занятиях кружка «Природа и творчество» в рамках реализации ФГОС НОО во внеурочной деятельности»

« Развитие творческого потенциала младших школьниковна занятиях кружка «Природа и творчество» в рамкахреализации ФГОС НОО во внеурочной деятельности»...

Развитие творческого потенциала младшего школьника в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности

Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные ...

Формирование творческого потенциала младших школьников через реализацию исследовательской деятельности на уроках математики

   Современное общество через систему образования, где школа является основным звеном, выдвигает всё новые требования к личности. Одним из таких требований является способность мыслит...

Развитие интеллектуально - творческого потенциала младших школьников через организацию исследовательской деятельности

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных.  Статья освещает органи...

Статья "Развитие творческого потенциала младших школьников во внеурочной деятельности".

Рассмотрены основные методы и формы развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, особенности творчес...