Использование заданий на воображение как метода коррекционной работы работы
материал по теме

Гирфанова Светлана Александровна

 

Воображение детей с интеллектуальной  недостаточностью  изучено меньше, чем такие процессы, как восприятие, представления, па­мять, речь, мышление, а ведь оно участвует во всех видах деятельности: игровой, учебной, трудовой. Воображение обеспечивает адекват­ное поведение в той или иной жизненной ситу­ации, а значит, способствует социальной адап­тации, что особенно важно для умственно от­сталых детей, у которых ограничены возмож­ности самостоятельной ориентации. Для того, чтобы ребенку понять предложен­ную ему задачу, ситуацию, он должен прежде всего ее представить, вообразить. Предлагается Вашему вниманию ряд упражнений, игровых заданий, апробирован­ных нами в несколько измененном виде для ра­боты с  детьми  с  интеллектуальной  недостаточностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Использование заданий  на  воображение

как  метода   коррекционной  работы.

       УЧЕБНЫЕ   ПРОГРАММЫ специальных (коррекционных) школ предусматривают наряду с сооб щением необходимых знаний учащим ся максимальное развитие у них по знавательных процессов и самой личности ре бенка. Однако хотелось бы обратить большее внимание как педагогов, так и родителей детей на развитие такого сложного психического процесса, как воображение.

     Воображение детей с интеллектуальной  недостаточностью  изучено меньше, чем такие процессы, как восприятие, представления, па мять, речь, мышление, а ведь оно участвует во всех видах деятельности: игровой, учебной, трудовой. Воображение обеспечивает адекват ное поведение в той или иной жизненной ситу ации, а значит, способствует социальной адап тации, что особенно важно для умственно от сталых детей, у которых ограничены возмож ности самостоятельной ориентации.

       Педагог должен в своей практической рабо те находить и совершенствовать приемы, обо гащающие, развивающие, активизирующие воображение детей. Важно всегда помнить о том, что воображение тесно связано с развитием познавательных процессов и самой личности детей. Причем эта связь взаимообус ловленная. С одной стороны, воображение за висит от качества сформированности восприя тия, памяти, мышления, речи, с другой — оно способствует развитию указанных процессов, создавая основу для образных действий.

     Для того, чтобы ребенку понять предложен ную ему задачу, ситуацию, он должен прежде всего ее представить, вообразить. Если это текст, то за словесным описанием надо «уви деть» образ; если это рисунок, картина, чер теж, схема, то надо понять внутреннюю, со держательную роль каждого элемента изобра жения.  

       Следует отметить, что в психологической и педагогической литературе есть много мате риалов, раскрывающих различные проблемы воображения нормально развивающихся де тей.

    Очень важно определить, когда, в какой момент включить эту работу в процесс коррекционно-развивающих занятий. Нельзя ее превращать в формальную тренировку. Она должна наполнять всю жизнь ребенка, но вместе с тем носить непринужденный харак тер, возникая как бы неожиданно, в связи с той или иной ситуацией. Например, вы с деть ми оказались в лесу. Сколько возможностей у вас для пробуждения детской фантазии! «На что похожа эта засохшая веточка, а этот су чок?» и т.д. Тут может быть много предполо жений, но кому-то из ребят не приходит в го лову ничего. Значит, позже, на уроке, надо показать ребенку те или иные предметы или их изображения, что поможет вызвать у него ассоциации и пробудить его воображение. Важнейшее условие для развития всех психи ческих процессов — это обогащение пред ставлений детей и пробуждение интереса к окружающему. В этом отношении в природе можно найти богатый материал, который удобно использовать для развития всех по знавательных процессов, наблюдательности и способности увидеть в отдельных деталях целостный

образ, что окажется полезным в ходе дальнейшей деятельности ребенка.

     Педагоги, хорошо зная возможности и ин дивидуальные особенности каждого ученика своего класса, сами определят, какими приема ми целесообразнее осуществлять коррекционное воздействие. В одних случаях это будет фронтальная работа с учетом учебного предме та и изучаемой темы; в других случаях потребу ются индивидуальные занятия с учащимися.

                                      Приведем некоторые примеры.

№1. «Зашумленные буквы»

Оборудование: таблицы с изображе нием, включающим элементы разных букв.

Направленность задания: развитие зрительного восприятия, актуализация обра зов памяти.

  Ш

Ш  С   Т    Л

И   Е    П

   Ф

В   Р   0 Ф

 Ь   3   с

                                         

Процедура     проведения

     Перед ребенком кладут поочередно кар точки и просят написать (назвать) буквы, ко торые «спрятались».

     Эти изображения можно предложить все му классу, включив соревновательный эле мент («Кто назовет больше букв?») или дав индивидуально каждому карточку, на кото рой он должен написать увиденные буквы.

      Подобные игровые задания можно включать на уроках письма, развития речи, во внеуроч ное время как развлекательное упражнение.

№2. «Собери картинку»

Оборудование: фигуры из картона, изображающие разные предметы (дом, дере вья, полоски для забора, гриб, две уточки, озе ро, птица).

Направленность задания: актуали зация прошлого опыта, развитие целостного восприятия образных представлений, состав ление рассказа с опорой на картинки.

                                           Процедура    проведения

     Перед ребенком в беспорядке кладут от дельные фигуры и предлагают составить кар тину, а затем «сочинить» рассказ по ней.

     Работа по созданию композиции может проводиться коллективно, а затем каждый придумывает свой рассказ, после чего «твор чество» детей получает оценку.

      Изображения для создания композиции можно подобрать в зависимости от учебного предмета (история, география, биология) и темы урока.

№3. «Найди эту пирамиду»

Оборудование: детская игрушка — пи рамида из четырех колец и чертежи, изобра жающие три пирамиды, из которых одна ис комая.

Направленность задания: развитие пространственных представлений на уроках математики, геометрии, черчения.

Процедура    проведения

      Перед ребенком — собранная пирамида и чертежи. Ему следует, внимательно посмот рев на пирамиду, найти ее изображение.

№4. «Узнай, что хотел нарисовать художник»

Оборудование: четыре картинки с изо бражением элементов рисунка.

Направленность задания: развитие целостного восприятия, активизация образов памяти.

Процедура проведения

     Перед ребенком поочередно кладут кар тинки с недорисованными элементами и про сят сказать, что хотел нарисовать художник, после чего предлагают дорисовать картинку.

     Подобные задания можно включать в урок рисования либо в иные уроки, предлагая со ответствующий материал, например элемен ты рисунка горы на географии, цветка или животного — на биологии.

№5. «Сочини историю (рассказ, сказку)»

Оборудование: даны опорные знаки (схематические изображения)

Направленность задания: развитие имеющихся представлений наглядно-образ ного мышления, умения устанавливать при чинно-следственные зависимости, использо вать помощь (в виде наглядных схематичес ких опор), логично высказываться.

                                       

Процедура   проведения

     Перед ребенком кладут рисунки и предла гают «сочинить» рассказ. Можно проводить на разных уроках как фронтально, так и ин дивидуально.

№6. «Составить рассказ» (в основе методика ТАТ)

Оборудование: картина с изображени ем некоторой ситуации (из школьной или се мейной жизни).

Направленность задания: учить ис пользовать имеющийся опыт, устанавливать причинно-следственные зависимости, воспри нимать сюжет в целом, логично излагать вос принятое и давать ему эмоциональную оценку.

Процедура   проведения

     Перед ребенком кладут картинку и просят ее рассмотреть.

Инструкция: «Составь рассказ по этой  картинке, но обязательно расскажи, что было  до этого, что сейчас происходит и что будет

потом».Работа проводится индивидуально и фрон тально на уроках чтения, развития речи.

     Это задание может иметь другой вариант: ребенка просят нарисовать начало (1-ю кар тинку) и конец рассказа (3-ю картинку). Можно проводить фронтально.

№7. «Нарисуй словами»

Оборудование: текст рассказа или сказки.

Направленность задания: активи зация образных представлений, обогащение словарного запаса, развитие образного и сло весно-логического

мышления, стимуляция фантазии.

Процедура   проведения

    Выразительно читается текст, после чего детей спрашивают, о чем шла речь. Затем дается инструкция: «Выбери, что тебе боль ше всего понравилось, и «нарисуй» слова ми».

    Проводится на уроках чтения, развития речи.

№8. «Наши ручки рассказывают»

Оборудование: звуковоспроизводя щая техника, музыкальные записи.

Направленность задания: актуали зация имеющихся представлений, образов памяти, формирование музыкального вос приятия, развитие эмоционального адекват ного реагирования, развитие пластичности движений.

Процедура   проведения

    Детям предлагают под музыку делать то, о чем говорит учитель. Дети при этом имитиру ют различные звуки (крики птиц, животных и т.п.). С помощью разнообразных движений рук, ног, тела создают предлагаемые образы. Например: «Птички полетели быстро-быст ро.        Устали и сели на веточку» (сначала взмахи рук быстрые, затем движения замедляются, дети садятся).

      Можно разыграть мимическую сценку под музыку и текст знакомого литературно го произведения. Например, читать детям отрывок из «Евгения Онегина» А.С.Пушки на о зиме: «Пришла (дети делают плавные движения руками и становятся в круг), рас сыпалась (дети, делая плавные взмахи рука ми, приседают); клоками повисла на суках дубов...» и т.д.

      Эти занятия лучше проводить фронтально на уроках ритмики, музыкальных занятиях.

№9. «Собери картину из предлагаемых фигур»

Оборудование: вырезанные разного цвета и формы фигуры, среди которых есть те, которые нужны, и те, которые не понадо бятся (прямоугольник коричневого цвета, трапеция красного цвета, желтый полуме сяц, три одинакового размера круга — жел того, зеленого, синего цвета; четыре одина кового размера треугольника, из которых три — зеленого и один черного цвета; две по лоски разной толщины — коричневого цве та; два разного размера полукруга коричневого и красного цвета; две фигуры птиц

и две фигуры — контуры белки); текст;

      Дети пошли на прогулку в парк. Перед ними стоя ли две ели. Под елочками они сразу нашли грибы. Светило яркое солнце, летали птицы. Вдруг дети уви дели белочку. Они очень обрадовались.

О D ООО

Направленность задания: активи зация внимания, имеющегося опыта, образов памяти и представлений, совершенствование пространственных отношений, операции сравнения, развитие связной речи.

ПРОЦЕДУРА    ПРОВЕДЕНИЯ

Перед детьми раскладывают фигуры — «заместители» разных предметов и объясня ют, что каждая фигурка заменяет тот или иной предмет, упоминаемый в рассказе, и что есть

фигуры, о которых не будет речи в рас сказе. Затем дается инструкция: «Вниматель но слушайте то, что я буду читать, и выклады вайте фигурки, которые заменят елочку, сол нышко, белочку, грибок, птичку. У вас полу чится картинка, и вы о ней расскажете».

     Занятие можно проводить фронтально на уроках развития речи, математики и др.

№10. «Волшебное дерево»

Оборудование: листы нелинованной бумаги и цветные карандаши.

Направленность задания: активи зация прошлого опыта детей, пробуждение интересов, эмоций.

ПРОЦЕДУРА    ПРОВЕДЕНИЯ

     Детям предлагают нарисовать волшебное дерево, которое может быть не похожим ни на какие известные им деревья, а на веточках могут быть разные игрушки, птички, вкусные вещи — всё, что они хотят.

     Предлагать задание можно как фронталь ное на уроках рисования.

№11. «Волшебные пятна» (в основе тест Г.Роршаха)

Оборудование: 2 — 3 «пятна» синего и красного цвета, каждое на отдельном листе. Краски, кисточки.

Направленность задания: актуали зация запаса общих сведений об окружаю щем, активизация представлений, образов па мяти, восприятия элементов предмета или це лого, восприятия цвета, побуждение эмоцио нального реагирования на причудливую фор му или цвет, способности комбинировать и перестраивать элементы изображения.

ПРОЦЕДУРА   ПРОВЕДЕНИЯ

    Перед детьми поочередно кладут листы, на них пятна, в которых, дав волю воображе нию, можно увидеть много разных образов.

Ставится вопрос: «Что это может быть? На что это похоже ? »

     Детей просят дорисовать пятно, чтобы полу чилось изображение того, что он вообразил.

№12. «Рисуем вместе»

Оборудование: большой лист (2 м х х 1,6 м) белой бумаги и цветные мелки или восковые цветные толстые карандаши (для каждого учащегося).

Направленность задания: актуали зация имеющихся представлений, образов памяти, активизация восприятия целого по отдельным элементам, пространственных от ношений, пропорций, умения комбинировать и перекомбинировать образы, выработка на выков совместной работы.

    Могут быть два варианта задания: 1-й — все работают над одним рисунком; 2-й — дети работают парами по собственному замыслу.

ПРОЦЕДУРА    ПРОВЕДЕНИЯ

     Учитель предлагает детям нарисовать вме сте картину «Игры в школьном дворе». По дробно объясняет, что дети будут рисовать по очереди, каждый своим мелком или каранда шом. Рисовать надо только то, что относится к играм, и нельзя повторять то, что уже есть на рисунке. Чтобы получилась интересная и красивая картина, надо стараться учитывать размеры изображаемого, цвет, пространст венное расположение на листе. По заверше нии работы проводится коллективная оценка и анализ того, что сделано.

* * *

     Здесь  приведены лишь некоторые образцы зада ний. Можно самим создать аналогичные с уче том возраста и уровня развития учащихся. Главное — работа должна быть систематичес кой и целенаправленной. Важно помнить, что любое задание на воображение способствует совершенствованию функций, с которыми оно взаимосвязано. Совместная работа детей, кол лективная оценка результатов работы каждого способствует также и формированию таких качеств личности, как адекватные самооценка и уровень притязаний, умение работать вместе и радоваться не только своим успехам, но и до стижениям товарищей и т.п.

О.В.Боровик.

Московский педагогический государственный университет им. В.ИЛенина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Преподавание уроков с использование ИКТ, эффективные приёмы и методы работы.Создание кроссвордов"

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов...

Использование заданий на воображение как метода коррекционной работы.

Использование заданий на воображение как метода коррекционной работы. Игровые задания и упражнения, способствующие развитию воображения....

Мастер-класс "Активные формы и методы использования особенности восприятия информации младшими школьниками при работе с ценностными понятиями" или «ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ 4D»

Очень часто педагог сталкивается с ситуациями, что занятие хорошо продумано и простроено, но остается некоторое но…, которое не может четко подтвердить, что задуманное и реализованное во время проведе...

Обмен опытом работы по использованию инновационных технологий и нетрадиционных методов терапии на логопедических занятиях

Обмен опытом работы по использованию инновационных технологий и нетрадиционных методов терапии на логопедических занятиях...

Мастер-класс для логопедов "Использование нейропсихологических приёмов и методов в работе учителя-логопеда"

Мастер-класс для логопедов "Использование нейропсихологических приёмов и методов в работе учителя-логопеда"...

Использование активных и интерактивных методов в работе учителя-логопеда для коррекции речи обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях инклюзивного образования

Среди обучающихся  с ОВЗ   распространены  нарушения устной и письменной речи: чтения и письма (дислексия и дисграфия) –  затрудненность в овладении чтением и письмом...

Использование нейропсихологических методов в работе специалистов служб сопровождения с обучающимися с ОВЗ

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога...