"Преподавание уроков с использование ИКТ, эффективные приёмы и методы работы.Создание кроссвордов"
статья по теме

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_shmo.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО

 учителей начальных классов

МБОУ «СОШ № 15» по теме

«Преподавание уроков                           с использованием ИКТ,     эффективные приемы и методы работы.

Создание кроссвордов»

Выступление подготовила

 учитель начальных

 классов Туктарова А.Х.

Актуальность темы.

Значение образования в современном мире велико, оно является важнейшим фактором формирования качества экономики и общества. Исключительная роль принадлежит школе. Модернизация российского образования направлена не только на изменения содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменения подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приёмов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятий.

Затруднение в деятельности учителей по формированию познавательной потребности в учебном процессе состоит в том, что многие учебные пособия еще не в полной мере содействуют успешному развитию познавательной потребности учащихся. Познавательную потребность можно формировать различными способами в учебном процессе школы. Одним из таких способов, которые эффективно способствуют сегодня формировать познавательные потребности, является использование нетрадиционных методов проверки знаний у учащихся. Но порой, учителя из-за нехватки рабочего времени отказываются от их использования. И тогда на помощь приходят информационные технологии. Использование информационных технологий повышает эффективность  процесса обучения, экономит рабочее время учителей.

Стремительно развивающиеся информационные технологии приносят глубокие изменения во все области жизни. В нашей стране и за рубежом интенсивно идет поиск новых моделей образования, при этом в качестве движущей силы модернизации всех образовательных процессов рассматривается развитие инновационных подходов к организации обучения на основе широкого и активного использования информационных технологий.

В настоящем постиндустриальном обществе роль информационных технологий чрезвычайно важна, так как их использование может обеспечить существенную экономию учебного времени. В отработанных моделях такого использования время, затрачиваемое на освоение информационных технологий, окупается за счет эффективности учебного процесса по дисциплинам, где применяется информационные технологии, в дополнение к этому идет освоение новых, приоритетных моделей деятельности. Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры.

Основными задачами современных информационных технологий обучения являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно-образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам). На мой взгляд,  основными задачами современных информационных технологий обучения являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно-образовательным ресурсам. В области образования информационные технологии применяются для решения двух основных задач: обучения и управления. В обучении  информационные технологии могут быть использованы, во-первых, для предъявления учебной информации обучающимся, во-вторых, для контроля успешности ее усвоения. С этой точки зрения информационные технологии, используемые в обучении, делятся на две группы: технологии предъявления учебной информации и технологии контроля знаний.

Следовательно, информационные технологии необходимо использовать при создании и разработке методических материалов для нетрадиционных форм проверки знаний у учащихся, развивающие познавательную активность.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания, ею определяется результативность, эффективность обучения.

Контроль знаний учащихся открывает большие возможности для совершенствования процесса обучения, поскольку проверка как действенное средство борьбы за прочные и осознанные знания учащихся позволяет лучше изучить учеников, их индивидуальные особенности.

Наиболее точно и качественно оценивать знания учащихся позволяет разнообразие видов и форм контроля.

Почти в каждом учебном предмете необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы. В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, тестирование; для оценивания практических навыков – практическую работу.

Все чаще на уроках в школе используются такие нетрадиционные формы контроля как рефераты, кроссворды, конкурсные проекты, дидактические игры. Данные формы контроля позволяют повысить интерес учащихся к предмету в процессе обучения.  

Наличие компьютерного класса позволяет дифференцировать и индивидуализировать контроль знаний. Формы контроля результатов обучения можно разделить на два типа: “машинный” и “безмашинный”.

Среди безмашинных средств   проверки  наиболее распространены в практике работы школы устный опрос учащихся, проверка тетрадей с домашним заданием, диктант, самостоятельная и контрольная работы.

За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов опроса, которые представляют несомненный интерес. На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Для ряда тем специально разрабатываются кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.

Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них – 15-25.

Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, он не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала, но позволяет развивать интерес учащихся к изучаемому материалу.

Составление кроссворда вручную занимает у педагогов много времени, поэтому возникает идея автоматизации данного процесса. На   настоящее время существует ряд программного обеспечения для решения подобных задач, но они неудобны для  применения в области образования. В связи с этим возникла идея создания подобного программного обеспечения.

Приведем краткий обзор программных продуктов составления кроссвордов.

Программа CrosswordCreator – программа, автоматически создающая кроссворд из списка слов. Список формирует либо сама, (задача пользователя выбрать количество слов в списке), либо необходимо создать список в виде TXT файла и загрузить в программу. Загружаемый из файла список слов удобен для создания тематических кроссвордов. Задача пользователя смастерить этот список. Меню программы довольно специфичное. После того, как загружен, загрузили или выбран список слов, кроссворд строится автоматически.

К сожалению нельзя задать симметрию или хотя бы количество пересечений слов. Даже нельзя задать размер будущего кроссворда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

laquo;Основы православной культуры» (ОПК) — учебный модуль комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).Воспит. Уроки православной к...

мастер -класс на тему:"Использование алгоритмов на уроках русского языка, как эффективный приём работы над повышением грамотности учащихся".

мастер -класс на тему:"Использование алгоритмов на уроках русского языка, как эффективный приём работы над повышением грамотности учащихся"...

«Эффективные приёмы и методы для формирования читательской грамотности при обучении чтения в начальной школе».

laquo;Эффективные приёмы и методы для формирования читательской грамотности при обучении чтения в начальной школе».Мы знаем, сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основн...

Образовательный проект «Эффективные приёмы и методы для формирования читательской грамотности младших школьников»

Читательская грамотность сегодня анализируется как один из самых значительных параметров готовности учащегося начальной школы к обучению в основной школе. Одним из основных умений метапредметных униве...

Эффективные приёмы и методы для формирования читательской грамотности младших школьников.

laquo;Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам лучшие свои мысли». ...