Воспитание толерантности в школах с полиэтническим составом учащихся
статья по теме

Пилюкова Людмила Николаевна

В статье рассматривается вопрос о воспитании толернтности, терпимости в массовых общеобразовательных школах с полиэтническим составом учащихся, когда в классе присутствуют дети более 7-ми национальностей. В современном мире вопрос о терпимости, терпении, умении слышать и слушать другого, сопереживать другому стоит очень остро. Постоянная миграция населения приводит к тому, что стали появлять классы в школе с полиэтническим составом. Необходимо научить детей, не ущемляя традиций своей нации, жить дружно в этом мире. Я  показываю возможность реализации решения данной проблемы в программе "Я и другой". Материаля расчитаны на учителей, психологов, родителей, широкого круга читатетлей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Пилюковой  Людмилы  Николаевны,

Учителя начальных классов,, педагога-психолога, воспитателя ГПД

высшей квалификационной категории

Г БОУ СОШ №124 с углубленным изучением  

английского языка Выборгского района

г. Санкт-Петербурга

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Как жить в настоящем, а  думать о будущем?

Выход один - делать школу, воспитывающую личность.

А. Г. Асмолов.

В основе гуманистической педагогики лежит убеждение, что люди могут научиться добру, жить в мире справедливых отношений, уважая права личности. К сожалению, действительность далеко не всегда подтверждает это. Дети живут в мире, где существует и добро, и насилие. Укрепление международного сотрудничества, политическая разрядка соседствуют с нарастанием напряженности между различными государствами, национальностями и группами населения. Свои социальные и экономические проблемы многие готовы свалить на людей с другими этническими и культурными особенностями. Так возникают общества. поделенные на «они» и «мы», где отдельные группы постоянно конфликтуют друг с другом.

Предрассудки, нетерпимость и дискриминация угрожают мирному сосуществованию людей. И едва ли можно хладнокровно признать эти явления естественным для человека. Гораздо более продуктивно искать перспективы их преодоления.

Проанализировав современные тенденции школьного образования, я попыталась найти пути решения этого спектра проблем: как в рамках общеобразовательной массовой школы обеспечить каждому ребенку, независимо от вероисповедания, национальности, особенностей и т. д.,  защищенность и моральную, и нравственную. Так прорисовалась линия работы в данном направлении.

Цель моей педагогической концепции: создать условия для ценностного осознания мира, обеспечивающих способность к творческому решению жизненно важных задач, осознанию и предупреждению предрассудков, воспитание толерантности (терпимости) и открытых отношений с людьми.

Задачи:

  1. Сформировать базовый уровень грамотности, необходимый для ориентации и социальной адаптации учащихся  русскоязычных и инофонов к происходящим изменениям в жизни современного российского общества.
  2. Сформировать культуру политкорректного мышления: выработать адекватные представления о сути межнациональных явлений и их взаимосвязи, уметь выносить аргументированные суждения по этническим вопросам, обрести опыт в анализе конкретных ситуаций.
  3. Сформировать навыки политкорректной культуры.
  4. Сформировать практические навыки принятия ответственных решений в личной и общественной жизни.

Ожидаемый результат: учащиеся, умеющие терпимо относиться ко всему живому, формирующие открытые отношения между людьми.

Система отслеживания результативности:

(предполагает выделение групп конечных и отдельных результатов, которые оцениваются  по следующим параметрам):

1.Критерии конечных результатов:

- самостоятельность в принятии решений,

-умение мыслить системно, объективно, заменяя эмоциональные суждения объективным и обоснованным анализом

-ориентироваться на развитие своей души

2.Критерии отдельных результатов:

-умение максимально эффективно использовать свои возможности на благо себя и общества

-ориентироваться на работу в команде с полиэтническим составом, умение создавать команду единомышленников

Мои целевые ориентации:

-Единство методологического, методического, дидактического и психологического пространства.

-Максимальный учет психологических и личностных особенностей  каждого ученика.

-Работа на принципах «педагогики сотрудничества» и личностного общения.

Технологии работы:

  1. Концепция развития Ж. Пиаже
  2. Система свободного образования М. Монтесори, С.Ферне.
  3. Развивающие технологии на принципах деятельного подхода Д.Деюи.
  4. Проблемный подход Т. И. Шамова
  5. Принцип  проблемности  А. М. Матюшкина

Принципы организации:

1.Личностно-ориентированные

-адаптивность - гибко реагировать на социокультурные изменения среды

-развитие личности и готовность к дальнейшему ее развитию

2.Культурно-ориентрованные

-опора на культуру

-принцип картины мира

-смысловое  отношение к миру

3.Деятельностно - ориентированные

-обучение деятельности: учить не только ставить цели, но и уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия

-управляемый переход от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации

-креативность

Концепции реализуются посредством уроков окружающего мира, литературного чтения, внеклассной работы, предметов дополнительного образования.

Методы активного обучения:

Методы обусловлены задачами и содержанием работы, ее практической  направленностью. Внимание не только к усвоению знаний, но и к формированию жизненной позиции и ценностной ориентации учащихся.

  1. Изучение конкретного случая  (метод позволяет учащимся развивать способность к принятию собственного решения),
  2. Имитационные игры (сочетают такие элементы игры, как соревнование, кооперация, игры, отражающие характерные черты действительности. Особое значение придаю ролевым и деловым играм.
  3. Ролевая игра (дает возможность имитации конкретных ситуаций из жизни)
  4. Деловые игры (деловая игра состоит из двух частей: модель игры и сама игра. Модель игры  определяет рамки игры, таким образом, создает для нее базу. Сама игра предоставляет игрокам  возможность принятия решений в рамках  соответствующей модели.)
  5. Опорные схемы (метод помогает сформировать вывод в процессе работы над темой)
  6. Каждый учит каждого (эффективный способ усвоить информацию по изучаемому предмету и применить на практике важные навыки и умение объяснить что-то новое, задавать вопросы, слушать другого, общаться со всеми…)
  7. Выставки  творческих работ (рисунки, аппликация и т. д., на тему «Я вижу что-то, чего не видишь ты.» Здесь знания, убеждения и установки складываются в процессе активного действия, собственных открытий, сопереживания ситуации, в которых оказались персонажи выставки. Детям не нужно внушать, что они должны думать, а нужно внушить, что они должны думать, принимать решения, задавать вопросы, нести ответственность.)

Для решения данных задач большая роль отводится, конечно же, учителю.

Свои занятия мы начинаем с того, что внимательно посмотрим на себя и другого.

В начале работы учащиеся заполняют тест, где они отвечают на вопросы о том, как их воспринимают их окружающие и как они воспринимают сами себя. Тест, таким образом, стал своеобразным зеркалом. Дети увидели, что их оценка личностных качеств не совпала с тем, как их оценивают другие. Даже не совпала оценка внешних данных. Например: все люди имеют носы, но они не одинаковые, все дети разные, но каждый ребенок умеет улыбаться. Учащиеся делают самостоятельный вывод о том, что каждый человек-индивидуальность. Она, индивидуальность, определяется характером, привычками, способностью, внешностью и т. д. Каждый достоин внимания и уважения как индивидуальность. Сами дети приводят пример, как проявляется индивидуальность у одноклассников.

К одним из явлений, которое объединяет и одновременно разъединяет людей, относится язык. Мы - русские и язык у нас- русский, он является государственным  для всех граждан России. А наше государство многонационально: у нас проживает почти 100 национальностей, многие из которых имеют свой собственный язык. Затем мы проговаривали и записывали одну фразу на нескольких языках: « Я люблю свою Родину». Дети пришли  к выводу, что знание языков обеспечивает взаимопонимание, тогда как незнание- ставит барьеры между людьми, отсюда выражение- языковой барьер.

Интересные результаты дает методика «точка зрения». В результате работы ученики понимают, что одни и те же изображения люди могут воспринимать по-разному. Однако гораздо важнее обсудить с детьми национальный аспект проблемы и подчеркнуть, что восприятие зависит от культурного контекста, от национальных традиций. То. что обычно для одних, непривычно и даже противоестественно для других. Например: ненцы употребляют в пищу сырую оленину, рыбу, мусульмане не едят свинину. Традиции совместного проживания со старшими родственниками (сохранение большой семьи у народов Северного Кавказа, Китая, Средней Азии) и стремление к нуклеарной семье в Центральной России. Не совпадают идеалы женской красоты у разных народов.

Мы с детьми сравнивали обычаи китайцев и россиян.

В Китае считается неприличным целовать друг друга при встрече, а у нас поцелуи являются обычным проявлением симпатии.

В Китае не пьют холодную воду, а у нас ею утоляют жажду.

В Китае основные блюда подают в начале, а уж потом следует суп. А у нас суп считается первым блюдом.

В Китае кожуру с овощей и фруктов счищают лезвием ножа, направленным от себя, а у нас к себе.

Реакции детей в этой беседе дадут основание  поговорить о том, что не бывает «плохих» и «хороших», «естественных» и «необычных» обычаев. Каждый народ имеет право на свои. Интересно обсудить с детьми, какую роль играют у некоторых народов Австралии, Африки, Южной Америки роспись лица, татуировка и прокалывание, а также как используются эти элементы в современной молодежной среде. Учащиеся понимают, что и в том и  в другом случае эти явления являются знаком принадлежности к определенной социальной структуре, сигналом о намерениях человека, наконец, они демонстрируют представления людей о красоте. Иными словами, эти элементы имеют одинаковую функцию в разных культурах.

Большой интерес вызвали у ребят вопросы «странных» на первый взгляд предрассудков.

Предрассудки свойственны всем людям, и далеко не всегда это плохо. Существуют предрассудки, которые имеют позитивное значение. Например, утверждение «Мужчина- кормилец семьи» или «Женщина-хранительница домашнего очага» по сути своей являются  предрассудками, которые закрепляют определенные нормы взаимоотношений людей. Часто предрассудки играют роль защитного механизма, особенно в ситуациях столкновения с чем-то непонятным, странным, вызывающим тревогу  ибо они создают чувство уверенности и защищенности перед неизвестностью. Но, если предрассудки так хороши, то нужно ли с ними расставаться? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в механизме их формирования.

Предрассудки - это первая, как правило, окрашенная эмоцией и не подкрепленная анализом (идущая перед рассудком) реакция на чужое, другое. При этом наше восприятие этого другого лишено объективности, т.к. выбирая какой-то один признак, мы строим умозаключение на его основе, делаем поверхностное обобщение и переносим его на явление в целом.  Существует мнение, что все толстые люди- добрые .Может быть оно сформировалось на том основании, что большинство полных людей- флегматики?  Как  правило, они не проявляют свои эмоции, в частности негативные, так бурно, как холерики, но вряд ли делать на этом основании заключение об их характере. Таким же образом возникают и расовые предрассудки. Встречая на улице цыганку, мы готовы сразу отнестись к ней с предубеждением, потому, что в нашем сознании давно сформировалось представление о цыганах, как о плутах и ворах. В этом суждении есть доля истины: многие цыгане добывают средства к существованию обманным путем. Но едва ли можно переносить негативное мнение на весь народ.

Человек с предрассудками, как правило, имеет ограниченное представление о предмете своих предубеждений. Но, когда ему пытаются это доказать, он легко находит примеры, которые оправдывают его. Так возникают поверхностные обобщения, стереотипы, которые приводят к конфликтам. Примеры тому толки о «лицах кавказской национальности»  или анекдоты о чукчах.

Негативные предрассудки опасны именно тем, что приводят к нарушению прав человека. Они вызывают у тех, против кого направлены, ощущение отверженности  и ответную агрессию, что ставят барьеры во взаимоотношениях с людьми. Именно поэтому  с предрассудками нужно расставаться. Но сделать это далеко не просто. Еще Альберт Эйнштейн утверждал, что легче расщепить атом, чем убедить кого-то расстаться со своим предрассудками. Предрассудки живучи потому,  что связаны  с эмоциями. Для того, чтобы отказаться от них,  надо от эмоций перейти к размышлению, задав себе вопрос о причине собственной негативной реакции. И дети учатся это делать.

Очень важно рассмотреть с детьми вопросы дискриминации.

Негативные предрассудки, сопровождающиеся активными действиями, называют дискриминацией, т. е. ограничением в правах по расовым, религиозным, идеологическим, имущественным и иным признакам. Дискриминация затрагивает людей в той мере,  в какой они являются другими. Но иной образ жизни, возможно,  так же хорош, как и наш. Дети  должны гордиться  цветом своей кожи,  своей историей, знать свои корни, но одновременно уметь по достоинству оценивать не похожего на себя. Это очень важно  для собственной идентификации  и формирования того позитивного образа, на основе которого другие составляют о нас свое впечатление. Знакомство с культурой, обычаями и образом жизни других людей, умение занять позицию другого помогает объяснять наши предрассудки, а значит, устранять мотивы дискриминации. В тоже время знание другого не является гарантией  терпимого к нему отношения. Нужны специальные   педагогические усилия, для того чтобы дискриминационное поведение перестало восприниматься как норма.

Для формирования навыка открытых отношений между людьми  у нас рассматривались вопросы в рамках методики «козел отпущения».

Люди, чем-то отличающиеся от других, легко становятся «козлами отпущения». Этот образ восходит к древнееврейской легенде, в которой козел, символически нагруженный всеми недостатками и грехами своего народа, изгонялся в пустыню. Благодаря этому люди получали возможность обрести внутреннюю гармонию, но одновременно утрачивали способность  к самосовершенствованию. В связи с этим сюжетом целесообразно обсудить. Почему возник этот обряд. Быть может, людям свойственно искать наиболее легкий способ очищения от греха? Правильно ли это? Позволительно ли перекладывать свои неудачи и проблемы на других?  Варианты проявления этого феномена различны. Если общество лихорадит безработица, любимая футбольная команда проигрывает, а в классе царит напряженная атмосфера, всегда найдется «козел отпущения». В основе механизма действия  феномена «козла отпущения» лежит треугольник. Здесь обязательно должен быть зачинщик-лидер, затем группа поддержки и, наконец, сам «козел отпущения». Зачинщик нуждается в группе, которая его поддерживает, а та, в свою очередь, ничего не предпринимает в защиту обиженного из-за боязни самой стать мишенью. Наконец, детям было предложено описать случаи, когда они сами оказались в положении «козла отпущения», зачинщика или наблюдателя. Детские исповеди  явились средством осознания , а возможно, и преодоления в самом себе феномена «козла отпущения». Эти детские исповеди дорогого стоят.

Люди, особенно дети, нуждаются в защите и поддержке. Издавна им помогали различные обереги, ладанки, орнаменты и другие символы защиты против несчастий. Они не только защищали, но и давали возможность не сваливать свои беды и несчастья на других. Обсуждая данную проблему, мы пришли  к выводу, что наша безопасность во многом зависит от нашего отношения к другим. Иными словами, «не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе». Еще раз мы подчеркнули, что в демократическом государстве права граждан  должны быть защищены законом, которые обеспечивают равенство людей с момента их рождения, независимо от вероисповедания, языка, цвета кожи, привычек и т. д.

Лучшим результатом нашей деятельности стали детские работы, исповеди, изменившееся поведение учащихся, спокойные, светящиеся глаза детей, которые научились строить открытые отношения с людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся.

Выступление на заседании ШМО по теме" Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся". Тесты: "Толерантный класс", "Толерантный родитель", "Толерантный учитель"....

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Воспитание толерантности учащихся в начальной школе».

АВТОРСКАЯ  ПРОГРАММА «Воспитание толерантности учащихся в начальной школе»....

Выступление на тему: «Воспитание толерантности у учащихся»

В данном материале рассказывается о  формировании  у учащихся толерантного  поведения  во внеурочной деятельности....

Технологии воспитания толерантности учащихся

Выступление на заседании МО учителей начальных классов школы...

"«Использование мультипликационной технологии в воспитании толерантности у учащихся младшего школьного возраста»

Краткая теоретическая статья посвящена созданию мультфильмов из пластилина.Прилагается презентация....

Воспитательная работа с полиэтническим составом обучающихся

Представлен ообщенный опыт работы с классом, в котором полиэтнический состав обучающихся....

Особенности воспитательной работы и организации внеурочной деятельности в классах с полиэтническим составом учащихся

Материал для МО учителей начальных классов Особенности воспитательной работы и организации внеурочной деятельности в классах  с полиэтническим составом учащихся...