Особенности воспитательной работы и организации внеурочной деятельности в классах с полиэтническим составом учащихся
статья

Воронцова Марина Андреевна

Материал для МО учителей начальных классов Особенности воспитательной работы и организации внеурочной деятельности в классах  с полиэтническим составом учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vospitatelnoy_raboty_i_organizatsii.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Агеевская средняя общеобразовательная школа п. Центральный (центр образования)

 имени героя Российской Федерации В. Н. Володькина»

Выступление на РМО учителей начальных классов

«Особенности воспитательной работы и организации

внеурочной деятельности в классах

 с полиэтническим составом учащихся»

Воронцова Марина Андреевна,

учителя начальных классов,

первой квалификационной категории

На сегодняшний день устойчивой является тенденция к большому притоку в  Тульскую область представителей других культур. Мощный миграционный поток идёт из бывших республик СССР и преимущественно азиатских. Такие мигранты приезжают семьями и дети поступают учиться в наши школы. В разных учебных заведениях разный процент таких детей. В классе, в котором  я работаю, 44% детей-мигрантов.

Для того чтобы в классе отношения развивались на ценностях толерантности и уважения к людям других национальностей, необходимо соблюдать некоторые правила:

положительное отношение к национальным особенностям;

развитие понимания другого;

внимание к тому, что объединяет людей.

Национальные особенности воспитательной работы в многонациональном ученическом коллективе подразумевают целенаправленную деятельность педагога по созданию благоприятных условий организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.

В решении этих вопросов важную роль играет ведущий субъект педагогического процесса – педагог. Полагаю, что опыт организации воспитательной работы в ученическом коллективе под управлением классного руководителя оправдан сегодняшней социально-экономической ситуацией и дает классному руководителю возможности для проявления инициативы и творчества в организации воспитательной работы, а эффективность данного процесса во многом зависит от продуманности воспитательных действий. Кроме того, эффективная деятельность педагога-воспитателя предполагает создание условий, способствующих разностороннему и гармоничному развитию личности школьника через его участие в разнообразных видах внеурочной деятельности: познавательной, спортивной, трудовой и т. д., а также координацию и корректировку воздействия среды на личность ребенка.

В такой ситуации особым направлением действий должна стать гармонизация межнациональных отношений. Прежде всего, речь идет о государственной политике, которая эффективно противодействует экстремизму, способствует формированию толерантного сознания в гражданском обществе. Во-вторых - необходимо использовать систему образования и воспитания для формирования у подростков терпимости к иной культуре и вере. В-третьих - мобилизация возможностей средств массовой информации для воспитания терпимости и гуманистического мировоззрения.

В статье 19 Конституции РФ сказано: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

22 октября 2013 года на заседании Совета при президенте РФ рассматривалась тема «Реализация государственной национальной политики в субъектах РФ: опыт и механизмы управления». Совет при президенте РФ по межнациональным отношениям был образован в 2012 году для обеспечения взаимодействий федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией государственной национальной политики РФ. Президент РФ Владимир Путин принял участие в заседании президентского Совета по межнациональным отношениям и выступил на торжественном мероприятии, посвященном 225-летию основания Центрального духовного управления мусульман России. Президент уверен, что необходимо воспитывать молодежь в духе взаимного уважения, которая основывается на чувствах согражданства, патриотизма и общенационального самосознания.

Для эффективной работы с детьми по развитию их этнического самосознания, толерантности мы проанализировали национальный состав учащихся нашей сельской школы, который показал следующее: в последние годы этнический состав учащихся претерпевает существенные изменения в сторону уменьшения доли русской молодежи и, соответственно, увеличения доли других национальностей, которое происходит в основном за счет притока «новых мигрантов», выходцев из Закавказья.

Образовательные стандарты второго поколения определили необходимость изменения содержания обучения и воспитания в первую очередь в начальной школе. В качестве одного из приоритетных направлений её развития сегодня признается создание условий для становления личности и её гражданского воспитания. Значительную роль в этом процессе играют знания об истории и культуре народа. Однако знания сами по себе не могут заставить детей проявлять межнациональную толерантность уважать другого человека, традиции и обычаи людей других национальностей. Только формирование у школьников межнациональной толерантности в процессе внеклассной деятельности способно противостоять и национальной, и межрелигиозной, и межличностной конфронтации.

В привлечении мальчиков к общественно-полезному труду надо помнить, что мальчик-мусульманин никогда не будет мыть полы или выполнять работу, которую, в силу воспитания, считает женской. Такая просьба может оскорбить его. Поэтому лучше сразу предложить ему выполнить то поручение, которое не вызовет отторжения. Девочек можно смело привлекать к уборке кабинета, украшению помещения и т.д.

В работе с родителями учащихся-мигрантов необходимо объяснить, как именно родители могут помочь своим детям адаптироваться в учебном процессе. Надо рекомендовать больше общаться с ребёнком на русском языке, что бы развивать навыки общения и понимания, обязательно ходить на дополнительные занятия вместе с детьми, повышать культурный уровень, посещая музеи, выставки и пр.

Следует подчеркнуть тот важный момент, что в детском коллективе адаптация ребёнка-мигранта происходит наиболее успешно именно благодаря главным помощникам учителя – детям. Дело в том, что дети по своей природе с удовольствием берут на себя роль друга-наставника менее успешного (в нашем случае, социально неадаптированного) ученика: берутся объяснять ему задания, сами проверяют его уроки и т.д. Ребёнку-мигранту, как и любому другому нормальному ребёнку, комфортнее получать помощь из рук своих сверстников, чем взрослого, так как дети, взаимодействуя друг с другом, и процесс обучения воспринимают как игру. Ребёнок-мигрант, получая помощь из рук одноклассников, меньше стесняется и больше нацелен на результат, он больше мотивирован и не так подвержен стрессу, ведь он уже «влился в коллектив», о нём заботятся, его оберегают. Дети по своей природе мудры, они тонко чувствуют и затейливо воспринимают этот мир, и их помощь в столь непростом вопросе необходима.

Дети полиэтнического контингента часто отличаются усердием, трудолюбием и исполнительностью. Большинство из них искренне любят школу, своих одноклассников и учителей. Они очень отзывчивые и благодарные, никогда не откажут в помощи, на них можно положиться. Поэтому этим ребятам необходимо помочь в освоении знаний и наши педагоги делают это с удовольствием. (групповая работа)

Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе, реализующих задачу формирования общеучебных умений, является групповая. Нельзя научить ребенка общаться, учиться организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию. «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с УУД. Необходимо применять формы работы, способствующие формированию этих умений.

Достоинства групповой работы:

  • во-первых, реализуется  принцип деятельности;
  • во-вторых, формируется и повышается учебная мотивация;
  • осуществляемые процессы обучения и воспитания происходят неразрывно  в благоприятном психологическом климате;
  • в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний;
  • снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-либо задач;        
  • ученики с низкой учебной мотивацией в группах имеют возможность высказываться чаще, чем обычно, они не бояться говорить и спрашивать. Именно это активизирует их работу и вызывает успех;
  • улучшается психологический климат в классе.

Опираясь на опыт собственной деятельности, мы предположили, что в младшем школьном возрасте формирование этнического самосознания осуществляется эффективно через изучение сказок, поговорок, этнофольклора, этнических праздников. Эти традиционные методы этнопедагогики и этноэтики у младших школьников формируют эмоционально-чувственные представления о народах, детям прививаются навыки хорошего поведения при общении с другими людьми. Также был введён предмет «Основы религиозных культур и светской этики», в нашем учреждении это актуальный для нас модуль «Основы мировых культур»,  который знакомит с основами православия и мусульманства, раскрывает их значение и роль в жизни людей, в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.

Во внеурочное время учащиеся имеют возможность знакомится с культурным наследием родного народа и других народов на занятиях кружков. Успешным условием формирования у школьников культуры межнационального общения является вовлечение их в многоплановую внеурочную воспитательную деятельность.

Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Очень удобно, эффективно показывать это с помощью этнопедагогических средств через природу, игру, традиции, быт, искусство, фольклор.

Сегодня издано много сборников народных игр. Основными критериями отбора при их использовании должны послужить национальная палитра класса и соответствие игр особенностям детей. Перед проведением подобного рода мероприятий можно, привлекая семьи детей, создать банк народных пословиц и загадок тех национальностей, которые представлены в составе класса.

Эффективным этнопедагогическим средством являются сказки. Небольшие постановки сказок разных народов знакомят детей не только с фольклором, но и дают представление о добре и зле, в какой-то степени, соотносимые с мировоззрением этносов.

Можно быть совершенно уверенным в том, что через знакомство с культурой, через познание внутреннего мира различных народов, который ярко и полно раскрывается в эпосе, сказках, пословицах, поговорках, будет происходить постепенное сближение, основанное на терпимости. Очень важно, чтобы дети почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее.

Задача педагога – помочь учащимся обрести уважение к чести и достоинству каждого народа. Достоинства людей - их личные, а не национальные черты, недостатки человека относятся к данному человеку, а не к народу. Надо искать не пороки, а ценности человека или народа и на них опираться в общении и деятельности.

На основе вышеизложенного сформулируем основные выводы:

1. При работе с детьми полиэтнического контингента искренне интересуйтесь культурой страны, из которой приехал ребёнок, подчёркивайте уникальность, самобытность, богатство национальных традиций этой страны (не стоит нивелировать их, это может восприняться как отвержение). Пусть каждый ребёнок гордится принадлежностью к своей национальности.

2. Мягко и постепенно обогащайте представления детей-мигрантов о русской культуре и традициях.

3. При общении с ребёнком учитывайте национальные особенности его исторической родины, дабы избежать недопонимания его поведения в той или иной ситуации.

4. Старайтесь избегать влияния личного негативного опыта общения с представителями других национальностей на процесс взаимодействия с детьми-мигрантами.

5. Контролируйте влияние собственных установок и стереотипов в общении с детьми полиэтнического контингента.

6. Разделяйте такие понятия, как «национальные особенности» и «индивидуальные особенности» обучающихся-мигрантов.

7. Учитывайте гендерные и возрастные особенности детей-мигрантов.

8. Постоянно повышайте свою квалификацию в этом вопросе: посещайте курсы, семинары и лекции.

9. Опирайтесь на помощь детей: они помогут ребёнку-мигранту освоиться в незнакомой среде.

10. Проводите в классе «Дни дружбы»: к примеру, один день, посвящённый какой-либо стране (дети приносят приготовленные дома блюда этой страны, рассказывают о национальном костюме, традициях страны и т.д.).

11. Показывайте детям документальные и художественные фильмы, посвящённые культуре других наций.

12. Посещайте совместно с детьми этнические музеи, выставки и т.д.

Прогностически изменяемыми и измеряемыми параметрами мы считаем интерес учащихся к родной культуре и культурам других народов, знание элементов этих культур.

Формирование толерантного поведения напрямую зависит от атмосферы в школе, от уровня демократичности и уважительности отношений между учителями и учениками, от ценностей, которые определяют отношения детей друг с другом. Умение понимать и принимать различия, понимать мотивы поступков и ценности другого человека напрямую зависят от способности человека понимать и принимать, прежде всего, себя самого, умения общаться, строить искренние и продуктивные отношения не только с родными, близкими, но и незнакомыми, непохожими, непонятными людьми.

Педагоги нашей школы понимают всю сложность вопроса межнациональных отношений. Долгие годы мы не обращали внимания на национальную принадлежность. Это для нас норма поведения. И чтобы это тоже стало нормой для подрастающего поколения, которое живёт в совершенно ином мире, мы должны приложить определённые усилия. Овладеть новыми методами работы с учащимися. Этому конечно надо учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание толерантности в школах с полиэтническим составом учащихся

В статье рассматривается вопрос о воспитании толернтности, терпимости в массовых общеобразовательных школах с полиэтническим составом учащихся, когда в классе присутствуют дети более 7-ми национальнос...

Сущность и особенности воспитательной работы в начальных классах

Именно классный руководитель несёт на себе тяжелейший груз многочисленных обязанностей и дел. Именно классному руководителю чаще всего приходится задумываться над тем, как воспитать маленького человек...

Статья "Особенности воспитательной работы с учащимися при переходе из начальной школы в среднюю"

Статья "Особенности воспитательной работы с учащимися при переходе из начальной школы в среднюю"...

Особенности воспитательной работы с обучающимися с синдромом дефицита внимания во внеурочное время.

В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети – дети с синдром дефицита внимания с гиперактивностью. ...

Особенности воспитательной работы в начальной школе

Цели воспитательной системы работы с классом:формирование и раскрытие творческой индивидуальности младшего школьника;-  научить его жить в классном коллективе, строить со своими сверстниками отно...

Особенности воспитательной работы в доброжелательной школе Белгородчины

На протяжении большого количества времени существования школы как специального социального института всегда велись, ведутся и никогда не перестанут вестись споры о том, какой должна быть школа. Время ...