Особенности воспитательной работы в ГПД при гендерном обучении
статья (2 класс) на тему

Языкова Анастасия Игоревна

Научная статьяя

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 336

А.И. Языкова
Воспитатель ГПД, ГОУБ СОШ №106
г. Санкт-Петербург, РФ
Е-mail:  yazykovaai@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ ПРИ ГЕНДЕРНОМ ОБУЧЕНИИ

Аннотация
      В современном мире все актуальнее становиться обучение детей с гендерным разделением. При этом существуют определенные особенности воспитательной работы при такой системе обучения, в том числе в группе продленного дня. Цель данной статьи, определить основные моменты воспитания детей в школьных учреждениях при раздельном обучении мальчиков и девочек и систематизировать опыт, используя при этом метод наблюдения и внедрения разнообразных игр в группе продленного дня.

Ключевые слова:
Гендерное обучение, воспитательная работа, группа продленного дня, начальная школа

        При гендерном обучении, очень важно разделять процесс обучения ребенка от его нахождения в группе продленного дня. Поскольку основной процесс социализации детей, а также их взаимодействие между собой происходит во время активных игр и кружков по интересам, воспитатель группы продленного дня должен уделять особое внимание контакту мальчиков и девочек. [4; С.21-23]

        Социализация ребенка начинается с момента его рождения, его взаимодействием с окружающей средой, но в школьном возрасте она выходит на принципиально новый уровень. Ключевыми агентами социализации становится не только семья ребенка, но и его одноклассники, учителя и школьные воспитатели. Обособлено это касается детей, не посещавших дошкольные учреждения. [2; С.12-13]

        Гендерная социализация – это процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Здесь отражаются и меняющиеся обстоятельства, и личностный опыт, но на всем его протяжении основой и материалом для построения гендера служит система знаний о мужественности и женственности, находящая отражение в культуре и усвоенная личностью в детстве и подростковом возрасте. [3; С.34-35]

Гендерные стереотипы, базируясь на представлениях общества о гендерных различиях, затрагивают такие способности и качества, как ориентирование в пространстве, математическая смекалка, подверженность влиянию, агрессивность, речевые навыки, эмпатия, эмоциональность, альтруизм и др. [5; С.94-95]

        Из педагогического опыта наблюдений за детьми младшего дошкольного возраста, существует вывод, что дети, обучающиеся в смешанных классах, чаще и активнее играют в игру «Дочки матери», нежели классы мальчиков и девочек.

Этот факт легко объяснить тем, что гендерные роли семейной ролевой модели, естественно сложно воспроизвести мальчикам и девочкам, без взаимодействия друг с другом вне уроков. Для этого воспитатель группы продленного дня может организовать игру во время клубных часов.

Детская игра «Дочки-матери» – миниатюрная модель семейных отношений. Согласно ее сюжету, дети примеряют на себя роли родственников, как малышей, так и взрослых.

Целью игры является обучение детей примерять на себя гендерные роли мамы или папы. Развивать воображение, тренировать взаимоотношения друг с другом, использовать предметы быта, воспитывать такие качества как забота, ответственность.

Атрибуты, которые возможно использовать в школе: куклы разного размера, игрушечные предметы быта, посуду, книги.

Помимо «Дочки-матери», воспитатель группы продленного дня может использовать и другие игры, для укрепления взаимосвязей мальчиков и девочек. Например, «Кто я в семье?».

Цель данной игры, формирование представлений о родственных связях. Обучение детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра (в старшем возрасте – племянник, племянница, двоюродный брат и т.д.)

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Правила игры просты: с помощью наводящих вопросов воспитателя, дети должны дать ответ, кем они являются  для  своей мамы (своему папе, своей бабушке)? и т. д.

Игра «Кто что носит?», цель которой развивать умение находить характерные отличия во внешнем облике мальчика и девочки.

Оборудование: фланелеграф[1], фигурки мальчика и девочки из картона, предметы одежды и аксессуары (бусы, зонтик, бантик, удочка, галстук и пр.)

Детям предлагается подобрать мальчику и девочке одежду и аксессуары.

Дидактическая игра «Исправь ошибку».

 Цель: формировать знания о правилах этикетного поведения мальчиков и девочек.

Оборудование: набор сюжетных карточек:  например, мальчик в автобусе сидит, девочка стоит. Девочка в автобусе сидит, мальчик стоит. Мальчик нюхает цветы, девочка несет ведро с водой для полива.

Детям предлагается найти «правильную» картинку и объяснить свой выбор.

Дидактическая игра «Кто кем работает?».

Цель: формировать знания о гендерной составляющей профессий.

Оборудование: большие карточки с изображением мужских и женских профессий (воспитатель, медсестра, капитан, летчик, пожарный) и нейтральных профессий (врач, учитель, продавец, кондуктор, кассир, музыкант); маленькие карточки с изображением профессиональных инструментов (игрушка, градусник, глобус, штурвал, пожарный рукав, лестница, фонендоскоп, указка, весы, сумка кондуктора, касса, скрипка)

Ход игры: Детям предлагается:

• разложить большие карточки по принципу: мужские профессии, женские профессии, нейтральные профессии;

• подобрать профессиональные инструменты. Игра сопровождается комментариями детей. [1; С.2-5]

Таким образом, у воспитателя группы продленного дня в начальной школе имеется множество инструментов для гендерной социализации детей. Прежде всего, используя активные, дидактические и ролевые игры.

Следует уделять особое внимание воспитательной работе, прописывая данные игры в свою рабочую программу в течение всего учебного года.  

Список используемой литературы:

  1. Васильева Ю.П. Игры для гендерного воспитания для детей среднего и старшего возраста. М., 2016.
  2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. М., 2004.
  3. Градусова Л.В. Гендерная педагогика. Учебное пособие. М., 2013.
  4. Подорога О.В. Аспекты гендерного обучения и воспитания в школе. М., 2016.
  5. Столяренко С.Д. Возрастная психология. М.. 2017.


[1] Фланелеграф - учебное наглядное пособие для детей. Доска, обтянутая фланелью, на которую крепятся вырезанные фигурки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита программы воспитательной работы "Роль семьи в успешности обучения и воспитания обучающихся начальной школы"

Презентация программы  воспитательной работы "Роль семьи в успешности обучения и воспитания обучающихся начальной школы"будет интересна классным руководителям 1-4 классов.. Девиз программы "В дру...

Сущность и особенности воспитательной работы в начальных классах

Именно классный руководитель несёт на себе тяжелейший груз многочисленных обязанностей и дел. Именно классному руководителю чаще всего приходится задумываться над тем, как воспитать маленького человек...

Статья "Особенности воспитательной работы с учащимися при переходе из начальной школы в среднюю"

Статья "Особенности воспитательной работы с учащимися при переходе из начальной школы в среднюю"...

Особенности воспитательной работы с обучающимися с синдромом дефицита внимания во внеурочное время.

В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети – дети с синдром дефицита внимания с гиперактивностью. ...

Особенности воспитательной работы в начальной школе

Цели воспитательной системы работы с классом:формирование и раскрытие творческой индивидуальности младшего школьника;-  научить его жить в классном коллективе, строить со своими сверстниками отно...

Особенности воспитательной работы и организации внеурочной деятельности в классах с полиэтническим составом учащихся

Материал для МО учителей начальных классов Особенности воспитательной работы и организации внеурочной деятельности в классах  с полиэтническим составом учащихся...

Особенности воспитательной работы в доброжелательной школе Белгородчины

На протяжении большого количества времени существования школы как специального социального института всегда велись, ведутся и никогда не перестанут вестись споры о том, какой должна быть школа. Время ...