Главные вкладки

    Статья на тему:
    Статья "Особенности воспитательной работы с учащимися при переходе из начальной школы в среднюю"

    Титова Елена Петровна

    Статья "Особенности воспитательной работы с учащимися при переходе из начальной школы в среднюю"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Школьное методическое объединение классных руководителей

    Статья «Особенности воспитательной работы с учащимися при переходе из начальной школы в среднюю»

    Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования.

    Сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учёта интенсивности, конструктивности, длительности, «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников, их родителей, учителей. Учебная адаптация сопровождается психофизиологической, социальной, которые зачастую происходят в условиях неблагоприятной обстановки.  Неадаптированность ребёнка к обучению ведёт к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности.

    Чрезвычайно сложным является период перехода школьников десяти-одиннадцатилетнего возраста в основную школу. Предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов – всё это снижает работоспособность, интерес к учению и успеваемости,  повышает тревожность учащихся, приводит к возникновению неадекватных поведенческих реакций  на замечания и реплики учителя, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Дети с повышенным уровнем тревожности не могут мобилизоваться, сосредоточиться, а это в свою очередь ведёт к ослаблению защитных сил организма, отражается на физическом и психическом здоровье ребёнка, является причиной его дезадаптации в других сферах деятельности и общения. Всё это наблюдается там, где переход со ступени начального образования в основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива.

    Перед администрацией школы возникает необходимость принятия управленческих решений, способствующих успешной адаптации пятиклассников.

    Цель разработки – оказать помощь заместителю директора по учебно-воспитательной работе, педагогу-психологу, учителям, работающим в 5 классе,

    в организации преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено, обеспечить создание системы непрерывного образования с учётом:

    -сохранения самоценности возрастного периода развития ребёнка;

    -сформированности умений учиться как фундаментального новообразования;

    -сохранения здоровья, эмоционального благополучия ;

    - развития индивидуальности каждого ребёнка.

    Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьника.

    Перестраиваются житейские понятия. Развивается теоретическое мышление,

    т.е. мышление в понятиях и это способствует возникновению рефлексии. В переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определённое положение в системе и деловых, и личных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе. Поэтому на эмоциональное самочувствие ученика всё в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учёбе и отношения с учителем. Если для учащихся начальной школы проблемы связаны прежде всего с учебной успешностью, то переход в среднее звено сопряжён с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят. Для ребёнка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нём и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. А это ,как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей: повышением тревожности, появлением  неуверенности, страхов, частых волнений в ситуации решения каждодневных задач. Усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Постоянный страх не соответствовать приводит к тому, что и способный ребёнок не проявляет свои способности в должной мере. Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь родители, принуждая детей работать на оценку, всё больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации пятиклассников к школьной жизни, когда стремление ребёнка выполнить всё хорошо , показать себя с лучшей стороны, побуждает его проявлять  высокую активность. А подросток нуждается в щадящем режиме.

    Возникают проблемы:  снижение успеваемости, возникновение негативного психического состояния, чреватого соматическими и психическими заболеваниями и негативными последствиями в поведении обучающихся вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.

    Причины возникновения проблем:

    - Изменение условий обучения. 

    Вместо одного учителя, который выполнял практически роль второй мамы, которая и подскажет, и направит, появляется много учителей . Каждый предмет изучается в своём кабинете, и таких кабинетов  много. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу. Надо выучить всех новых учителей , расположение кабинетов, со многими учителями выстроить свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься, а в итоге повышается тревожность.

    - Неспособность ученика адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников. 

    Учась в начальной школе, ребёнок был ориентирован на одного учителя, требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одни и те же. Большое количество учителей порождает вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают « живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, отстаивают свою точку зрения. Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам, требуют ответа только с поднятой рукой, никаких споров и шума. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. По одному предмету учитель требует завести отдельную тетрадь –справочник, на другом уроке все термины записываются в конце обычной рабочей тетради. И все эти требования надо не только выучить, но и соблюдать. Как выстроить модель своего поведения? Пока ребёнок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

    - Учителя средней школы не всегда учитывают функционально-психологические и личностные различия между пятиклассниками и более старшими учащимися и предъявляют учащимся 5-го класса требования, неадекватные возрасту.

    - Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностей и реальных учебных результатах.

    -Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста и как следствие неадаптированность методики преподавания к возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методов обучения.

    -Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.

    Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей,

    Стремятся сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствие с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия. Отрицание всего, что было

    наработано, не принесёт позитивных результатов и не лучшим образом скажется на личностных взаимоотношениях с педагогом.

    -Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

    Экономя время урока, педагоги иногда забывают о создании доброжелательной рабочей атмосферы на уроке в целях ликвидации негативных эмоций, преодоления волнения, тревоги, раздражения.

    -Отсутствие ситуации успеха для школьников.

    Ошибочным является мнение педагогов среднего звена в том, что создание ситуации успеха, игровые моменты – это удел начальной школы, а в 5-ом классе нужно приучать к нелёгкому учебному труду. Для пятиклассников

    ситуация успеха и эмоциональные переживания продолжают оставаться  

    действенными мотивами для успешного обучения.

    -Отсутствие сочетания коллективных форм обучения с групповыми и индивидуальными. 

    В подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителя перемещаются к сверстникам. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, в парах. Кроме того, позитивные отношения к сверстникам они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.

    -Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе.

    -Неподготовленность к восприятию усложнённого содержания учебных курсов в 5-ом классе

    -Неспособность ученика справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объёмом домашнего задания/

    -Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.

    Нередко с переходом учащихся  в 5-ый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроке, записей с номерами домашних заданий,  отсутствие самих домашних работ. Родители к 5-му классу устают от проверки тетрадей своих детей, полагаются на навык ребёнка всегда выполнять домашнее задание в полном объёме. Учителя сетуют на объёмы работ и обилие классов. Пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома.

    -Появляются запуски и пробелы в знаниях.

    В начальной школе пробелы и «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторным объяснением сразу, как только было замечено не усвоение ребёнком учебного материала( класс один, можно успевать контролировать всех). В 5-ом классе такого отслеживания не происходит. И , не усвоив тему, ребёнок рискует не понять и следующую. Материал усложняется от урока к уроку, затягивается узел незнаний, появляются двойки.

    -Отсутствие личностного контакта ученика с учителем.

    Пятиклассники – народ эмоциональный. Во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, нравится и предмет. Это в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.

    «Переход из первой ступени обучения во вторую – переломный момент в жизни ребёнка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями.

    Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации.

    Работа по преемственности ведётся по трём направлениям:

    1. Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников

    (Управление - заместители директора по УВР)

    2. Работа с детьми. ( Учитель, психолог, педиатр).

    3. Работа с родителями.( Учитель, психолог, медработник).

    Среди важнейших вопросов:

    -образовательные программы;

    - организация учебного процесса;

    - единые требования к учащимся;

    - структура уроков.

     Задачи:

    -помочь принять позицию ученика второй ступени;

    - способствовать сохранению учебной  мотивации и позитивного отношения к школе;

    - познакомить учителей с индивидуальными особенностями учащихся;

    - познакомить родителей с условиями процесса адаптации пятиклассников.»

    Этапы организации адаптационного периода в школе:

    1. Разработка  программы преемственности.

    2. Создание классными руководителями программы адаптационного режима с учётом собственных возможностей на основе базовой программы.

    3 Обеспечение заместителю директора по учебно-воспитательной работе школы организационных условий для реализации преемственности.

    4. Промежуточный анализ и корректировка программы  в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей.

    5. Постановка психолого-педагогических задач для каждого класса, анализ результатов адаптационного периода.

    6. Проведение родительских собраний.

    7. Итоговое психолого-педагогическое совещание.

    8. Итоговая справка  « Об адаптационном периоде в школе при переходе от первой ступени обучения ко второй».

    Все мероприятия имеют одну общую цель: оказание помощи учащимся в адаптации к среднему звену обучения в школе.

    Задачи мероприятий :

    -изучить познавательные процессы, особенности поведения, общения и отношения к себе у учащихся 4-х классов;

    - провести работу над повышением интеллектуального уровня учащихся в ходе развивающих занятий;

    - выделить качества учеников, необходимые учащимся среднего звена;

    - дать уверенность учащимся в том, что они готовы к переходу в среднее звено обучения;

    - способствовать сплочению коллектива, уважению друг к другу, взаимопониманию;

    - познакомить учащихся 5-х классов с расположением кабинетов, с новыми учителями и предметами, которые они будут вести;

    - дать положительный настрой на работу;

    - дать знания педагогам и родителям об особенностях адаптационного периода в 5-х классах, чтобы оказать помощь учащимся через взрослых, которые рядом с ними;

    - помочь адаптироваться ученикам с помощью серии занятий;

    - исследовать уровень адаптации 5-классников в ноябре и проконтролировать в конце учебного года;

    - провести анализ проделанной работы.

    Задача заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы состоит в том, чтобы создать  программу, предусматривающую мероприятия по вопросам преемственности и адаптации при переходе из школы первой ступени в школу второй ступени.

    Целесообразно начать проводить подготовительную работу к переходу

    учащихся в 5-ый класс уже в 4-ом классе и продолжать в 5-ом.

    Цель программы: обеспечение оптимальных условий для успешной адаптации; обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на всём протяжении процесса обучения.

    Задачи программы:

    для пятиклассников:

    - способствовать формированию важнейших социальных навыков для успешной адаптации учащихся;

    - способствовать формированию позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки;

    -помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю;

    - помочь детям принять « новых» учителей;

    - повысить уровень психологической готовности к обучению;

    - развивать у детей творческие способности, способствовать их разностороннему самовыражению, творческому отношению к собственной жизни;

    для учителей-предметников:

    -снизить уровень тревожности детей перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;

    - создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;

    - быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение;

    для родителей:

    - снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;

    - договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение учебного года;

    - создать атмосферу сотрудничества;

    - выяснить ожидания родителей по поводу обучения их детей в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.

    Прогнозируемый результат:

    - получить качественные данные обучающихся, об успешности их адаптации к новому виду деятельности;

    - получить качественные показатели индивидуального развития дезадаптированных учащихся;

    - психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.

    Ценность программы:

    -помогает строить образовательный процесс в системе, последовательно отслеживая результаты;

    - позволяет своевременно исправлять выявленные недочёты;

    - продвигает вперёд творческую мысль учителя;

    -позволяет получать возможность профессионально определиться в отношении всех участников образовательного процесса, построить с ними успешные взаимоотношения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено. Методическая разработка.

    Методическая разработка посвящается проблеме адаптации учащихся начальной школы к средней школе. Раскрывает проблемы преемственности и возможные пути их решения, вопросы организации преемственности в ...

    Программа тренинговых занятий "Профилактика дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено"

    Данная программа направлена на предупреждение дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено....

    Методика изучения учебной мотивации первоклассников, учащихся при переходе из начального звена в среднее звено. Анкета Н. Г. Лускановой

               При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов мною были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его кн...

    Родительское собрание "Адаптация учащихся при переходе из начальной школы в основную"

    Данный материал содержит в себе доклад,анкету,памятки для родителей, с которыми можно ознакомить родителей(законных представителей) на последнем в начальной школе собрании....

    Статья "Проблема адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее в рамках реализации ФГОС второго поколения"

    В данной статье рассмотрена проблема адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее и представлены способы предотвращения появления дезадаптации....

    статья "Особенности обучения при переходе из начальной школы в среднюю"

    Особенности обучения при переходе из начальной школы в среднюю...