Статья "Особенности воспитательной работы с учащимися при переходе из начальной школы в среднюю"
статья на тему
Статья "Особенности воспитательной работы с учащимися при переходе из начальной школы в среднюю"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Школьное методическое объединение классных руководителей
Статья «Особенности воспитательной работы с учащимися при переходе из начальной школы в среднюю»
Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования.
Сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учёта интенсивности, конструктивности, длительности, «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников, их родителей, учителей. Учебная адаптация сопровождается психофизиологической, социальной, которые зачастую происходят в условиях неблагоприятной обстановки. Неадаптированность ребёнка к обучению ведёт к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности.
Чрезвычайно сложным является период перехода школьников десяти-одиннадцатилетнего возраста в основную школу. Предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов – всё это снижает работоспособность, интерес к учению и успеваемости, повышает тревожность учащихся, приводит к возникновению неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Дети с повышенным уровнем тревожности не могут мобилизоваться, сосредоточиться, а это в свою очередь ведёт к ослаблению защитных сил организма, отражается на физическом и психическом здоровье ребёнка, является причиной его дезадаптации в других сферах деятельности и общения. Всё это наблюдается там, где переход со ступени начального образования в основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива.
Перед администрацией школы возникает необходимость принятия управленческих решений, способствующих успешной адаптации пятиклассников.
Цель разработки – оказать помощь заместителю директора по учебно-воспитательной работе, педагогу-психологу, учителям, работающим в 5 классе,
в организации преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено, обеспечить создание системы непрерывного образования с учётом:
-сохранения самоценности возрастного периода развития ребёнка;
-сформированности умений учиться как фундаментального новообразования;
-сохранения здоровья, эмоционального благополучия ;
- развития индивидуальности каждого ребёнка.
Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьника.
Перестраиваются житейские понятия. Развивается теоретическое мышление,
т.е. мышление в понятиях и это способствует возникновению рефлексии. В переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определённое положение в системе и деловых, и личных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе. Поэтому на эмоциональное самочувствие ученика всё в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учёбе и отношения с учителем. Если для учащихся начальной школы проблемы связаны прежде всего с учебной успешностью, то переход в среднее звено сопряжён с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят. Для ребёнка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нём и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. А это ,как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей: повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуации решения каждодневных задач. Усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Постоянный страх не соответствовать приводит к тому, что и способный ребёнок не проявляет свои способности в должной мере. Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь родители, принуждая детей работать на оценку, всё больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации пятиклассников к школьной жизни, когда стремление ребёнка выполнить всё хорошо , показать себя с лучшей стороны, побуждает его проявлять высокую активность. А подросток нуждается в щадящем режиме.
Возникают проблемы: снижение успеваемости, возникновение негативного психического состояния, чреватого соматическими и психическими заболеваниями и негативными последствиями в поведении обучающихся вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Причины возникновения проблем:
- Изменение условий обучения.
Вместо одного учителя, который выполнял практически роль второй мамы, которая и подскажет, и направит, появляется много учителей . Каждый предмет изучается в своём кабинете, и таких кабинетов много. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу. Надо выучить всех новых учителей , расположение кабинетов, со многими учителями выстроить свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься, а в итоге повышается тревожность.
- Неспособность ученика адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников.
Учась в начальной школе, ребёнок был ориентирован на одного учителя, требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одни и те же. Большое количество учителей порождает вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают « живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, отстаивают свою точку зрения. Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам, требуют ответа только с поднятой рукой, никаких споров и шума. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. По одному предмету учитель требует завести отдельную тетрадь –справочник, на другом уроке все термины записываются в конце обычной рабочей тетради. И все эти требования надо не только выучить, но и соблюдать. Как выстроить модель своего поведения? Пока ребёнок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
- Учителя средней школы не всегда учитывают функционально-психологические и личностные различия между пятиклассниками и более старшими учащимися и предъявляют учащимся 5-го класса требования, неадекватные возрасту.
- Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностей и реальных учебных результатах.
-Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста и как следствие неадаптированность методики преподавания к возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методов обучения.
-Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.
Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей,
Стремятся сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствие с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия. Отрицание всего, что было
наработано, не принесёт позитивных результатов и не лучшим образом скажется на личностных взаимоотношениях с педагогом.
-Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Экономя время урока, педагоги иногда забывают о создании доброжелательной рабочей атмосферы на уроке в целях ликвидации негативных эмоций, преодоления волнения, тревоги, раздражения.
-Отсутствие ситуации успеха для школьников.
Ошибочным является мнение педагогов среднего звена в том, что создание ситуации успеха, игровые моменты – это удел начальной школы, а в 5-ом классе нужно приучать к нелёгкому учебному труду. Для пятиклассников
ситуация успеха и эмоциональные переживания продолжают оставаться
действенными мотивами для успешного обучения.
-Отсутствие сочетания коллективных форм обучения с групповыми и индивидуальными.
В подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителя перемещаются к сверстникам. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, в парах. Кроме того, позитивные отношения к сверстникам они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.
-Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе.
-Неподготовленность к восприятию усложнённого содержания учебных курсов в 5-ом классе
-Неспособность ученика справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объёмом домашнего задания/
-Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.
Нередко с переходом учащихся в 5-ый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроке, записей с номерами домашних заданий, отсутствие самих домашних работ. Родители к 5-му классу устают от проверки тетрадей своих детей, полагаются на навык ребёнка всегда выполнять домашнее задание в полном объёме. Учителя сетуют на объёмы работ и обилие классов. Пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома.
-Появляются запуски и пробелы в знаниях.
В начальной школе пробелы и «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторным объяснением сразу, как только было замечено не усвоение ребёнком учебного материала( класс один, можно успевать контролировать всех). В 5-ом классе такого отслеживания не происходит. И , не усвоив тему, ребёнок рискует не понять и следующую. Материал усложняется от урока к уроку, затягивается узел незнаний, появляются двойки.
-Отсутствие личностного контакта ученика с учителем.
Пятиклассники – народ эмоциональный. Во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, нравится и предмет. Это в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
«Переход из первой ступени обучения во вторую – переломный момент в жизни ребёнка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями.
Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации.
Работа по преемственности ведётся по трём направлениям:
1. Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников
(Управление - заместители директора по УВР)
2. Работа с детьми. ( Учитель, психолог, педиатр).
3. Работа с родителями.( Учитель, психолог, медработник).
Среди важнейших вопросов:
-образовательные программы;
- организация учебного процесса;
- единые требования к учащимся;
- структура уроков.
Задачи:
-помочь принять позицию ученика второй ступени;
- способствовать сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к школе;
- познакомить учителей с индивидуальными особенностями учащихся;
- познакомить родителей с условиями процесса адаптации пятиклассников.»
Этапы организации адаптационного периода в школе:
1. Разработка программы преемственности.
2. Создание классными руководителями программы адаптационного режима с учётом собственных возможностей на основе базовой программы.
3 Обеспечение заместителю директора по учебно-воспитательной работе школы организационных условий для реализации преемственности.
4. Промежуточный анализ и корректировка программы в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей.
5. Постановка психолого-педагогических задач для каждого класса, анализ результатов адаптационного периода.
6. Проведение родительских собраний.
7. Итоговое психолого-педагогическое совещание.
8. Итоговая справка « Об адаптационном периоде в школе при переходе от первой ступени обучения ко второй».
Все мероприятия имеют одну общую цель: оказание помощи учащимся в адаптации к среднему звену обучения в школе.
Задачи мероприятий :
-изучить познавательные процессы, особенности поведения, общения и отношения к себе у учащихся 4-х классов;
- провести работу над повышением интеллектуального уровня учащихся в ходе развивающих занятий;
- выделить качества учеников, необходимые учащимся среднего звена;
- дать уверенность учащимся в том, что они готовы к переходу в среднее звено обучения;
- способствовать сплочению коллектива, уважению друг к другу, взаимопониманию;
- познакомить учащихся 5-х классов с расположением кабинетов, с новыми учителями и предметами, которые они будут вести;
- дать положительный настрой на работу;
- дать знания педагогам и родителям об особенностях адаптационного периода в 5-х классах, чтобы оказать помощь учащимся через взрослых, которые рядом с ними;
- помочь адаптироваться ученикам с помощью серии занятий;
- исследовать уровень адаптации 5-классников в ноябре и проконтролировать в конце учебного года;
- провести анализ проделанной работы.
Задача заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы состоит в том, чтобы создать программу, предусматривающую мероприятия по вопросам преемственности и адаптации при переходе из школы первой ступени в школу второй ступени.
Целесообразно начать проводить подготовительную работу к переходу
учащихся в 5-ый класс уже в 4-ом классе и продолжать в 5-ом.
Цель программы: обеспечение оптимальных условий для успешной адаптации; обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на всём протяжении процесса обучения.
Задачи программы:
для пятиклассников:
- способствовать формированию важнейших социальных навыков для успешной адаптации учащихся;
- способствовать формированию позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки;
-помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю;
- помочь детям принять « новых» учителей;
- повысить уровень психологической готовности к обучению;
- развивать у детей творческие способности, способствовать их разностороннему самовыражению, творческому отношению к собственной жизни;
для учителей-предметников:
-снизить уровень тревожности детей перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;
- создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;
- быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение;
для родителей:
- снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;
- договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение учебного года;
- создать атмосферу сотрудничества;
- выяснить ожидания родителей по поводу обучения их детей в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.
Прогнозируемый результат:
- получить качественные данные обучающихся, об успешности их адаптации к новому виду деятельности;
- получить качественные показатели индивидуального развития дезадаптированных учащихся;
- психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.
Ценность программы:
-помогает строить образовательный процесс в системе, последовательно отслеживая результаты;
- позволяет своевременно исправлять выявленные недочёты;
- продвигает вперёд творческую мысль учителя;
-позволяет получать возможность профессионально определиться в отношении всех участников образовательного процесса, построить с ними успешные взаимоотношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение учащихся 4-х классов в период перехода из начальной школы в среднее звено старшей школы.
Анализируя результаты адаптации учащихся 5 классов к обучению в СШ, исследуя научно-методическую литературу, а также опыт своей работы по психологическому сопровождению учащихс...
Переходим в пятый. Проблемы перехода из начальной школы в среднюю и пути их решения
Период перехода ребёнка из начальной школы в среднюю является проблемой, которая требует особого внимания. Изменившиеся условия предъявляют более высокие требования к ребёнку, как личности. Как безбол...
Программа тренинговых занятий "Профилактика дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено"
Данная программа направлена на предупреждение дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено....
Методика изучения учебной мотивации первоклассников, учащихся при переходе из начального звена в среднее звено. Анкета Н. Г. Лускановой
При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов мною были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его кн...
Помощь учителя начальной школы в адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.
Помощь учителя начальной школы в адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.Переход детей из начального в среднее звено школы психологи и педагоги уверенно называют кризисом. Для это...
Адаптация учащихся 5 б класса при переходе из начальной школы в среднюю.
Адаптация учащихся 5 б класса при переходе из начальной школы в среднюю...