"Формирование логических операций сериации и группировки в старшем дошкольном возрасте"
методическая разработка на тему

Формирование логических операций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Содержание21 КБ
Microsoft Office document icon Теоретическая часть134 КБ

Предварительный просмотр:

             Содержание

     Введение…………………………………………………………….3

  1. Теоретическая часть……………………………………………..5

1.1.  Проблема интеллектуального развития ребенка в современной психологии……………………………………………………………..5

1.2.Формирование логических операций сериации и группировки..9

1.3. Развитие логического мышления в программах Моро М.И. и Петерсон Л.Г………………………………………………………….12

  1. Экспериментальная часть…...…………………………………14

2.1. Программа исследования  …..…………………………………..14

2.2. Констатирующий этап …..………………………………………15

2.3. Формирующий этап...……………………………………………17

2.4. Контрольный этап .. ……………………………………………..21

            Заключение……………………………………………………………22

Литература ......…..……………………………………………………23



Предварительный просмотр:

           Введение

   Дошкольный возраст особо чувствителен к обучению. Поэтому весь воспитательный процесс в детских учреждениях направлен на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления (эти два вида мышления генетически появляются раньше третьего, логического, вида мышления). А развивая у дошкольников наглядные формы мыслительной деятельности, педагоги, тем самым, проводят обучение, адекватное возрастным особенностям детей.

  Однако, помимо этой задачи, дошкольные учреждения претворяют в жизнь и другую - подготавливают своих воспитанников к успешному обучению в школе, т.е. формируют у будущих учащихся высшие формы мыслительной деятельности и тем самым способствуют переходу к формированию способов и средств логического мышления.

  Установлено, что овладение логическими отношениями занимает существенное место в общем развитии мышления ребенка. Так, Дж.Брунер в своих исследованиях рассматривает установление логических связей как один из центральных видов познавательной деятельности (2).

  Ж.Пиаже считает уровень сформированности операций классификации и сериации центральным показателем уровня интеллектуального развития ребенка (17).

   Данные отечественных психологов также свидетельствуют о существенной роли овладения логическими операциями в становлении интеллекта ребенка. Работы, прведенные под руководством П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, показали, что логические операции не развиваются полноценно без целенаправленного обучения. А как известно, именно на умении осуществлять логические операции построена большая часть математических знаний.

   Цель нашего исследования  -сформировать логические операции сериации и группировки в старшем дошкольном возрасте.

   Объект - интеллектуальное развитие ребенка старшего дошкольного возраста

   Гипотезой нашего исследования послужило предположение о том, что операции сериациии и группировки могут быть сформированы уже в старшем дошкольном возрасте.

  Для достижения цели исследования и проверки достоверности нашего предположения решались следующие задачи:

  1. Анализ литературы по данной проблеме.
  2.  Подбор исследовательских методик.
  3. Подготовка и проведение эксперимента.
  4. Обработка и анализ полученных в эксперименте результатов.
  5. Формулировка на основе полученных данных выводов.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; формирующий эксперимент; количественная и качественная обработка полученных материалов.

  Одним из исходных положений исследования являлось выдвинутое Л.С.Выготским положение о решающей роли обучения в психическом развитии ребенка. Экспериментальное обучение основывалось на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

  Апробация работы осуществлялась на

базе школы №606 в подготовительных классах.

  В эксперименте участвовало 10 человек в возрасте 5-6 лет.

1.Теоретическая часть

1.1.Проблема интеллектуального развития ребенка в современной психологии.

   В истории психологических исследований проблема интеллектуального развития является, с одной стороны, наиболее изучаемой и распространенной (ей посвящено наибольшее количество работ), с другой стороны, самой дискуссионной. Этой проблеме посвящены работы как отечественных, так и зарубежных психологов.

  Наиболее разработанной концепцией развития интеллекта в зарубежной детской психологии является операциональная концепция мышления Ж. Пиаже.

  Согласно Ж. Пиаже, в когнитивном развитии можно выделить четыре дискретных, качественно различных стадий:

  1. сенсомоторная (от рождения до 1,5-2 лет)
  2. дооперациональная (от 2 до 7 лет)
  3. стадия конкретных операций (от 7 до 11-12 лет)
  4. стадия формальных операций (начинающаяся в возрасте 12 лет и старше)

  Центральным показателем уровня интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже считает уровень сформированности операций классификации и сериации.(12)

  Хотя Ж. Пиаже и не отрицал полностью роль обучения, наибольшей критике как при его жизни, так и в настоящее время подвергается не сам его подход к мышлению ребенка, но его понимание обучения, недооценка им влияния среды и взрослых на психическое развитие детей. Исследования П.Я. Гальперина, Дж. Брунера, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.Ф. Обуховой и других показывают неправомерность «разведения»  умственного развития и обучающих факторов. Результаты этих исследований показали, что специально разработанная система обучения позволяет сформировать у старших дошкольников уровень мышления, соответствующий школьным возрастам.

  Большое место проблеме умственного развития в онтогенезе отведено в работах А.Валлона. развитие детского мышления рассматривается им как результат взаимодействия ребенка со средой. Вместе с тем, в отличие от Пиаже, Валлон характеризует это взаимодействие как социально обусловленный процесс, подчеркивая роль социального окружения ребенка в формировании его интеллекта. То или иное изменение внешней среды порождает, по Валлону, новые формы деятельности ребенка. Однако развитие мышления ребенка не сводится и Валлоном только к процессу обогащения содержания интеллекта. Наряду с процессом усвоения ребенком новых действий происходит и качественное развитие его интеллекта, которое выражается в смене стадий мышления. Каждая из выделенных Валлоном стадий мышления характеризуется тем, с какими объектами, по преимуществу, способен успешно действовать ребенок на этой стадии. Так, на стадии сенсомоторного интеллекта ребенок действует в основном с реальными предметами; на этой стадии мышления у ребенка ещё не сформирован умственный образ окружающего мира. Следующая стадия развития мышления – стадия интуиции – возникает результат особой, социально обусловленной имитирующей-подражательной деятельности ребенка, в результате которой у него формируется внутренняя модель внешнего мира и возникает способность действовать в плане чувственных образов, представлений. По мере дальнейшего развития ребенка происходит глубокая перестройка плана его представлений, каждый чувственный образ получает название, которое классифицирует его среди других образов. Тем самым подготавливается переход мышления ребенка на новую стадию дискурсивного мышления, мышления в понятиях. По  Валлону, переход мышления на новый качественный уровень обеспечивается овладением ребенком новыми, специфическими для каждой стадии развития, действиями.

  А.В. Запорожец различает процессы функционального и собственно возрастного развития интеллекта ребенка. Процесс функционального развития состоит в обогащении содержания мышления ребенка, т.е. в овладении ребенком новыми действиями и в превращении этих действий в умственные. Однако, развитие мышления ребенка «не ограничивается простым увеличением круга представлений, простым нарастанием количества знаний. Вместе с изменением содержания происходит перестройка характера умственной деятельности, возникают новые формы мышления ребенка.

  А.В. Запоржец  называет три генетически последовательные формы интеллектуальной деятельности, представляющие собой качественные стадии в развитии мышления детей: наглядно-действенное мышление, наглядно-образное, словесно-логическое (дискурсивное). Находясь на стадии наглядно-действенного мышления, ребенок успешно действует с реальными предметами, на стадии наглядно-образного - оперирует представлениями, образами, на стадии дискурсивного - действует с символами, понятиями.

  А.В. Запорожец указывает на тесную связь между содержательным (функциональным) развитием интеллекта и стадиальным (возрастным) его развитием.

   Подход А.В. Запорожца к проблеме умственного развития в онтогенезе разделяется Д.Б. Элькониным, Н.Н. Поддьяковым и рядом других советских психологов. Все они выделяют две стороны умственного развития: с одной стороны, умственное развитие как обогащение содержания интеллекта ребенка, как возникновение у него новых средств и способов мыслительной деятельности, и , с другой, умственное развитие как обогащение содержания интеллекта ребенка, как смена планов мышления ребенка, как переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и, затем, к словесно-логическому. При этом подчеркивается тесная взаимосвязь между этими линиями умственного развития. Д.Б. Эльконин указывает на то, что переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и словесному происходит по мере формирования у ребенка более высоких типов особой, ориентировочно-исследовательской деятельности. Н.Н. Поддьяков связывает переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению с овладением ребенком действиями замещения, подражания и некоторыми игровыми действиями. Вместе с тем, Н.Н. Поддьяков подчеркивает обратную зависимость процесса усвоения ребенком новых действий от формы (плана) его мыслительной деятельности: «новое содержание знаний может быть усвоено лишь на основе новых форм интеллектуальной деятельности»(14).

    Процесс развития интеллекта ребенка имеет две основные стороны:

а) обогащение содержания интеллекта ребенка новыми действиями и превращение этих действий в умственные;

б) смена стадий мыслительной деятельности ребенка, важнейшей характеристикой которой является смена господствующих планов мыслительной деятельности.

   В раннем детстве мышление развивается в процессе овладения детьми орудийными действиями и решения практических задач. На протяжении дошкольного детства генезис мышления идет в двух направлениях: развиваются формы мышления и мыслительные операции. Для дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного). В это время закладывается образный фундамент интеллекта. Начинает развиваться и понятийное мышление.

 

1.3. Развитие логического мышления в программах Моро М.И. и Петерсон Л.Г.

 

   Развитие логического мышления у учащихся - вещь необходимая. Приемы логического мышления используются в разных областях, при работе с разными знаниями. Сформировав эти приемы на одном учебном предмете, их можно использовать на всех учебных предметах, что поможет детям усваивать материал на более высоком уровне.

   В объяснительных записках к программам начальной школы сказано о необходимости развития логического мышления у учащихся, однако четкой последовательности в формировании логических приемов не прослеживается.

  Традиционная программа по математике представлена учебником Моро М.И. Проанализировав учебник этой программы для 1 класса, было выявлено, что уже на первых страницах, т.е. в самом начале года, учащиеся должны уметь выполнять задания на группировку, сравнение, сериацию.  Вот некоторые из них:

  1. Дано: красный квадрат, желтый круг, красный треугольник, красный круг, синий прямоугольник, красный круг. Незнайку попросили показать круги. Он показал все красные фигуры. В чем его ошибка? (Моро М.И. «Математика» 1 кл. с.5)
  2. Дано: синий маленький кубик, большой красный кубик, синий большой кубик, большой красный кубик, красный маленький кубик, синий большой кубик. Составь разные вопросы со словом  сколько про кубики. (Моро М.И. «Математика» 1 кл. с.4)
  3. Дана цепочка: красная большая бусинка, зеленая маленькая бусинка, красная средняя бусинка и т.д. Нужно продолжить цепочку. (Моро М.И. «Математика» 1 кл. с.7)

Выполнение этих заданий предполагает умение видеть и называть в предметах разные свойства, а этап формирования этого умения отсутствует. Это приводит к тому, что многие дети не справляются с этими заданиями. Сложность для детей этих заданий состоит и в том, что логические операции должны вводиться последовательно.

     Если ребенок в дошкольном возрасте не получил элементарных сведений о способе выделения множества различных признаков в предмете, о составе операций сравнения, сериации, группировки, то справиться с такими заданиями не представляется возможным.  

   В программе Петерсон Л.Г. иная структура содержания, новые подходы к изложению изучаемого материала придают процессу обучения большую глубину. Последовательность в формировании логического мышления прослеживается уже более отчетливо.

  Сравнение предметов в данной программе идет по основным свойствам: цвету, размеру, форме, материалу. Специальный этап по формированию умения выделять в предмете  множество различных свойств, как и в традиционной программе, отсутствует. Много разнообразных заданий на сериацию, сравнение, группировку, но учащимся не показано содержение этих приемов.

   Таким образом, работа над развитием логического мышления в данных программах ведется не всегда целенаправленно, что часто приводит к неполноценному усвоению детьми учебного материала.

1.2. Формирование логических операций сериации и группировки.

 

    П.Я. Гальперин в результате фундаментальных исследований пришел к выводу, что большая часть математических знаний предполагает умение осуществлять логические операции. Но как показали работы П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, эти приемы могут полноценно развиваться только при целенаправленном обучении.

   Сериация и группировка-это те логические операции, которые нужны школьнику уже в первом классе в самом начале учебного года. Значит, формирование этих логических операций должно идти в дошкольном возрасте.

  Понятие группировки ввел в психологию и разработал Ж.Пиаже. Этим он вызвал недовольство со стороны логиков, так как его понимание группировки существенно отличалось. Группировки – это закрытые и обратимые системы, аналогичные математическим «группам». Согласно гипотезе Ж.Пиаже, интеллектуальное развитие можно описать в виде группировок, последовательно вытекающих одна из другой.

 Ж.Пиаже установил, что прежде чем у ребенка устанавливаются логические операции, ребенок выполняет группировки – объединяет действия и объекты по их сходству и различию (собирает пирамидки, ищет спрятанную игрушку).                  Истинной единицей мысли, по Ж.Пиаже, служит каждая классификация, серия объектов, шкала ценностей и  т.д. Поэтому  в качестве единицы мысли Ж.Пиаже выбрал группировку.

 С формальной точки зрения, группировка – это закрытая, обратимая система, в которой все операции объединены в одно целое, подчиняющееся пяти формальным законам:

1) комбинативность А+В=С

2) обратимость С-В=А

3) ассоциативность  (А+В)+С=А+(В+С)

4) общая операция идентичности  А-А=0

5) тавтология или специальная идентичность  А+А=А

 Если эти свойства есть у какой-то совокупности действий, то значит – это группировка.

  В своем психологическом выражении группировка- это состояние «равновесия мысли», финальная стадия генетического развития. Группировку нельзя рассматривать как закон развития. Это – форма равновесия, к которой развитие стремится.(13)

   Ж.Пиаже считал, что на более высоком уровне развития интеллекта действия объединяются в истинную группировку. К истинным группировкам Ж.Пиаже относил и классификацию, и сериацию, выделяя 16 видов группировок.

  В своей работе мы будем придерживаться того, что группировка-это совокупность предметов, объединенных общностью признаков. При этом мы разграничим понятия группировки и классификации. С точки зрения логики, классификация-это распределение предметов какого-либо рода на классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившейся системе определенное постоянное место и, в свою очередь, делится на подклассы.(17)

 Таким образом, группировка проводится по любым признакам, классификация же проводится по наиболее существенным признакам объектов и строится на видо-родовых отношениях.  

  Как отмечалось выше, Пиаже Ж. считает сформированность операции сериации одним из центральных показателей интеллектуального развития ребенка. Отношение сериации (транзитивности) – это отношения между объектами, упорядоченными по степени интенсивности какого-либо признака. Каждый элемент, включенный в сериационный ряд, характеризуется по отношению к двум соседним элементам: выраженность в нем варьируемого параметра одновременно больше, чем в одном из них, и меньше, чем в другом. (13)

   На основании обширного экспериментального материала Пиаже Ж. и Инельдер Б. вывели три генетических стадии структуры сериации дали их качественный анализ. На первой стадии сериация фактически отсутствует (стадия маленьких нескоординированных рядов). Она обнаружена у детей в возрасте 4-5 лет. На второй стадии детям удается выполнить задание на упорядочивание, однако это достигается методом проб и ошибок. На этой стадии авторы отличают становление действий предвосхищения. Такие решения обнаружены у детей старше 6 лет. Третья стадия – стадия сериации операторной природы, т.е. совершаемой при помощи интеллектуальных операций, предшествующих практическому раскладыванию элементов, которое выполняется при помощи систематического метода, без проб и ошибок.

  Таким образом, операция сериации заключается в умении выстраивать ряды объектов по изменяющимся (одному или нескольким) признакам. Операция сериации включает несколько умений, основными из которых являются следующие:

- выделение признаков (одного или нескольких) при изменении его в ряду предметов, фигур;

- выстраивание ряда объектов по изменяющемуся признаку;

- построение фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах.

   Поскольку элементами всех логических операций является операция выделения признаков объектов, то обучение дошкольников как раз и должно начинаться с этой темы.

  Учащиеся первого класса, как правило, выделяют в предметах два-три признака. Для формирования умения выделять  множество признаков уже в дошкольном возрасте детей необходимо знакомить детей с приемом сопоставления изучаемого объекта с другими. Первоначально дети рассматривают конкретные предметы, а затем абстрактные: геометрические фигуры, числа, слова. Существенное отличие абстрактных объектов состоит в том, что количество их признаков ограничено, и каждый объект может быть полностью охарактеризован перечислением его признаков. Таким образом, у дошкольников формируются такие логические операции, как сравнение, анализ, синтез.

 Сравнение-это логический прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объекта. Выделяют следующие условия сравнения:

  1. Сравнение имеет смысл только при сопоставлении однородных предметов и явлений.
  2. Сравнение производится по существенным признакам.

  После того как дети научатся выделять признаки предметов, можно переходить к формированию логической операции сериации и группировки. Программа по формированию этих операций и была нами разработана.

 

      2.Экспериментальная часть.

  1. Программа исследования

   Целью нашего исследования  было изучение   возможности сформировать логические операции сериации и группировки в дошкольном возрасте.

    Согласно гипотезе нашего исследования, только при целенаправленной работе могут быть сформированы операции сериации и группировки.

    Для подтверждения выдвинутой гипотезы, мы разработали формирующий эксперимент, который состоит из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.

    Исходя из выдвинутой проблемы, нами были поставлены задачи к каждому этапу эксперимента.

    На констатирующем этапе была выдвинута основная задача – выявить наличный уровень сформированности у детей операции сериации и группировки.

   На формирующем этапе главной задачей было научить детей выделять признаки предметов, научить их упорядочивать (сериация) и группировать предметы по определенному признаку.

  На контрольном этапе стояла задача выявить влияние формирующего этапа и установить достоверность гипотезы.

   Организация обучения строилась в соответствии с психологической теорией поэтапного формирования знаний, умений, в соответствии с которой усвоение новых знаний должно начинаться с организации предметной деятельности с реальными объектами или их заместителями и последующего перевода ее через использование знаков и символов в умственный план.

      2.2 Констатирующий этап  

 

   На констатирующем этапе основной задачей было выявить наличный уровень сформированности у детей операции сериации и группировки.

    На констатирующем этапе нами были сделаны срезы для определения развития операций сериации и группировки. Для этого мы использовали задания из учебника  Моро М.И. «Математика»   1 класс:

  1. Выявление уровня сформированности операции сериациии.(Моро М.И. Математика. 1кл. с.5)

       Дана цепочка: красная большая бусинка, зеленая маленькая бусинка, красная средняя бусинка и т.д. Продолжи ряд.

 

    Если ребенок верно продолжал цепочку, то задание считалось выполненным. Если была хотя бы одна ошибка в цепочке, то задание считалось не выполненным. Таким образом, с этим заданием справились 4 человека (40 %), не справилось (60 %).

    Анализ результатов выполнения сериации представлен в Таблице №1.

                                                                                         Таблица №1

Оценка

Абсолютная величина

           %

Справились

          4

          40

Не справились

          6

          60

  1. Выявление уровня сформированности операции группировки.(Моро М.И. Математика, 1кл. с.5)

        Дано: красный квадрат, желтый круг, красный треугольник, красный круг, синий прямоугольник, красный круг. Незнайку попросили показать круги. Он показал все красные фигуры. В чем его ошибка?

  Если ребенок мог верно обосновать свой ответ, то задание считалось выполненным. Если ребенок не мог верно обосновать свой ответ, задание считалось не выполненным.

     Анализ результатов выполнения группировки представлен в Таблице №2.

                     

                                                                                         Таблица №2.

Оценка

Абсолютная величина

           %

Справились

           5

           50

Не справились

           5

           50

                 

     По результатам исследования мы выделили группу детей, у которых не были сформированы операции сериации и группировки.

         Эта группа детей участвовала в формирующем эксперименте.

  1. Формирующий этап.

    Основными задачами на формирующем этапе эксперимента было:

 

    1.. Сформировать операцию  сериации при помощи специально подобранных упражнений

    2. Сформировать операцию группировки при помощи специально подобранных упражнений  

   Логические операции сериации и группировки включают в себя умение выделять признаки (свойства)  объектов. В связи с этим сначала был проведен ряд занятий по выделению различных признаков в предметах, а также был показан прием по выделению свойств в предметах. Вначале выделение признаков осуществлялось на реальных предметах. Дети в заданиях учились выделять следующие признаки предметов: цвет, форма, размер, материал, из которого сделан предмет; живой - не живой, съедобный - не съедобный, запах, вкус, цвет, как используется и т.д.

  После того, как у детей сформировалось умение выделять признаки в предметах, с детьми началась работа по формированию логической операции сериации.

  Для лучшего усвоения этой операции вместе с детьми был выделен  ее состав действий:

  1. Определить количество объектов в серии.
  2. Выделить основание сериации.
  3. Продолжить сериационный ряд.

 Вначале эта операция  формировалась в действиях с реальными объектами (пуговицами).

 Работа началась с заданий по выделению признака при изменении его в ряду предметов, фигур (сначала изменение давалось по одному признаку, потом по нескольким). Здесь же детям для лучшего понимания, что такое серия, приводился пример: серия в фильмах «Ну, погоди!»- повторяющиеся действия: волк видит зайца, гонится за ним, заяц спасается. Формальные признаки - волк в начале и в конце серии кричит: «Ну, заяц, погоди!» (Н.Г. Салмина). Это помогло правильно устанавливать количество объектов в серии.  В качестве основания серии были взяты и жизненные ситуации.  

  Далее дети приступили к заданиям, где уже самим пришлось выстраивать ряд объектов по изменяющемуся признаку (сначала по одному, потом по нескольким).  

  В течении 2-х месяцев 2 раза в неделю с детьми проводились занятия по 10-15 минут.

   Задания, формирующие умение выделять признаки предмета:

1.  Нас повсюду окружают предметы. Посмотрите по сторонам и назовите предметы, которые вы видите.  Назовите красные (желтые, зеленые и т.д.) предметы? Какие вы можете назвать круглые (квадратные, треугольные) предметы?

2. Каждый предмет имеет свои характеристики. Например, что вы можете сказать про это яблоко?  Все эти характеристики называются признаками предмета.

3. Назовите по три предмета, которые сочетают следующие признаки:

-пушистый, желтый;

-сильный, добрый;

-белый, мягкий, съедобный.

4. Я загадаю предмет. Я буду называть его признаки, а вы отгадайте, что это.

5. Задумайте предмет. Опишите его признаки так, чтобы мы отгадали, что это.

  Задания, формирующие логическую операцию сериация:

1. Определи количество объектов в серии (т.е. нужно найти границы серии). Выкладывались геометрические фигуры, количество которых постепенно в ряду увеличивалось.

2.Назови признак, по которому построен ряд:

    1) цвет

    2) пространственное расположение

    3) размер

    4) форма

    5) развитие (кокон, личинка, бабочка)

    6) цвет, размер

    7) цвет, форма

    8) цвет, размер, форма

3. Разложи фигуры по цвету: от темного к светлому.

4. Разложи фигуры по цвету: от светлого к темному.

5. С помощью стрелок расположи предметы от самого маленького к самому большому.

6. С помощью стрелок расположи предметы от самого большого к самому маленькому.

7. Раскрась, продолжая ряд.

8. На рисунке даны 3 фигуры. Надо дорисовать четвертую так, чтобы она отличалась от третьей так же, как вторая от первой.

  Для лучшего усвоения операции группировки  также был выделен состав действий этой  операции:

1.Выделить основание для группировки.

2.Подобрать элементы в каждую группу.

  Сначала группировка осуществлялась на реальных объектах.

  Дети осуществляли сначала группировку по заданному признаку, потом сами учились выделять основание для группировки и по этому основанию группировать. Также проводились задания на смену основания группировки объектов, когда группировка проводилась на одних и тех же объектах, менялся лишь признак для основания группировки.

 Задания, формирующие логическую операцию группировка:

1. Даны геометрические фигуры, сгруппированные по определенному признаку. Определи основание группировки.

-цвет

-размер

-форма

-материал

2. Разбей  фрукты на группы по цвету.

3. Разбей пуговицы на группы по размеру.

4. Разбей фигуры на группы по материалу.

5.Разбей фигуры на группы по форме.

6.Раздели фрукты (дыня, груша, арбуз, лимон, яблоко, банан) на группы по разным признакам.

7.Раздели фигуры на  группы сначала по форме, потом по цвету.

8. По какому признаку разбита на группы обувь? (туфли, босоножки, сланцы; валенки, меховые сапоги; ботинки, резиновые сапоги)

9.Раздели всех членов своей семьи по какому-либо признаку.

  1. Контрольный этап.    

   На контрольном этапе основной целью было выявить влияние формирующего этапа и установить достоверность гипотезы.

   На контрольном этапе были проведены контрольные срезы аналогичные тем, которые проводились на констатирующем этапе.

   Детям предлагались два задания. Первое задание было направлено на выявление уровня ,сформированности операции сериации.

 Анализ результатов выполнения сериации на контрольном этапе представлен в Таблице №4.

                                                                                              Таблица №4.

Оценка

Абсолютная величина

           %

Справились

         6

         100

Не справились

         0      

           0

 

 Второе задание было направлено на выявление уровня сформированности операции группировки.

 Анализ результатов выполнения группировки на контрольном этапе представлен в Таблице №5.

                                 

                                                                                          Таблица №5.

Оценка

Абсолютная величина

             %

Справились

          5

         100

Не справились

          0

            0

 Полученные результаты свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по формированию логических операций сериации и группировки доступна старшим дошкольникам, т.е. выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

               Заключение

   В данной работе были рассмотрены взгляды ведущих психологов на интеллектуальное развитие ребенка. Так Пиаже Ж. недооценивал влияния среды и взрослых на психическое развитие детей. Исследования Гальперина П.Я., Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Обуховой Л.Ф. и других показывают неправомерность «разведения» умственного развития и обучающих факторов. Результаты этих исследований показали, что специально разработанная система обучения позволяет сформировать у старших дошкольников уровень мышления, соответствующий школьным возрастам. В данной работе подтвердилось предположение о том, что в старшем дошкольном возрасте можно сформировать логические операции сериации и группировки. Сериация и группировка - это те логические операции, которые нужны младшему школьнику уже в самом начале учебного года.

   Процесс по формированию этих операций опирался на психологическую теорию поэтапного формирования знаний, умений, в соответствии с которой усвоение новых знаний должно начинаться с организации предметной деятельности с реальными объектами или их заместителями и последующего перевода ее в умственный план. При этом большое значение придавалось отработке речи ребенка, для чего широко применялись групповые формы работы с планированием, проговариванием, обсуждением собственной деятельности.

  Реализация программы, разработанной в данной работе, показала, что помимо математических знаний у детей сформировалось умение самостоятельно понять задание, организовать деятельность по его выполнению, стремление к решению задач и нахождение новых путей их решения.

                         Литература

  1. Брунер Дж. О познавательном развитии // исследование развития познавательной деятельности. М., 1971
  2. Валлон А. От действия к мысли. М., 1957
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр.Соч.: В 6 т., М., 1982, т.2.
  4. Гальперин П.Я. Основные результаты исследования о проблеме формирования умственных действий и понятий. М., 1965
  5. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии, 1969, №1
  6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986
  7. Дьяченко О.М. Возможности развития умственных способностей дошкольников. // Дошкольное воспитание. 1993, №11
  8. Запорожец А.В. Развитие мышления. // Психология детей дошкольного возраста. / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 1964
  9. Запорожец А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовке к школе старших дошкольников. // Дошкольное воспитание, 1972, №4

10. Кондаков Н.И. Логический словарь. М.,1971

11.Крайг Г. Психология развития. Санкт-Петербург, 2000

12. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.,1969

13. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур классификации и сериации. М., 2002

14. Поддьяков Н.Н. К постановке проблемы умственного воспитания в детском саду.//Умственное воспитание дошкольника./ Под ред. Н.Н. Поддьякова. М., 1972

15. Поддьяков Н.Н. О развитии элементарных форм мышления в дошкольном возрасте. Душанбе, 1973

16. Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников. М.,1977

17. Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М., 1981

18. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.,1988

19. Салмина Н.Г. ,Сохина В.П. Обучение матеметике в начальной школе (на основе экспериментальной программы) Под ред. П.Я. Гальперина. М., 1975

20. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1973

21. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 2001

22. Умственное воспитание школьника./ Под ред. Н.Н. Поддьякова. М., 1972

22. Эльконин Д.Б., Журова Л.Е. Сенсорное воспитание дошкольников. М., 1963


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста

воспитание любви у детей к своей малой родине,формирование патриотических чувств,знакомство с достопримечательностями своего города...

Программа "Формирование графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста".

Примерное тематическое планирование дидактических игр, упражнений по формированию графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста, диагностика уровня сформиро...

Формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, через тренинговые занятия, в условиях ФГОС ДО

В материале представлена программа "Учимся быть вместе", направленная на профилактику и коррекцию психологических изменений личности ребёнка, оказание помощи в преодоление барьеров в общении. Материал...

«Опыт использования подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования детей»

Данный материал содержит теоретическую и практическую часть. В практической части представлены игры, которые возможно использовать на занятиях. Данные игры направлены на формирование коммуникативных у...

ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Время является одной из базисных категорий в познании ребенком окружающего мира. Становление представлений о времени происходит, во-первых, на основе опыта ориентации ребенка во времени с момента рожд...

Организация совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию безопасности дорожного движения.

Советы по подготовке материала для повторения правил дорожного движения в старшей группе ДОУ...