"Развитие культуры речи".
статья по теме

Развитие культуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kultury_rechi.docx12.93 КБ

Предварительный просмотр:

                              Развитие культуры речи.

Одним из важнейших  показателей уровня культуры и интеллекта человека, является, его речь, коммуникабельность.

   Начиная с раннего детства, в  кругу своей семьи, в детском саду ребёнок усваивает свой родной язык, включая его элементы в свою речевую деятельность чисто практическим путём, подражая взрослым или старшим детям, сопоставляя, обобщая. Если окружающая среда, в которой ребёнок находится, удовлетворяет нормам  литературного языка, то к моменту поступления ребёнка в школу его произношения в основном налажено. Но лексическая и семантическая системы, конечно, не разработаны, мал активный словарный запас, не сформировано умение  строить логически последовательную речь, умение выделять основную мысль из услышанного произведения и т.д

   Впервые дети знакомятся с  русским языком как предметом изучения в начальной школе, поэтому огромное внимание в современной школе необходимо уделять развитию речи младшего школьника. Ещё К.Д.Ушинский считал  развитие  речи как «развитие дара слова». Дар слова- чувство языка- это «приобретённая  путём практических упражнений способность понимать и употреблять слова, их формы  и сочетания по аналогии с раннее усвоенными словами, формами и сочетаниями слов, это неосознанное владение  грамматикой родного языка». И эта закономерность развития речи обязывает учителя опираться на речевой опыт ребёнка, на имеющиеся у него умения и навыки.

   Развитие культуры речи предполагает: во-первых, приучить  детей правильно  говорить и писать; во-вторых,  употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. Между тем, правильность речи  предполагает соблюдение говорящим норм литературного языка.  Нормированность, нормативность являются необходимыми качествами литературного языка, без которых он не смог бы осуществлять  свои функции. Нормы литературного языка соотносятся с уровнем системы языка. Существуют нормы лексические, орфоэпические, грамматические, словообразовательные, синтаксические. Помимо норм существуют другие регуляторы речевого поведения человека.

  Культуру речи можно определить как мотивированное употребление средств языка для целей общения, как  оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. Необходимо помнить помимо правильности речи об  её точности, чистоте, богатстве, выразительности, богатстве и уместности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие культуры речи школьников при изучении морфемики

Работа освещает теоретические аспекты развития речи учеников начальной школы при изучении морфемики....

Педагогическая лекция "Развитие культуры речи младших школьников на уроках русского языка и литературы".

Педагогическая  лекция была представлена на Муниципальном конкурсе педагогических лекций в рамках областного фестиваля "За чистоту русского языка", 2013г....

Как выбрать сказку. Развитие культуры речи учащихся

Сказка - это зернышко,из которого прорастает эмоциональная   оценка ребенком жизненных явлений. Василий Александрович Сухомлинский  КАК ВЫБРАТЬ СКАЗКУ?...

Развитие культуры речи как средство формирования коммуникационной компетентности

В статье рассказывается о задачах и содержании работы над культурой речи у младших школьников, о требованиях к речи учащихся и кратко описана работа по данной теме....

Классный час на тему: "Развитее культуры речи у детей младшего школьного возраста"

Рекомендуется для учеников 3 класса.Включает в себя высказывания русских писателей о родном языке.Инстценирование,чтение стихотворений.Живое обсуждение актуальности темы культуры речи....

Развитие культуры речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Методическая разработка "Развитие культуры речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"...