Классный час на тему: "Развитее культуры речи у детей младшего школьного возраста"
классный час (3 класс) по теме

Иванова Татьяна Александровна

Рекомендуется для учеников 3 класса.

Включает в себя высказывания русских писателей о родном языке.

Инстценирование,чтение стихотворений.

Живое обсуждение актуальности темы культуры речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Нужна ли нам культура речи».

Цели и задачи:

1. Учить использовать в речи литературные слова, слова вежливого обращения друг к другу.

2. Показать детям красоту русского языка на примере высказываний великих людей.

3. Воспитывать культуру поведения, заинтересованность и потребность в использовании слов вежливого обращения.

           Ход занятия:

1. Вступительная часть  

          *слово учителя.

Мне бы хотелось начать наш классный час со слов великого русского писателя И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

            * Чтение стихотворения Эли Куклиной «Родное слово»    (читает подготовленный ученик)  

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом белым-бело» -

И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспомниться наречие «светло» -

И увидишь: солнышко взошло,

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно», ты

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»

Пред тобою – сразу вся Россия!

2. Инсценирование стихотворения. Слово учителя.

М. Горький писал: «Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть».

Послушайте «Рассказ школьного портфеля» о мальчике Пете, который не ставит ударений в словах.

(Читает подготовленный ученик, в руках его портфель)

Знакомьтесь: Петя, мой сосед. Ему уже 12 лет,

Но говорит он до сих пор не «коридор», а «коЛИдор».

«ДиЛЕктор входит в кабинет…»

«Закрой маГАзин на обед…»

«Хозяйка моет стакаНы..»

«СеКЁт свеклу…ПеКЁт блины…»

И до меня дошёл черёд,

Портфель он «ПОртфелем» зовёт.

Но мне не зря «Родную речь» судьбой доверено беречь.

И я придумал, не шутя, пусть и его зовут ПеТЯ…

_ ПеТЯ! – несётся со двора – Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, ПеТЯ, ведь ты большой, а не дитя!

ПеТЯ обижен на ребят, скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил и никого не оскорбил.

За что же среди бела дня отняли имя у меня?

Ребята! Кто из вас не прочь

Несчастному «ПеТЕ» помочь,

Чтобы мальчишка смог опять

Обыкновенным Петей стать?

                                                       (Ю. Тимянский)

3. Чтение текста - рассуждения ученицы 3 класса Ивлевой Маши.

- Ребята, в портфеле лежит для нас письмо. Его отправила нам ученица 3 класса Ивлева Маша. Сейчас она уже студентка, но когда-то она рассуждала на тему «Нужна ли нам культура речи?»

Вот послушайте, что Маша пишет…

- Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, стараться всё время обогащать свой словарный запас, учиться чувствовать своего собеседника. Надо говорить с чувством, с толком, с расстановкой, быть вежливым и искренним. При общении людей важно всё: приветствие, обращение, благодарность, прощание.

Я считаю, что речь должна быть правильной, грамотной. Чтобы этого добиться, нужно читать книги, обращать внимание на употребление отдельных слов, вслушиваться в живую речь. Но этого мало. Я думаю, что надо ещё уметь выслушивать другого человека, поддерживать тему разговора. Если ты не согласен с собеседником, надо быть тактичным.

Есть люди, имеющие в своей речи слова-паразиты. Это такие слова: «типа», «например», «как там его», «ну…», «вот». Это совершенно пустые слова, сорные. Они обычно очень раздражают слушателей. Поэтому, я советую, если кто-то имеет такую привычку, срочно проведите генеральную чистку своей речи.

Я считаю, что культура речи нужна. Надо любить и беречь свой язык. Исключительное значение имеет слово в наше время. Убедительной, вдохновенной речью должен владеть каждый современный человек!

4. Сценка, как некоторые ученики засоряют свою речь пустыми, бессмысленными словами.

Витя:   Ну вот, понимаешь, сегодня, значит, меня по этой самой истории вызвали. Я, это самое, вопрос, значит…, о строительстве, так сказать, Петербурга. Ну вот, я и говорю. Строительство, значит, затеял это самый король, фу… царь, ну как его… ах, вспомнил, Пётр 1. Строительство длилось, так сказать, 7 лет, да нет, много лет. Ну раз затеял строить Пётр 1, то, значит, ясное дело, потом город стал называться Петроградом. Ну вот, понимаешь, вроде здорово, значит, я так отвечал, а поставили, понимаешь, двойку! Ну, а у тебя, значит, того…, что нового?

Вася:      Ну, а я понимаешь, на футболе был. Ну и классно всыпали, понимаешь, наши, значит, этим самым, мировецки вкатили…, вмазали колоссально…, фактически, понимаешь! Ну, а после обеда, значит, в киношку пошли.

Витя:          Ну, как киношка?

Вася:           Люкс! Понимаешь, так здорово, что не могу… Сначала, значит, он вдруг узнаёт, где партизаны, потом убегает, а потом… Ну, понимаешь, одним словом, так здорово! Потом, кажется, он всё-таки прибежал и пошёл действовать, значит, так здорово! В общем, здорово было!

Вы что-нибудь поняли из того, что Вася и Витя рассказывали?!

4. Чтение стихотворения о тех, кто не уважает своих друзей.

(Можно записать на диктофон для заинтересованности в прослушивании)

                               Как его зовут.

Ему бывает часто лень сказать при встрече: «Добрый день!»

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «здорово» он вместо «здравствуй» говорит.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите» произносить он не привык.

Простого слова «извините» не одолел его язык.

А вместо слова «до свиданья» не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье: «Ну, я пошёл, пока, всего…»

Не скажет он друзьям по школе: Алёша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовёт он только: Алёшка, Петька, Ванька, Толька.

Ребята, мы не можем тут сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем, что имени его не знаем.

                        Но, может быть, он всем знаком,

                        И вы встречались с ним где-либо.

                        Тогда скажите нам о нём,

                         А мы… мы скажем вам - СПАСИБО!

5. Подведение итогов.

- В завершение нашего разговора я хочу прочитать вам слова А. Н. Толстого: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»

- Какие же правила вы предлагаете записать для развития культуры нашей речи?

 1. Говори только о том, что знаешь.

2. Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.

3. Не говори быстро, не проглатывай слова.

4. Не старайся перекричать собеседника, если он говорит громко слишком. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.

5. При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.

6. Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.

7. Не давай кличек своим товарищам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР по средствам абилитационной педагогики.

Эффективность коррекционного обучения по предупреждению нарушений письменной речи у младших школьников с ОНР может быть обеспечена только в том случае, если содержание и методы коррекции речевой функц...

Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детей младшего школьного возраста

Из опыта работы учителя-логопеда по теме: "Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детеймладшего школьного возраста"...

Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

В данном материале представлены этапы работы с детьми имеющими ОНР...

РАССТРОЙСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ

Обращаясь к процессу исправления у детей недостатков произношения, свойственных кавказской группе языков, следует выделить в нем этап первичной постановки правильной артикуляции и ее закрепления в реч...

Особенности формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Развитие связной речи у детей с нарушенным слухом в специально организованных условиях обучения и вос­питания (детских садах, дошкольных отделениях при школах, школах-ин...

Роль школьной библиотеки в формировании культуры чтения у детей младшего школьного возраста

Школьная библиотека, используя разные формы и методы индивидуальной и массовой работы, ориентированные на формирование творческой и эрудированной личности, безусловно способствует воспитанию культуры ...