Воспитание духовно - нравственной культуры личности у детей младшего школьного возраста
статья на тему

Современное российское общество и каждый гражданин России оказались в ситуации глубокого социального кризиса. Особенно в трудной ситуации оказалась молодежь. У подрастающего поколения произошло  смещение нравственных представлений и ценностных ориентаций в сторону вседозволенности, эгоизма, стремления разбогатеть любой ценой, даже ценой разбоя и убийств

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно стать: обеспечение  системного подхода к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи  духовно – нравственного воспитания:

формирование основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

— воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

— воспитание нравственных качеств личности ребёнка,

— способствование освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_dukhovno-nravstvennoy_kultury_lichnosti.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Сызранский филиал ГБС(К)ОУ

школа- интернат № 2 г.оЖигулевск

Воспитание духовно - нравственной культуры личности у детей младшего школьного возраста

Выполнил: Чеснова С.В.

учитель начальных классов,

высшая квалификационная

Сызрань 2013-2014 уч.год

Воспитание духовно - нравственной культуры личности у детей младшего школьного возраста

Современное российское общество и каждый гражданин России оказались в ситуации глубокого социального кризиса. Особенно в трудной ситуации оказалась молодежь. У подрастающего поколения произошло  смещение нравственных представлений и ценностных ориентаций в сторону вседозволенности, эгоизма, стремления разбогатеть любой ценой, даже ценой разбоя и убийств (Н.Д. Никандров).

 Выход из социального кризиса ученые видят в мобилизации духовности и нравственности народа. Эта идея становится стратегической целью, основой для становления  нового гражданского общества России. Актуальность проблемы духовно-нравственного возрождения общества диктует необходимость воспитания культурного человека, способного сохранять и созидать культурные ценности. В связи с тем, что в нашем обществе главной ценностью является человек, то духовно-нравственная культура личности среди ценностей приобретает особую значимость. В философско-этической литературе (С. Анисимов, М.С. Каган, А.А. Горелов, О.Г. Дробницкий, А. Титаренко и мн. др.) духовно-нравственное начало человека связывают с включенностью его в мир культуры. Духовность придает смысл жизни отдельному человеку, определяет содержание, качество и направленность человеческого бытия и образ человеческий в каждом индивиде [Л.П. Буева].

Среди приоритетных факторов, влияющих на формирование духовно-нравственной культуры личности учёные выделяют образование как ценность, входящую в состав аксиологических форм культуры. В национальной доктрине образования 2000 года говорится, что государство обязано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности. В концепции модернизации Российского образования подчёркивается приоритет воспитания и образования в решении проблемы воспитания у школьников духовно-нравственной культуры.

Во всех современных концепциях воспитания подчеркивается идея, что развитие духовно-нравственной культуры личности является основой воспитания, приоритетной проблемой педагогической науки. Педагогическая наука на рубеже XX-XXI веков не только восстанавливает приоритет духовности и нравственности в воспитании личности, но и соединяет эти явления с понятием "культура" (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская, Е.А. Климов, Н.Д. Никандров, Н.Е. Щуркова, В.Д. Шадриков и др.).

С позиций культурологического подхода (Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова) воспитание рассматривается как целенаправленная организационная жизнь ребенка в контексте культуры, как процесс возрождения человека культуры. По мнению Е.В. Бондаревской, воспитание как необходимое условие социализации личности выполняет функции сохранения, воспроизводства и развития культуры. Одной из приоритетных целей воспитания является развитие личности как человека культуры.

В специальных исследованиях, посвященных воспитанию у молодежи духовной культуры (О.А. Смагина, И.В. Юстус.), формированию у школьников и педагогов нравственного сознания (О.К. Позднякова), воспитанию нравственных качеств личности, в частности патриотизма (Л.В. Филатова), раскрывается сущность, состав и содержание духовной или нравственной культуры личности, определяются пути их формирования.

Анализ научной литературы, в которой рассматривается проблема духовно-нравственной культуры личности, позволяет сделать вывод, что это явление, хотя и признаётся необходимым, но рассмотрено недостаточно. Воспитание духовно-нравственной культуры у детей дошкольного, младшего и подросткового возраста не были предметом специальных исследований. Особенно необходимо решать проблему духовно-нравственного воспитания детей в таких типах образовательных учреждений как школы-интернаты, образовательно-реабилитационные Центры, в которых воспитываются «проблемные» дети, лишённые нормальной семьи, требующие особого внимания.

Нерешенные в науке вопросы становятся источником проблем в педагогической практике, где наблюдается бессистемность в нравственном воспитании детей, недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов воспитателей.  

В теоретическом плане проблема воспитания духовно-нравственной культуры личности в образовательных учреждениях заключается в разработке системы воспитания.

В практическом - это определение содержания, методов, технологий воспитания у школьников духовно-нравственной культуры.

        Углубленный анализ педагогической литературы разного уровня привёл к следующим выводам: понятия «духовность», «нравственность», «духовно-нравственная культура личности» активно используются в научно-методической литературе как «человеческий феномен», как «личностное образование», как «значимое качество личности». Каждый учёный вносил свой «кусочек мудрости» в «толкование смысла этих понятий». Однако эти понятия до сих пор не приобрели ещё статус научных категорий педагогики.

В научно-методической литературе, включая и диссертационные исследования, наметился большой разброс авторских представлений о содержательном наполнении «духовности» и «нравственности» личности. Кроме того, эти «наполнения» не имеют достаточного теоретического обоснования.

Несмотря на культурологический подход к современной педагогике, искомые понятия редко рассматриваются во взаимосвязи с понятием «культура», гораздо чаще они включаются в процесс воспитания «духовности» или «нравственности» личности.

В контексте каждой научной концепции понятий, чаще всего, рассматривались как отдельная категория. Учёные «выходили» иногда на взаимосвязи духовности, нравственности и культуры, но исследования феномена «духовно-нравственная культура личности» как личностного образования не проводилось, что затрудняет решение проблемы воспитания у школьников такого ценного личностного образования или качества.

Исследование генезиса понятия "духовно - нравственная культура личности" показало, что оно не имеет еще статуса научной педагогической категории, и рассматривается как качество личности или личностное образование. С нашей точки зрения, духовно-нравственная культура личности - это системное образование, которое способно динамически развиваться, структура и содержание феномена зависит от возраста и «зоны ближайшего развития личности».

 Прежде всего, необходимо рассматривать духовно-нравственную культуру личности как личностное новообразование, в котором интегрируют духовность, нравственность и культура.

        Ученые всегда связывали культуру именно с человеком (И. Кант, Н.А. Бердяев и др.) Так, И. Кант представляет развитие личности как культуру, как культивирование ее собственных сил, как способность к самосовершенствованию.

М.С. Каган утверждает, что "именно человеческая деятельность, взятая в целом, в полноте своих конкретных видов и форм, порождает культуру, выливается в культуру, сама становится культурой и делает человека из биологического существа существом культурным".

        Концепция В.А. Конева базируется на идее единства культуры и образования. Ученый определяет культуру как опыт деятельности, необходимый для воспроизводства самой деятельности путем образования. В А. Конев подчёркивает важность актуализировать «осмысления образования не как обучения, а как придания образа человеку». Стратегия управления образованием и его целями, «упирается в понимание того, каким должен быть образ человека современного мира и, в частности, образ человека современного российского общества».

        Идея связи личности и культуры обосновывается и в педагогических концепциях Н.Е. Щурковой и Е.В. Бондаревской, в которых личность ученика рассматривается и в качестве цели воспитания, и в качестве субъекта - объекта культуры. Так, Е.В. Бондаревская, представляя образ человека культуры, считает, что процесс образования должен быть ориентирован на формирование человека культуры. Н.Е. Щуркова, обосновывая единство воспитания и культуры, рассматривает процесс воспитания как "организационное восхождение ребенка к культуре современного общества".

Для обоснования необходимости взаимосвязи духовности и нравственности, можно  обратиться к изучению содержательного аспекта этих феноменов. В содержание «духовности», в основном, включают ценности, идеалы, чувства личности, которые становятся его индивидуальными мотивами. Известно, что при определенных условиях эти компоненты исполняют роль движущих сил развития личности, определяют направленность личности и т.д. С позиции ценностного отношения к содержанию духовности сам феномен духовности является эпицентром культуры личности и выполняет направляющую и регулирующую функции.

Нравственность изначально определяли как нормы, правила человеческого общежития. В этой связи нравственную культуру мы рассматриваем как опыт культурной деятельности и общения, который сложился в результате присвоения личностью духовной культуры современного общества. Фактически нравственная культура - это практическая реализация духовного в культурной деятельности и общении.

        Суть единства духовной и нравственной культуры  заключается в том, что ценности, идеалы, чувства и т.п. "освещают" содержание и формы деятельности личности, обеспечивают осознанный выбор действий, их нравственную оценку. Именно это единство может решить проблему "вечного поиска" единства слова и дела, поступка и мотива. Без этого единства любое внешне культурное поведение может стать формальным актом, если оно не "продиктовано" нравственными  чувствами, не "освещено" духовной культурой.

Таким образом, духовно-нравственная культура личности как системное образование детерминирует гуманистическую направленность деятельности и общения личности, позволяет ей стать человеком культуры. По отношению к личности как сложной целостной системе духовно-нравственная культура представляет собой специфическую подсистему, характеризующуюся единством сознания, чувства и поведения.

        Духовно-нравственная культура личности младшего школьника является личностным новообразованием, в структуру которого входят во взаимосвязи ценностный компонент культуры, эмоционально-чувственный и практический.

Таблица

        Структура духовно-нравственной культуры личности младшего школьника и содержание её компонентов.

№ п/п

Структурные компоненты духовно-нравственной культуры личности

Содержание структурных компонентов духовно-нравственной культуры личности.

1.

Мотивационно-ценностный компонент:

-духовно-нравственные представления ;

-ценностные ориентации личности;

-интерес к духовно-нравственной культуре; желание быть культурной личностью.

2.

Эмоционально-чувственный компонент:

-эмоциональная отзывчивость (эмпатичность, уважительность, доброжелательность, честность);

- эмоциональная устойчивость (самоанализ, саморегуляция).

3.

Компонент практического освоения культуры:

- культура поведения (освоение нравственными нормами и правилами поведения в общественных местах, в различных видах деятельности);

- культура общения (овладение нравственными нормами вербального и невербального общения; проявление уважительного, доброжелательного отношения к людям; умение конструктивно разрешать межличностные конфликты).

Выделенные  структурные компоненты духовно-нравственной культуры личности младшего школьника взаимосвязаны, однако выполняют специфические функции.

Мотивационно-ценностный компонент культуры выполняют когнитивную, направляющую и регулирующую функцию.

Эмоционально- чувственный компонент культуры придает нравственному поведению и общению детей личностный смысл, эмоциональную окраску.

Компонент практического овладения духовно-нравственной культурой личности выполняет функцию «перевода» духовных ценностей, нравственных чувств, норм и правил культурного поведения и общения в индивидуальный фонд личности, на основе которого приобретается личный опыт духовно-нравственной жизни.

Модель духовно-нравственной культуры личности как личностное новообразование, являющееся предпосылкой развития гуманистических качеств личности на последующих возрастных ступенях ее развития, представляет собой идеальный результат функционирования целенаправленной системы воспитания.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно стать: обеспечение  системного подхода к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи  духовно – нравственного воспитания:

формирование основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

— воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье; 

— воспитание нравственных качеств личности ребёнка,

— способствование освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

На ступени начального образования необходимо особое внимание уделять формированию следующих ценностей:

Ценность мира – 1) как общего дома для всех жителей Земли;

                          2) как мирового сообщества, представленного разными

                                национальностями;

                          3) как принципа жизни на Земле.

Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.

Ценность любви к Родине, народу – как проявления духовной зрелости человека, выражающемся в осознанном желании служить Отечеству.

Дар слова – как возможность получать знания, общаться

Ценность природы - осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.

Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.    

Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.

Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.

Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.

Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках  норм, правил, законов общества.

   

В школе необходимо создавать необходимые условия, способствующие духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся. В школе можно  работать над данной проблемой следующим образом:

  • Организовать подпространства:  «Зал боевой славы», «Зимний сад».
  • Тематическое оформление стендов: «Моя Родина - Россия», «Наша школа», «Все мы разные, но мы одна семья», «Гордость школы», «Визитная карточка школы».

Для организации досуга детей должны быть оборудованы  спортивный и актовый залы, игровая комната ,  позволяющие учащимся:

— изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами;

— осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами; эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни.

       3. Создание социально открытого пространства, когда педагоги, сотрудники школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

— в содержании и построении уроков;

— в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности;

— в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

— в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

— в специальных событиях, спроектированных с  учётом определенной ценности и смысла;

— в личном  примере педагогов ученикам.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

— нравственного примера педагога;

— социально-педагогического партнёрства;

— индивидуально-личностного развития ребёнка;

— интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

— социальной востребованности воспитания.

Календарь традиционных школьных дел и праздников

  • сентябрь (День знаний, День здоровья, мероприятия на тему «Азбука безопасного поведения на дорогах»)
  • октябрь (Посвящение в ученики-первоклассники, проведение предметных недель, )
  • ноябрь (Литературные вечера,  проведение осенних праздников)
  • декабрь (Рождественские праздники)
  • январь (Проведение предметных олимпиад на школьном уровне)
  • февраль (Неделя патриотической песни, праздничные вечера  к 23 февраля, праздник «Спасибо, Азбука» )
  • март (праздничные вечера к  8 марта, семейные праздники, проведение игры- развлечения «Веселая Масленица»)
  • апрель (Пасха, экологические праздники)
  • май (праздники посвященные “Дню Победы”, линейка посвященная последнему звонку, праздник «Вот и окончен 1 класс» выпускные вечера в начальной школе).

Литература

1.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного      развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.

2.Дробицкий О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977.

      3.Макаренко А.С. О воспитании. М., 1982.

      4.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста

Статья призвана сформировать у детей толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....

«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» Методическая разработка по воспитанию культуры толерантности у детей младшего школьного возраста

Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.В наши дни, многие люди — мирные жители,  оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. ...

особенности воспитания нравственной культуры обучающихся и воспитанников младшего школьного возраста

Процесс развития духовно - нравственной личности является основным звеном в системе воспитания младшего школьника. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте  начального общего...

Доклад на тему: "Воспитание культуры поведения у детей младшего школьного возраста"

Воспитание культуры поведения у старшего дошкольного возраста одна из основных проблем. Культура поведения - многогранное понятие и в себя включает разнообразие аспектов. моральные устои, общение слюд...

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей младшего школьного возраста

Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей младшего школьного возраста"...