Международный день детской книги. Великий сказочник Датского Королевства.
методическая разработка (2 класс) по теме

Аксёнова Марина Николаевна

2 апреля, в день рождения Х.К. Андерсена, дети всего мира празднуют день детской книги. Мой материал состоит из двух частей. Первая часть - это виртуальная экскурсия по андерсеновским местам "Здравствуй,  Дания!". Вторая - литературная игра "Любимые герои сказок Х.К. Андерсена". Всё мероприятие оформлено красочной презентацией с интересным текстовым сопровождением. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_andersenovskim_mestam.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 1 им.Г.Г. Малкова

п.Жигалово, Иркутская область

 

Открытое внеурочное мероприятие 

«Великий сказочник Датского королевства»

1. виртуальная экскурсия  по андерсеновским местам  

«Здравствуй, Дания!»,

2. литературная игра «Любимые герои сказок Х.К. Андерсена»

Разработала: Аксёнова Марина Николаевна

зав.библиотекой

2012-2013 уч.год

Цель:

1. Познакомить детей с географией жизни Х.К. Андерсена;

2. Актуализировать знания произведений великого сказочника;

3. Способствовать развитию творческих способностей.

Задачи:

        1. Сформировать знания о королевстве Дания;

        2. Проследить жизненный путь посредством  интерактивного путешествия;

        3. Развивать эстетический вкус при помощи виртуальной экскурсии по музеям;

        4. Содействовать знакомству с творчеством великого сказочника;

        5. Систематизировать знания произведений Х.К. Андерсена в литературной игре;

        6. Развивать интеллектуальные способности.

Оборудование:

  1. Выставка книг Х.К. Андерсена
  2. Компьютер и мультимедийная установка

        АНДЕРСЕН Ханс Кристиан (Hans-Christian Andersen, 1805–1870) — датский поэт, писатель.

        Венец творчества Андерсена – его сказки и истории. Андерсен стал создателем жанра литературной сказки в Дании. Сначала он лишь слегка обрабатывал известные народные сюжеты, приближая их к реальности, но вскоре начал сочинять оригинальные сказки. Андерсен наследует наивный оптимизм старых сказок: он возлагает надежды на доброго Бога, на торжество справедливости, божественного начала в нас самих. Уже ранние сказки свидетельствуют о способности писателя проникнуть в мир детских представлений. В более поздних, сохраняя детскую непосредственность мироощущения, он стремится выразить «взрослую» идею. За простым, псевдодетским стилем повествования скрываются ирония и серьёзность. Сказки Андерсена воспевают материнскую жертвенность («История одной матери»), подвиг любви («Русалочка»), силу искусства («Соловей»), тернистый путь познания («Колокол»), торжество искреннего чувства над холодным и злым разумом («Снежная королева»). Часто в сказках звучат сатирические мотивы: высмеиваются высокомерие и гордыня, самодовольство и лицемерие, эгоизм и корысть («Счастливое семейство», «Гречиха», «Свинья-копилка» и др.). Многие сказки автобиографичны. В «Гадком утёнке» Андерсен описывает собственный путь к славе. Всего с 1835 по 1872 г. писатель выпустил 24 сборника сказок и историй.

        В России интерес к творчеству Андерсена возник в середине 1840-х гг. после перевода на русский язык его сказок и романа «Импровизатор». В. Г. Белинский рекомендовал этот роман для чтения юношеству. На сказки Андерсена в 1858 г. положительно откликнулся Н. А. Добролюбов, творчество писателя высоко ценил Л. Н. Толстой (обработавший и включивший в свою «Азбуку» сказку «Новый наряд короля»).

        В 1956 году Международным советом по детской и юношеской литературе ЮНЕСКО (англ. International Board on Books for Young People — IBBY) учреждена премия имени Х.К. Андерсена, которая названа «Малой Нобелевской премией». Присуждается один раз в два года. Премия вручается второго апреля — в день рождения Ханса Кристиана Андерсена. С 1958 года к премии вручается золотая медаль.

        По инициативе и решением Международного совета в знак глубокого уважения и любви к  Х. К.  Андерсену, в 1967 г. день 2 апреля был объявлен Международным днем детской книги. Ежегодно одна из национальных секций IBBY является организатором этого праздника.

  1. ЗДРАВСТВУЙ, ДАНИЯ!!!  (интерактивная экскурсия по андерсеновским местам)  (Презентация. Слайд 1)

Располагается она на 406 островах. Почти 100 их ни заселены. (Слайд 2)

Самые большие острова, входящие в состав Дании, - Зеландия со столицей Королевства Копенгагеном; Фюн, Лолланн, Фальстер, Борнхольм.

Главой государства с 1972 года является королева Маргрете II. (Слайд 3)

-  Приветливый город, выросший на берегу моря в 1167 году.
-  Его название переводится как «Торговая гавань».

-  Удобно расположенный на караванном пути, Копенгаген с незапамятных времён притягивал к себе купцов и торговцев. (Слайд 4)

        Прежде чем отправиться путешествовать по андерсеновским местам, проедемся на велосипеде по широким улицам Копенгагена, полюбуемся на изумрудные крыши башен, разноцветные дома квартала Нюхавн. И конечно же, побываем возле королевского дворца Амалиенборг - резиденции датских правителей, чтобы понаблюдать, как в 12 часов рота гвардейцев в высоких меховых шапках, следуя давнему ритуалу, произведет смену караула. (слайд 5)

        Заглянем в Исторический музей, в котором собраны многочисленные экспонаты, рассказывающие о том, как постепенно из первых крохотных островных поселений превращалась Дания в современную державу.

И в Национальную галерею (Слайд 6)

Наше путешествие по местам, связанным с Андерсеном, началось

-  С Копенгагена, где жил и работал писатель;

-  С памятника сказочнику на площади Ратуши;

-  С Русалочки, которая одиноко грустит на камне в ожидании своего принца (Слайд 7).

Великий сказочник Датского Королевства. (Слайд 8)

        Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе. Отец его был сапожником, а мать прачкой. Мальчик рос в нищете: спал в маленькой каморке, заставленной верстаками и инструментами для башмачного ремесла. Но Ханс Кристиан стараниями заботливых родителей, казалось, совсем не замечал бедности. Отец, для которого мальчик был всем в жизни, в свободное от работы время читал сыну книжки, мастерил игрушки, рисовал картинки. Мать же следила за тем, чтобы он был всегда сыт, причёсан и опрятно одет. (Слайд 9)

        Одарённый богатой фантазией, мальчик часами мог играть один. Ему не нужны были шумные детские компании. Любая палочка, веточка или камешек оживали в его воображении и нашёптывали свои удивительные истории.

        Хорошо, что Андерсену посчастливилось в жизни встретиться с добрыми и мудрыми людьми. Они уговорили его учиться. И вот в семнадцать лет юноша уселся за парту с совсем маленькими детьми. Учение давалось не просто. Но упорство и трудолюбие помогли Андерсену окончить гимназию и поступить в университет.

        Всё это время он продолжал писать комедии, трагедии, стихи и романы, веря в свои силы. Он мечтал стать знаменитым. Но путь к славе нелёгок. Начинающего писателя преследовали непонимание и насмешки окружающих. И только к 30 годам, после того, как вышли в свет «Сказки для детей», Андерсен понял, в чём заключается его настоящее призвание — быть сказочником.

                Андерсену нравилось путешествовать. Будучи уже известным писателем, Он побывал во многих странах: Англии, Италии, Франции, Швейцарии... Не забывал и родную Данию, особенно его привлекала западная часть острова Зеландия с многочисленными замками и роскошными поместьями. (Слайд 10)

Вот туда-то, по стопам сказочника, мы и отправимся . Двенадцать замков

неоднократно посещал Андерсен. Величественная архитектура зданий,

диковинная парковая растительность будоражили воображение писателя,

навевали сюжеты будущих сказок.

Так, гуляя в парке феодального поместья Баснес, Андерсен часто

останавливался возле огромного дуба. Под ним долго размышлял и, видимо, в шелесте листьев могучего великана расслышал сказку «Последний сон старого дуба».

        В Хольштайнборге, за огромным органом замковой церкви, нам показали две небольшие комнатки, где жил Андерсен, когда гостил в поместье. В них всё осталось нетронутым: обстановка, как и при жизни писателя, его личные вещи. На письменном стол, вы видите перо знаменитого сказочника и чернильницу, которая тоже стала одной из героинь его сказок. (Слайд 11)

Оденсе, остров Фюн. (Слайд 12)

        Город Оденсе, где родился Андерсен, находится на острове Фюн. Чтобы попасть туда, нужно от Копенгагена ехать на машине через весь остров Зеландия.

Но вот вдали забрезжила голубая  полоска Балтийского моря. По мере нашего приближения она становилась всё шире и шире. Вот мы въехали на мост, уходящий в самое море. Впереди вода, сзади вода, слева и справа пенятся волны.  Сердце так и замирает от необозримого синего простора.

Острова Фюн и Зеландия отделены друг от друга проливом Большой Бельт. Чтобы перебраться с одного острова на другой был построен 18-километровый мост.

Оденсе встречает нас тихими уютными улочками. Вокруг тишина и покой. (Слайд 13)

    На улице Мюнкемёлле. (Слайд 14) Вот здесь провёл детство будущий писатель. Сейчас это музей. Экспозиция    небольшая. На стенах — картинки, изображающие жизнь старой Дании.

Но есть в Оденсе и ещё один Музей Андерсена. При входе посетителей встречает величественная фигура знаменитого писателя, выполненная из белого камня. Можно встать рядом и сфотографироваться. В музее собраны документы, письма, личные вещи, предметы обихода и издания сказок Андерсена чуть ли не на всех языках мира. Под них отдан целый зал. Полки вдоль всех стен высятся от пола до потолка. Видел я там книжки и на русском языке. (Слайд 15)

Музей пользуется огромной популярностью и у датчан и у иностранных туристов. Дети и взрослые подолгу простаивают у стеклянных витрин, рассматривая экспонаты. Особенно привлекают пожелтевшие странички рукописей. Смотришь на стремительно бегущие строки, и кажется, что вместе с ними уносишься в полюбившийся мир сказки.

  1.  ЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ СКАЗОК   Г.Х. АНДЕРСЕНА

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА (Cлайд 16)

1 задание. Узнайте сказку по отрывку

1. «Однажды вечером поднялась сильная буря. Засверкала молния, загремел гром, а дождь полил как из ведра. Вдруг кто-то постучал в ворота дворца, и старый король пошел открывать». (Cлайд 17)

(«Принцесса на горошине»)

2. « - Славные у тебя детки! - сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. - Все очень милы, кроме одного... Этот не удался! Хорошо бы его переделать! (Cлайд 18)

(«Гадкий утенок»)

3. «На берегу прекрасного голубого озера посреди зеленых кудрявых деревьев стоял старинный белый мраморный дворец. Виноградные лозы обвивали его высокие колонны, а наверху, под крышей, лепились птичьи гнезда. В одном из них и жила ласточка.

  1. Вот мой дом. А ты выбери себе самый красивый цветок внизу, я посажу тебя туда, и ты заживешь прекрасно». (Cлайд 19)

(«Дюймовочка»)

4. «Но что это была за роза! Она благоухала так радостно, что понюхаешь ее - и заботы свои и горе забудешь. Еще у принца был соловей, который пел так чудесно, словно в горлышке у него хранились все самые прекрасные мелодии, какие только есть на свете». (Cлайд 20)

(«Свинопас»)

5. «Но красивее всех был чудесный замок из картона; сквозь его маленькие окна можно было заглянуть внутрь и увидеть комнаты. Перед замком лежало зеркальце, оно было совсем как настоящее озеро, а вокруг стояли маленькие деревья. По озеру плавали восковые лебеди и любовались своим отражением». (Cлайд 21)

(«Стойкий оловянный солдатик»)

6. «На заре буря улеглась, и опять стало ясно и тихо. Как только взошло солнце, братья с Элизой полетели дальше. Море еще волновалось, и они видели с высоты, как белая пена плыла, точно миллионы лебедей, по темно-зеленой воде». (Cлайд 22)

(«Дикие лебеди»)

                        2 задание. Математические вопросы

1. Сколько тюфяков и сколько перин из гагачьего пуха накрывали горошину? (Cлайд 23) (20 и 20)

2. Сколько недель прожил гадкий утенок у старушки, где настоящим был кот, хозяйкой курица? (Cлайд 24) (3 недели)

3. Сколько братьев-принцев было у Элизы? (Cлайд 25) (11)

4. Сколько поцелуев принцессы попросил свинопас за горшочек? А за трещотку? (Cлайд 26) (10 и 100)

5. За сколько грошей купила женщина у колдуньи ячменное зерно? (Cлайд 27) (12)

6. Сколько оловянных солдатиков было отлито из старой оловянной ложки? (Cлайд 28)  (25)

7. Сколько зонтиков было у Оле-Лукойе? (Cлайд 29) (2)

8. В какое время раскрывалась табакерка, где жил маленький черный тролль? (Cлайд 30)  (В 12 часов ночи)

                          3 задание. Из какой мы сказки?

По картинке узнать название сказки. (Cлайды 31-38)

            4 задание. Мастерилка (Cлайд 39)

Смастерить то, на чем отправился в путешествие стойкий оловянный солдатик. (Дети мастерят кораблик из листа бумаги, в дальнейшем эти кораблики можно раскрасить)

                               

Подведение итогов игры  (Cлайд 40)

        

                        Литература

Материалы журнала «Мурзилка» № 2 - 2005 год;

http://olyaruss.com/view_post.php

http://youtube.com

http://900igr.net

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/251

http://yandex.ru

Андерсен Х.К. «Сказки. Истории». Пер. С дат./Вступ. Ст. К.  Паустовского- М.: Просвещение. 1987.-271 с.: ил.-(Шк. б-ка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великий сказочник Датского королевства.

Презентация к урокам литературного чтения и внеклассного чтения по творчеству  Х.К.Андерсена....

Международный день детского телефона доверия

17 мая Международный день детского телефона доверия. Как устроен телефон доверия?, Чем может помочь телефон доверия?, Принципы работы телефона доверия - все эти вопросы раскрываются в данной презентац...

Международный день детской книги

Конспект мероприятия...

Международный день Детской книги (2 апреля). Сценарий для младших школьников

Внеклассное мероприятие в начальной школе ко Дню детской книги...

Великий сказочник Датского королевства

Литературная гостиная для учащихся 4 класса, посвященная 210-летию со дня рождения Г. Х. Андерсена...

Конспект внеклассного мероприятия в ГПД «Международный день детской книги»

Воспитание бережного и уважительного отношения к книге, систематизация знаний детей о сказках и их героях посредством игр и конкурсов....