От предложения к изложению.
статья на тему

Зайцева Наталия Александровна

Из опыта работы. Как я учила писать изложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

От предложения к изложению.

Я работаю в Центре дистанционного образования детей инвалидов, где все учащиеся являются детьми с  ограниченными возможностями.  Мои дети приступили к обучению в нашей школе только в третьей четверти. Не смотря на то, что учащиеся обучались до ЦДО на домашнем обучении, по общеобразовательной программе, выяснилось, что многие не знакомы с таким видом работ, как свободный диктант, изложение, сочинение. Работу в третьей четверти третьего класса требовалось начинать с нуля.

Мои ученики имеют неустойчивое внимание, часто отвлекаются, особенно если нет визуального контроля (напр., при работе на рабочем столе учителя).  Их запоминание ниже нормы, отсроченное воспроизведение затруднено и массу других особенностей, связанных с заболеванием. В связи с этим вызывают огромные затруднения все виды работ, которые связаны с памятью.

Изложение является одним из видов письменной работы, которая отражает восприятие и осмысление текста ребенком и последующего его изложение. В школьной программе изложение занимает промежуточное состояние между диктантом и сочинением, конечно, нашим ученикам, некоторые из которых ни разу не писали изложение,  оно дается с трудом. Причин тому может быть несколько, начиная от скромного словарного запаса ребенка и его невнимательности, заканчивая плохой памятью и неусидчивостью.

Для того чтобы ребенок  научился писать хорошее изложение потребуется кропотливая работа, необходимо подготавливать его по нескольким дисциплинам. В частности, необходимо развить его память, научить его кратко фиксировать содержание и расширить его словарный запас.

Чтобы улучшить память ребенка, я начала работу со зрительных диктантов, адаптировав для этого методику И. Т. Федоренко.

На каждом уроке русского языка отвожу 5 мин для «Художественной экспозиции», где есть рифма или похожие, часто встречающиеся звуки.

Цель: Развитие скоростного письма, развитие орфографического чутья, кругозора, наблюдательности. Умение быстро и аккуратно оформлять текст; ориентироваться и воспроизводить на память рифмованный текст; умение сосредотачивать внимание.

Экспозиции на уроке давать блоками по 5, на каждое предложение – 1 минута.

Инструкция учителя:

      Внимание! (Ребенок поднимает голову и сосредотачивается).

      Читаем! (Прочитайте предложение молча и постарайтесь  его запомнить.   Закройте глаза, представьте, как оно записано, и повторите его про себя. Перед ребенком задача: как можно быстрее прочитать предложение и запомнить написание трудных орфограмм).

       Пишем! (Учитель убирает экспозицию. Ребенок записывает).

       Начинала работу с одного предложения, состоящего из двух слов. Ученик записывает  предложение с комментированием, проговаривая каждую букву, объясняя написание изученных орфограмм. Постепенно вводила более распространенные предложения, к одному предложению добавляла второе,  и в конце года (через 3 месяца) - письмо по памяти – четверостишье. Рифмовки стараюсь подбирать c орфограммами на основные правила, с которыми дети знакомятся на уроках русского языка в начальной школе. Стихотворные тексты весёлые, с добрым юмором, несущие в себе заряд положительных эмоций. Они снимут у детей излишнюю напряженность, тревожность, процесс написания станет более желанным, а, значит, и более плодотворным. Так как отрицательные эмоции являются плохими помощниками в таком важном и трудном  деле. Но все эти психологические моменты не должны повлиять на грамматическую ценность предложенных текстов. Все рифмовки насыщены орфограммами.

 Свободные диктанты – хорошее подготовительное упражнение для изложений. Цель – правильное, грамотное построение предложений, отработка и запоминание актуальных орфограмм. У одного из моих учеников ДЦП, заикание, у него искажена речь, вследствие чего он не все звуки слышит правильно, а значит и не правильно обозначает их буквами. Занимаясь с этим ребенком, мы не просто прочитывали предложение и разбирали известные орфограммы, мы проговаривали каждое слово, учились слышать звуки, узнавать их и записывать буквами. Сначала я прошу ученика прочитать все предложение, затем каждое слово орфографически, если он не может выговорить, разбираем по слогам (проговори это слово, какой здесь звук, повтори его, какой буквой обозначается, как эта буква пишется), и только после этого запись. В начале наших занятий (в феврале-марте) ребенку не то чтобы свободный, обычный диктант давался с трудом. Но после ежедневных упражнений в мае вышли на результат 5/3, и даже 5/4!

Готовя ребенка к изложению, я выбирала те приемы, которые помогут более успешно решить поставленные задачи. Вопросы, связанные с работой над устным пересказом и изложением всегда следует рассматривать параллельно.

Чтобы улучшить память ребенка, я стала чаще просить его пересказывать тексты. При этом пересказ текста базируется в основном на хорошем знании материала и частом чтении. То есть я старалась  научить ребенка читать осмысленно и пересказывать суть.

Итак, изложения учат запоминать. Учёными доказано: если текст специально не заучивать, он удерживается в памяти примерно десять секунд. Что же делать, если информация «стирается» так быстро? Чтобы содержание текста запомнилось и стало понятным, текст нужно проанализировать. Именно это мы и учимся делать, когда пишем изложения. Изложения помогают активизировать мыслительную деятельность, развивают логику, память, творческие способности и, конечно, речь. А развитая речь — это основа уверенности и успеха.

Так, хорошо помогает еще одно упражнение на кратковременную память. Необходимо прочитать ребенку отрывок, который мы далее вместе с ним разобьем на несколько смысловых блоков. Потом я по одному разу зачитываю эти блоки, при этом после каждого из них учу ученика, чтобы он смог в нескольких словах зафиксировать смысл, то есть выделить суть блоков и записать их на черновике.

В результате проделанной работы мы ближе подходим к решению вопроса о том, как научить ребенка писать изложение. Второй этап этого упражнения: попросить ребенка с помощью его записей воспроизвести текст. Такая тренировка позволит ему выделять в тексте самое существенное и научиться пересказывать, что для письменного изложения является половиной успеха.

Еще один прием обучения подробному пересказу:

Учитель читает текст первый раз. Ученик, слушая, старается понять и запомнить текст. После первого чтения он пересказывает текст с целью понять, что он не запомнил. На эту работу обычно отводится 5-7 минут.

Учитель читает текст второй раз. Ученик обращает внимание на те места, которые пропустил во время первого чтения. Затем он пересказывает текст еще раз, делает на черновике необходимые записи, составляет план, формулируют главную мысль и т.п.

В отличие от традиционной методики, во время пересказа ребенок отмечает не то, что он и так хорошо запомнили, а то, что он пропустил, слушая текст. Такая методика учитывает психологические механизмы, действующие в процессе восприятия текста, механизмы запоминания и понимания. Проговаривая текст, ученик, пусть и не сразу, осознает, что не запомнил какие-то части текста потому, что не понял их. Контроль за запоминанием и пониманием в этом случае осуществляется извне — со стороны другого ученика или учителя (если ученик в классе один): он отмечает фактические ошибки, пропуски, логические неувязки и т.п. В результате такой совместной деятельности постепенно даже самые слабые ученики научаются пересказу.

Отдельного разговора заслуживает роль такого психического процесса, как воссоздающее воображение: «Отвернись от текста, представь себе эту картину: опиши, что ты видишь».

Параллельно с этим постепенно вела работу, собственно, над написанием изложения:

  1. Учиться отвечать на вопросы по тексту;
  2. Выписывать ответы на вопросы;
  3. Составлять вопросы к предложению;
  4. Запись текста по плану по одному предложению;
  5. Самостоятельная запись текста по готовому плану;
  6. Озаглавливание текста. Изложение текста по коллективно составленному плану.

В начале обучения дети пишут изложения маленькие по объему, до  двухчасовых обучающих и проверочных изложений  мы еще не дошли,  т. к. 2 урока подряд заниматься однообразной работой этим детям в силу своих возможностей здоровья нельзя, а разбивать работу на 2 дня бессмысленно, т. к. на следующий день они уже ничего не вспомнят и надо будет начинать все сначала. Поэтому я стараюсь строить работу так, и подбирать объем работы такой, чтобы уложиться в один урок.

Темы изложений должны быть ценными как в воспитательном, так и в образовательном отношении, должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение. Они должны быть доступны и интересны детям, не перегружены новыми для них трудными словами или образами. Дети должны хорошо понять его содержание, идейный смысл. Текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц. Необходимо также учитывать грамматические умения детей.

Также необходимо работать над словарным запасом ребенка, а именно стимулировать частое чтение книг, соответствующих его уровню развития.

Но работы непосредственно на уроке не достаточно. Я стараюсь объяснить родителям, что необходимо в повседневной жизни разговаривать с ребенком, просить пересказывать прошедший день – это здорово развивает память: рассказывать о своих делах, о том как прошел день, о делах на работе. А после перейти к беседе о делах ребенка, понятно, что у ребенка, который обучается дома, очень мало событий и маленький круг общения, что является большой проблемой, но все же, надо учить ребенка разнообразить свой быт, досуг, умение общаться в социальной сети (напр. в электронном журнале), через программу Skype или iChat с одноклассниками, привлекать к общению родственников и соседских детей, бывших одноклассников, может быть заинтересовать каким-то посильным кружком в системе дополнительного образования.

Анализ текста при подготовке к изложению выполняет двойную функцию. Прежде всего, он учит детей вслушиваться в текст, вдумываться в детали его организации, устанавливать связь между отбором сведений, средств языка и передаваемой мыслью, иначе говоря, учит сознательно воспринимать высказывание. Но вместе с тем проведенный анализ – это база для того, чтобы путем сознательного воспроизведения чужих текстов накопить опыт по созданию собственных. Поэтому очень часто написание изложений используется как подготовительный этап в подготовке к сочинению.

Хочется особо отметить, что изложение, как никакое другое упражнение, приобщает детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают её культуру, прививают детям художественный вкус, развивают речевое чутьё. Изложение полезно именно рядом с сочинением, которое несёт в себе опасность влияния диалектов и просторечия. Перед сочинениями чтение и анализ произведений на литературном чтении, работа начинается за несколько уроков до написания сочинения: подборка текстов, четверостиший, словарная работа, составление словосочетаний, авторские обороты речи известных мастеров слова.

Сочинение даёт возможность научить ребенка бережно относиться к слову, понимать красоту родного языка, выражать свои мысли ясно, красочно и правдиво. Я стараюсь учить детей видеть природу, обращать внимание на, казалось бы, обычные явления, изменения в  природе: какое сегодня небо и почему, как выглядит лес или даже просто двор в ясную погоду, в листопад, снегопад. Пусть эти сочинения будут только в одно предложение, пусть они будут пока устные. Через некоторое время даю задание утром и вечером понаблюдать за небом, повадками птиц, за изменениями в природе, а на уроке письма предлагаю записать одно – два предложения о том, что ребенок видел и наблюдал, что его особенно поразило, что больше всего запомнилось. Выполняя такие задания, дети, прежде не обращавшие внимание на окружающее, начинают внимательно созерцать мир. На первом году обучения учащиеся приобретают первоначальный опыт работы над сочинением. В ходе работы над сочинением закрепляются те орфографические навыки и умения, которые получают учащиеся на уроках. Как показывает практика, изложения и сочинения очень полезны для развития речи учащихся, осмысливают в их глазах работу над правописанием, помогают им понять, что орфография нужна не сама по себе, а для наилучшего, ясного и точного выражения мыслей на письме.

 Все сочинения сейчас выполняются под руководством учителя. Работа носит обучающий характер.

Для обучения написания сочинений я применяла такие упражнения:

  • составить предложение из слов;
  • даны два слова – придумать предложение;
  • придумать предложение со словарными словами; прослушать или прочитать красивое предложение известных авторов (заранее заготовленное учителем), проанализировать предложения, записать наиболее понравившееся;
  • распространение предложений;
  • восстановление деформированного предложения;
  • составление текста из предложений;
  • восстановление деформированного текста;
  • придумать начало, конец рассказа;
  • изменить сюжет: «а что было бы, если бы…»;
  • озаглавливание текста;
  • составление плана рассказа на уроках литературного чтения;
  • сочинение по картинке: составление текста по плану и опорным словам.

В процессе подготовки и проведения сочинений стремилась выработать у ребят:

  • умение излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов;
  • умение строить простое предложение: правильно располагать в нём слова, видеть границы предложения;
  • умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.
  • умение составлять и записывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам;
  • научить коллективно составлять план устных рассказов и сочинений в форме вопросительных или повествовательных предложений;
  • работать над обогащением активного словаря.

Любые сочинения начинаем писать только после тщательной и кропотливой  подготовки. Ранняя самостоятельность может навеки отбить охоту творить. Нет смысла задавать сочинения на дом, которые зачастую «творит» вся семья. Учитель должен видеть процесс творчества своего ученика и быть готовым прийти на помощь. А при подготовке к  любому сочинению, на мой взгляд, необходимо:

  • не подавлять своим авторитетом личность ученика, не подменять его восприятия, мнения, вкуса своими;
  • брать для сочинения тему, близкую и понятную ученикам, интересную для них;
  • стремиться развивать у детей воображение, фантазию;
  • каждое сочинение нужно тщательно, обдуманно и заблаговременно готовить;
  • приучать ребят требовательно относиться к слову: к его точности, правдивости, образности;
  • обязательно анализировать сочинения при активном участии детей.

Написание сочинений еще более сложная работа, чем изложений. Мои ученики уже умеют самостоятельно написать сочинение по картинке. Но мы не станем останавливаться на достигнутом и надеемся к окончанию начальной школы выйти на нужный уровень.

Использованный  материал:

  1. http://www.rusedu.ru/member4414.html  - диск с мультимедийными уроками предназначенный для обучения учащихся 2 и 3 классов письменному пересказу текста.
  2. http://pedsovet.su/load/143-1-0-19966  - Зрительные диктанты по методике  И. Т. Федоренко 1-4 кл.
  3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/zritelnye-diktanty-po-metodike-itfedorenko - Зрительные диктанты по методике      И. Т. Федоренко 1-4 кл.

Учитель начальных классов

Санаторной

школы-интерната №28, ЦДО

г. Ростова-на-Дону

Зайцева Наталия Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Изложение "Куница". Учимся писать изложение

Дорогие ребята! Письмо изложения - трудная работа. Я предлагаю вам потренироваться Удачи!...

Русский язык. Изложение "В берлоге". Учимся писать изложение

Дорогие ребята! Сегодня мы поучимся писать изложение. Удачи!...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

От предложения к изложению. Презентация к статье.

Презентация к статье "От предложения к изложению"....

Изложение "Алёшина яблоня" на основе прогнозирования текста (4 класс). Прилагается подробный конспект проведения изложения с использованием презентации.

Прилагается подробный конспект проведения урока изложения с использованием презентации. Подробнее с методикой проведения изложения на основе прогнозирования текста можно познакомиться в журнале "Начал...

Изложение текста по вопросам к каждому предложению "Снеговик"

Изложение текста по вопросам к каждому предложению "Снеговик" 2 класс...

РАБОТА НАД СЛОВОМ, СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ, ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ ПРИ НАПИСАНИИ ОБУЧАЮЩЕГО ИЗЛОЖЕНИЯ.

Цель любого изложения в письменной форме содержательно и грамотно пересказать рассказ, используя данные обороты речи. Низкий кругозор, слабое развитие речи, наличие аграмматизмов у большинства детей в...