Публичное представление
статья по теме

Косолапова Валентина Геннадьевна

Развитие творческих способностей младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_predstavlenie.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов

МБОУ «Лобаскинская средняя  школа»

Косолаповой Валентины Геннадьевны

Тема  инновационного опыта

Развитие творческих способностей

 младших школьников

1. Актуальность и перспективность опыта

В «Концепции модернизации российского образования» чётко сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ. Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. Формирование и развитие способностей детей к творчеству – одна из актуальных проблем современной педагогики, которая особенно остро стоит перед учителями, работающими с младшими школьниками. Ведь именно в этом возрасте у детей закладывается умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к разрешению проблем. Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста - эта проблема стала для меня предметом  изучения по причине значимости и актуальности ее для общего развития ребенка.

2. Концептуальность опыта

Чтобы создать условия, способствующие формированию творческих способностей, развитию духовно богатой личности, мне необходимо научить детей понимать и осваивать новое, быть открытыми и  уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

      Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:

- формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и     применять знания;

- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

- находить нестандартные решения любых  возникающих проблем;

- воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

    Новизна моего опыта заключается в том, что раскрытие и развитие творческих способностей осуществляется не периодически, а систематически и поэтапно, что стимулирует у ребенка интерес к учебе.

3 . Наличие теоретической  базы опыта.

Изучив литературу по проблеме «Развитие творческих способностей младших школьников», я убедились, что проблема привлекает к себе внимание учителей, ученых, таких как: Л.С. Выготский, М.Р. Львов, Л.В. Занков, Т.В. Зеленкова, З.Н. Новлянская. Они придают большое значение развитию творческой личности. При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности.  

Я  работаю по образовательной системе «Школа России». Хочется сказать, что содержание материала, представленного в УМК «Школа России», позволяет учителю, не нарушая системы, организовать совместную с детьми творческую деятельность так, что они становятся активными участниками учебного процесса.

4. Ведущая педагогическая идея.

   

Ведущая педагогическая идея  – развитие целостной гармоничной личности школьника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.  Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика. Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности.

5. Оптимальность и эффективность средств.

Развивать творчество можно следующими путями:

а) применение в учебном процессе методов, которые способствуют развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности;

 б) включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности;

в) организация индивидуальных занятий творческого характера.

Примером таких приемов можно считать следующие: игровые приемы, творческие конкурсы, проблемные творческие задания, коммуникативные задания.

В основе организации работы над развитием творческих способностей учащихся  применяю деятельностные, групповые, игровые, проблемные, проектные формы и методы обучения. Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает творческое мышление, внимание, память.  

Я убеждена в том, что формировать и активно развивать творческие задатки детей учителю вполне по силам в рамках урока.  Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, делали выводы.   В своей работе  использую нетрадиционные формы уроков, которые  помогают проявить учащимся свои творческие способности. Это урок-сказка, урок-утренник, уроки творчества, урок-диалог.

               

Во внеурочной деятельности провожу различные конкурсы, дающие возможность раскрыться каждому ребенку.  Традиционными в нашем классе стали: конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, различные конкурсы поделок, конкурсы инсценированной сказки.  

Я сделала вывод, если использовать все разнообразие имеющихся методов и приемов, направленных на развитие творчества учащихся и заниматься этим в системе, то можно добиться более  высоких результатов.

6. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)

   

Мои ученики активно осваивают образовательное пространство школы – кружки и секции. Полученные знания, умения и навыки положительно отражаются и на учёбе.

  -     повышение качества знаний учащихся;

  -  приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;

  -   активизация творческой и познавательной активности учащихся;

  -   формирование положительных личностных качеств ученика;

   -   создание благоприятного психологического климата в классе.

Учащиеся моего класса активно участвуют в различных творческих конкурсах. Они успешно обучаются в среднем и старшем звене школы, являются активистами и лидерами в общественной жизни, продолжают активное участие в различных конкурсах, а, значит, продолжается начатая в начальной школе работа по развитию творческих способностей каждого ребенка.

Уровень обученности по годам

Годы обучения

Класс

Количество учащихся

Отличники

Ударники

Качество знаний

Успеваемость

2010-2011

3

3

0

2

66%

100 %

2011-2012

4

3

0

2

66%

100 %

2011 – 2012

3

1

0

1

0%

100%

2012 – 2013

4

1

0

1

100%

100%

                                             

Количество учащихся - победителей и призеров творческих конкурсов

Виды творческой деятельности

Уровень

Количество участников

Результат

Конкурс

 «Живи, народная душа!»»

муниципальный

2

победитель

Конкурс «Новогодняя игрушка»

муниципальный

1

призер

Конкурс «Защитим лес»

в номинации  «Природа и творчество»

муниципальный

1

призёр

7. Возможность тиражирования

Известный писатель Василий Белов  высказал  такую мысль: «Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески». Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом? Грубо говоря, потому что мы либо занялись не своим делом (не нашли своего таланта), либо не развили его.

Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве, для радостной, счастливой и наполненной жизни - к этому надо стремиться, организуя наши уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к ней, выиграют в конечном счете наши дети, наше будущее!

Опытом своей работы я  делюсь с коллегами: провожу открытые уроки, внеклассные занятия, выступаю на районных семинарах, заседаниях методических объединений учителей школы, района. Материалы опыта  выставлены на сайте образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление работы

Памятка для учащегося как правильно представить свою работу....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий в начальной школе...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Это мой первый опыт работы по УМК "Перспективная начальная школа", но именно он дал толчок при работе над такой методической проблемой как"Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках раз...

Публичное представление собственного инновационного публичного опыта

Любому обществу нужны одаренные люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить эти способности. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы во...