разработка урока по обучению грамоте
план-конспект урока (1 класс) по теме

Тема "Согласные звуки "ф" и "ф,".Буквы Ф,ф."

УМК "Перспективная начальная школа"

Цели:

-создать условия для формирования умений выделять из звуковой модели звуки "ф" и "ф," и обозначать их буквами Ф,ф.

-познакомить учащихся с условным обозначением глухого твёрдого и мягкого согласного звуков с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа;

-учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе моделей слов

-раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов

-формировать навыки плавного слогового чтения

-расширять кругозор детей об окружающем мире

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок изучения нового матераила33.04 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Перспективная начальная школа»

Открытый урок по обучению грамоте

Тема : «Звуки [ф] и [ф`].

Буквы Ф,ф.»

Составила:Базина Т.В.

2012-2013г.


Цель:

  • Создать условия для формирования умений выделять из звуковой модели звуки [ф], [ф'] и обозначать их буквами Ф,ф.
  • Познакомить учащихся с условным обозначением глухого твёрдого и мягкого звуков [ф],[ф`] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа;
  • Учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе моделей слов
  • Раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов
  • Формировать навыки плавного слогового чтения. Расширять кругозор детей об окружающем мире.

Планируемые результаты образования:

  • Предметные:

-знают букву Ф, ф

-умеют выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов.

  • Метапредметные:
  • Познавательные:общеучебные – использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанных слов и предложений; логические – выполнение несложных логических действий (сравнение, сопоставление).
  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
  • Коммуникативные: уметь взаимодействовать с окружающими, воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения, различать особенности диалогической и монологической речи.
  • Личностные:высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.

Оборудование:карточки с картинками,фишки-звуки,аудиозаписи,макеты кораблей


Ход урока

1.Организационный момент

-Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, и как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте. А теперь можно тихо сесть.

-Проверьте готовность к уроку.На партах у вас должны лежать, учебник, половинка тетради, веер, квадрат,набор элементов, карта успешности. Положите карту перед собой.Найдите 1 урок и поставьте точку.Вы напротив урока будете отмечать с помощью условного знака правильные ответы.Какой знак будем использовать?А когда его поставить, подскажу его вам я.Договорились?

2.Введение в урок.

-Перед вами ряд букв.

а  М  р   к  т   с  о   н  и

2   1    4   7   3 6  5  9  8

-Назовите буквы.

-На какие группы мы можем разделить?(строчные, заглавные, буквы согласных и гласных звуков)

-Назовите буквы гласных звуков. Докажите, что звуки гласные.(они поются, воздух при произношении не встречает преграды, гласные образуют слог)

-Поставьте буквы в порядке возрастания чисел  и прочитайте слово.Вы обратили внимание, что первая буква заглавная?Кто догадался, почему? Какому герою принадлежала эта фамилия?

-Сегодня к нам на урок пришёл герой из рассказа Эдуарда Успенского «Трое и з Простоквашино» кот Матроскин.

-Кто знает почему у кота  такая фамилия?(А дело всё в том, что дедушка кота Матроскина плавал на кораблях.Поэтому и у кота такая морская фамилия)

3.Формулирование темы и целей урока.

-Он получил сигал бедствия с острова Фуджи. Кот Матроскин  просит нас отправиться с ним в морское путешествие. Поможем? Во время путешествия мы узнаем много нового и познакомимся с новыми звуками. С какими?

Вспомните название  острова. С какого звука начинается? Кот Матроскин предложил взять с собой в плавание своего друга-Фёдора.С какого звука начинается имя мальчика?

-Итак, с какими звуками мы познакомимся?Затем познакомимся….Продолжите мою мысль.

-Чему будем учиться?(читать слова с изученной буквой)

- А на чем путешествуют по морю?(на корабле)

-И мы с вами отправимся на российском корабле. Но как можно догадаться, что корабль российский?( по флагу)

-Какие цвета у нашего флага ?Флаг имеет 3 цвета:белый символизирует мир, чистоту, синий-веру, верность Родине,красный-энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество)

4.Знакомство с новыми звуками.

-Произнесите первый звук в слове флаг. Дайте ему характеристику.(Согласный,глухой,твёрдый)

Музыка «Шум моря»

Закройте глаза.Представьте голубое море.Солнышко согревает нас своим теплом.Солнечные зайчики отражаются от поверхности воды.Мы стоим на палубе, в лицо нам дует лёгкий тёплый ветерок. Слышен шум волн, бьющихся о борт корабля.На душе тихо  и спокойно.

-Медленно открываем глаза.

-Посмотрите,ребята,кто появился на гребне волны. Как называются эти животные?(дельфины)

-Разделите слово дельфин на слоги.Сколько слого в этом слове?Как мы определяем количество слогов в словах? Какое правило знаем?(Сколько в слове гласных, столько и слогов)

-Произнесите 2 слог.Выделите 1 звук.

-Дайте ему характеристику.(согласный, глухой, мягкий)

-Ну а теперь продолжаем наш путь. Но посмотрите, навстречу нам плывёт какой-то корабль. Как вы думаете кому он принадлежит?(пиратам) Как вы  догадались?(по флагу)

-Скажите, а из каких источников можно узнать, почему такой  флаг у пиратов ?

-А вы знаете, что морские разбойники или пираты, грабившие, главным образом, испанские корабли и колонии в Америке, назывались флибустьеры.Давайте хором повторим слово.

-Составьте с этим словом предложение.

-Не просто так они нам встретились на пути. Есть ли в этом слове изучаемые звуки? Назовите его. Где он стоит?

-Ребята, мы познакомились с вами со [ ф]  и [ ф`].Пора их обозначить буквой.

-Но  пираты захватили  букву и не отдадут нам ,пока мы не выполним задание.

Я вам буду читать предложения, а вы должны заменить его одним словом или добавить слово. Главное условие слова должны начинаться со звуками [ ф]  и [ ф`].

.Если вы услышите звук[ ф]  ,показываете карточку красного цвета, а если [ ф`]-зелёного.

1.Спортивная игра.(футбол)

2.Рассказ Л.Толстого о мальчике, названный его именем.(Филиппок)

3.Каждый человек имеет имя и ……(фамилию)

4.предмет одежды, защищающий платье от загрязнения(фартук)

5.Второй месяц года(февраль)

6.Артист цирка(фокусник)

7.Ночью они освещают улицы(фонари)

-А теперь вы приведите примеры слов с данными звуками.

5.Знакомство с буквой.

-С задание вы справились хорошо, поэтому и  флибустьеры вернули  нам букву.

-На что похожа буква?

-А сейчас ребята расскажут, где ещё они видели букву «эф».

Чтение стихов о букве Ф.

С этой буквой на носу

Филин прячется в лесу.

Всем известно без подсказки

Буква «эф»-как ключ от сказки,

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

Федя ходит руки в боки.

Значит, выучил уроки.

-Встаньте, покажите букву ф.

Физминутка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами:топ-топ-топ.

Мы руки опускаем:хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки разведём

И побежим кругом.

-Сравните строчную и заглавную бувы Ф?

-Из каких элементов состоит буква ф? Достаньте из конвертов элементы и сконструируйте  буквы. Вы работаете в парах. Та пара, которая справиться с заданием, подаст знак.

-Откройте тетради, напечатайте букву так, чтобы высота её была не больше клеточки. Допишите ещё 2. Подчеркните ту, которая на ваш взгляд получилась красивее всех.

-Возьмите карточку жёлтого цвета. Подчеркните букву «эф».Сколько раз она повторяется? Запишите в круге.

- АвФйёФуЗрафыуваИфРст

6.Чтение слогов и слов с изученной буквой.

-А теперь давайте поучимся читать слоги  с буквой «эф».Откройте учебник на стр.70.

Чтение слогов с буквой Ф.

-И наконец мы доплыли до острова Фуджия. Труден наш был путь. Нас встречают  богини Флора и Фауна.

Богиня Флора является покровительницей всей растительности, а Фауна-покровительница лесов и животных.Это они послали коту Матроскину сигнал бедствия. Что же случилось?

-А вот в чём дело.Они никак не могут прочитать слова с буквой ф ,понять  о ком же они должны заботиться.

-Давайте разберёмся.

Флора                                      Фауна

Фиалка                        филин

Флоксы                      фламинго

                                    фенёк

                                  фазан

-Теперь на острове порядок.Мы можем отдохнуть и выполнить интересное задание.

Положите перед собой карточку.Нам осталось выполнить ещё задание №2.

Подберите буквы гласных звуков так, чтобы получились разные слова.

Ф*рма,  ф*рма,  ф*рма.

7.Подведение итогов.

-Наш урок подходит к концу.Давайте расскажем коту Матроскину чему мы научились на уроке.

-Подсчитайте количество  галочек в вашей карте успешности. Используя веер, покажите  количество.Итак, на уроке лучше всех работали…

8.Рефлексия

-За помощь богини дарят нам букву Ф.Если вы узнали на уроке что-то новое, чему-то научились, и урок для вас прошёл интересно, раскрасте букву ф красным карандашом.

Если кто-то считает, что он не достаточно хорошо усвоил материал, пусть он раскрасит свою букву синим цветом.

Я благодарю вас за урок.Кто желает  выполнить задание, возьмите карточку, приготовленную Матроскиным,  и вы сможете потренироваться в чтении слов с изученной буквой.

а

р

н

ф

ф

в

ф

е

я

т

ф

а

к

е

л

а

а

г

а

ь

а

у

о

л

о

с

н

в

ф

б

м

ы

р

д

м

р

т

у

л

ю

и

у

и

ф

а

р

а

е

а

л

л

е

н

г

с

к

з

у

г

а

и

ф

н

а

т

а

и

д

н

ф

я

н

п

р

е

п

я

л

а

р

с

з

ы

у

р

ю

д

о

р

а

а

ф

е

й

е

р

в

е

р

к


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков по обучению грамоте

Знакомстов с буквой и звуком. Выработка умения находить изучаемый звук в словах, чисто его проговаривать. Умение обобщать полученные знания....

Разработка урока по обучению грамоте "Звук и буква Ш" для глубоко - умственно - отсталых детей

Создание игровых ситуаций в период обучения грамоте повышает познавательную активность и интерес к учебной деятельности. Урок помогает познакомиться с новым звуком и буквой, закрепить произношение зву...

Разработка урока по Обучению грамоте в 1 классе по теме «Закрепление. Звук [a ] и его обозначение буквами А, Я.»

Содержание материала урока соответствует уровню и особенностям восприятия младших школьников, хорошо подходит для формирования самостоятельного мышления и активной учебной деятельности, для разв...

Разработка урока письма(обучение грамоте) 1 класс на тему "Письмо заглавной буквы В"

«Планета знаний»)  (Автор:Илюхина В. А .  Издательство «Астрель», 2013г). Данный урок  используется при прохождении нового материала по обучению грамоте  в 1 классе. Разработ...

Методическая разработка урока по обучению грамоте "Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н."

Цели урока:Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.Развивающие:  развивать фонематический слух, речь, внима...

Методическая разработка урока по обучению грамоте - интегрированный урок "Согласные звуки[б],[б\']и буквы Б,б.

Методическая разработка содержит иллюстрации и схемы к уроку. В урок включено написание букв и слогов....

Методическая разработка урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной "Строчная буква п". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В,А, Илюхиной "Строчная буква п". УМК "Школа России"...