Разработка урока по Обучению грамоте в 1 классе по теме «Закрепление. Звук [a ] и его обозначение буквами А, Я.»
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

 

Содержание материала урока соответствует уровню и особенностям восприятия младших школьников, хорошо подходит для формирования самостоятельного мышления и активной учебной деятельности, для развития логического мышления и повышения интереса к предмету. На протяжении всего урока дети дифференцируют звуки. Очень важно именно на начальном этапе  работать над развитием фонематического слуха. Во время урока неоднократно применяются  задания, где буквы  вводятся  на основе фонематического анализа, при этом используются разные приемы, а также задействованы все анализаторы: слуховой, зрительный, аналитический.

Для формирования умения точно, быстро и слитно  читать  используется  опосредованное чтение схем слов. На  уроке представлен  большой языковой материал для наблюдений и расширения словарного запаса. В уроке предусмотрена пропедевтическая  работа к  подготовке изучения основных тем русского языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Михайлова Татьяна Геннадьевна

Разработка урока  по Обучению грамоте в 1 классе по теме
«Закрепление. Звук [a ] и его обозначение буквами А, Я.»

Программа «Гармония»   Букварь «Мой первый учебник». Авторы учебника: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. М.С. Бетенькова


Автор урока : Михайлова Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов  МОУ «Беляевская средняя общеобразовательная школа»»

Методическая информация
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков
Цели урока: создать условия для закрепления учащимися с двух способов обозначения звука [а] в зависимости от предшествующего согласного звука..

Задачи урока
1.Образовательная:
-закрепить знания уч-ся  роли букв А, Я в обозначении твёрдости и мягкости согласных звуков. Буквы А, Я- как ориентиры чтения.
Создать условия для формирования: коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать;
-социальной компетентности: взаимное сотрудничество.
2. Формировать исследовательские умения через использование приёмов анализа, сравнения, классификации, наблюдения.
3.. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока Ученики актуализируют знания о звуках речи, приобретают умения формулировать учебную задачу, планировать свою учебную деятельность, формируют умения соотносить цель и результат. .

Ход и содержание урока

  1. Психологический настрой учащихся. Организационный момент.
    Цель: Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность
    - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
    -Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

 Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

Внимание! Проверь, дружок                                      

  Готов ли ты начать урок?

  Всё ль на месте, всё ль в порядке

  Книжка, ручка и тетрадка?

  Проверили? Садитесь!

        С усердием трудитесь.

-На листочках в «квадратике настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение

(Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение Приложение 1)

      2.     Введение в тему. Сообщение темы и целей урока

3. Речевая разминка (логопедические упражнения)

Учитель: Чтобы ваша речь была чистой, понятной, ясной, сделаем несколько упражнений:

«Прогулка» - рот открыть и шевелить язычком;

«Улыбка» - губы растянуты в улыбке;

«Качели» - язык вверх и вниз к губам;

«Киска сердится» - выгнуть язык

 Скороговорка : «Ягод нет кислее клюквы,

                          Я на память знаю буквы.»

(отрабатывается четкое произношение всех звуков)

4.Актуализация знаний учащихся  Цель: Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

-Ребята, цель нашего урока – продолжить работу над звуками и буквами; делить слова на слоги, составлять предложения. Уметь работать над текстом и обогащать нашу речь новыми словами; воспитывать бережное отношение к животному миру.

- Итак, ребята, начинаем наш урок.

-Назовите признаки гласных звуков,
…согласных звуков.

Игра «Закрой ворота» ( Дети ставят локти на парту, изображая открытые ворота, в которые одни звуки пропускаются, а другие – нет..)
-Я буду называть слова, а вы должны  шепотом назвать первый звук в слове если первый звук гласный – «Захлопнуть ворота» и доказать свой выбор (аист, мост, бант, парта, иголка, рак, утки, луна, окунь, сом, ива, апельсин).

-Посмотрите на доску: Какие буквы здесь написаны: а, о, и, у, ы, э, я- буквы гласных звуков. На какие две группы можно их разделить?

1) а, о, у, ы, э

2) и, я

- Почему вы так разделили буквы гласных?

Д. – Первая группа гласных  - про них можно сказать, вижу эти буквы- согласный, стоящий перед ними читаю твердо……

- Вижу буквы И, Я- согласный, стоящий перед ними читаю мягко..

 5.  Повторение изученного на предыдущем уроке. Игра «Так ли это?»

Учитель предъявляет схему с правилом чтения, в которой букву Я перемещает в левую колонку, вслед за буквой А. Учитель спрашивает учеников, о чем напоминает эта схема и уточняет:   - можно ли пользоваться этой схемой?.

Исправление схемы и её хоровое «озвучивание». Для проверки произнесенного правила организуется групповое чтение слогов.

6. Закрепление умения читать слоги слияния с гласными –А,Я:   Чтение двубуквенных слогов, предъявляемых на слоговых карточках, заранее напечатанных. ма, мя, ла, ля, ра, ря, на, ня, са,ся, ва, вя, ка, кя

-Скажите , ребята, так для чего нам нужны буквы а  и я? Как они делят свои «обязанности»?

«Буква А и буква Я

Нам нужны для звука [а]»

7. ФИЗМИНУТКА. Цель: Создание условий для психоэмоциональной  и физической разгрузки учащихся.

8. Звуковой анализ слов

Ну вот , мы с вами вспомнили все правила , а теперь давайте выполним звуковой анализ слов.

- Кто желает выйти к доске?.

- И так, разбираем слово – УТЯТА.

- Давайте проверим – правильно ли выполнили разбор наши смельчаки. (проверка ).

ИГРА «Что изменилось?»        И А О М Я

                                                     И А О Р Я

                                                     Я А О Р И

Физминутка для снятия напряжения глаз

9. Закрепление полученных знаний.

- Возьмите карандаш и посчитайте сколько раз встречается буква А, и сколько раз встречается буква Я.

лягушата, котята,  поросята, лисята, волчата, кутята, телята, медвежата.

-А теперь давайте прочитаем слова. На какие две группы можно разделить слова?

- Лягушата, лисята, волчата, медвежата- это детеныши диких животных, а котята, поросята, кутята, телята – это детеныши домашних животных.

- Скажите, ребята,  а кто знает как животные готовятся встретить зиму? А как сделать так, чтобы диким животным было легче перезимовать? ( Расставлять в лесу кормушки, развешивать для птичек кормушки и не забывать в них насыпать корм)

- Как  необходимо относиться к животным?

- Как за ними необходимо ухаживать?

10 Работа с учебником. стр 9  Чтение по ролям..

ИТОГ УРОКА. .  Рефлексия 
Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.
- С чем познакомились? Что узнали нового?
-Можно сказать, что мы всё узнали про звук [а] и буквы А, Я?
-Значит, на следующем уроке мы…
-В своих тетрадях в «квадратике настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение после урока

-Спасибо всем за урок. Молодцы!

РЕЗЕРВНЫЕ ЗАДАНИЯ.

УМуркикотятаАууткиутята

-Сколько предложений записано ?

Разбор предложения   У Мурки котята. (Звуковой разбор предложения, запись со слоговыми дугами)

Список используемой литературы:

1.М.С.Соловейчик Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» для 1 класса общеобразовательных учреждений.

2.Л.И. Тикунова В.П. Канакина. Сборник диктантов и творческих работ

3. Е.А.Пожиленко  Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов)

4.Н.Н.Ушаков Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока обучение грамоте 1 класс программа"Школа 2100"тема"Строчная гласная буква«я» и её звуки"

Конспект урока для 1 класса программа "Школа 2100" тема" Строчная гласная буква «я» и её звуки "  к конспекту приложена   презентация ...

Урок обучение грамоте. 1 класс ПНШ. Тема урока. Звуки [п] [п´] и буквы П п.

Цель урока:Познакомить учащихся с буквами П,п и  звуками [п] [п´], учить дифференцировать эти звуки по твёрдости – мягкости....

Методическая разработка к уроку литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс по теме: «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д»

Литературное чтение 1 класс, программа «Школа России»Учитель: Предаль Светлана Павловна, учитель высшей квалификационной категорииТема урока: «Согласные звуки [д],  [д’],  буквы Д, д»Тип уро...

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс по тема: "Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф".

Урок литературного чтения (обучение грамоте)  для 1 класса  по теме  "Согласные звуки  и буквы Фф"  разработан с учетом ФГОС по УМК "Школа России".  Данный урок явля...

Технологическая карта по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс на тему "Гласный звук [и]. Буква «И, и"

Технологическая карта по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс на тему "Гласный звук [и]. Буква «И, и"...

Методическая разработка урока Обучения грамоте (чтение+письмо) на тему: "Согласный звук [ч’] Буквы Ч ч."

ull;познакомить учащихся с мягким согласным звуком [ч], буквой Ч, ч; • учить распознавать звук в словах; • познакомить с графическим образом буквы Ч, ч; • совершенствов...