Исследовательская деятельность обучающихся на уроках
статья по теме

Байбакова Диана Минияровна

В результате вовлечения ребёнка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности, повышается уровень самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний. Обучающиеся учатся наблюдать, давать определения и понятия, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать, делать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал, представлять результаты своей работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_na_urokakh_gmo.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

город Салават Республики Башкортостан

Выступление на ГМО:

«Исследовательская деятельность обучающихся на уроках»

                                                                                Подготовила:

                                                                                     учитель начальных классов

        Байбакова Д.М.

        2013

 

(слайд 1)Современный урок в начальной школе будет радостным, интересным и эффективным, если он, активизируя творческие и познавательные силы обучающихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения, исследуя неизвестное.
Поэтому на уроках я вовлекаю детей в исследовательскую деятельность.

(слайд 2) В результате вовлечения ребёнка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности, повышается уровень самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний. Обучающиеся учатся наблюдать, давать определения и понятия, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать, делать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал, представлять результаты своей работы.

Вот почему особенно актуальны сегодня уроки - исследования. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда обучающихся.

Основной принцип исследовательской деятельности ребенка(слайд 3)

"Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках

Послушать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу.»

Что же такое учебная исследовательская деятельность?

(слайд 4) Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная учебная деятельность, направленная на исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей обучающихся.

(слайд 5) Общим в исследовательской работе, которую пишет обучающийся и учебной деятельностью на уроке считаются следующие умения:

  • постановка цели — открытие нового;
  • структура, т.е. циклическая последовательность этапов работы
  • анализ информации;
  • постановка проблемы;
  • определение цели, задач, объекта и предмета исследования, а также его актуальности;
  • выдвижение гипотезы;
  • постановка вопросов; (слайд 6)
  • проверка гипотезы (эксперимент, теоретическое обоснование);
  • структурирование, классифицирование и систематизация  материала;
  • формулировка выводов, умозаключений;
  • обобщение и применение новых знаний;
  • доказательство и защита своих идей.

Как же подготовить детей к написанию успешных исследовательских работ? (слайд 7) В этом поможет учебная исследовательская деятельность на уроках, а именно, введение элементов исследовательской деятельности в структуру уроков, которая начинается с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических и информационно-поисковых умений.

  1. Развитие умений видеть проблему (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон)
  • Задание «Тема одна - сюжетов много». Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему.

  • Задание «Составь рассказ, используя данную концовку» «…Так я и не выучил стихотворение», «…Сидевший в клетке попугай не обратил на это никакого внимания».

(слайд 8) 2)Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, наверное) В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личные качества как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.

Задание «Давайте вместе подумаем» Почему у белого медведя нос черный?

Гипотезы:

- Может быть, чтобы быть заметным и его боялись окружающие?

- Наверное, потому что все время держит его по ветру, чтобы дорогу запоминать?

- Предположим, чтобы медвежата его видели.

        (слайд 9) 3) Развитие умений задавать вопросы:

Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, а гипотеза – как способ решения проблемы. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа.

  • Задание «Найди загадочное слово» Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем»

  • Игра «Угадай о чем спросили» Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например: на карточке написано» Почему совы охотятся ночью?» Ребенок отвечает «Они днем плохо видят, поэтому охотятся ночью» Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.

          (слайд 10)   Мини  мастер-класс:

На карточках написаны ответы, ответчик про себя читает вопрос, ответ дает вслух, а аудитория должна догадаться, какой был вопрос.

Вопросы на карточках:

  • Для чего нужен нос? Без носа мы не могли бы дышать и чувствовать запахи. Твой нос и твоё обоняние предостерегут тебя от испорченной еды или пожара.
  • Откуда реки получают воду? Сами реки получают воду за счет осадков, а также от тающих снегов и ледников на вершинах гор, из родников или горных озер.
  • Какой окрас имеют обычно лисы?

(слайд 11) 4)Подбор литературы по заданной теме:

Задание: рассмотри выставку книг на доске. На каждой книге ты видишь номер. Выбери и запиши номера тех книг, которые рассказывают:

  • об использовании человеком науки и техники
  • об истории человечества
  • об исследователях и ученых.

        

      (слайд 12)      А теперь поговорим о исследовательской деятельности на уроках в начальном звене. Она рассматривается в двух аспектах:

        - урок-исследование;

        - урок с элементами исследования.

           Ни у кого не вызывает сомнений, что исследовательская деятельность легко прослеживается на уроках природоведения. (слайд 13)

Не выходя за рамки учебного занятия, в первом классе интересно проходит исследование «Почему снег скрипит под ногами?»,  во втором классе -  «Природные часы, календарь и компас», «Как рождается ветер», в 3 классе -   дети проводят исследование по темам «Мышцы», «Органы чувств», «Полезные ископаемые».

А как же быть с другими предметами? (слайд 14)

На математике я применяю задания частично – поискового характера:

-  фокусы с разгадыванием задуманных чисел;

-  задания с занимательными рамками и магическими квадратами;

-  софизмы (например, доказательство того, что 2 + 2 = 5);

- «Расставьте скобки так, чтобы равенства стали верными»:

         Занимательные здания исследовательского характера развивают учащихся в перечисленных выше направлениях, а также способствуют более осмысленному выполнению арифметических действий, их обоснованию изученными теоретическими знаниями.

(слайд 15)На уроках русского языка организовываю пока два вида исследования:
- исследование словарного слова;
- исследование текста.
Исследование словарного слова проводится в несколько этапов по определённому плану: (слайд 16)

1.Знакомство со словом.

Дети знакомятся со словом в занимательной форме (ребусы, загадки, лото, рисунки, кроссворды, противопоставления, нахождение общих или частных понятий, выделение лишнего, вычленение из пословиц и поговорок.

1Загадка. Неживая - а идёт,                          
Неподвижна - а ведёт.                    

3 слога; второй - ударный, безударный – о, 6 букв, 6

звуков, 3 гласные, 3 согл.

Проводится звуковой анализ, анализ написания слова.

(слайд 17)

2. Этимологическая справка. Содержит информацию о происхождении слова.

2. В.И.Даль «Толковый словарь русского языка»
Дорога - полоса земли, предназначенная для передвижения, сообщения.


3.Подбор однокоренных  слов.

3. Дорога - дорожка - дороженька - дорожный - бездорожье - подорожник - придорожное.

4. Пословицы, поговорки и загадки.

4. Смелые дороги ведут к победе.

           Использование этого материала позволяет вести наблюдение над функционированием слова в русской речи. Дети находят пословицы, поговорки, загадки с изучаемым словом.
(слайд 18)

5. Синонимы, антонимы,

фразеологизмы.

5. Синонимы: путь - тропинка;
Антонимы: бездорожье.

Работа с этим материалом предполагает образование у обучающихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а также делает речь богаче, ярче и интереснее.

6. Составление словосочетаний вида: сущ.+прил.; гл.+сущ.

6. Дорога длинная, следить за дорогой.


7.  Подбор предложений.

7. Участники процесса обучения предлагают стихи, рассказы, статьи.


8. Краеведение.

8. Анализируется использование слова в истории родного края, в народном хозяйстве, в искусстве.

        Такая форма работы создаёт особое позитивное отношение школьника к учебному процессу, повышается эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любого вопроса.

             (слайд 19)Психолого– педагогическое обследование детей, включенных в исследовательскую деятельность, дает следующие результаты:

а)  повышена результативность и улучшено  качество знаний;

б)  развита познавательная активность;

в)  сформирована положительная мотивация к обучению;

г)  снижен уровень тревожности.

Результативность работы

        Эффективность применения продуктивных современных методик и приемов организации исследовательской деятельности младших школьников прослеживается в ходе анализа диагностических данных.

Уровень коммуникативных

умений(слайд 20)

Результаты итоговой диагностики показали плавное овладение учащимися класса всеми видами коммуникативных актов. Это позволяет сделать вывод об овладении детьми продуктивной исследовательской деятельностью.

Мониторинг уровня обобщенного способа

организации деятельности(слайд 21)

Из представленной диаграммы видно, что в процессе работы произошло увеличение количества детей, имеющих средний и высокий уровни, при уменьшении количества учащихся, имеющих  низкий уровень обобщенного способа организации деятельности. Следует продолжить работу по осознанному овладению учащимися действием  и систематизации.

Общий коэффициент вариативности и самостоятельности. (слайд 22)

Данные психологических исследований показывают  рост  способностей обучающихся класса в вариативности и самостоятельности.

           Полученные результаты доказывают, что организация исследовательской работы на уроках является важным средством активизации познавательной деятельности младших школьников, развития коммуникативных умений, позволяет на достаточном уровне сформировать учебно-организационные умения. (слайд 23)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность обучающихся на уроке русского языка "Род существительных"

Аннотация урокаТема урока «Род существительных».  Тип урока: комбинированный.  Форма проведения урока: урок-исследование.  Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательск...

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках окружающего мира

Статья по организации исследовательской деятельности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира...

Статья "АНИМАЦИЯ, КАК СРЕДСТВО УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "

Статья "АНИМАЦИЯ, КАК СРЕДСТВО УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "...

Методические рекомендации Исследовательская деятельность обучающихся во внеурочной деятельности

Методические рекомендацииИсследовательская деятельность обучающихся во внеурочной деятельностиСодержание :Глоссарий Специфика проектно-исследовательской деятельности Общие требования к иссле...

Программа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС в урочной и во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе.

Программа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС в урочной и во внеурочной  деятельности по русскому языку в начальной школе....

Образовательный проект «Учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка»

Образовательный проект«Учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка в зависимости от их мотивационных интересов к предмету»...