Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках окружающего мира
статья на тему

Статья по организации исследовательской деятельности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности обучающихся

на уроках окружающего мира

 «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,

но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами»

Г.Э. Лессинг

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на  переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится всё более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.

Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности.

Исследовательские умения необходимо начинать формировать еще в начальной школе, так как именно в этом возрасте закладываются многие качества личности, от которых зависит успешность человека в будущем.

Исследовательская   деятельность младших школьников – это творческая познавательная деятельность, направленная на постижение мира, «открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их творческого потенциала, является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого.

Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Я. Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци и других. В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута просветителем Н.И. Новиковым во второй половине ХVIII века. ХХ веке в России вопросам исследовательского метода посвящен ряд работ  известных дидактов и методистов (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, С.Г. Шаповаленеко, М.И. Махмутова и другие).

В настоящее время сформировались различные подходы к определению видов  исследовательской деятельности учащихся, к которой, например, относят поисково-исследовательскую, экспериментально-исследовательскую, междисциплинарную, проектную, техническую, творческую и другие, осуществляемые в учебное и внеучебное время. Вместе с тем, любые её виды предполагают, прежде всего, овладение учащимися  технологией творчества, приёмами творческой исследовательской работы.

Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. С 2011 учебного года начальные школы  работают по новому образовательному стандарту. Требования к усвоению дисциплины “Окружающий мир” в стандарте сформированы следующим образом:

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2. сформированность уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
  3. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, опыт, сравнение, классификация с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей).  Основная идея стандарта в этом плане заключается в том, чтобы школьники могли научиться пользоваться этими способами для самостоятельного познания окружающего мира.

Дисциплина «Окружающий мир» предоставляет большие возможности  для организации исследований по различным темам в начальной школе. В современной школе авторы многих программ по курсу «Окружающий мир» считают исследовательскую деятельность основной формой организации учебного процесса. В современных школах сегодня реализуются более десяти учебных программ. Среди которых программы  Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, «Школа 2100…», «Гармония», «Начальная школа XXI века», «Школа России»  и другие.

Учителя, впервые приступая к исследовательской деятельности с детьми, задают себе вопрос с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения. Обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске, а также методам обработки полученных материалов, не просто и практически не рассматривается в специальной педагогической литературе.

Каковы же должны быть у учащихся умения и навыки для  решения исследовательских задач?  К ним относят: умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умения делать выводы и умозаключения; умения структурировать материал; умение доказывать и защищать свои идеи. Овладение этими важными когнитивными инструментами – залог успешности детской познавательной деятельности.

Для формирования у ребёнка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики и упражнения.

Одно из важнейших свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. На уроке окружающего мира по теме: «Явления природы» (2 класс, программа «Школа России») в упражнении « Посмотрите на мир чужими глазами»  детям читался неоконченный рассказ. Например: «Утром небо  покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья  падали на  дома, деревья, тротуары, газоны, дороги …». Задание: продолжи рассказ. Но сделать это необходимо несколькими  способами. Например, ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесёшься к появлению первого снега? Ты водитель грузовика, едущего по дороге, или  лётчик, отправляющейся в полёт, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.

Аналогичных заданий можно придумать много, и, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных  точек зрения. В ходе этого задания очень важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованны и отвечали смело. На первых порах следует воздержаться от критики и, не скупясь на похвалы, отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы. Вначале ответы детей однотипны. В дальнейшем, упражнения подобного рода, позволят развить у детей эти способности.

Прекрасным заданием для развития умения смотреть на мир другими глазами является задание «Составь рассказ от имени другого персонажа». Задание детям формулируется так: представьте, что вы на какое-то время стали столом в классе, камушком на дороге, животным,  человеком определённой профессии. Опишите один день вашей жизни.

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы. Ответ, на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез.

Поэтому одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность, гибкость мышления, продуктивность, а также личностные качества, как решительность, смелость. Гипотезы рождаются, как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления.

В умении вырабатывать гипотезы можно потренироваться. На уроках окружающего мира в 1 классе по программе «Школа России» много тем, требующих исследовательских подходов с выдвижением гипотез. Например, давайте подумаем или выдвинете гипотезу (предположение): «Что такое радуга?», «Куда девается мусор и откуда в снежках грязь?», «Почему Солнце светит днём,  звёзды – ночью, а на Луне не живут люди?», «Почему идёт дождь, и дует ветер?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и  мыть руки?», «Зачем мы спим ночью?».

При обучении детей строить предположения, необходимо учить их использовать следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что если.

Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Вопрос, обычно, рассматривается, как форма выражения проблемы, а гипотеза – способ решения проблемы. Вопросы могут быть: уточняющими -  Верно ли, что..; Надо ли создавать…; Должен ли… ., восполняющими – они включают в свой состав слова: где?, куда?, откуда?, кто?, что?, почему?, какие?. Для развития умения задавать вопросы используются различные упражнения: задавать вопросы, тому, кто изображён; ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображён на рисунке; задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок.

Для развития умения задавать вопросы использовались следующие задания, например: «Найди загаданное слово». Дети задают разные вопросы о предмете, ребёнок отвечает «да», «нет». Один из детей загадывает слово, называет только первый его звук. Также можно применять  игру «Угадай, о чём спросили?». Не читая вопроса вслух, ребёнок громко отвечает на него. Все остальные должны догадаться,  каким  был вопрос.

Особый вид умений – работать с текстом или книгой.

1 этап - беглый обзор текста, его общий просмотр. При знакомстве  с книгой  надо сначала составить о ней общее представление. Полистать книгу, рассмотреть все иллюстрации, познакомиться с оглавлением, прочитать введение, где обычно автор делает краткий анонс содержания основных разделов и глав.

2 этап – задать себе вопросы по поводу текста. Например: Насколько мне это интересно? Что мне известно по этой проблеме? Что нового я смогу узнать? 3 этап – чтение, глубокое знакомство с текстом. 4 этап – выделить главное и второстепенное, найти факты, подтверждающие идеи.

В процессе исследовательской деятельности дети учатся делать выводы и умозаключения. Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний и опыта выводятся новые знания. Умозаключения по аналогии требуют не только ума, но и богатого воображения. Делается это так: сопоставляются два объекта, и в результате выясняется, чем они сходны и что может дать знание о свойствах одного объекта пониманию другого объекта.

Упражнения на поиск предметов, имеющих общие признаки: «Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются и твёрдыми и прозрачными (лёд, стекло, пластик, янтарь, кристалл)». «Назовите как можно больше живых существ добрых, шумных, сильных».

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что  исследовательская деятельность является важной частью в учебном процессе, способствует активации  учащихся, способствует формированию у детей интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого. Большинство программ по дисциплине «Окружающий мир» имеют цель – оптимальное, общее развитие каждого школьника. Это возможно тогда, когда дети не в готовом виде получают знания, а сами открывают эти знания. Мы выяснили, что существуют различные способы организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира, которые желательно использовать в учебном процессе как можно больше.

Литература

  1. http://psychology.snauka.ru/2012/11/1256
  2. http://www.openclass.ru/node/341133
  3. http://festival.1september.ru/articles/566749/
  4. http://www.pandia.ru/text/78/175/6547.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроке окружающего мира.

Индивидуальный исследовательский проект  "Морские дельфины" по теме урока окружающего мира в  3 - м классе "Морские животные"....

Исследовательская деятельность учащихся на уроках окружающего мира

Данная работа представляет собой анализ возможностей учебников для 1-4 классов по курсу "Окружающий мир" / Авторы  А.А.Вахрушев, руководитель; О.В.Бурский, А.С.Раутиан, Д.Д.Данилов, С.Т.Тырин, Ку...

"Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках окружающего мира"

Доклад на тему "Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках окружающего мира"...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Реализация проекта «1 ученик: 1 компьютер», как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира"

Доска и мел наши главные инструменты, но хочется чего-то большего….Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучши...

Методический материал. Традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира "Исторические вехи нашей страны"

     Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции уча...

Учебно-исследовательская работа обучающихся на уроке окружающего мира. Влияние различных природных факторов на развитие растений

Учебно-исследовательская работа обучающихся на уроке окружающего мира. Влияние  различных природных факторов на развитие     растений. 2 класс...