Исследовательская деятельность обучающихся на уроке русского языка "Род существительных"
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Сачкова Лариса Владимировна

 

Аннотация урока

Тема урока «Род существительных». 
Тип урока: комбинированный. 
Форма проведения урока: урок-исследование. 
Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), технология проблемного обучения, технология проблемного диалога. 
Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Морфология (части речи)» и является третьим уроком данного раздела по изучению категорий частей речи. 
Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Части речи», «Самостоятельные и служебные части речи», «Имя существительное» 
Формы организации учебной деятельности: 
• групповая ; индивидуальная;
• фронтальная 
Цель урока: организовать исследовательскую деятельность учащихся по теме урока. 
ЗАДАЧИ УРОКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:  дать возможность учащимся самостоятельно вывести понятие о роде существительных, определение рода существительных. 
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:  воспитание интереса к родному языку; стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников. 
РАЗВИВАЮЩАЯ:  создать условия для развития: самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности. 
Оборудование урока и ресурсное обеспечение: 
• компьютер, мультимедийный проектор. 
• программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word. 
• русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 1. -  М.: Вентана-Граф, 2008. – (Начальная школа XXIвека) -  с.135-136. 
• Раздаточный материал – карточки 
Особенности урока: урок с применением информационно-коммуникационных технологий.

Здоровьесберегающие технологии: физминутка для глаз, гимнастические упражнения, смена видов деятельности, работа в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Род существительных». 
Тип урока: комбинированный. 
Форма проведения урока: урок-исследование. 
Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), технология проблемного обучения, технология проблемного диалога. 
Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Морфология (части речи)» и является третьим уроком данного раздела по изучению категорий частей речи. 
Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Части речи», «Самостоятельные и служебные части речи», «Имя существительное» 
Формы организации учебной деятельности: 
• групповая ; индивидуальная;
• фронтальная 
Цель урока: организовать исследовательскую деятельность учащихся по теме урока. 
ЗАДАЧИ УРОКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:  дать возможность учащимся самостоятельно вывести понятие о роде существительных, определение рода существительных. 
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:  воспитание интереса к родному языку; стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников. 
РАЗВИВАЮЩАЯ:  создать условия для развития: самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности. 
Оборудование урока и ресурсное обеспечение: 
• компьютер, мультимедийный проектор. 
• программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word. 
• русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 1. -  М.: Вентана-Граф, 2008. – (Начальная школа XXI века) -  с.135-136. 
• Раздаточный материал – карточки 
Особенности урока: урок с применением информационно-коммуникационных технологий.

Здоровьесберегающие технологии: физминутка для глаз, гимнастические упражнения, смена видов деятельности, работа в группах.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Чистописание

ле  ел со то во

Слайд 2

Игра «Ассоциация»

- Назовите слова, которые ассоциируются с данной картинкой.

Запись слов в тетрадь под диктовку.

зима, снег, лед, снежная баба, елка, сосулька, пальто, санки, рукавички, Рождество, сластёна

  1. Подведение к проблеме

- Чем похожи слова? (темой – зима, Новый год)

- Найди лишние единицы речи, объясни. (снежная баба – словосочетание; пальто – неизменяемое (несклоняемое); санки, рукавички – мн. ч., Рождество – имя собственное)

- Найдите в словах  изученные орфограммы.

  1. Разделите слова на три группы.

1 группа: зима, ель, сосулька, ёлка;    

2 группа: снег, лед;  

 3 группа: Рождество.

- Почему разделили именно так?  (ж.р., м.р., с.р.)

- Как узнали род? Из какого источника можно узнать сведения? ( подставили слова «он», «она», «оно»), (учебник, спросить у взрослых).

Работа с правилом с. 135.

- Назовите тему урока. Чему будем учиться?

- Какие слова остались, почему? ( «санки», «рукавички», «пальто», «сластена»). (Дети «сластена» поставят в 1 группу, вернуться к данному слову при обсуждении итогов завершенной работы)

- А могут ли слова данные иметь род? ( «….», род имеют существительные ед. числа.)

- Отличаются ли данные слова «санки» и «рукавицы»?

На доске: ножницы, консервы, торты, хлопоты, ручки, финансы, фонтаны, духи, столы,  санки, рукавички.

- Какие слова относятся к слову «санки», к слову «рукавички»?

- Чем похожи слова? Какие слова можно поставить в ед. ч.? (ножницы, консервы, хлопоты, финансы, духи, санки – только имеют форму мн. ч. Слова остальные могут иметь форму ед. числа и мн. ч.)

IV. Физминутка для глаз

V. Формулирование проблемы

-  Как вы думаете, а может ли быть в русском языке еще какой-либо род?

- Как определить род неизменяемых слов?

VI. Составление плана исследования.

1. Формирование гипотезы

-Наверно есть.

- Нет, скорее всего,  больше нет никакого рода.

(Деление на группы)

2. Выбор методов исследования

- Как и где можно проверить? (спросить у взрослых, словарь, учебник)

3. План последовательности проверки исследования.

А) прочитать слова;

Б) найти информацию по словарю, по интернету, справочнику);

В) выяснить признак деления, определить в столбик по роду;

Г) сделать вывод.

 VII. Проведение исследования

Работа в 2 группах.

  1. Сбор и обработка информации.

На столах карточки со словами: тигр, Саша, Валя, Женя,  волчица, сирота, чистюля, грязнуха, тигрица, петух, волк, соня, выскочка,  корова,  дерево, кофе,  кот, солнце, кафе, пальто,  курица, кошка, какао,  бык.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2

- Найдите однокоренные слова? (тигр-тигрица, волк – волчица, кот - кошка)

- Найдите пары слов, которые должны быть однокоренными, но они не являются таковыми.  (петух-курица, бык – корова)

            2. Анализ  и обобщение,  полученных материалов.

Обучающиеся структурируют  слова по группам, удаляют не относящийся в теме материал.

  1. Подготовка отчета исследования

Дают понятие «общий род». Приводят примеры. Рассказ о 2 способе определения рода существительных.

VIII. Подведение итогов исследования

  1. Защита сообщения
  2. Обсуждение итогов завершенной работы

- Задайте вопросы. Какого же рода слова «сластена», «пальто», которые вы определили в 1 и 2 группу соответственно?

- Почему?

- Почему словосочетание «снежная баба» определили в группу ж. р.? (подчинительная связь - согласование)

Работа с правилом с. 136

IX. Физминутка

Руки вверх – сущ. м.р.

Руки вперед – сущ. ж.р.

Руки на пояс – сущ. с. р.

Руки вниз – сущ. общего рода.

зима, лед, окно, мороз, сластена, узор, Новый год, Снегурочка, чистюля,  Рождество, Дед Мороз, соня

 X.   Рефлексия

- Рассмотрите картинку. (по картинке дети приводят примеры)

Имена существительные имеют род:

Определить род можно по ….      и  по …..

Несклоняемые существительные имеют род, можно определить ….

Имена существительные мн. ч.  род …

XI. Итог урока

Выставление оценок с комментированием. Д\з  уч. с. 136 №3,  правила.

Сачкова Л. В.                     



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  Категорию рода образуют три ряда форм слов – мужского, женского или среднего.

   Род существительного может быть определен по окончанию. Окончания  -а(-я) характеризуют как слова жен. р. (женакартаземлясвеча), так и слова муж. р.(юношамужчинастаростадядя; старичишка).  С окончанием -о (-о, -ё, -е) слова сред. р. (окнокопьёполе), так и  слова муж. р. (подмастерьеголосищедомишко).

   Во мн. ч.  существительные рода не имеют.

    Помимо мужского, женского и среднего рода у существительных есть так называемый общий род. Сюда относятся слова, называющие лица  по характерному действию или свойству:  зеваканедоучкасоня, выскочка,  плаксагрязнухазлюкасирота, чистюля, сластенанеженка. Имена: Саша, Валя, Женя.

Несклоняемые существительные , называющие неодушевленные предметы, относятся к сред. р.: (компетентноежюри, (горячеекакао, (серое)пальто,.

   Некоторые несклоняемые существительные, оканчивающиеся на гласную и называющие неодушевленные предметы, относятся к жен. р., например: авеню  салями  соответственно    

        слов: улица   колбаса.

   Несклоняемые существительные, называющие одушевленные предметы, относятся к  муж. р., называющие лиц мужского пола по  положению или профессии, а также названия животных: (прелестныйкакаду, (быстроногийкенгуру, (маленькийпони, (забавныйшимпанзе.Или посмотреть в орфографический словарь и определить род неизменяемых существительных.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Карточки 1 группа

тигр, тигрица, дерево, Саша, петух, кофе, кот, курица, кошка, пальто, сирота, чистюля

Карточки 2 группа

волчица, волк, кафе, кот, бык, корова, кошка, солнце, какао, Женя, грязнуха, выскочка

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание тематической памятки-опоры как продукта проектно-исследовательской деятельности на серии уроков русского языка в начальной школе

В данной статье описан практический опыт организации проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка в 4-м классе по системе общего развития Л.В.Занкова...

Исследовательская деятельность обучающихся на уроках

В результате вовлечения ребёнка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности, повышается уровень самостоятельности при поиске...

Мастер-класс по теме: "Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроках русского языка".

Мастер-класс по теме: "Управление познавательной деятельность обучающихся на уроках русского языка"Приемы, применяемые учителем для управления познавательной деятельностью на уроке:- актуализирует тре...

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках окружающего мира

Статья по организации исследовательской деятельности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира...

Выступление "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС"

Огромные возможности для развития творческой познавательной активности ребят, самореализации, самовыражения имеет русский язык, который содержит задания, направленные на развитие этих качеств. Использ...

Статья "АНИМАЦИЯ, КАК СРЕДСТВО УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "

Статья "АНИМАЦИЯ, КАК СРЕДСТВО УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "...


 

Комментарии

Сорокина Энже Камиловна

Интересная работа. Знаомлюсь с опытом педагогов по теме "пректная работа". Некоторые ваши идеи возьму на заметку.