Сценарий фольклорно-этнографической программы "Горница".
методическая разработка по теме

Зайцева Светлана Ивановна

Данное мероприятие было проведено в музее русского быта для дошкольников и обучающихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fol_etn_gornitsa_7_klyuchey.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ДОД  ТОРОПЕЦКИЙ ДДТ

ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

«ГОРНИЦА»

(в рамках программы «7 ключей»)

Автор-составитель: методист Зайцева С.И.

Торопец – 2012г.

Дата: 27-29 марта 2012 г.

Место проведения: музей ДДТ

Время: по согласованию с ОУ.

Необходимые материалы: народный костюм,

Оформление:

Музыкальное сопровождение:

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ

Приветствие.

Мир вам, люди дорогие, вы явились в добрый час.

Встречу теплую такую мы готовили для вас.

По обычаям российским всем гостям поклон мой низкий!

(пирог на рушнике с кусочками белого подсоленного хлеба)

Весна на порог – на стол пирог!

За труды и терпенье всем угощенье!

(дети разбирают кусочки)

А по обычаю да по русскому гостей хлебом-солью встречают!

Прошу в избу, в горницу. Будьте как дома, присаживайтесь за стол – милости просим!

(дети рассаживаются на лавки)

Хлеб и соль.

А кто знает, почему на Руси гостей хлебом с солью встречают?

(ответы детей)

Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор. Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага. Есть в русском языке слово – хлебосольство. Его произносят обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, радушие или угощение.

Наши предки верили в святость хлеба.  Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было непринято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения.

Соль  тоже почитали. Ее подавали к столу в красивых плетеных или деревянных «солонцах».

(демонстрация солонки плетеной и глиняной – пустить по рукам)

Изба.

А теперь попробуйте отгадать загадку.

Друг на дружке ровно в ряд

Эти бревнышки лежат,

В каждом есть окно и вход,

В каждом кто-нибудь живет. (дом)

А как раньше русские люди называли дом?  (изба).

Слово "изба" известно  с самых древнейших времен.  Изба – это  отапливаемое строение (в отличие, например, от клети). Изба топилась по-чёрному. Дым выходил через деревянный дымоход, или через открытые окна и двери. Вот поэтому в избе стены были черные от копоти и дыма.

Строительство дома  было знаменательным событием.

А из каких деревьев рубили дом?

Русские предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы.

Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы или барана. Он проводился во время укладки первого венца избы. Под бревна первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно - символы богатства и семейного тепла, ладан - символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе.

Горница.

В домах зажиточных крестьян кроме отапливаемого русской печью помещения собственно избы было еще одно, парадное помещение - горница, которое в больших семьях использовалось и в повседневной жизни. Печь в горнице круглая или четырёхугольная, с изразцами.

Сейчас мы с вами находимся в горнице.

Красный угол.

Обратите внимание на этот угол, он называется красный. А кто знает,  почему красный?

"Красный" означает "красивый", "хороший", "светлый". Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками.

Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют еще "святым". В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Он является самым почетным местом в доме.

Как правило, повсеместно в России в красном углу кроме божницы находится стол.

Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. 

Утварь

Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапли-вавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. В русской деревне утварью называлось "все движимое в доме».  Фактически утварь - это все  предметы, необходимые человеку.

Давайте познакомимся с некоторыми предметами, утварью, которую использовали люди в старину.

А помогут нам в этом старинные русские загадки.

(некоторые загадки спрятаны в утварь, название которой детям неизвестно, остальные ведущий дает для прочтения детям)

На топтале был,

На кружале был,

На пожаре был,

Домой пришёл — семью кормил.

(Глиняный горшок)

(Демонстрация любого горшка.)

На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок - утварь для приготовления пищи в виде глиняного сосуда с широким открытым верхом.

Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на 200-300 г каши до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской  печи. В крестьянском доме было около десятка и более горшков разных размеров. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если он давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов.

Рогат, да не бык, хватает, да не сыт,

Людям отдает, сам на отдых идет.

                                                     (Ухват)

(демонстрация ухвата)

С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти.

А вот как это делалось,  мы сейчас узнаем.

(каждый участник с помощью ухвата удерживает горшок или чугунок)

А вот этот предмет как называется и для чего он был предназначен?

(демонстрация кочерги)

Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара.

А какие же еще предметы использовали хозяйки, мы сейчас попробуем отгадать и найти их среди утвари.

Хоть оно бывает ново,  -

В мелких дырочках все дно.

(Решето)

Найдите среди утвари решето.

Для чего оно использовалось?

Утварь для просеивания муки, состоящая из широкого обруча и натянутой на него с одной стороны сетки. Решето отличается от сита более крупным размером отверстий сетки.

Без рук, без ног, а зерно крошит.

(Мельница)

Мельницы для перемалывания зерна применялись ещё в древнее время.  А вот ее прародителями  были пестик и ступка.

(демонстрация ступы и пестика)

(каждый участник пробует принцип работы ступы)

В русских народных сказках часто встречается одна героиня, для которой ступа – это средство передвижения. Догадались кто это? Правильно – Баба Яга.

Она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой).

А какие сказки вы знаете, где есть Баба Яга?

(«Про Ивана-царевича» («Синеглазка- Богатырка»), «Василиса прекрасная», «Царь –девица», "Заколдованная королевна", "Гуси-лебеди").

А теперь присаживайтесь удобнее на лавки, я вам отрывок из одной русской народной сказки расскажу.

"В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке  сидит  братец, играет серебряными яблочками.

Девочка вошла в избушку:

- Здравствуй, бабушка!

- Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

- Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

 - Садись покуда кудель прясть.

 Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет - вдруг из-под

печки выбегает мышка и говорит ей:

 - Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

 Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

 - Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.

 Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:

 - Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

 Девочка взяла братца и побежала"

Какие незнакомые слова вам встретились?  (кудель и веретено)

Что такое кудель?

(демонстрация кудели - пакля)

Пучок вычесанного льна, пеньки или шерсти, приготовленный для пряжи.

Найдите предметы, на которых крепилась кудель. Как называется это предмет?  (Прялка)

Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда,   но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.

Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.

(каждая участница пробует присесть, ей дается веретенышко и часть кудели)

Самопрялка. Предполагается, что появилось в Индии, откуда распространилась по миру.

(каждая участница пробует самопрялку в действии)

Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён.

В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую нарядную прялочку дочери дарил отец. Дочери учились прясть, шить, вышивать под руководством матери.

А сколько поговорок придумал народ про прялку и прядение.

Вы знаете такие поговорки?

Тогда запоминайте!  

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом.

Из тонкой пряжи изготавливали ткань,  для шитья белья, рубашек, полотенец. В нашей горнице  собрана небольшая коллекция льняных полотенец.

(демонстрация полотенец и других изделий из ткани)

 

Часто девочки собирались в одной избе на посиделки: беседовали, пели песни и работали: пряли, шили одежду, вышивали, вязали варежки и носки для братьев, сестер, родителей, вышивали полотенца, вывязывали кружева.

А теперь отгадайте новую загадку.

В полотняной стране по реке простыне

Плывет пароход то назад, то вперед.

(Утюг)

Посмотрите, какие у нас есть утюги.

(каждый  участник знакомится с видами утюгов)

Утюг – одно из древнейших изобретений человека.  Конечно, совсем древний утюг ничем не походит на утюг современный. В  качестве утюга наши далекие предки использовали разогретые булыжники, которыми прижимали слегка влажную одежду, после чего она чуть-чуть разглаживалась.

На Руси для того, чтобы выстиранная одежда стала мягче, его гладили так – наматывали на скалку и прокатывали специальным инструментом – врубелем.

Попробуйте найти скалку и врубель.

(каждый  участник знакомится с процессом глажки с помощью врубеля и скалки)

Первый утюг, который по внешнему виду похож на современные утюги, появился в 1636 году. Его сделал для царицы кузнец Ивашка Трофимов. Спустя два века такие утюги стали распространены, но стоили по тем деньгам очень дорого – целый рубль, и наличие утюга в доме было признаком зажиточности.

Посмотрите, эти утюги  похожи на печку. Внутрь клали угли. Для тяги по бокам делали отверстия. Иногда делали трубу. Чтобы угли не потухали, утюгом нужно было помахивать, и раздувать тем самым угли. А весил он не мало, и глажка становилась тяжелым физическим упражнением.

(каждый  участник знакомится с процессом глажки утюгом)

В 18 веке появились чугунные литые утюги. Они могли весить до 10 кг. Для того чтобы погладить белье, утюг нужно было разогреть на огне. Это занимало часа полтора. Как только утюг разогреется, им можно было гладить – главное, не обжечься, ведь утюг был очень горячий. Такие утюги выпускались до 60-х гг. 20 века. В космос уже полетел Юрий Гагарин, а чугунные литые утюги продолжали выпускать и пользовались спросом.

А знаете, какие семьи были  у крестьян?  Большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дите уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.

Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей.

Родители учили, что свой инструмент – дело важное, его никому нельзя давать – «спортят», и у других инструменты брать нельзя.

За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.

Сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери.

Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми.

Поищите, где у нас лапти.

(каждый участник пробует обуть лапти)

Сейчас вы можете рассмотреть остальные предметы обихода, которые использовались русским народом.

(накрывается стол для чаепития)

Самовар шумит, подходить велит.

Баранки, как на самобранке.

В 1679 году появились в России самовары. О чае пошла молва, что он усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, будет мысль, облегчает и освежает тело. По русской традиции чай – лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, мед, бублики.

Наличие самовара в семье свидетельствовало о её зажиточности. Самоваром гордились, выставляли его напоказ.

С середины XIX века чаепитие из самовара стало на Руси национальной традицией. Самоварное чаепитие становится настолько популярным, что превращается в один из национальных обычаев. Самоваром пользовались не только дома, его брали в дорогу, на гулянье. Для этой цели использовались дорожные самовары. Самовар стал символом России.

Ставили его на древесном угле или на сосновых шишках, реже на древесных щепках. Шишки и щепки быстро сгорали и не держали жара. Поэтому уголёк был предпочтительней:  на нём самовар быстрее закипал и жар в самоваре держался дольше. От того, что жар долго держался, самовар не остывал, от того и шумел. Если самовар, когда его ставили,  плохо разгорался, то уголь раздували так называемым крестьянским способом – старым хромовым сапогом, как мехами. Разжигали самовар обычной лучиной -  тонкой щепой из смолистой сосновой или еловой древесины.

Самовар поет-гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

Ну что, дорогие ребята, настало время с вами прощаться.

Ищите добра на стороне, а дом люби по старине. Помните старину!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина-КВН (сценарий) Литературная викторина-КВН (сценарий)

Данное внеклассное мероприятие во 2 классе развивает плавное выразительное чтение, грамотную речь, умение интонационно оформлять своё высказывание, закрепляет знания детей произведений и авторов русск...

Сценарий для агитбригады «Есть такая служба 01» в рамках темы «Жизнь без опасности» Авторы и постановщики сценария воспитатель ГПД Лебедева Леся Анатольевна и учитель музыки и режиссёр ТАМ "Радость" Иевлева Татьяна

(сценарий  выступления  агитбригады старшеклассников в рамках темы «Жизнь без опасности» для учащихся младшей и средней школы).Цель: воспитание у ребят уважения к профессии пожарного и...

Сценарий праздника. Сценарий праздника к 8 марта «Для прекрасных Дам!»

Сценарий предназначен для проведения праздника "Лучший день - 8 Марта" для учеников 1  класса и их родителей. Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, педагогов дополнительно...

Сценарий спектакля по сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев" . К сценарию прилагается презентация для экрана на сцене.

Сценарий создан по пьесе С.Маршака ( в сокращении) для постановки спектакля с учениками 2-4 классов....

Башлангыч мәктәп өчен Белем бәйрәменә сценарий / Сценарий «Здравствуй, новый учебный год!»

Сценарий для начальной школы,воспитание в которой ведется на двух языках: русском и татарском...