Программа по предшкольной подготовке "Школа будущих первоклассников"
учебно-методический материал по теме

Богданова Елена Александровна

Данная программа используется для проведения занятий в группе предшкольной подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon -programma_po_predshkolnoy_podgotovke.doc222.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     

                                                                                           Утверждаю  

                                           

                                                                                           Директор МАОУ СОШ №2                                                                                                                                                                                          

                     

                                              Программа

            «Школа будущего первоклассника»

                                               

                                                                 

                       

                                             Курганинск

Предшкольная подготовка:

«Школа будущего первоклассника»

Пояснительная записка.

  1. Обоснование значимости программы предшкольной подготовки.

  Одной из приоритетных задач модернизации российского образования на период 2013-2014 гг. является повышение доступности дошкольного образования.

В  2012 г. педагогическим советом МАОУ СОШ №2 принято решение об организации «Школы будущего первоклассника», которая функционирует на основании локальных нормативно-правовых актов.

    Предшкольная подготовка призвана помочь будущим первоклассникам адаптироваться к школьной среде, совершенствовать основные умения и навыки, необходимые для восприятия школьной программы, развитию коммуникативных навыков, создавая тем самым базу для последующего освоения образовательных программ начальной школы. Предшкольная подготовка детей 6-6,5 летнего возраста обусловлена государственным заказом и заказом родителей. Для обеспечения равных стартовых возможностей, получения дошкольного образования детьми из разных социальных групп и слоев населения в школе организовано предшкольное образование. Подготовка к школе – многогранный, последовательный процесс психологической готовности ребёнка к ней. Ребёнок должен быть здоров, жизнерадостен, разговорчив, сообразителен, должен уметь слушать, слышать, действовать вместе, выполнять требования педагога.

Цели программы:

  • Подготовка дошкольников к новой социальной роли, адаптация к изменяющейся социальной ситуации;
  • Создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника.

Задачи программы:

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;
  • Формировать коммуникативные навыки, умение общаться;
  • Развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;
  • Создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка;
  • Осуществлять взаимодействие с родителями, ориентировать их на ценность воспитания в семье, на взаимопонимание с ребёнком.

Правовая основа организации групп предшкольной подготовки:

  • Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992. 

    (ред. от 01.04.2012) "Об образовании"

    (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012)

  • Типовое положение об образовательном учреждении, утверждённое Постановлением Правительства РФ №196 от 19.03.2001, ст. 52 и ст. 86 ГК РФ.
  • Письмо Министерства образования РФ «О подготовке детей к школе» №990/14/15 от 22.07.97.
  • Устав МАОУ СОШ №2.
  • Договор об оказании платных дополнительных образовательных услуг.

Организация работы «Школы будущего первоклассника»:

Приём детей осуществляется по заявлению родителей. Предшкольная подготовка организуется с октября по апрель. 4группы по 20 детей. Занятия проводятся один раз в неделю по 3 занятия. Каждое занятие длится 30минут с двумя физпаузами. Перерыв между занятиями – 10минут. Занятия ведут педагоги начальных классов, которым предстоит в следующем учебном году работать с первоклассниками.

                                          Расписание занятий

                                           (недели чередуются)

1неделя

1.9.00 – 9.30                              «Грамотейка»

2.9.40 – 10.10                            «Посчитаем – поиграем»

3.10.20 – 10.50                          «Посмотри внимательно на мир»

      2неделя

1.9.00 – 9.30                             «Грамотейка»

2.9.40 – 10.10                          «Посчитаем - поиграем»

3.10.20 – 10.50                        «Умные ручки»

                                                   

  Циклограмма работы с родителями будущих первоклассников.

  • дни открытых дверей;
  • консультации;
  • устный журнал для родителей;
  • педагогический лекторий для родителей.

Тематика:

  • Родитель – это профессия.
  • Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.
  • Здоровый ребенок – хороший ученик.
  • Как ребенку помочь стать самостоятельным.
  • Как на самом деле любить детей.
  • Физическая подготовленность ребенка к школе.
  • Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
  • Социально  - личностное развитие будущего первоклассника.
  • Первые дни ребенка в школе/

                         

Связная речь. Уметь составлять связное высказывание в соответствии с темой, с заданием учителя, соблюдая его композицию и логику, правильно употребляя слова в лексическом значении и грамматической форме. 

Штриховка. Уметь штриховать в заданном направлении, не выходя за границы контура фигуры и соблюдая расстояние между штрихами. Уметь правильно сидеть при письме. Уметь правильно держать карандаш при письме. 

Мыслительные операции. Уметь выполнять задания, требующие анализа, сравнения, обобщения, установления зависимостей самостоятельно или с помощью взрослого. 

Познавательная деятельность. Проявлять любознательность, активность, самостоятельно или с помощью взрослого с интересом выполнять задания. Темп деятельности ребёнка соответствует средним показателям возрастной группы. Может удерживать цель деятельности, намечать ее план, выбирать адекватные средства и сопоставлять результат деятельности с поставленной целью. Преодолевать трудности в работе самостоятельно или с помощью взрослого.

                                                    Учебный план:

Название учебного занятия

Всего часов

1.

«Посчитаем - поиграем» (развитие мыслительных операций)

26

2.

«По дороге к Азбуке».

26

3.

«Посмотри внимательно на мир» (развитие познавательных способностей)

15

4.

« Умные ручки» (развитие мелкой моторики руки)

11

Основные принципы работы:

  • Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей
  • Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью
  • Комплексный подход при разработке занятий
  • Вариативность содержания и форм проведения занятий
  • Систематичность и последовательность занятий
  • Наглядность.

Главное назначение подготовительного курса состоит в том, что данная программа:

  • способствует формированию направленного внимания, интереса к чтению, познавательного и коммуникативного мотивов;
  • воспитывает любовь и уважение к родителям, интерес к изучению окружающей природы, наблюдательность, доброжелательное отношение к окружающим, желание помогать другим;
  • обучает правилам личной гигиены, приемам самообслуживания, работе с простейшими инструментами.
  • укрепляет чувство уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства.

Ожидаемые результаты:

  • Подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика общеобразовательной школы.
  •  Адаптация детей.
  • Вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку ребёнка к школе. 

                           

Новизна:

  • в организации психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения старших дошкольников и их родителей;

  • в применении экспериментальной программы стартовых возможностей для детей старшего дошкольного возраста при поступлении в первый класс, независимо от социального уровня семьи, места жительства, здоровья ребенка, этнической

               принадлежности т.д.

Методическое обеспечение:

  1. Н.Б.Истомина, Н.А. Муртазина. Готовимся к школе. Тетрадь по математике в 2  

       частях. Москва:  Изд. «ЛИНКА-ПРЕСС» 2009

  1. Т.Р.Кислова, А.А. Иванова. По дороге к Азбуке. Развивающее пособие для старших дошкольников. Москва: Изд.  Баласс, 2012.
  2. Л.В. Мищенкова. 36 занятий для будущих отличников. Курс развития познавательных способностей для массовой школы из серии «Юным умникам и умницам». Рабочая тетрадь для дошкольников в 2частях.

       Москва: Издат. РОСТ, 2012.  

  1. Методическое пособие для подготовки к школе. Л.В.Мищенкова.

       Москва: Изд. РОСТ,2012

               Пояснительная записка по программе «Умные ручки».

  Основная цель курса “Умные ручки” состоит в том, чтобы заложить основы для понимания различных конструкций предметов, научить детей определять последовательность операций при изготовлении того или иного изделия.

                                 Важнейшими задачами курса являются:

– подготовка детей к самостоятельному выполнению действий в определенном порядке;

– обучение умениям целенаправленно рассматривать предметы, рисунки, сравнивать их между собой, выделять общее и различное, делить предметы на части, находить основные детали, от которых зависит расположение других частей, делить части на составляющие детали, анализировать условия практической задачи для получения конечного результата;

– ознакомление детей с различными материалами, видами соединений и способами крепления деталей, частей; правилами безопасной работы с ручными инструментами;

– воспитание трудолюбия, аккуратности, стремления начатое дело довести до завершения, умения проявлять фантазию, творческое отношение к работе;

– воспитание умения работать в паре, коллективе, испытывать радость совместного труда, бережного отношения к своему труду, к природе, окружающим предметам как результату труда других людей;

– привитие навыков культуры труда.

  Знакомство с различными материалами и их основными свойствами: пластилин, бумага; с готовыми природными формами: шишки, сухие веточки, солома, плоды, семена деревьев и кустарников, травянистых растений, глина и др.

Выявление возможности использования конструктивных особенностей материалов. Влияние формы, цвета, размера на выразительность конструкции.

Конструирование по образцу, рисунки по заданиям, по условиям, замыслу с учетом пространственного расположения частей и деталей предмета (внизу, вверху, слева, справа, между), сравнение по числу деталей (больше, меньше столько же), по их форме.

                          Использование различных видов деятельности:

– разметка: на глаз, сгибанием;

– обработка: выполнение приемов лепки – разминание, раскатывание и др. ( пластилин); резание (бумага);

– сборка: склеивание, наклеивание, нанизывание (бумага);

– отделка: раскрашивание ( бумага); аппликация (бумага, природный материал); украшение рисунком ( бумага).

  Технологические операции выполняются ручными инструментами (гладилка, карандаши, линейка, ножницы, кисточка для клея, стека) и приспособлениями (подкладной лист, подставка для кисточки, тряпочка).

  Особое внимание следует уделить развитию у детей самоконтроля – умению сравнить свое изделие с предложенным образцом (рисунком), развитию внимания, наблюдательности, памяти, воображения, фантазии, творческого отношения к труду.

К концу подготовительной ступени дети должны:

– определять число деталей в простейшей конструкции предмета и их взаимное     расположение;    

– конструировать по образцу, по замыслу из готовых деталей;

– владеть приемами лепки;

– соблюдать правила культуры труда.

Календарно-тематическое планирование занятий «Умные ручки» по развитию мелкой моторики.

Дата

Тема занятия

К-во час

Рисунок «Осенний листопад»

1

Аппликация «Корзинка с грибами»

1

Лепка «Овощи и фрукты»

1

Лепка «Колобок»

1

Украшаем ёлку.

1

Рисунок «Зимние забавы»

1

Лепка «Звери леса»

1

«Масленица» (игра)

1

Открытка для мамы

1

Аппликация «Ваза»

1

Украшаем Матрёшку.

1

Итого

11

                           

Пояснительная записка по практическому курсу

« Развитие речи  и подготовка к обучению грамоте».

Курс развития речи и подготовка к обучению грамоте дошкольников 6 лет является начальным звеном непрерывного курса «Обучение грамоте».

 Общая цель программы- подготовить в ходе обучения функционально - грамотную личность, как показатель качественного обучения. Одним из способов достижения этой цели видится создания  непрерывных курсов. Непрерывность же на границе* детский сад- школа* обеспечивает преемственность в обучении. В связи с этим одна из целей настоящей программы - описание первого, начального звена непрерывного курса русского языка и обеспечение преемственности с нашими программами для начальной  и средней школы.

                                                   Актуализация.

 Развитие дошкольника ведётся по четырём основным линиям:

1.Линия формирования произвольного поведения;

2.Линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;

3.Линия перехода от эгоцентризма к умению видеть мир с точки зрения других людей;

4.Линия мотивационной готовности.

     

Особенностью программы является использование элементов логопедической    методики для детей дошкольного возраста, цель которой - предупреждение

ошибок в чтении и письме

Цель курса - всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных

представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Задачи обучения:

1.Формирование мотивации учения и интереса к процессу обучения.

2.Развитие  наглядно- образного и формирование словесно- логического мышления, умение делать выводы, обосновывать свои суждения.

3.Формирование приёмов умственных действий -  анализа, синтеза. Сравнения, обобщения.

4.Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.

  1. Развитие умения работать в коллективе.
  2. Развитие умений говорения и слушания, чтения.
  3. Развитие интереса и внимания к слову, речи.
  4. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
  5. Развитие владения звуком, слогом,  словом, словосочетанием, предложением.
  6. Расширение представлений об окружающем мире.

     

  Решение этих задач осуществляется в процессе занятий по развитию речи и  по подготовке к обучению грамоте с детьми 6 лет. Занятия проводятся по учебнику- тетради «По дороге к Азбуке» ч.5.

                                         

Содержание работы:

  1. Развитие связной речи:
  •  обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
  •  обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре;
  •   обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжет_

         ной картинке, по серии картинок;

  •  «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых                обозначений.

  1. Лексическая работа:
  • обогащение словарного запаса детей;
  • обучение употреблению новых слов в собственной речи

                     (конструирование словосочетаний и предложений).

  1. Развитие звуковой культуры речи:
  • знакомство с органами артикуляции, способами произнесения
  • звука, его условным обозначением;
  • знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.

  1. Развитие фонематического слуха:
  • выделение звука в начале, конце и середине слова, определение
  • положения звука в слове;
  • выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых,

                  мягких, звонких, глухих согласных.

  1. Обучение звуко-слоговому анализу:
  • звуковой анализ состава слогов и слов;
  • дифференциация понятий «звук» и «буква»;
  • соотнесение букв и звуков.

  1. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
  2. В течение обучения проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания на: выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами; выделение одинаковых предметов из группы предметов; выделение лишнего предмета; объединение различных предметов в группы; выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе и т.д.

К  концу обучения по программе «По дороге к азбуке»  у детей формируются следующие знания и умения:

1.        Звуки:

  • Знать понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение.
  • Знать акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
  • Уметь выделять в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных.
  • Уметь выделять звук в начале, конце и середине слова, определять положения звука в слове.
  • Уметь проводить звуковой анализ состава слогов и слов.
  • Уметь читать и составлять слоги.

 2.        Слоги:

  • Знать понятие «слог».
  • Уметь проводить слоговой анализ слов.
  • Уметь подбирать слова на заданное количество слогов.
  • Уметь выделять в словах первый и последний слог.
  • Уметь подбирать слова на заданный слог.
  • Уметь составлять прямые и обратные слоги.
  • Уметь печатать слоги.

 3.        Слова:

  • Уметь выявлять различия в звуковом (слоговом) составе двух слов.
  • Уметь составлять слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок.
  • Уметь изменять слова путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов.
  • Уметь выявлять повторяющиеся в словах слоги с последующим их добавлением к другим словам.
  • Уметь восстанавливать нарушенную последовательность звуков или слогов в структуре слова.
  • Уметь последовательно преобразовывать слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
  • Уметь печатать слова, состоящие из одного и двух слогов.

4.        Буквы:

  • Знать буквы.
  • Знать дифференциацию понятий «звук» и «буква».
  • Знать согласные и гласные буквы.
  • Уметь соотносить букву и звук.

5.        Связная устная речь.

  • Уметь отвечать на вопросы, диалогической речи.
  • Уметь составлять предложения.
  • Уметь пересказывать текст.
  • Уметь составлять рассказ-описание по сюжетной картинке, по серии картинок.

                      Календарно-тематическое планирование занятий

                                                         «Грамотейка».

                                                             (26 часов)

  №

 Дата

                 Тема занятия

  НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ

К-во часов

      развивающий аспект

  1.

Знакомимся со звуком [у] и буквой «у».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии

   1

  2.

Знакомимся со звуками [а], [и] и буквами «а», «и».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии

   1

  3.

Знакомимся со звуками [о], [ы] и буквами «о», «ы».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии

   1

  4.

Знакомимся со звуками [т], [т'] и  буквой «т».

Знакомимся со звуками [п], [п'] и  буквой «п».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии

   1

  5.

Знакомимся со звуками [к], [к'] и буквой «к».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии

   1

  6.

Знакомимся со звуки [м], [м'] и буквой «м».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии

   1

 

  7.

Знакомимся со звуками [с], [с'] и буквой «с».

Знакомимся со звуками [н], [н'] и буквой «н».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии

   1

  8.

Знакомимся со звуком [э] и графическим образом буквы «э».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии

   1

  9.

Знакомимся со звуками [х], [х'] и буквой «х».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии

   1

 10.

Знакомимся со звуком [й'] и буквой «й».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, речи, рефлексии

   1

 11.

Знакомимся со звуками [й'], [а] и буквой «я».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии

   1

 12.

Знакомимся со звуками [з], [з'] и буквой «з».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, творческих способностей, рефлексии

   1


 13.

Знакомимся со звуками [б], [б'] и буквой «б».

Знакомимся со звуками [в], [в'] и буквой «в».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии

   1

 14.

Знакомимся со звуками [ф], [ф'] и буквой «ф».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии

   1

 15.

Знакомимся со звуками [д], [д'] и буквой «д».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, творческих способностей, рефлексии

   1

 16.

Знакомимся со звуками [г], [г'] и графическим образом буквы «г».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, творческих способностей, рефлексии

   1

 17.

Знакомимся со звуками [л], [л'] и буквой «л».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии

   1

 18.

Знакомимся со звуками [й'], [э] и буквой «е».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии

   1

 19.

Знакомимся со звуками [ш], [ж] и графическими образами букв «ш», «ж».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии

   1

 20.

Знакомимся со звуками [й'] ,[о] и   буквой «ё».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, ,рефлексии

   1

 21.

Знакомимся со звуками [р], [р'] и буквой «р».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии

   1

 22.

Знакомимся со звуком [ч'] и буквой «ч».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения,  фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии

   1

 23.

Знакомимся со звуками [й'], [у] и буквой «ю».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии

   1

 24.

Знакомимся со звуками [ц], [щ'] и буквами «ц», «щ».

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии

   1

 25.

Знакомимся с мягким  и твёрдым знаками.

Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии

   1

 26.

Занятие-путешествие.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, творческих способностей, рефлексии

   1

Пояснительная записка  по практическому курсу «Посчитаем – поиграем».

   Цель курса математической подготовки - обеспечить предметную подготовку дошкольников, достаточную для продолжения математического образования в начальной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.

  Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность дошкольников с учетом специфики предмета (математика), направленную:

  • на формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего мира;

  • на развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности;

  • на овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты.

  В основе курса лежит работа по тетрадям И.Б.Истоминой «Готовимся к школе».

Задания, предложенные в Тетради по математике №1, способствуют уточнению и расширению представлений дошкольников о пространственных и качественных отношениях, о числе и цифре, а также подготавливают детей к усвоению состава однозначных чисел. Выполнение заданий в системе обеспечивает преемственность дошкольной математической подготовки и развивающего курса начальной математики (автор д.п.н., профессор Н.Б. Истомина).

В Тетради по математике № 2 "Готовимся к школе" продолжается работа по формированию у детей представлений о числе и цифре, повторяются названия числительных и их последовательность при счете, ведется подготовка к изучению состава однозначных чисел, уточняются понятия "выше - ниже", "шире - уже", "длиннее - короче". Выполнение заданий в системе обеспечивает преемственность дошкольной математической подготовки и начального курса математики.

К концу подготовительной ступени дети должны знать:

  • числа от 0 до 10 и их графическое изображение;
  • предшествующее число, последующее, числа – соседи;
  • понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, «столько же», «также», «уже-шире», «короче-длиннее», «больше-меньше»;
  • геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник, ромб;
  • основные цвета и их оттенки;
  • временные части суток: утро, день, вечер, ночь;
  • название дней недели;
  • название месяцев и времен года;
  • направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении.

                            Календарно-тематическое планирование занятий                                                      

                                                 «Посчитаем - поиграем».

                                                                   (26 часов)

  №

  Дата

        Тема занятия.

               НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ

К-во часов

познавательный

        аспект

       развивающий

            аспект

  1.

Сделай «так-же», сделай «по-другому».

Сравнение предметов по различным признакам.

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, расширение словарного запаса, рефлексии

    1

  2.

Найди «лишний предмет».

Анализ объекта.

Сравнение предметов по различным признакам: цвету, форме, размеру и т.д.

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

    1

  3.

Представление о пространственных отношениях ( слева, справа).

Понятия «лево-право».

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

    1

  4.

Представление о пространственных отношениях ( слева, справа, вверх, вниз).

Понятия «лево-право», «верх-низ».

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

    1

  5.

Представление о пространственных отношениях (слева, справа, вверх, вниз, ближе, дальше).

Понятия «ближе», «дальше».

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

    1

  6.

Установление взаимнооднозначного соответствия предметов (образование пар). Отношение «столько же».

Понятия «столько же», «больше», «меньше».

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве,  рефлексии

    1

  7.

Отношение «столько же».

Понятие «столько же».

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве,  рефлексии

    1

  8.

Знакомимся с графическим образом цифр.

Установление соответствия между количеством предметов и цифрой.

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики, рефлексии

    3

  9.

Занятие-игра.

Цифры и их графические образы.

Развитие внимания, зрительной, слуховой и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, творческих способностей, речи, рефлексии

    2

 10.

Признаки предметов.

Графический диктант.

Сравнение предметов по различным признакам.

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики,  рефлексии

    2

 11.

Признаки  предметов.

Графический диктант.

Сравнение длин предметов (визуально).

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления,

ориентации в пространстве, мелкой моторики,  рефлексии

    1

 12.

Признаки предметов.

Понятия «уже», «шире»,«короче», «длиннее».

Развитие внимания,  памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики,  рефлексии

    1

 13.

«Давайте подумаем…»

Установление закономерностей.

Развитие внимания,  памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики,  рефлексии

    2

 14.

Сравнение предметов.

Понятия «уже», «шире»,«короче», «длиннее».

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики,  рефлексии

    1

 15.

Размеры предмета.

Сравнение и классификация  предметов по различным признакам

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики,  рефлексии

    1

 16.

Ориентируемся в пространстве.

Графический диктант.

Задания на формирование пространственных

представлений.

Развитие внимания,  памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики,  рефлексии

    2

 17.

Снова о предмете в пространстве.

Место предметов в пространстве, их взаимное расположение.

Развитие внимания,  памяти, логического мышления, воображения, ориентации в пространстве, мелкой моторики,  рефлексии

    2

 18.

Сравниваем предметы.

Отношения «столько же», «больше», «меньше».

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики,  рефлексии

    1

 19.

Занятие-игра.

Задания на ориентирование в пространстве, обобщение и классификацию, определение последовательности  событий.

Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции, воображения, рефлексии

   1

                       Пояснительная записка  по практическому курсу

                                    «Посмотри внимательно на мир». (РПС)

  Курс «Развитие познавательных способностей» (РПС) для дошкольников рассчитан на детей 6 лет, готовящихся стать первоклассниками.

  Курс направлен на развитие у детей памяти, внимания, логического мышления, воображения, речи, пространственной ориентации, конструкторских способностей, фонематического слуха, мелкой моторики, коммуникативных способностей, а также различных сторон логического мышления.

 У малышей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Сделать актуальной сферу обучения детей – значит создать такие условия, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала станет постоянной, доминирующей. Именно этому способствуют занятия данного курса.

  Занятия построены на сочетании коррекционно-развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний. Игровая форма способствует непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств дошкольников, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – формированию прочных знаний, умений и навыков, необходимых будущему первокласснику.

  Пособие соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС второго поколения).

Ожидаемые результаты.

- Первый уровень – приобретение дошкольником социальных знаний;

- Второй уровень – получения опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

- Третий уровень - получение опыта самостоятельного общественного действия.

  • Развитие основных мыслительных способностей учащихся;
  • развитие различных видов памяти, внимания и воображения;
  • развитие речи;
  • становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;
  • снижение тревожности и необоснованного беспокойства;
  • высокая степень познавательной активности учащихся;
  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование   интеллектуальных   умений,   связанных   с           выбором   стратегии  решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование   способностей   наблюдать,   сравнивать,   обобщать,   находить  простейшие   закономерности,   использовать   догадку,   строить   и   проверять  простейшие гипотезы;
  • формирование     пространственных     представлений     и     пространственного  воображения;
  • привлечение учащихся к  обмену информацией в ходе свободного общения на  занятиях.

                             Календарно-тематическое планирование занятий                                                      

                                          «Посмотри внимательно на мир».

                                                              (15 часов)

  №

  Дата

        Тема занятия.

               НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ

К-во часов

познавательный

        аспект

       развивающий

            аспект

  1.

Итак, мы начинаем…Чему учат в школе?

Что ждёт будущих учеников в школе и зачем нужно учиться.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, конструкторских способностей, рефлексии.

   1

  2.

Про звонок и про урок. Семицветная дуга.

Значение школьного звонка и урока. Семь цветов радуги. Краткое содержание сказки В.Катаева «Цветик-семицветик».

Развитие внимания, мышления, смысловой и зрительной памяти, рефлексии.

   1

  3.

Рисуем бусы. Развиваем фонематический слух.

Порядок расположения цветов в Российском флаге. Что такое фонематический слух. Рифма.

Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, фонематического слуха, речи, воображения, рефлексии.

   1

  4.

Времена года: осень, зима.

Отличительные особенности осени и зимы как времён года.

Развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, воображения, фонематического слуха, чувства рифмы, речи, конструкторских способностей, рефлексии

   1

  5.

Времена года: весна, лето.

Отличительные особенности весны и лета как времён года.

Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, ориентации в пространстве, воображения, фантазии, рефлексии

   1

  6.

Дни недели. Слушаем сказку. Развиваем мелкую моторику.

Что такое русская народная сказка? Популярные герои рус.нар.сказкок. История возникновения названий дней недели. Упр. для развития мелкой моторики руки.

Развитие внимания, мышления, слуховой и смысловой памяти, чувства рифмы, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, рефлексии

   1

  7.

Размеры предмета. Геометрические фигуры.

Сравнение предметов по различным признакам: длине, ширине, толщине, глубине, высоте. Точка, линия, прямая, треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.

Развитие внимания, мышления,  зрительной памяти, воображения, ориентации в пространстве, рефлексии, расширение словарного запаса.

   1

  8.

И снова сказка. Ещё о геометрических фигурах.

Авторская сказка. Популярные герои авторских сказок. Точка, линия, прямая, треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.

Понятия «лево-право», «верх-низ».

Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, рефлексии

   1

  9.

Развиваем воображение и фантазию. Трудные

задания от Василисы Премудрой.

Чем отличается воображение от фантазии. Василиса Премудрая – героиня русских народных сказок.

Развитие внимания, воображения, логического мышления, слуховой и зрительной памяти, чувства рифмы, речи, артистических способностей, рефлексии

   1

 10.

Развиваем речь. Качества характера.

Антонимы – слова «наоборот». Что такое характер. Положительные и отрицательные черты характера.

Развитие внимания, мышления, слуховой и смысловой памяти, воображения, ориентации в пространстве, речи, расширение словарного запаса, рефлексии

   1

 11.

Домашние и дикие животные.

Разнообразие домашних животных , их роль в жизни человека. Разнообразие диких животных.

Развитие внимания, мышления, смысловой и слуховой памяти, воображения, конструкторских и артистических способностей, речи. чувства рифмы, фонематического слуха, рефлексии

   1

 12.

Предмет в пространстве, их взаимное расположение.

Место предметов в пространстве, их взаимное расположение, направление движения.

Развитие внимания, логического мышления, воображения, фантазии, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, рефлексии

   1

 13.

Внешний вид ученика. Эстафета занимательных заданий.

Необходимость соблюдения элементарных правил гигиены.

Развитие внимания, логического мышления, слуховой и зрительной памяти, быстроты реакции, фонематического слуха, конструкторских и артистических способностей, чувства рифмы, воображения, фантазии, рефлексии

   1

 14.

Трамвайчик «Первоклашка». Тестируем и тренируем внимание и мышление.

Тесты на определение объёма внимания и его концентрации, на определение умения различать существенные и несущественные признаки предметов и умение исключать лишнее понятие из группы однородных.

Развитие внимания, мышления, памяти, быстроты реакции, речи, рефлексии.

   1

 15.

Тестируем и тренируем память и мышление.

Тесты на определение уровня развития слуховой и зрительной памяти, на определение умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями и умение обобщать.

Развитие внимания, памяти, быстроты реакции, мышления, воображения, фантазии, рефлексии.

   1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию речи будущих первоклассников

В программе даны пояснительная записка, цели и задачи, содержание работы, количество часов, календарно-тематическое планирование занятий с дошкольниками в "Школе раннего развития" при подготовке детей...

Программа по развитию речи будущих первоклассников

В программе даны пояснительная записка, цели и задачи, содержание работы, количество часов, календарно-тематическое планирование занятий с дошкольниками в "Школе раннего развития" при подготовке детей...

программа по математике для будущих первоклассников

Данная программа по математике предназначена учителям начальных классов для проведения занятий по подготовке к школе...

Программа предшкольной подготовки «Школа будущего первоклассника» (для детей 6 -7 лет)

Программа предшкольной подготовки для детей 6 -7лет на базе образовательного учреждения по Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»), была разработана адаптированная типовая программа ...

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

В данной программе представлены приблизительные этапы диагостического обследования речевого развития детей, поступающих в первый класс ( по опыту работы)....

Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников

Предназначена для формирования у детей предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школьному обучению  по ФГОС....

Программа "Школа развития для будущих первоклассников"

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляет преемственность между дошкольным и начальным общим образованием....