Конспект внеурочного занятия по геометрии для начальных классов.3 класс. Тема "Плоские и пространственные фигуры"
план-конспект занятия (3 класс) по теме

 

 

Цели урока: познакомить учащихся с плоскими и пространственными фигурами; учить писать графические диктанты; развивать умения детей делать выводы; развивать любознате6льность; воспитывать интерес к предмету, к школе.

Оборудование: модели плоских и пространственных фигур, доска, цветной мел, жетончики для поощрения, сигнальные карточки, разлинованная таблица, ромашка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon namchak-ool_a.s._ploskie_i_prostranstvennye_figury.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Плоские и пространственные фигуры

Цели урока: познакомить учащихся с плоскими и пространственными фигурами; учить писать графические диктанты; развивать умения детей делать выводы; развивать любознате6льность; воспитывать интерес к предмету, к школе.

Оборудование: модели плоских и пространственных фигур, доска, цветной мел, жетончики для поощрения, сигнальные карточки, разлинованная таблица, ромашка.

Технические средства: экран, мультимедийный проектор, компьютер, музыкальное сопровождение.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  • Здравствуйте, ребята! Сегодня урок буду вести я. Меня зовут Анжелика Семеновна, учитель Бай-Хаакской средней школы. А каккой урок, догадайтесь сами!

Геометрия сейчас

Испытать решила нас

И могу тебя уверить,

Что она уж все проверит.

Не поленится ничуть

Ты внимательнее будь!

  • Так какой урок я буду проводить?
  • Урок геометрии!
  • Приходилось ли вам когда-нибудь слышать слово «геометрия»? (ответы учащихся)
  • Знаете ли вы, что она означает? Может быть вы знаете, что изучает геометрия? (ответы учащихся)
  • Так, давайте же, сами займемся геометрией.
  1. Сообщение темы и целей урока
  • На этом уроке мы познакомимся с различными фигурами, рассмотрим разницу между ними, очень много сделаем «открытий». Выполнение всех заданий должно быть отличным. И нам в этом помогут ваши знания, ваш ум, старательность.
  1. Работа над новой темой

1. Работа над иллюстрациями. (На экране: дрова, бочка, башня, колбаса)

                

  • Что вы видели на экране?
  • Что общего заметили на всех этих рисунках? Что их объединяет? (ответы учащихся)
  • Эта форма предметов и объектов.
  • Да, ребята, умницы! Все рассмотренные предметы и объекты имеют одинаковые формы. И эта форма называется цилиндрическая.
  • Запишите в тетрадях слово: цилиндр. Это слово означает «каток» или «валик».

2. Практическая работа.

  • Посмотрите сюда, возьмем «цилиндр» и составим рассказ.
  • Давайте эту фигуру поставим.
  • Что вы заметили?
  • Что имеет данная фигура? (Цилиндр имеет два основания. Донышко – т.е. основание, опора на донышко)
  • А если положить его на бок, то он катается.
  • Эта фигура – вращения.

3. Из истории: Очень давно, когда не было ни машин, ни тракторов, и никакой другой техники, люди, чтобы перетащить тяжелый груз использовали катки из дерева. Они подыскивали прямое дерево и отрезали от него кусок. Этот кусок и служил катком.

Вывод:         - С какой фигурой познакомились?

                - Что означает слово «цилиндр»?

                -Это, что за фигура?

4. Работа над иллюстрациями. (на экране: эскимо, морковь, башня, парашют)

  • Что можно сказать про предметы и объекты, изображенные на экране?
  • Что общего у этих предметов? Что их объединяет? (ответы, наблюдения учащихся)
  • Эти предметы имеют форму шишки. Такую фигуру называют конусом.
  • Запишем в тетрадях: конус – «шишка».

        5. Практическая работа.

  • Среди следующих фигур выберите те, которые имеют такую же форму. Возьмем конус и составим рассказ о нем. (У каждого ученика на парте модели фигур. Дети берут их, рассматривают, щупают, катают и делают определенные выводы).

        Конус -  имеет вершину, основание. А если положим на бок, то катается. Значить эта фигура вращения.

        6. Знакомство с «шаром» проводится по такому же плану. (на экране: мячи, ядра от пушки)

Сравнение и сопоставление всех 3-х фигур цилиндра, конуса и шара.

        

8. Введение термина «пространственные» и «плоские» фигуры.

        

  • Ребята, а сейчас все посмотрите на фигуры, которые у вас на партах.  Присядьте так, чтобы крышка стола располагалась на уровне ваших глаз. Видите? Конус, цилиндр, шар возвышается над столом, только их основания целиком лежат на столе.
  • Какая же фигура является основанием цилиндра? (круг)
  • А еще, какие фигуры знаете? (                    )
  • Значит, эти фигуры, будто распластались на плоской крышке стола.
  • Они плоские фигуры, а конус, цилиндр, шар – пространственные фигуры. Они как бы возвышаются над столом.

IV.Физминутка.

                Чудеса у нас на свете

                Стали треугольниками дети

                А потом все дружно встали

                Солнышками дети стали

                И как шарик поскакали

                И за конусом пропали.

V. Закрепление пройденного.

  • Ребята, отгадайте загадку:

Стоят в поле две сестрички

Желтый глазок, белые реснички.

                                                (ромашка)

  • Сейчас сыграем в игру «Ромашка». Перед вами две сердцевидки ромашки, а листиков пока нет. Лепестки лежат здесь, на каждом из них написано название геометрической фигуры, плоской или пространственной. Вам предстоит одеть ромашку. Вы берете любой лепесток, читаете и прикрепляете к соответствующей сердцевине. (На доске предварительно крепятся две сердцевины с надписями: на одной – пространственные, на другой - плоские. Лепестки ромашки могут иметь надпись: квадрат, конус, цилиндр, прямоугольник, пятиугольник, круг, шестиугольник, шар, куб, пирамида)

VI. Проверка знаний учащихся.

  • Молодцы, ребята. Отлично справились с заданием, но вас ждет еще одно испытание. У каждого из вас сигнальные карточки. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать, т.е. показывать: «крестик» - ответ «да», «нолик» ответ «нет».
  • Круг, треугольник, квадрат – это плоские фигуры? (Да! «Х»)
  • Цилиндр, конус, шар – это плоские фигуры? (Нет! «О»)
  • Цилиндр означает слово «каток», «валик»? (Да! «Х»)
  • У шара есть основание? (Нет! «О»)
  • Цилиндр, конус, шар – это фигуры вращения? (Да! «Х»)
  • Умницы! Я вижу, что вы умеете на основе своих знаний, воображения, ощущения делать выводы, логически думать, последовательно мыслить.
  • А сейчас мы переходим к самому интересному моменту, к написанию графического диктанта.

Отсчитайте от верхнего левого края страницы вниз 6 клеток и потом вправо еще 2 клетки и на пересечении линий клетки поставьте точку. Это будет стартовая точка А. Поместите в нее острие карандаша и, не отрывая его от бумаги, нарисуйте картинку по записи:

Стартовая точка А вниз 5, вправо 12, вверх 5, влево вверх по диагонали 2, вверх 3, влево 2, вниз 1, влево вверх по диагонали 1, влево 2, влево вниз по диагонали 5.

  • Что у нас получилось? (домик)
  • Добавьте из плоских фигур окна, дверь, крыльцо

Есть большой и светлый дом

Почемучек много в нем

И пишут они, и считают,

Читают, творят и мечтают

                                (школа)

  • Школа наш второй дом. А зачем нам нужна школа? (учимся, добываем новые знания)
  • Назовите пословицы про ученье.

VII. Итог урока

  • Что нового узнали на уроке?
  • Чему учились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеурочного занятия по развитию речи в 1 классе Тема "Текст".

План -конспект внеурочного занятия по развитию речи в 1 классе по теме: "Текст".Цель: формирование общего представления о тексте и его признаках( смысловом единстве предложений, их связи друг с другом...

Конспект внеурочного занятия "Математика и конструирование" для 2 класса (для УМК ПНШ). Тема "Окружность, круг"

Конспект внеурочного занятия по теме "Окружность, круг" разработан для обучающихся 2 класса (УМК ПНШ). Целью занятия: учить различать геометрические фигуры. В ходе занятия обучающиеся учатся пользоват...

Конспект внеурочного занятия "Математика и конструирование" для 2 класса (для УМК ПНШ). Тема "Окружность, круг"

Конспект внеурочного занятия по теме "Окружность, круг" разработан для обучающихся 2 класса (УМК ПНШ). Целью занятия: учить различать геометрические фигуры. В ходе занятия обучающиеся учатся пользоват...

Конспект Внеурочного занятия "Тренировка внимания. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.Планируемые результаты:1) Личностны...

Конспект Внеурочного занятия "Развитие концентрации внимания-2" (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительная память и мышление) уучащихся;Планир...